Общая характеристика развития ребенка в семье

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью)

Ведущей деятельностью в раннем детстве становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение, зарождается самооценка. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов, способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету, развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.

1

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми предложениями, но и сложными. В этом возрасте дошкольники начинают активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт взрослый передает ребенку в совместной с ним игре. Ребенок подражает взрослым, воспроизводя цепочку игровых эпизодов, отражая бытовые сюжеты.

Младшие дошкольники – это деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада и в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в возрасте 4 – 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей со взрослыми. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями. Также активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым. Развивается мышление ребенка, он способен устанавливать простейшие связи и отношения между объектами.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

2

Ребенок способен   анализировать объекты одновременно по 2 – 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он способен сравнить предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства.

У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.

Также у детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но слезами и вспышками гнева реагируют на замечание или неодобрение, так как воспринимают замечания как личную обиду. Проявляется в этом возрасте и осознание своей половой принадлежности.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок пользуется сложными фразами и предложениями.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, так как это связано с их возрастающей физической выносливостью. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности

3

(потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, “взрослые” дела, быть “взрослым”; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как “надо” (хочется посмотреть “мультики”, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Читайте также:  Центр развития ребенка как статус

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, становится более устойчивым внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Речь продолжает совершенствоваться и за год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предыдущим возрастом. У детей совершенствуется связная, монологическая речь и правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, которые затем находят воплощение в детских играх, рассказах, рисунках и т. д.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты, дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение, опосредственное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и

4

положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого «Я сам» до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Дети 6 – 7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.

Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе – «Кто я?» и оценка «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности).

К концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно – личностную форму. У детей углубляется интерес к

5

внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений со сверстниками. Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его замечания, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

В этом возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему: Ребенок – Сюжетно-ролевая игра – Социальное окружение. Ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними. Взрослый человек является носителем определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение

6

логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Источник

Тема: Особенности воспитания ребенка раннего возраста в семье

Подготовила воспитатель ГБОУ школа 1411 ДО 1327:    

Шиманская Ирина Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1. Задачи воспитания ребенка в семье        4

2. Особенности развития ребенка раннего возраста в семье        5

3. Подготовка ребенка к детскому саду        8

Заключение        10

Список использованной литературы        12

Введение

Семейное воспитание является наиболее востребованным видом воспитания во все времена. В современных условиях институт семьи рассматривается, как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль имеют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).

Читайте также:  Выготский уровень развития ребенка зона актуального развития

Семья – своеобразный коллектив, члены которого разные по возрасту, по профессии, связаны узами родства, ведут общее хозяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строится на взаимной любви и уважении понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создаёт коммуникативная культура общения между собой всех членов семьи: детей и родителей, братьев и сестер, с бабушками и дедушками. От уровня взаимодействия членов семьи зависит обогащение жизненного опыта детей, уровень их духовно-нравственного становления.

1. Задачи воспитания ребенка в семье

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.

В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вовлекать их в различные подвижные игры. И во всем этом главное — пример родителей.

Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. — все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения.

Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах.

2. Особенности развития ребенка раннего возраста в семье

Период раннего детства — чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка. Увеличение массы мозга человека идет крайне неравномерно и наиболее интенсивно в раннем возрасте. Таким образом, именно до школы дети развиваются особенно быстро. И действительно, как много приобретает ребенок за первые 6-7 лет своей жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и действовать ими, стоять, ходить, бегать, прыгать, влезать, подлезать, спускаться и подниматься по лестнице. Он овладевает десятками навыков и умений — пользоваться ложкой, вилкой, ножницами, иголкой, кисточкой, карандашом и др. Память ребенка обогащается огромным количеством знаний о цветах и звуках, о явлениях природы и продуктах труда людей, о жизни человека в прошлом и настоящем. Родители покупают малышу цветные, яркие игрушки из пластмассы. Они легкие, красивые, интересные. Их можно мыть и содержать в чистоте. Малыш выбирает игрушки, возит их, перекладывает, ставит друг за другом или строит из них башню. Так он упражняет руку и глаз, учится сосредоточивать внимание. Выполняя различные задания взрослого, он осваивает речь и упражняется в различении предметов. «Дай мне красное ведерко! А теперь желтую рыбку! Нет, желтую» (и синяя рыбка, которую ребенок дал по ошибке, помещается обратно на стол). «Сейчас я тебе дам мешочек, там разные вещи. Ну-ка, опусти руку в мешочек, не вынимай ее» (и рука ребенка удерживается в мешочке). «Ощупай, что ты там нашел? Скажи мне, что это?» — «Шарик». «Вот теперь посмотри, правильно ли ты узнал, что это шарик? А теперь найди в мешочке рукой бутылочку… Верно, молодец! Как ты узнал, что это бутылочка?».

В таких играх-занятиях родители знакомят ребенка с предметами, их отличительными признаками, учат действовать с ними и называть их словами.

Ведущей деятельностью этого периода – является предметно-манипулятивная деятельность. Социальная ситуация развития выглядит в виде формулы:

РЕБЕНОК —- ПРЕДМЕТ —- ВЗРОСЛЫЙ

Взрослый остается проводником в освоении предметов и манипуляции с ними. Возникает совместная деятельность. Общение принимает форму организации предметной деятельности, т. е. Происходит момент объяснения правильности потребления того или иного предмета (ложкой едят, лопатой копают).

