Общая характеристика развития ребенка от 1 года до 3 лет

Общая характеристика развития ребенка от 1 года до 3 лет thumbnail

Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет. Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность —основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотической функцией. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.

Развитие речи у детейраннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.

Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны» игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания.

Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки (инсайта). Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза. Особенности развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего детства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и Прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том/что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с помощью которых описываются данные виды жизнедеятельности. Мы будем далее называть продуктивной такую деятельность ребенка, которая содержит в себе попытку трансформировать и преобразовать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает в себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, которые выполняют роль копирования действительности, например восприятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы будем именовать деятельность, содержащую в себе попытку представить воспринимаемую реальность в том виде, в каком она непосредственно дана нашим органам чувств, без стремления субъекта трансформировать или преобразовать ее.

Оба вида деятельности определенным образом соотносятся с семиотической функцией, которую мы уже обсуждали в главе 2. Воспользуемся для представления связи продуктивной и репродуктивной деятельности с семиотической функцией следующей терминологией Ф. де Соссюра[15], уточняющей ранее введенные нами понятия-

а) признаки — это указатели предметов, тесно связанные с самими предметами, на которые они указывают. Признаки являются частью самого предмета или его неотъемлемыми свойствами. Например, для ребенка звук голоса матери является признаком ее присутствия где-то поблизости;

б) символы — указатели, обозначающие предмет, но уже отдаленные, отличные от него и вместе с тем сохраняющие определенное сходство с самим предметом. К примеру, в детской игре белый камешек, похожий на кусочек хлеба, может представлять хлеб, а трава — овощи;

в) знаки — указатели, произвольным образом связанные с предметом, не имеющие с ним никакого внешнего или внутреннего сходства. Знак условен и всегда социален, т. е. является общим для многих людей, например буквы и цифры.

Конкретизируем также понятие семиотической функции. Ею в более строгом смысле слова, чем это делалось до настоящего времени, будем называть приобретаемую ребенком на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое при помощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т. е. указателей, отделенных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семиотической функцией связаны символические игры, умственные образы и рисунки, подражание и моделирование действительности.

Переход от признаков к символам и знакам определенно связан с развитием подражания, которое на сенсомоторном уровне является способом представления кого-либо или чего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы предметов в данном контексте выступают как их внутренняя, психологическая имитация. В свою очередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи.

Источник

План лекции:

7.1. Общая характеристика развития ребенка и -3 лет.

7.2. Манипулятивная и предметная деятельность как ведущий вид деятельности. Другие виды деятельности.

7.3. Развитие речи.

7.4. Характеристика познавательной сферы ребенка раннего возраста.

7.5. Эмоционально-волевая сфера и ее развитие.

7.6. Кризис трехлетнего возраста.

Основные понятия: манипуляция; предметная деятельность; сенситивный период развития речи; формирования высших психических функций; эмоциональная сфера; произвольность действий; кризис трех лет.

Общая характеристика развития ребенка 1-3 лет

Какой возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного до трех лет. По данным, которые сегодня имеет психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет ее будущий психологическое развитие.

После этапа младенца начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, она чрезвычайно активна в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.

На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые принципиальные достижения.

К началу второго года жизни меняется социальная ситуация развития. На первое место для ребенка выступает “мир вещей”. Ведущей деятельностью становится предметная деятельность. Эмоциональное общение со взрослым человеком, как и раньше, остается важнейшим для развития психики ребенка, но после кризиса первого года оно опосредуется предметами. Важнейшая задача раннего детства – постижение сути предметного мира. Взрослый уже интересен как “пользователь предметов”, как тот, кто поможет овладеть человеческими способами употребления вещей.

Кризис первого года заложила основы формирования воли ребенка, но ей еще предстоит вызреть. Поэтому-то ко второму году жизни малоэффективны запрещающие команды. Ребенка можно напугать, и тогда она может отказаться от того, что намечала сделать. Но более эффективны в этот период отвлекающие, побудительные команды со стороны взрослого. Те же, которые не блокируют исследовательской инициативы малыша. Даже своих сверстников много детей второго года жизни воспринимают как игрушку – их трогают. гладят, целуют, могут толкнуть, укусить. Только в начале третьего года, когда начинает складываться осознание самого себя, тогда к сверстнику меняется отношение.

Интенсивная физическая роста ребенка на этапе раннего детства (от одного до трех лет) продолжается, хотя его темпы несколько замедляются. Наряду с общим ростом происходит анатомическое формирование и функциональное развитие тканей и органов. Быстро увеличивается вес. Изменяется соотношение между величиной головы, туловища и конечностей. Уже к двум годам у ребенка прорезываются молочные зубы. Развиваются органы дыхания и кровообращения и т.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается общий вес мозга, возрастает регулирующая роль коры больших полушарий и контроль с ее стороны над подкорковыми центрами.

