Общая характеристика развития ребенка раннего возраста

Кризис 1 года как основание для перехода из младенчества в ранний возраст. Временные рамки раннего возраста. Социальная ситуация развития в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста. Особенности психического развития в раннем возрасте. Развитие речи. Кризис 3 лет: психологическое содержание и два пояса симптомов (по Л.С. Выготскому).

Переходный период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Главным новообразованием кризиса 1 года является ходьба (приобретение физической самостоятельности). Кризис характеризуется регрессом деятельности ребёнка. При переходе ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание.

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет).

Социальная ситуация развития: Ребёнок – предмет – взрослый – формула социальной ситуации развития раннего возраста. Возникновение совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый является образцом, взрослый как носитель культурно-исторического опыта. В раннем детстве ведущей становится предметно – манипулятивная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях. Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:1) с предметом могут выполняться любые действия;2) предмет употребляется только по назначению;3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения (взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия ->взрослый начинает его, а ребенок продолжает -> действие исполняется на основе показа ->на основе речевого указания).2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Этапы:

Первый этап состоит: а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами); б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок, понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко; в) овладении специфическим способом употребления. Второй этап наступает, когда происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет. Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету. Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия (складывание пирамидок и т.д.). Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

Основные направления психического развития: 1) развитие ходьбы, локомоций, мел­кой моторики, расширяющих возможности позна­ния окружающего мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие ког­нитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высво­бождение ее от опоры на восприятие; усвоение сен­сорных эталонов (таких, как геометрические фор­мы, цвета спектра), развитие фонематического слуха; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; овладение пассивной и активной ре­чью; 4) формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 5) раз­витие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способно­стях, конкретной самооценки, гордости за достиже­ния в предметной деятельности; становление половой идентичности.

Этапы развития речи:

1. Ранний возраст сензитивный период для формирования речи. В конце первого года жизни характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов – корней. Активный словарь ребёнка 11 – 12 мес. составляет от 4 -5 до 30 – 40 слов. После 1 года увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых изредка употребляется. От 1 до 1,5 года связан с формированием пассивной и активной речи. Пассивная речь (количество понимаемых слов). Активная речь. (растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Читайте также:  Принципы влияющие на развитие ребенка

2. от 1,5 до 2,5 лет резко возрастает активный словарь ребенка. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200— 1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи. Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением. Грамматика речи. Формирование грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

3. Возраст 3-х лет. Усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития то, что слово приобретает для него предметное значение. Речь начинает выступать в роли основного средства познания.

Кризис 3х лет «Я – сам!»:

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания. В этом проявляется реализация и утверждение Я. Возникает особая форма личного сознания «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребёнка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса 3 лет. Он состоит в том, что для детей 3 лет становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого).

Симптомы первого пояса (семизведие) кризиса трех лет.1. Негативизм. Проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. 2. Упрямство. Причина не в стремлении ребенка, во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались.3. Обесценивание. Начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. 4. Строптивость. Направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством.5. Своеволие. Выражается в стремлении ребенка делать все самому.6. Протест-бунт. Частые ссоры детей с родителями. По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»7. Деспотизм. Ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. А так же можно увидеть ревность в семье с двумя и более детьми.

Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Ко второму поясу можно отнести последствия основных симптомов кризиса и их дальнейшее развитие.

Источник

МДОУ д/сад «СКАЗКА» д.Сухоноска

«Характеристика раннего возраста»

Подготовил старший воспитатель:

 Досжанова Т.Ф.

2014г.

Характеристика раннего возраста.

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение с взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослый становится не просто источником предметов и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание. Главной возрастной особенностью этого периода является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.

Овладение предметными действиями.

В начале раннего возраста манипуляция ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации. На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудийными предметами действий. Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.

Развитие речи в раннем возрасте.

Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средством общения со взрослыми. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию и по значению. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка и речи. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматических структур языка. Овладение грамматической структуры языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.

Становление произвольного поведения

в раннем возрасте.

Развитие произвольного поведения является одной из основных линий развития личности ребенка. Произвольность и осознанность поведения освобождают ребенка от давления воспринимаемой ситуации и от собственных стереотипов. Главным средством произвольного поведения является речь. Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям в утробе матери с картинками

Развитие игры в раннем возрасте.

В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер: игровые действия однократные, не связанные между собой. Ребенок еще не осознает, что он играет: он просто действует с предметами. Формирование игровых замещений осуществляется в совместной игре ребенка со взрослым. Этот процесс можно описать как превращение разделенного со взрослым действия в индивидуальное действие ребенка, в ходе которой он открывает новый способ действия с предметом и изобретает свои собственные способы замещения. Между третьим и вторым годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей.

Становление потребности в общении со сверстниками.

Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства. Развитие потребности в общении со сверстником происходит ряд этапов. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу. К концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи. Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально- практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.

Основные проявления кризиса трех лет.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Этот кризис внешне обычно проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии ребенка в общении с близкими взрослыми. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству. 

Источник

Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет. Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность —основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотической функцией. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.

Развитие речи у детейраннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.

Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны» игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания.

Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки (инсайта). Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза. Особенности развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего детства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Читайте также:  Возрастные этапы развития личности ребенка

Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и Прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том/что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с помощью которых описываются данные виды жизнедеятельности. Мы будем далее называть продуктивной такую деятельность ребенка, которая содержит в себе попытку трансформировать и преобразовать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает в себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, которые выполняют роль копирования действительности, например восприятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы будем именовать деятельность, содержащую в себе попытку представить воспринимаемую реальность в том виде, в каком она непосредственно дана нашим органам чувств, без стремления субъекта трансформировать или преобразовать ее.

Оба вида деятельности определенным образом соотносятся с семиотической функцией, которую мы уже обсуждали в главе 2. Воспользуемся для представления связи продуктивной и репродуктивной деятельности с семиотической функцией следующей терминологией Ф. де Соссюра[15], уточняющей ранее введенные нами понятия-

а) признаки — это указатели предметов, тесно связанные с самими предметами, на которые они указывают. Признаки являются частью самого предмета или его неотъемлемыми свойствами. Например, для ребенка звук голоса матери является признаком ее присутствия где-то поблизости;

б) символы — указатели, обозначающие предмет, но уже отдаленные, отличные от него и вместе с тем сохраняющие определенное сходство с самим предметом. К примеру, в детской игре белый камешек, похожий на кусочек хлеба, может представлять хлеб, а трава — овощи;

в) знаки — указатели, произвольным образом связанные с предметом, не имеющие с ним никакого внешнего или внутреннего сходства. Знак условен и всегда социален, т. е. является общим для многих людей, например буквы и цифры.

Конкретизируем также понятие семиотической функции. Ею в более строгом смысле слова, чем это делалось до настоящего времени, будем называть приобретаемую ребенком на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое при помощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т. е. указателей, отделенных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семиотической функцией связаны символические игры, умственные образы и рисунки, подражание и моделирование действительности.

Переход от признаков к символам и знакам определенно связан с развитием подражания, которое на сенсомоторном уровне является способом представления кого-либо или чего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы предметов в данном контексте выступают как их внутренняя, психологическая имитация. В свою очередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи.

Источник