Общее и профессиональное развитие ребенка
«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»
К.Д. Ушинский
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада [1, с. 201].
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача воспитателей и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех, которые они знают (с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день), заканчивая необычными профессиями современного мира. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
К сожалению, детские сады не уделяют этой теме такую важную роль и не проводят с детьми необходимых мероприятий. Поэтому ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
Главная проблема заключается в недостаточном внимании в дошкольном возрасте к профессиональной ориентации, тем самым уменьшая возможность ребенка узнать о профессиях современного мира и более осознанно сделать выбор.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Э.Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова [1, с. 276].
Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество. Поэтому каждая стадия профессионального становления личности является уникальной и значимой. Психолог утверждает, что профессионального становления человека происходит в течение всей жизни. Таким образом, профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии до профессионального развития), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий [2, с.116].
По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.
Понятие «профессиональная ориентация» рассматривалось учеными разных направлений научного познания. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной направленности, где главным аспектом является вовлечение человека в профессиональную сферу.
Обобщение этих понятий можно представить, как некую систему. Так, например, К.М. Гуревичи Е.М. Борисова в целом определяют профессиональную ориентацию как:
комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодых людей в соответствии с их желаниями, склонностями, которые сформировались с учетом потребности их будущей профессии;
сознательный выбор человеком профессии, которая отвечает его интересам и предусматриваемой успешности, в итоге ознакомления со спецификой выбранной профессии.
Понятие «профессиональная ориентация» тесно связано с образованием и в частности c обучением, потому что в итоге обучения люди могут получить возможности воплотить свои первоначальные идеи, интересы, способности в выбранной профессиональной деятельности. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное развитие и самоопределение выступает, как обязательный фактор обеспечения опережающей функции образования, в отношении к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, формам организации.
Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. По мнению ученых, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь [2, с.209].
В профессиональной ориентации детей используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Но подробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах про диагностики и морально-эмоциональной поддержки помощи.
Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:
информационно-справочные (профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами про ориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);
профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);
морально-эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);
активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.
помощь в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель);
использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур [2, с.281].
Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.
При работе с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности.
Дошкольный возраст характеризуется выходом за пределы своих семейных отношений и установкой взаимосвязей с новым для человека взрослым миром. Период, который проходит ребенок от момента своего рождения до вступления в школьную жизнь, является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития. Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком. Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности. Именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, которые являются отличительной чертой поведения, характера, а также отношения к окружающему миру.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Изучение ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста
Источник
Профессиональное самоопределение дошкольников.
Аннотация.
В статье раскрывается сущность профессионального самоопределения дошкольников. Описывается значимость ролевых игр в процессе профессионального самоопределения дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание
Выбор профессии по душе одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.
Э.Ф. Зеер считает, что «дошкольный возраст является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания» [1]
В дошкольные годы формирование профессионального самоопределения выражается посредством познаний о трудовой деятельности взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через наблюдения за трудовой деятельностью взрослых, общение с взрослыми и чтение художественной литературы узнают о разных профессиях. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Наблюдая за ребёнком, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Чем больше ребенок впитывает разнообразной информации, тем легче ему будет сделать в будущем свой выбор.
В младшей возрасте продолжается развитие игр, связанны х с бытовым трудом людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы – заместители вместо недостающих атрибутов. Развивая у дошкольников интерес к деятельности взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда.
Детей старшего возраста больше привлекает труд людей, работающих за пределами детского сада. Они воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
В выпускной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Дети седьмого года жизни продолжают представлять в игре работу членов семьи, уклад жизни, деятельность людей. Расширяются и углубляются понятия о различных специальностях: пилоты управляют самолётами, но также имеются механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы. Обобщаются понятия о взаимосвязи работы людей, работающих на одном и том же предприятии (например: дизайнер, закройщик, швея трудятся в ателье; сантехник, каменщик, плиточник – на стройке). Дети начинают самостоятельно создавать игровую обстановку, определяют тему игры. Они выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль. В старшем дошкольном возрасте вводятся игры, отображающие инновационные общественно – финансовые взаимоотношения и новейшие специальности, сопряжённые с компонентами рыночной экономики.
Огромную значимость в профессиональном самоопределении имеют первоначальные трудовые действия – осуществление простых операций по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Данные действия содействуют у малышей формированию заинтересованности к труду взрослых. Сюжетно – ролевые игры, наблюдение за действиями взрослых, осуществление элементарных видов труда способствуют самоопределению дошкольников. Малыши охотно копируют поступки старших и, исходя из этого, идет ориентация на профессии находящихся рядом людей. Понимание ребёнком собственных способностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, трудовой деятельности создаёт понимание о будущей специальности.
При знакомстве детей с трудом взрослых необходимо не только расширять знания о профессиях, но и углублять, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой дошкольникам информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
Немаловажно придерживаться системности в расширении данных о профессиях. Обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают неглубокие знания, что отрицательно влияет на формирование правильного отношения к трудовой деятельности. Умело организованная образовательная деятельность даёт возможность не только понимать специфику работы людей разных специальностей, но также формирует познавательную заинтересованность к труду взрослых, вызывает желание подражать трудовому поведению людей.
Подводя итоги вышеизложенного, хочется подчеркнуть, важность использования всех видов деятельности в формировании профессионального самоопределения, их интеграцию и огромное эмоциональное воздействие на дошкольника. Конечно, основным является создание условий для организации сюжетно-ролевых игр, трудовых действий, насыщенность и разнообразие предметной среды, взаимодействие взрослых в процессе работы по данному направлению. Особенно хочется отметить и использование разных форм и методов в работе с детьми по теме профессионального самоопределения: проектная деятельность воспитателей, детей и родителей, проведение экскурсий, тематических праздников, «профессиональных» выступлений, создание родительских клубов, проведение встреч по интересам и т.д.