Для детей раннего возраста важно организовывать игры с предметными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и др.), Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор. Забота родителей в первые годы жизни ребенка об удовлетворении его физических потребностей должно сочетаться с развитием его духовно-нравственного становления. Это рассказывание сказок, чтение книг, просмотр детских мультфильмов, кинофильмов, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

На самом деле психологическое развитие мальчиков и девочек происходит по-разному, а различия начинают появляться уже в годовалом возрасте. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок наблюдал правильную модель поведения взрослых, рос в полноценной семье, так как все малыши копируют поступки и слова старших ввиду отсутствия собственной модели поведения. У девочек в этом возрасте активно развивается социальное мышление, в то время как у мальчиков – абстрактное. Такого рода особенности следует учитывать в процессе воспитания.

Читайте также:  Таблица соответствия развития ребенка по месяцам

С самых ранних лет родители должны занимать ребенка тем, что способствует развитию мелкой моторики рук: лепка, рисование, конструкторы, матрешки, кубики и пирамидки. Безусловно, малыш в одиночку не слепит идеальный шар из пластилина и не сложит дом из конструктора, поэтому он требует постоянного внимания, поддержки и объяснения со стороны мамы и папы или бабушки с дедушкой. Использование мелкой моторики  рук способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.

В возрасте 1,5-2 года ребенок начинает сам проситься на горшок, хотя, безусловно, мелкие неожиданности могут случаться до 3-4 лет.  Мама должна приучать малыша к горшку постепенно, деликатно, уважая его личность и характер, и ни в коем случае не кричать  и не ругать его.

Малыш растет, и все больше внимание уделяет общению со сверстниками, однако умения вступать в социальные контакты появляется у него гораздо позже, где-то после 2 лет.

В этом возрасте важно начать приучать ребенка следить за собой, за порядком в комнате, научить складывать игрушки и вещи. Постепенно научите малыша убирать за собой чашки и тарелки, ставить обувь на место, застегивать и расстегивать пуговицы самостоятельно.

С раннего детства  родители должны объяснить ребенку важность личной гигиены: научить умываться самостоятельно, чистить зубы.

Чтобы ребенок быстрее учился самостоятельности и верил в свои силы, мама не  должна делать вместо него то, что он в состоянии сделать сам, даже если родители очень спешат.

Почти в 3 года ребенок начинает осознавать, что он – отдельный человек, личность. Именно поэтому появляются сложности в характере и поведении. Наберитесь терпения, но и не идите на поводу у своего ребенка. Помните, в любой ситуации нужно оставаться последовательным и логичным родителем, который придерживается одной и четкой линии в воспитании.

3. Подготовка ребенка к детскому саду

К особенностям развития детей раннего возраста относится и привыкание к новому месту, быстрая или не очень адаптация к новому распорядку дня и условиям в садике. На этом этапе родители должны обеспечить своему ребёнку одни и те же приёмы воспитания дома и в садике. Так ему будет гораздо легче привыкнуть к новым условиям.

Встреча родителей с детским садом начинается задолго до того момента, когда они приведут сюда своего малыша. Родители знакомятся и беседуют с руководителем дошкольного учреждения, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания.

п/п

Мероприятия

Рекомендации родителям

(при приеме заявления)

Детский сад (период адаптации)

1

Режим дня дома и в ДОУ

Максимально приблизить к режиму детского сада

Время пребывания в детском саду сократить (постепенное привыкание)

2

Питание

Использовать набор продуктов по возрасту.  Привить навыки самостоятельной еды

Приблизить рацион питания к рациону детского сада

По возможности сохранить привычный способ питания на период адаптации. Не кормить

насильно

3

Гимнастика и физические       упражнения

Ознакомившись с элементарными приемами развития движений детей,     проводить упражнения дома

Проводить занятия соответственно возрасту. Составить специальный комплекс для выполнения упражнений дома

4

Гигиенические процедуры

Научить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры и формировать навыки самообслуживания

Продолжать учить ребенка самообслуживанию и выполнению гигиенических процедур

5

Закаливание

Закаливать малыша с учетом группы здоровья (познакомиться заранее с методикой)

Постепенно вводить малыша в систему закаливания – облегченная одежда в группе, босохождение по ковру, умывание прохладной водой

6

Воспитательные воздействия

Проводить игровые занятия по возрасту.  Особое внимание уделить развитию у детей умения занять себя.

Проводить занятия, соответствующие возрасту и развитию ребенка, при отсутствии у него негативной реакции

Заключение

Итак, мы видим, что первым воспитателем ребенка является семья, а главным методом воспитания — единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков молодец», — говорит народная поговорка. Если ребенок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чем ему говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ничто так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Личный пример может проявляться в разных ситуациях, в большом и малом. Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и четкостью требований друг к другу и к ним

Когда А. Гайдара спросили, как вырастить детей, чтобы они были честными, смелыми, добрыми людьми, он ответил: «Но ведь это очень просто. Надо только самим быть честными, смелыми, добрыми». В этих словах глубокий смысл.

Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера «микроклимат», в котором растут дети, — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение все: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.

Чтобы правильно воспитывать детей, нужно самим не отставать от жизни: читать книги, журналы, газеты, посещать лекции, кино, театры, музеи, всегда помня о том, что рядом — зоркие глаза детей, которые все замечают: принципиальность или половинчатость, трудолюбие или нерадивость, такт или грубость.

И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребенком требуют постоянного ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый ни устал, чем бы он ни был огорчен, недопустимо срывать свое настроение на детях, проявлять недовольство их просьбами поиграть с ними, рассказать им сказку или почитать книжку. К сожалению, очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Замечая, что это чувство долго не проходит, родители, пытаясь «загладить» свою вину, позволяют сыну или дочери то, чего позволять нельзя и чего не позволили бы раньше.

Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами и мыслями.

Список использованной литературы:

  1. Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н. Основы семейного воспитания. – М.: Академия, 2010 г.
  2. Семья: 500 вопросов и ответов. – М.: Мысль, 1994 г.
  3. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду. – М.: Линка-пресс, 2005 г.
  4. Тур А.Ф. Родителям о детях. – М.: Медицина, 1978 г.

Источник