Общая характеристика развития познавательной деятельности ребенка

Елена Журавская
Познавательное развитие дошкольников

Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш- природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Одним из основных принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста,выделяют:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Экспериментирование – считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется еёанализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, которые могут быть и правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их может выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы,которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично.А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Читайте также:  Видео развитие ребенка до года

Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. В задачах,которые ставит Стандарт такая формулировка: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п. 1.6. (6).

Во втором разделе ФГОС ДО определяется содержание познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Важнейшим показателем развития ребенка – дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с героями книги.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно – эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать. В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

В третьем разделе ФГОС ДО определены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.

Конечно, если ребенок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребенок в этом случае не боится ошибиться, задает вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Ребенок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал педагог.

Какой, по-вашему, должна быть эта позиция?

В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, в старшем – воспитатель создает условия и руководит познавательной деятельностью. Поэтому, лучше всего позиция партнера, знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка…» (п. 3.2.1.(3).

Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п. 3.2.1.(4).

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «Поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности» (п. 3.2.1.(5,6).

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой) (п. 3.3.4.(1). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте кратко

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребенку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Таким образом, создавая качественную РППС, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности, способствует интеллектуально-нравственному развитию личности дошкольника, приобретению ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру.

Источник

Елена Китайка
Консультация «Особенности развития познавательной деятельности дошкольников»

Особенности развития познавательной деятельности дошкольников

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

Познавательная деятельность требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особоезначение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте («Я сам», произвольность поведения в различных видах деятельности, упорядоченность мотивов поведения, формирование самосознания (в 5,5-6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая имеет некоторые сходства и отличия, по сравнению с детьми более старшего возраста. Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной деятельности дошкольников,рассмотрим некоторые из них:

познавательная деятельность включает обязательное повышение интереса к обучению; познавательная деятельность проявляется детьми в условиях, когда им интересно, когда взрослый не просто играет с ними (что тоже очень важно, но и общается, организует познание, знакомит детей с новым, неизвестным;

– для проявления детьми познавательной деятельности необходимо создать им комфортные социальные условия, обеспечить положительные отношения между всеми членами детского коллектива;

– на высших уровнях развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника наблюдается проявление индивидуального, собственного стиля поведения в ходе познания;

познавательная деятельность предполагает проявление самостоятельности, но в дошкольном возрасте для нее все же характерно присутствие общения со взрослым и сверстниками в процессе познания.

Согласно свидетельствам О. М. Дьяченко мы отмечаем, что уже в возрасте младенца наблюдается потребность в познании окружающего мира, других людей, самого себя, что проявляется в активных движениях, общении со взрослыми, а позже – с однолетками.

На первом году жизни у ребенка наблюдается потребность в активных действиях с предметами, манипулировании ими, познании их основных свойств и названий через постоянное эмоциональное общение со взрослым (ребенок вокализирует, улыбается, смеется, хлопает в ладоши, пытаясь обратить на себя внимание взрослого).

В двухлетнем возрасте, с овладением походкой, расширяется круг элементарных познавательных действий ребенка: все нужно достать, взять в руки, потрогать, бросить или покатить, дать «собственное» название. В это время констатируется активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка, которая является интенсивной и такой, что побуждается познавательная мотивом (узнать «что это такое?»). Чем старше ребенок по возрасту, тем больше интенсивность его познавательной активности. В два-три года ребенка начинают интересовать причины и последствия новых явлений. Новые свойства, которые он открывает в предмете, могут способствовать возникновению новых видов деятельности, и, в частности, игры. Ребенок может довольно долгое время заниматься игрушкой, когда находит в ней свойства, которые вызывают эмоционально-положительное отношение. При этом возникает словно цепь ориентировочных реакций, которые поддерживают активность ребенка (аутостимуляция) .

Читайте также:  Формы и условия психического развития ребенка

В возрасте 3-4 года можно говорить о познавательном интересе ребёнка, который носит беспорядочный характер, однако при этом ориентирован на приобретение знаний о находящемся вокруг мире с целью приобщения к миру взрослых – он стремится всё пощупать, попробовать на вкус, показывает великий интерес не только к игрушкам, но и к вещам взрослых, по мере развития речи, становится «почемучкой», начинает задавать взрослым много вопросов о предметах и явлениях, с которыми встречается в жизни.