Таким образом, создавая уже в дошкольном образовании условия для профессионального самоопределения воспитанников, мы осуществляем ориентацию детей на трудовую подготовку, влияем на выбор востребованных в дальнейшем профессий, и способствуем решению задач образовательной системы в целом.
Литература
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.
- Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учеб. пособие [Текст] / С.М. Зырянова [и др.]. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. – 2006. – 184 с.
- Комарова Т.С., Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Трудовое воспитание в детском саду. Изд.: М «Синтез», 2009г.
- Кузовкова Ю.С., Статья профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте-2013г.
- Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ«Сфера», 2012.
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Особенности работы с детьми различных возрастных категорий
(младший, средний, старший возраст) в условиях ДОЛ.
Младшее школьное детство (7-11 лет)
Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Формирование первоначальных детских убеждений. Необходимость создания ситуации успеха. Принцип сотрудничества в работе с младшими школьниками.
Общая характеристика.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Психолого-педагогические доминанты развития.
Характеристики возраста | Младшее школьное детство |
Социальная ситуация развития | социальный статус школьника (ситуация обучения) |
Ведущая деятельность | Учебная деятельность. |
Центральное новообразование | Произвольность. Чувство компетентности. |
Другие важнейшие новообразования | Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. |
Становление жизненного мира | Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза (индивидуального развития) с развитием мотивов учения. |
Специфика общения | Система «ребенок—взрослый» дифференцируется на «ребенок—учитель/воспитатель» и «ребенок—родители». Отношение «ребенок—воспитатель» выступает для ребенка отношением «ребенок—общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от воспитателя, его слов и поступков. Общение со сверстниками строится от полного безразличия, через отношения соперничества (особенно за внимание воспитателя) к отношениям сотрудничества (появляются товарищеские мотивы), формируется способность к эмоциональной обособленности. |
Особенности познавательной сферы | Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности; адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. Мышление – основа развития других психических функций, интеллектуализация всех психических процессов. Развивается теоретическое мышление, теперь у ребёнка формируется научное понятие, – он ориентируется не на внешние признаки, а на абстрактные. Особенности мышления: гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, меньшая эгоцентричность, способность делать логические выводы (умозаключения). Восприятие – происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Внимание – преобладает произвольное внимание, формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Переключаемость даже выше, чем в среднем у взрослых, это связано с молодостью организма и подвижностью ЦНС. Память – приобретает ярко выраженный произвольный характер. Идёт интенсивное формирование приёмов запоминания – от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Также развивается логическая память (элементы логической памяти). материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Также развивается логическая память (элементы логической памяти). |
Формирование первоначальных детских убеждений. Необходимость создания ситуации успеха.
В сфере самосознания появляется внутренняя позиция школьника. Стремление к ней характеризует личность ребёнка в целом, определяя его поведение, деятельность, систему отношений к действительности и самому себе. Самосознание осуществляется в учебной деятельности, в ней ребёнок познаёт самого себя, у него складывается представление о себе, самооценка. Направленность личности выражается в потребностях: в игровой деятельности, в движениях, во внешних впечатлениях, а так же новые потребности: точно выполнять требования воспитателя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями; потребность в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно воспитателя, потребность быть лучшим, любимым воспитанником; потребность в общении.
Характерна доверчивость и исполнительность, которые являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Повышенная реактивность, подражательность. Развивается волевая регуляция поведения, совершенствуется трудолюбие и самостоятельность. Развивается мотивационная сфера: 1) широкие социальные мотивы; 2) познавательные мотивы – мотивы самосовершенствования; 3) мотивы достижения – достижения успеха, престижная мотивация, мотивация избегания неудачи; 4) компенсаторная мотивация – компенсация недостаточного интереса к учебной деятельности интересами и успехами в других видах деятельности. Таким образом, мотивы бывают: 1) учебными – познавательные, социального одобрения, широкие социальные мотивы, узкие социальные мотивы; и 2) личностными – мотивы достижения успехов и избегания неудач. Изменяется характер эмоций у детей: усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций.
Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов: неожиданная радость; общая радость; радость познания.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребенка превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности вожатого.
Общая радость состоит в том, что бы ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной вожатым или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Деятельность детям может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Подростковое детство (11-15 лет)
Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Акселерация. Способы консуммации. Создание ситуаций успеха. Суицидальное поведение подростков, его причины. Использование принципов партнерства и сотрудничества.
Общая характеристика.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис (кризис полового созревания) может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Акселерация.
Акселерация — ускорение роста и физического развития детей и подростков. Современные дети и подростки в каждом возрасте обладают в среднем более высоким ростом и большей массой (весом) тела, чем их сверстники прежних лет. Акселерация проявляется не только в более быстрых темпах увеличения размеров тела, но и в более раннем половом созревании.
Старшее детство (15-18 лет)
Общая характеристика.
Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст — затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями “вырастает”. Новый возрастной этап — старшее детство — считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Профориентация.
Профориентация –система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования.
Профессиональная ориентация включает в себя:
Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Летний профильный лагерь может быть организован с целью поддержки и сопровождения профильного и предпрофильного обучения и являться частью программы по профориентаци. Участие юношей в профильном лагере – хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях.
В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через летние профильные лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.
Особенности работы с детьми различных возрастных категорий
(младший, средний, старший возраст) в условиях ДОЛ.
Источник