Общая периодизация развития речи ребенка

Периоды речевого развития ребенка

С учетом тесной связи морфологической и синтаксической системы языка выделяют   3  периода формирования  грамматического  строя  речи.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2 этапа: этап однословного предложения и этап предложений из нескольких слов-корней.

1.Этап однословного предложения (возраст от 1 года 3 мес. до 1  года 8 мес.)              

На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни (“би” – машина, поехали и т.д., “гу” – гулять, голуби…). В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова (“ди” – иди, уходи, “мако” – молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, и глаголов (“бух”, “ди”…)5-7. Звукопроизношение.
Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малыш произносить еще не может. Слоговая структура слова.
Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или два одинаковых слога (“га-га”, “ту-ту”). 2. Этап предложений из нескольких слов-корней (возраст от 1 года 8 мес. до
1 года 10 мес.)  

На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения (“дай”, “неси”, “спать”).

Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятии различных форм слов (дом, домой, домом, дому) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). Количество аморфных слов-корней увеличивается до 87.

Звукопроизношение.
Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цък. Слоговая структура слова.
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко – “мокко”.

ВТОРОЙ ПЕРИОД – период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа: этап формирования первых слов, этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов и этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

1. Этап формирования первых форм слов
(возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 1 мес.)

На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются:
– формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием “-ы”, “-и” (фонетически всегда “-и” по причине смягчения согласных);
– формы винительного падежа с окончанием “- у”. Например, кису, куклу;
– иногда появляются формы родительного падежа с окончанием “- ы”, окончание “- е” для обозначения места (на столе – “толе”).

Первыми грамматическими признаками глаголов являются:
– повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси);
– формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит);
– возвратные и невозвратные глаголы.

К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения (“Мальчик гуляет”), некоторые формы глагольного управления (“Дай кису”). Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов.

Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз (“Вот таи.” – “Вот шары”). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет – 2 лет 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций.

Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этапов развития являются важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у 3-х летнего малыша.Звукопроизношение.
К двум годам появляются твердые согласные звуки “т”, “д”, “п”. Все чаще стечение согласных замещается одним звуком.Слоговая структура слова.
В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный (“кусу” – укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах. 2. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов
(возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.)

Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, “молотокм”, “человеки”, “левы”. На этом этапе еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.

Среди грамматических форм существительных усваиваются:
– беспредложные формы косвенных падежей: винительный, родительный, дательный, творительный;
– наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения;
– усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.);
– разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.

Согласование прилагательных еще не усвоено. В речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.

Личные местоимения уже усвоены.

В речи детей на этом этапе уже появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, однако их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.

Звукопроизношение.
Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произноятся правильно.

Слоговая структура слова.
Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, “ципилась” – зацепилась. 3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксических отношений
(возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет)

На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных:
– усвоение окончаний мн. числа “- ов”, “-ами”, “-ах”;
– падежных окончаний им. пад. мн. числа “-а”, “-на”.

На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшие развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда.

Звукопроизношение.
Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц. Заканчивается усвоение групп согласных.Слоговая структура слова.
Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД – период дальнейшего усвоения морфологической системы (возраст от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой “фильтров”, накладываемых на использование общих правил.

В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (“пени”, “левы”), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю – заплачу). Усваивается глагольное управление.

Звукопроизношение.
К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение.Слоговая структура слова.
Нарушений не должно быть.

Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Хочу, чтобы, вы помнили о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов,    затягивается.

 Используемая в работе литература:

А.Н.Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» – М.,1961

Е.Ф.Архипова «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» – М.,2006

Е.Н.Винарская «Раннее речевое развитие ребёнка: актуальные проблемы дефектологии» – М.,1992

« Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми» под ред. М.И. Лисиной – М.,1985                                    

Источник

Вопрос № 41.

Детская речь является предметом научного изучения с давних времен. Вопросом изучения детской речи в норме занимались многие исследователи: Гвоздев, Хватцев, Швачкин, Жинкин, Бельтюков, Леонтьев, Исенина, Винарская и др. Было произведено много наблюдений и экспериментальных исследований детской речи, посвященных формированию отдельных сторон речевой системы в онтогенезе, становлению языковой способности, периодизации речевого развития.