Социальная ситуация развития во многом аналогична ситуации на предыдущем этапе. Ребенок еще не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, а следовательно, общение со взрослым является необходимым условием обеспечения ее жизни.

Развитие психики в этот период зависит от ряда факторов. Существенную роль играет овладение ребенком прямохождением, что делает его общения с окружающим миром самостоятельным, расширяет круг вещей, которые становятся объектами познания, развивает способность ориентироваться в пространстве и манипулировать с самыми разнообразными предметами и тому подобное.

Выступая как “преобразователь предметного мира”, ребенок настаивает на своей независимости. В этот период формируется личностная автономия. Воспитательным ресурсом в этой ситуации является тот факт, что, абстрагируясь от взрослого, самостоятельно хозяйствующие с окружающими вещами, ребенок делает это, следуя взрослому. Таким образом, определяющим воспитательным направлением для ребенка становится то, как сам взрослый управляется с предметным миром.

Задача взрослого в этот период – быть образцом во внешнем поведении. Управлять ребенком не всегда получается, а вот быть архитектором окружающей среды ребенка – более эффективно. Родители, создали малышу безопасное окружение, которое позволит выработать исследовательские умения и навыки, даст ему возможность долгое время занимать самого себя любой деятельностью, менять виды занятий, – закладывают в своем ребенке основы творчества.

Источник

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к се­бе в плане предоставляемых возможностей для ускорения, пси­хического развития ребенка, использование или неиспользова­ние которых может иметь серьезные последствия? С психоло­го-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст являет­ся одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он не­посредственно связан с тремя фундаментальными жизненны­ми приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Происхождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Ре­чевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формиро­вать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способ­ности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, доста­точны для разностороннего и полноценного психического и по­веденческого развития маленького растущего человека.

Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельст­вует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение до­ставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, ког­да прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследова­тельской деятельности и конструкторской, творческой работы.

Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свойст­ва. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личност­ное развитие. Речь идет о способности понимать и активно поль­зоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному ре­чевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познаватель­ных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достиже­ниям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средст­вом общения, но также играет важнейшую роль в развитии мыш­ления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца ран­него детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведе­нием и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действитель­ности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни со­вершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребен­ком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начав­шийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему по­нятий, с помощью которых описываются данные виды жизне­деятельности. Мы будем далее называть продуктивной такую деятельность ребенка, которая содержит в себе попытку транс­формировать и преобразовать воспринимаемую реальность. Та­кая деятельность включает в себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, которые выполняют роль копи­рования действительности, например восприятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы будем именовать дея­тельность, содержащую в себе попытку представить восприни­маемую реальность в том виде, в каком она непосредственно дана нашим органам чувств, без стремления субъекта транс­формировать или преобразовать ее.

Оба вида деятельности определенным образом соотносятся с семиотической функцией, которую мы уже обсуждали в главе 2. Воспользуемся для представления связи продуктивной и репро­дуктивной деятельности с семиотической функцией следующей терминологией Ф.де Соссюра*, уточняющей ранее введенные нами понятия:

а) признаки — это указатели предметов, тесно связанные с самими предметами, на которые они указывают. Признаки яв­ляются частью самого предмета или его неотъемлемыми свой­ствами. Например, для ребенка звук голоса матери является при­знаком ее присутствия где-то поблизости;

б) символы — указатели, обозначающие предмет, но уже от­даленные, отличные от него и вместе е тем сохраняющие определенное сходство с самим предметом. К примеру, в детской игре белый камешек, похожий на кусочек хлеба, может пред­ставлять хлеб, а трава — овощи;

в) знаки — указатели, произвольным образом связанные с предметом, не имеющие с ним никакого внешнего или внут­реннего сходства. Знак условен и всегда социален, т.е. является общим для многих людей, например буквы и цифры.

* Ф.де Соссюр — известный швейцарский языковед.

Конкретизируем также понятие семиотической функции. Ею в более строгом смысле слова, чем это делалось до настоящего времени, будем называть приобретаемую ребенком на втором го­ду жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое при помощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т.е. указателей, отде­ленных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семио­тической функцией связаны символические игры, умственные об­разы и рисунки, подражание и моделирование действительности.

Переход от признаков к символам и знакам определенно свя­зан с развитием подражания, которое на сенсомоторном уров­не является способом представления кого-либо или чего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы пред­метов в данном контексте выступают как их внутренняя, пси­хологическая имитация. В свою очередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи.



Источник