Общая характеристика развития ребенка при поступлении в школу

Общая характеристика развития ребенка при поступлении в школу thumbnail

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

вопросы для дошкольников при поступлении в школу

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!

Источник

Ольга Романова
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения во всех сферах жизни ребенка. Изменения носят достаточно динамический характер, изменяются все его сферы деятельности.

Так к старшему дошкольному возрасту происходят значительные изменения игровой деятельности, начиная от структуры и заканчивая содержанием игр. В этом возрасте происходит расцвет сюжетно-ролевой игры, которая возможна благодаря подражанию, а также накопленному содержательному материалу (например, знание профессий и что конкретно делает каждый специалист). К старшему дошкольному возрасту дети в игре могут отрабатывать произвольность, регуляцию, осознание задач, контроль за своими действиями и действиями других. Таким образом, в игре открываются важные характеристики психического развития ребенка.

Помимо игры, для детей старшего дошкольного имеет большое значение и другие виды деятельности, а именно изобразительная деятельность, конструирование. В процессе реализации данной деятельности дети получают какой-либо продукт, результат, что способствует развитию таких функций мышления, как анализ, синтез и др., а также уровень владения ребенка той или иной деятельностью является показателем развития.

Двигательная сфера является немаловажной для психического развития, т. к. во-первых, нарушение какой-либо функции может говорить о нарушении развития, а во-вторых, физическое развитие взаимосвязано с психическом на физиологическом уровне, а именно, например, развитие мелкой моторики способствует развитию речи, а подвижные игры помогают преодолеть стеснительность, агрессивность, застенчивость, дефицит внимания и многое другое.

У детей повышается дифференцированность восприятия. Старший дошкольник переходит к употреблению сенсорных этанолов.

Внимание приобретает все большую произвольность, ребенок способен направлять и удерживать его. Считается, что в основе произвольности лежит такая функция речи, как планирование. Однако, непроизвольный вид внимания занимает еще пока большую часть, многое зависит от деятельности ребенка, если она однообразна, то ребенку трудно сосредоточиться, если же деятельность интересна, то ребенок полностью погружен в нее.

1. Подобная логика наблюдается и в развитии памяти. Так дети запоминают то, что им интересно, но к старшему дошкольному возрасту ребенок может воспроизвести какой-либо материал спустя длительное время. Считается, что наиболее эффективным способом развития памяти, ее произвольности является игровая деятельность, где заданием является воспроизведение материала. Мухина В., Носатов А. А. выделили некоторые приемы, которые применяет старший дошкольникв процессе запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала [3]. Однако, непроизвольный вид памяти, так же как и внимание, занимает доминирующее состояние.

2. К старшему дошкольному возрасту происходит большой скачок в развитии воображения, которое, по мнению Венгера Л. А., «расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности» [4].

3. Развитие воображения взаимосвязано с пространственными представлениями старшего дошкольника, что в свою очередь «во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперирования представлениями на произвольном уровне» [1]. К старшему дошкольному возраста у детей формируются новые способы умственных действий, которые основываются на действиях предметами, которыми дошкольник может овладеть в процессе обучения. Такой вид мышления, как наглядно-действенное является в некотором роде подготовительным, поскольку он содействует процессу накопления информации о мире, о каких-либо событиях, фактах, что в свою очередь способствует формированию представлений и понятий. Данный вид мышления является основанием для возникновения словесно-логического.

Накопленный к старшему дошкольному возрасту опыт, определенный уровень развития познавательных процессов, позволяет детям ставить перед собой разнообразные задачи, которые он стремится реализовать. В процессе решения задачи, проблемы дети чаще всего используется такой принцип работы, как управляемое подражение с опорой на «предварительную ориентировку» [2]. Познавательная активность меняет направленность, уровень непосредственной впечатлительности снижается, ребенок размышляет и ищет новую информацию сам.

К концу дошкольному возрасту становится немаловажной категория «одобрения», так если в младшем дошкольном возрасте ребенок ориентировался на получение одобрения его действий от взрослого, то в старшем дошкольном возрасте, проигрывая различные роли, усваивая нормы, правила, нравственные ценности, дети сами начинают контролировать свое поведение и поведение окружающих. Однако, важно отметить, что для детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая снижается к семи годам.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста достаточно высокий уровень умственного развития, дети обладают дифференцированным восприятием, словесно-логическим мышлением, развитой связной речью, произвольностью внимания, памяти, воображения. Старшие дошкольники умеют согласовывать свои действия с окружающими, понимают правила и нормы, они уже могут адекватно оценивать свои возможности и желания, на основании чего можно говорить о психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Список использованных источников

1. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М., 2000.

2. Кулагина, Н. В. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности / Н. В. Кулагина. – М., 1999

3. Мухина В. С., Носатов, А. А. Возрастная психологий: детство, отрочество, юность / В. С. Мухина, А. А. Носатов.М: Академия, 2007. – 624 с.

От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы [и др. ]. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

Источник

Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.

Типологические особенности:

 1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.

 2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.

 3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.

 4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.

Характерологические особенности:

 1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.

 2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч.

 3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.

 4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.

 5. Каким видам деятельности отдает предпочтение.

 6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.

 7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.

Психологические особенности:

 1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий.

 2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.

 3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.

 4. Распределение внимания – достаточное, затруднено.

 5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не сформировано.

Уровень развития мыслительной деятельности:

 1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений.

 2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций:

 1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.

Развитие воображения:

 1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) – соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

Вербальная часть:

 1. Понимание рассказов со скрытым смыслом.

 2. Парные аналогии.

 3. Сюжетное рассказывание – номинативная и коммуникативная функции речи.

 4. Умение работать в режиме диалога.

 5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

Работоспособность на занятиях:

 1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное.

 2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.

 3. Быстро или медленно включается в работу.

 4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.

 5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.

 6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр.

 7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.

 8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

Произвольность деятельности:

 1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.

 2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.

 3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

Проводимая работа с ребенком:

 1. Проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости).

 2. Результаты, ее успешность, формирование навыков – по возрасту, с трудом, отсроченное.

 3. Работа с родителями, семьей – отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.

Источник