Общая характеристика ребенка и условий его развития
Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»
Дошкольное детство — важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.
Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);
2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);
3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);
4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью)
Ведущей деятельностью в раннем детстве становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение, зарождается самооценка. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов, способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету, развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.
1
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми предложениями, но и сложными. В этом возрасте дошкольники начинают активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт взрослый передает ребенку в совместной с ним игре. Ребенок подражает взрослым, воспроизводя цепочку игровых эпизодов, отражая бытовые сюжеты.
Младшие дошкольники – это деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада и в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в возрасте 4 – 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей со взрослыми. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями. Также активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым. Развивается мышление ребенка, он способен устанавливать простейшие связи и отношения между объектами.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
2
Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2 – 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он способен сравнить предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства.
У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.
Также у детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но слезами и вспышками гнева реагируют на замечание или неодобрение, так как воспринимают замечания как личную обиду. Проявляется в этом возрасте и осознание своей половой принадлежности.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок пользуется сложными фразами и предложениями.
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, так как это связано с их возрастающей физической выносливостью. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности
3
(потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, “взрослые” дела, быть “взрослым”; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как “надо” (хочется посмотреть “мультики”, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, становится более устойчивым внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Речь продолжает совершенствоваться и за год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предыдущим возрастом. У детей совершенствуется связная, монологическая речь и правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, которые затем находят воплощение в детских играх, рассказах, рисунках и т. д.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты, дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение, опосредственное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и
4
положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.
Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого «Я сам» до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.
Дети 6 – 7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.
Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе – «Кто я?» и оценка «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности).
К концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно – личностную форму. У детей углубляется интерес к
5
внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений со сверстниками. Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его замечания, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.
В этом возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему: Ребенок – Сюжетно-ролевая игра – Социальное окружение. Ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними. Взрослый человек является носителем определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
6
логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Источник
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника
I. Общие сведения о ребёнке
Имя
Григорий
Дата рождения
15.07.14
Возраст
4 года
Общее физическое развитие
В норме, отклонений в физическом развитии не имеет.
Состояние здоровья
II группа здоровья, часто более ОРВ, стоматитом.
Состав и особенности семьи:
– имя, отчество, возраст, образование, место работы мамы/папы;
– имя и возраст братьев/сестёр;
– сведения о других членах семьи, проживающих вместе с ребёнком, или проживающих отдельно, но оказывающих значительное влияние на ребёнка и/или его родителей;
– жилищно-бытовые условия;
– материальное состояние семьи.
Полная семья.
Мама Светлана Евгеньевна, 27 лет, высшее неоконченное образование, делопроизводитель.
Папа Алексей Алексеевич, 30 лет, среднее специальное образование, резчик по дереву.
Воспитывается в семье один, братьев и сестер нет.
Дедушка Федор Алексеевич, 54 года, проживает за городом, часто забирает внука на выходные, принимает активное участие в воспитании.
Живут в съёмном благоустроенной однокомнатной квартире.
Среднее уровень материального состояния, доход на одного члена семьи выше прожиточного минимума.
II. Особенности жизни ребёнка в семье
1. Взаимоотношения ребёнка с родителями (с кем из родителей ребёнок больше всего общается, к кому больше всего привязан).
Доброжелательные. Мама для ребенка является авторитетом, между ними уважительное общение, большее количество времени проводит с ней. Отец большее количество времени находится на работе.
2. Организация деятельности ребёнка в семье (чем чаще занимается ребёнок, играют ли с ним; если да, то во что и кто).
Помогает ли ребёнок взрослым (есть ли у него игрушки, кто их убирает, есть ли детский уголок).
В семье должное внимание уделяют игре. С мамой Гриша любит читать книги, играть в настольные игры, с папой заниматься конструированием, собирать пазлы.
В семье у ребенка есть свои обязанности, кормит хомячка, помогает маме вытирать пыль, самостоятельно убирает игрушки. Имеется свой игровой уголок, с разными игрушками.
III. Игра – основной вид деятельности ребёнка
1. Какие виды игр предпочитает ребёнок?
Настольные и сюжетно – ролевые игры
2. Сюжеты и выполняемые в играх роли. Соблюдение или несоблюдением правил ребёнком, и реакция на выполнение или невыполнение правил другими детьми.
Быстро усваивает и всегда старается выполнить правила игры. Не любит, когда кто – то нарушает правила игры, сразу напоминает, как должно быть правильно.