Эти исследования имеют большое значение для современной логопедии. В соответствии учением Л.С.Выготского, каждый ребенок в своем развитии проходит ряд качественных изменений, последовательность этих изменений одинакова как у нормальных, так и у аномальных детей, только осуществляется в разные временные периоды и имеют качественные отличия. Таким образом, усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Для того чтобы оценить состояние речи ребенка в настоящий момент, выявить причины и механизм нарушения, этап речевого развития, на котором произошел сбой, необходимо знать этапы развития речи в норме. Знание закономерностей и этапов речевого развития в норме позволит выявить нарушение, определить диагноз и составить план коррекционной работы.

Большой вклад в разработку вопросов развития детской речи внес Гвоздев (лингвист). В течение 8 лет изо дня в день фиксировал речь собственного сына, записывая ее в дневник. На основе полученных данных был написана книга «Вопросы изучения детской речи» и «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». И в настоящее время записи Гвоздева широко используются исследователями детской речи.

А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений, грамматических категорий, усвоения фонетики родного языка, наблюдения дошкольников над явлениями языка.

Выделенные автором периоды формирования грамматического строя речи по существу устанавливают, каким образом складывается у детей язык как система, служащая целям общения и мышления.

Бельтюков («О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе», «Об усвоении детьми звуков речи») занимался проблемой развития фонематических функций в онтогенезе. Он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического восприятия. Экспериментально доказал, что к концу 2 года фонематический слух нормально развивающегося ребенка уже сформирован. Показал, что последовательность овладения произношением фонем не совпадает с последовательностью формирования слуховых дифференцировок. В различении ребенком звуков на слух – шипящие и свистящие, затем твердые и мягкие согласные, распознавание сонорных и шумных звуков. глухие и звонкие, на последнем этапе – различает взрывные и щелевые. Последовательность различение в произношении: сонорных (носовых) и шумных согласных; различение звонких и глухих; взрывных и щелевых согласных.

Н.Х. Швачкин рассматривал развитие фонематического восприятия. Выделил 2 периода в развитии детской речи. Первый период в развитии речи ребенка – дофонемный, речь здесь просодическая, так как ребенок еще не различает в обращенной к нему речи слова по их звучанию. В возрасте 10— 11 месяцев начинается качественно другой период в развитии понимания речи ребенком, основанный на восприятии и различении звукового состава слов. Этот этап Н.Х. Швачкин называет периодом фонемной речи. Различие звуков речи, а следовательно, и слов формируется постепенно. Диффереицировка фонем подчиняется определенному закону — вначале возникает грубая дифференцировка, по наиболее сильным компонентам, в дальнейшем она делается все более и более тонкой, т.е. различение звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Н.Х. Швачкин установил такую последовательность развития этого процесса: сначала ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки от согласных, различение внутри гласных звуков, затем возникает дифференциация шумных и сонорных, далее — твердых-мягких согласных, взрывных-щелевых, переднеязычных-заднеязычных, глухих-звонких, шипящих-свистящих, р-л. Н.Х. Швачкин отмечает такую последовательность появления двигательной дифференциации звуков в собственной речи (от 1 до 5 лет): сначала появляются гласные, затем сонорные м, к (а следовательно, и первые слова мама, на и т.п.), затем шумные взрывные п, б, д, т, к, щелевые в, ф, х, й, свистящие, шипящие л, р.).

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Например, Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до 1 года;

2-й — преддошкольный – этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Остановимся подробно на характеристике этапов речевого развития.

1 период – довербальный – от рождения до 1 года.

Самым первым речевым проявлением является крик (громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом). Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться, меняются его интонации в зависимости от состояния ребенка, и у ребенка появляется гуление и смех.

У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление – «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.

Гуление – представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Гуление важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.

Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе.

Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. После 8-ми-месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. По мере автоматизации лепета усваивается ритмический рисунок речи (развивается синтагматическая организация речи).