Любопытство, в отличие от познавательного интереса, может быть ориентировано на что угодно, любопытство носит поверхностных характер, оно лишено какого-то существенного значения.

Любознательность – это статичное чувство, свидетельствующее о том, что человек любит узнавать что-то новое. Однако любознательность, опять же, в отличие от познавательного интереса, не имеет под собой смысла и цели.

Итак, ребенок накапливает знания о разнообразии предметов и способах действия с ними. До конца преддошкольного возраста, по определению Л. В. Артемовой, действия ребенка приобретают определенную направленность и осознанность.

Дети старшего дошкольного возраста, можно рассматривать познавательную деятельность детей дошкольного возраста как такую активность, которая формируется и развивается на основе познавательной потребности в различных видах деятельности, обеспечивает формирование целостного представления об окружающем мире, характеризуется имеющейся познавательной ориентацией, инициативностью, самостоятельностью ребенка, интересом и оригинальностью.

К 6-7 годам познавательный интерес ребёнка модифицируется в познавательную активность. Познавательная активность – это динамический, целеустремленный процесс по добыванию не всех знаний, а, в основном, нужных для реализации каких-то жизненных планов.

В конце дошкольного возраста создаются необходимые предпосылки для перехода ребенка на новый уровень развития – к школьному обучению.

Познавательная деятельность, управляемая познавательными интересами, закладывает основы познавательных способностей ребенка, развитие которых является необходимым условием формирования творческого мышления. Следует отметить, что все перечисленные особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте находятся на уровне становления и в дальнейшем становятся основой для развития познавательной деятельности.

Работая с детьми дошкольного возраста, В. С. Голицын также определяет три уровня познавательной активности детей,что придает характеристикам детей большую значимость и глубину:

– высокий – ребенок всегда активен, инициативен в ответах и общении, любознателен, всегда внимателен, следует указаниям, правильно выполняет задания, проявляет готовность преодолевать трудности, ведет активный поиск решения, легко контактирует со взрослыми и сверстниками, умеет решать конфликты;

– средний – ребенок отвечает только по просьбе воспитателя; слушает объяснения взрослого, но сам не обращается за помощью, требует повторения, указаний и контроля за ходом деятельности; отвлекается, подражает другому, задачи выполняет при дополнительном стимулировании; пытается преодолевать трудности, но в случае неудачи отступает; в общении отдает предпочтение знакомым детям, подчиняется инициативе другого, проявляя конформность;

– низкий – ребенок пассивен, может работать только при условии персонального обращения и постоянной помощи взрослого, безразличен, без специальной поддержки не начинает деятельность, не работает без образца, при малейшем затруднении не обращается за помощью, а отказывается от деятельности; включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения, часто конфликтует; у ребенка преобладают игры один на один.

Несмотря на определенные уровни познавательной активности, отметим, что в отдельных случаях трудно отнести конкретного ребенка к определенному уровню познавательной активности. Ощущается необходимость введения промежуточного между средним и высоким уровнями развития познавательной активности дошкольников.

Анализ работ ученых, посвященных проблеме детской игры, позволяет констатировать, что познавательная активность ребенка дошкольного возраста связана с ведущей деятельностью в этот период и проявляется в том, что именно в игре, которую ребенок самостоятельно организует, он воспроизводит деятельность взрослых, вступает в контакт с другими детьми, осуществляет самостоятельные действия; и все это направлено на познание окружающего мира и воспроизведение приобретенных знаний в активной деятельности; в обучении,а именно: в процессе подготовки к школьному обучению; на разных занятиях в детском саду, во время слушания художественных текстов, труда и др. ; в процессе решения познавательных задач; в процессе экскурсий и изучения сезонных явлений природы; в процессе организации элементарной поисковой деятельности и экспериментирования; в решении нестандартных, проблемных, опережающих, творческих заданий и интеллектуальных игр

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста доказывает, что становление познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста происходит, с одной стороны, за счет собственного опыта ребенка в процессе повседневной жизни. Наряду с этим, особенности развития дошкольника предусматривают определяющее место взрослого в организации всей жизни ребенка, в том числе и познания. При этом взрослый организует деятельность детей, используя разнообразные средства.

Источник