3. Активность в игре (инициатор или пассивный исполнитель замысла других детей).
Является инициатором в игре, высказывает свои предложения и идеи. Любит инициативных детей, иногда спорит, но может принять позицию исполнителя замысла других.
4. Продолжительность игры. Если ребёнок прекращает играть раньше, чем товарищи, то следует выяснить причину (мотивировку самого ребёнка и наблюдения воспитателя).
Не любит, когда нарушают правила игры, инициатором которой он является. Может обидится и прекратить свое участие.
IV. Другие виды деятельности
1. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) деятельность,
конструирование,
элементы трудовой деятельности.
Интерес к этим видам деятельности,
владение умениями и навыками (в соответствии с программой),
продолжение деятельности при возникновении помех, трудностей.
Не любит рисовать, с трудом осваивает технику закрашивания предмета в одном направлении. Владеет навыками создания аппликации и лепкой из пластилина, в соответствии с требованиями образовательной программы.
Проявляет большой интерес к конструированию, выполняет трудовые поручения, всегда готов помочь воспитателю.
2. Предпосылки учебной деятельности:
Для детей любого возраста:
– принятие задачи, способность удерживать цель деятельности, самостоятельная её постановка, умение контролировать себя, сличать свой результат с образцом, оценивать себя.
Только для детей старшего дошкольного возраста:
– общее положительное отношение к школе («Хочу в школу»),
– наличие учебных мотивов («Хочу учиться»),
– посещение подготовительных к школе занятий, интерес к ним,
– признание авторитета педагога.
Принимает поставленную цель и задачи, старается выполнить их до конца, если прилагается образец, сравнивает с ним, может самостоятельно задать себе цель, дать оценку своей деятельности.
V. Особенности отдельных познавательных процессов
1. Развитие познавательных психических процессов ребёнка
(используйте характеристику возрастных особенностей детей в программе, по которой работаете)
Восприятие
– основных свойств предметов: величины, формы, цвета; – восприятие пространства;
– восприятие времени;
– восприятие движения;
Умеет сравнивать два предмета по величине и толщине, путем наложения друг на друга, устанавливает размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.
Имеет представления о геометрических фигурах и их основных признаках. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Умеет определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от
меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Имеет представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Может объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра»
Память:
– произвольная или непроизвольная;
– механическая или логическая;
– кратковременная, долговременная;
Произвольная, логическая, долговременная.
Мышление
– преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое;
– наличие форм мышления: понятий, суждений, умозаключений;
– способность производить мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация;
Преобладает наглядно – образное мышление.
Может устанавливать связь между понятиями о явлениях и предметах, выделяет отличительные, существенные и обобщающие признаки различных предметов и явлений.
Способен анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать ту или иную информацию.
Воображение
– репродуктивное или творческое;
– произвольное или непроизвольное;
Творческое воображения, самостоятельно создает новые образы, идеи, и старается их реализовать.
Произвольное воображения, способен преднамеренно воспроизводить и преобразовывать полученные ранее впечатления.
Внимание:
– устойчивость,
– объём,
– переключение,
– распределение;
– произвольное (возникает в среднем дошкольном возрасте) или непроизвольное,
– при наличии произвольного, есть ли послепроизвольное.
Внимание устойчивое, произвольное, легко переключается на другой вид деятельности, способен сосредоточится на значительном объёме работы и информации.
2. Развитие речи ребёнка:
– развитие фонетической стороны речи (произносит ли все фонемы, если нет, то какие отсутствуют; умеет ли выделять фонемы в слове);
Допускает ошибки в произношении сонорных фонем л|, |л’|, |р|, |р’|, смешение звуков Л и Р,
– словарный запас (большой, средний, небольшой) ребёнка в сравнении с другими детьми данного возраста;
Большой словарный запас, умело пользуется словами второй степени обобщения.
– построение предложения (правильное, неправильное);
Правильно выстраивает предложения, употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
– преобладающий вид речи:
диалогическая (наличие таких элементов, как указания, оценки, согласование, называние действия)
или монологическая (построение сообщения, наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий).
Преобладающим видом речи является монологическая. Гриша любит делится со сверстниками новой информации о предметах и явлениях окружающей действительности, описывать события, действия, состояния.
Может убеждать других детей в правильности тех или иных мыслей, взглядов, способов выполнения действий, выразить свою эмоциональную оценку.