С 8 месяцев начинает понимать некоторые слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой, узнает голоса близких, реагирует на свое имя, прислушивается к речи взрослых и наблюдает за их артикуляцией.

К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба – часто не имеют предметной соотнесенности.

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

С 1 до 1,5 летэтап первичного усвоения языка.

К году ребенок четко произносит первые слова и понимает до 30 слов. Первые слова характеризуются полисемантизмом. Между 1г.3 мес. и 1г.6мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. Происходит усвоение однословных предложений. Слово равнозначно по смыслу целому предложению. Первые слова-предложения аморфны, используются без изменений, связаны с конкретной ситуацией.

С 1,5 до 2 лет – происходит бурный рост словаря (до 300 слов), связанный с интенсивным развитием предметной деятельности, овладением слоговой структурой слов. Ребенок пытается произносить 2-х и 3хсложные слова (сначала произносит ударный слог, затем появляется первый предударный, а потом безударные слоги). Помимо существительных в речи ребенка появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований. К концу 2 года ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонационно, слова в неизменяемой форме используются.

От 2 до 3 летэтап усвоения грамматики языка.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. К 2 годам формируется фонематический слух.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря – достигает 800-1000 слов. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, появляются личные местоимения. Появляются слова с обобщающим значением. Возрастает понимание речи, начинает развиваться контекстная речь.

Дети овладевают элементарными грамматическими навыками родного языка. В начале 3 г. ребенок овладевает первыми формами слов(усваивают ед.и мн.число сущ-х, формы В.п., возвратные глаголы и др.) происходит усвоение флексийнойсистемы языка.

В 2,5 года – развитие фразовой речи, дети учатся строить предложения из 3-4 слов, используя различные грамматические формы слов. Происходит качественный скачок в развитии речи.

Усвоение служебных слов – появляются предлоги, союзы.

Выделяют в словах морфемы, образуют слова по аналогии, возникает словотворчество.

Речь становится уже полноценным средством общения.

Период с 3 до 4 лет – у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Словарь детей достигает 2.000 слов. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги, а также служебные части речи. Дети этого возраста становятся почемучками.

В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. Ребёнок использует суффиксальное словообразование. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко.

С 3 лет – момент интенсивного развития связной речи. Появляются зачатки монологической речи, дети умеют пересказывать (по вопросам) сказку. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе ЦНС, речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др.

От 4 до 5 лет – Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, присутствуют все части речи (притяжательные местоимения осваивают).

Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот пли иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли.

Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторнойфункции речи.

Период от 5 до 6 лет – продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений.

Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастанием ее объема в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильные изменения слов, наблюдаются нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших.

К 7 годам к моменту поступления ребенка в школу, он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, надеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Ребенок начинает излагать события в логичной последовательности. То есть, это говорит о том, что у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление

К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

В 7 лет должна быть сформирована устная речь. В младшем школьном возрасте ребенок усваивает механизмы чтения и письма. В этом возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться словарь, грамматический строй, связная речь (пересказ).

В среднем школьном возрасте дети изучают закономерности языка, речи, учат правила, изучают части речи, развитие речи происходит на основе изучения морфологических, грамматических основ языка. Одновременно происходит развитие словаря, формируется сознательное отношение к языку. В этом возрасте практические умения и навыки соединяются с теоретическими знаниями о языке, о языковой системе. Усиленно развивается коммуникативная функция речи. В связной речи на качественно новый уровень выходит диалогическая речь. Также важно отметить формирование определенного сленга.

Старший школьный возраст характеризуется дальнейшим развитием лексики и грамматического строя, которое происходит на занятиях, в ходе обучения. Особенно развивается монологическая форма речи как устная, так и письменная, что связано с написанием сочинений, рефератов, выступлением с докладами и др.

Развитие речи не заканчивается в школе. В течение всей своей жизни человек встречается с необходимостью расширять, и обогащать индивидуальный запас слов и грамматических оборотов, совершенствовать сложные формы устной и письменной речи. Дальнейшее развитие речи связано с социальным окружением человека и его профессиональной деятельностью.

Источник