VI. Особенности личности
1. Самооценка:
– завышенная или заниженная,
– обобщённая («Я хороший» или «Я плохой») или дифференцированная (включающая общее положительное отношение к себе и правильную оценку себя в разных видах деятельности «Я хороший, но …»).
– Уровень притязаний ребёнка:
адекватный / реалистический (ребёнок ставит перед собой цели, которые действительно может достичь, проявляет уверенность, настойчивость в достижении своих целей, продуктивен в их достижении)
или неадекватный / нереалистический (ребёнок ставит перед собой цели, которые неадекватны его способностям и возможностям возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность)
– Отношение к своим успехам и неудачам в разных видах деятельности (организованной образовательной и самостоятельной).
Дифференцированная самооценка (включающая общее положительное отношение к себе и правильную оценку себя в разных видах деятельности «Я хороший, но …»).
Умеет признавать свои ошибки, давать правильную оценку своим действиям.
Адекватно оценивает свои силы и возможности, проявляет настойчивость в достижении своей цели.
Рад если достигает успехов в любом виде деятельности, может расстроится если испортит какой –либо материал (например, не правильно начал рисовать на листе бумаги), выскажет эмоциональное недовольстве, осудит себя, за то, что поторопился, но будет стараться исправить свои ошибки. Всегда стремится делать все правильно с первого раза.
2. Эмоциональная возбудимость или невозбудимость,
устойчивость или неустойчивость эмоций,
причины их смены,
глубина переживаний.
Тревожность (сомнения, беспокойство, боязливость).
Формирование моральных чувств (сострадание, сочувствие, забота, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости),
эстетических (чувство прекрасного в природе, искусстве, возвышенного, трагического и комического),
познавательных чувств (любознательность, радость от решения задачи).
Эмоционально устойчив, иногда переживает, когда его идеи не поддерживают сверстники, а ему очень хотелось их воплотить. Переживания носят короткосрочный характер, переключается на другой вид деятельность.
Проявляет такие чувства, как сострадание, отзывчивость, готов прийти на помощь сверстникам и взрослым.
Может дать эмоциональную оценку поступкам людей, героев произведений литературы и мультфильмов.
Любознателен, любит, когда ему читают разные книги, проводить эксперименты.
3. Доминирующие мотивы поведения: интерес к миру взрослых и стремление действовать как они, игровой мотив, мотив интереса к содержанию и процессу других видов деятельности (каких?), мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия, самоутверждения, соревновательные мотивы, познавательные мотивы, нравственные и общественные мотивы (указать, какой/какие из них преобладают).
В большей степени преобладают познавательные мотивы, Гриша любознательный ребенок, любит изучать и исследовать что – то новое.
Соревновательные мотивы, любит быть первым, всегда старается сделать все лучше других.
Нравственные мотивы, знает, что нужно помогать взрослым, ценит их труд, такое же отношение к сверстникам, старается выполнять общепринятые правила.
4. Волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность.
Целеустремлённый, настойчивый, инициативный.
5. Темперамент ребёнка:
– общая активность (пассивный, спокойный, активный, стремительный),
– моторная активность (дать характеристику темпа, быстроты, ритма, общего количества движений),
– эмоциональность (впечатлительность, чувствительность, импульсивность).
Стремительный, может заниматься как активной деятельностью, так и монотонной, если была поставлена задача ее выполнить.
Не резок, средний темп выполнения работы.
Не импульсивный, впечатлительный.
6. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, эгоизм, повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, скрытность, замкнутость, другие черты (указать, какие).
Ярко выражены положительные черты характера: целеустремленность, доброжелательность, вежливость, чувство справедливости, музыкальность.
7. Интересы и склонности (всё, что интересует данного ребёнка: слушание музыки, рисование; любит ли слушать других детей и взрослых, пытается ли сам рассказывать, как получается).
Любит, когда ему читают книги, легко запоминает прочитанное, больше всего любит книги о космосе, подводном мире, военной технике. Всегда обсуждает прочитанное, задает вопросы и делится своими знаниями. Любит танцевать, и заниматься конструированием из «Лего».
VII. Общая характеристика поведения
1. Поведение (ребёнок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).
Спокоен, в меру подвижен, большую подвижность и ловкость проявляет на занятиях физкультурой.
2. Выполнение режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведённое время).
Соблюдает режим дня, не любит, когда ему мешают во время дневного сна, сам может сделать замечание.
3. Подчинение требованиям взрослых (охотно или в силу принуждения; часто ли отказывается выполнить требования и какие именно).
Наиболее типичные нарушения дисциплины.
С радость помогает взрослым, отзывчив, может сам предложить свою помощь.
Иногда нарушает дисциплину, громко обсуждает что –либо, мешает другим детям.
VIII. Взаимоотношения с детьми группы
1. Отношение ребёнка к товарищам по группе (любит других детей, равнодушен, не любит).
На чём строятся эти отношения?
С кем из детей группы предпочитает общаться?
Любит детей, таких же любознательных как он, готов многим помочь и подсказать как сделать правильно. Любит играть с девочками.
2. Отношение детей группы к ребёнку (любят, равнодушны, не любят).
Другие дети относятся к Грише положительно, со многими в дружеских отношениях.
IX. Отношение к детскому саду и воспитателю
1. Любит ли бывать в детском саду. Почему?
Любит детский сад, в группе много друзей и можно всегда интересно провести время. Когда у папы выходной, неохотно идет в сад, не хватает отцовского внимания.
2. Взаимоотношения с воспитателями:
– отношение воспитателей к ребёнку,
– отношение ребёнка к воспитателям,
– на чём строятся отношения. Преобладающий вид общения: познавательный или личностный, в чём это проявляется.
Воспитатели относятся к ребенку, как и ко всем остальным детям, хвалят и поощряют за хорошие поступки, наказывают (садят на стул) и беседуют по поводу плохого поведения.
У Гриши хорошее отношение к воспитателям, всегда прислушивается, старается помочь, осознает, когда повел себя плохо, не спорит и не грубит.
Преобладающий тип общения познавательный, всегда задает много вопросов, стремится к совместной познавательной деятельности.
3. Приёмы (способы) воздействия на ребёнка со стороны воспитателя и результаты этого воздействия:
Тормозящие приёмы: осуждение; наказание; приказание; предупреждение; пробуждение тревоги у ребёнка по поводу возможности наказания; проявление возмущения; разоблачение или выявление виновного; мнимое безразличие; ирония; мнимое недоверие; параллельное педагогическое действие (наказание всей группы из-за нарушения, совершенного одним из детей, с тем, чтобы в дальнейшем сами дети влияли на провинившегося).
Созидающие приёмы: организация успехов в деятельности; вовлечение в интересную деятельность; моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (поднятие авторитета ребёнка среди сверстников, а также укрепление веры в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям); убеждение (разъяснение, доказательства правильности и необходимости определённой линии поведения); доверие (поручение ответственных заданий); нравственное упражнение (создание условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить); ожидание лучших результатов (ребёнку говорят, что ждут от него более значительных успехов); пробуждение гуманных чувств (создание таких условий, которые вызывают у ребёнка сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие); проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение; проявление огорчения; поручительство; активизация сокровенных чувств ребёнка.
Вспомогательные приёмы: организация внешней опоры правильного поведения (ребёнок вынужден правильно поступать в результате действия определённых правил, контроля за ним); отказ от фиксирования отдельных проступков (воспитатель не обращает внимания на некоторые проступки, если за ними не кроется ничего серьёзного).
Воспитатели пользуются разными способами воздействия на ребенка.
Наказание. Общее правило для всей группы, после трех игнорируемых ребёнком замечаний, его садят на стул, для обдумывания своего поведения, после идет воспитательная беседа. Такие ситуации встречаются крайне редко, применяется только при крайне плохом поведении.
В основном воспитатели пользуются созидающими приемами, стараются вовлечь ребенка в интересную деятельность, поддерживать его любознательность.
Воспитатели оказывают ребенку всяческую поддержку. Поручают ответственные задания, он с радость их выполняет.
Стараются создать максимально благоприятный психологический климат для ребенка. Учат проявлять важные гуманные чувства, сопереживание, сострадание, милосердие, проявлять доброту, внимание, заботу.
Вспомогательные приемы: в группе существует ряд общих правил для всех детей, Гриша как и все вынужден правильно поступать в результате действия определённых правил, контроля за ним.
X. Внесение изменений в воспитание и обучение данного ребёнка
с учётом его индивидуальных особенностей.
Что должны сделать педагоги и родители, чтобы поддержать и развить достижения ребёнка и преодолеть имеющиеся проблемы.
Со стороны родителей необходимо уделять больше внимания на развитие нравственных качеств, обратить внимание на желание Гриши больше времени проводить с отцом, у ребенка нехватка отцовского внимания.
Педагогам необходимо развивать музыкальные наклонности ребенка, совместно заниматься творческой деятельностью.
Источник