Общая характеристика психологического развития ребенка в дошкольном детстве
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – своеобразный период развития человека. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.
В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовать свое поведение.
Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте он сам начинает определять собственное поведение.
Испытывая потребность в любви и одобрении, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). Возникающее в этот период стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника. В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой становится память. (Л.С.Выготский) Таким образом, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно уже способно действовать в плане образов. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир.
Еще одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.
Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.
Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Ирина Базан
Литература:
Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»
В.С. Мухина «Детская психология»
В.С. Мухина «Возрастная психология»
Е.О. Смирнова «Детская психология»
Интересные статьи на сайте
Источник
Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»
Дошкольное детство — важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.
Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);
2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);
3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);
4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью)
Ведущей деятельностью в раннем детстве становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение, зарождается самооценка. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов, способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету, развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.
1
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми предложениями, но и сложными. В этом возрасте дошкольники начинают активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт взрослый передает ребенку в совместной с ним игре. Ребенок подражает взрослым, воспроизводя цепочку игровых эпизодов, отражая бытовые сюжеты.
Младшие дошкольники – это деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада и в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в возрасте 4 – 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей со взрослыми. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями. Также активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым. Развивается мышление ребенка, он способен устанавливать простейшие связи и отношения между объектами.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
2
Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2 – 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он способен сравнить предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства.
У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.
Также у детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но слезами и вспышками гнева реагируют на замечание или неодобрение, так как воспринимают замечания как личную обиду. Проявляется в этом возрасте и осознание своей половой принадлежности.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок пользуется сложными фразами и предложениями.
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, так как это связано с их возрастающей физической выносливостью. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности
3
(потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, “взрослые” дела, быть “взрослым”; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как “надо” (хочется посмотреть “мультики”, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, становится более устойчивым внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Речь продолжает совершенствоваться и за год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предыдущим возрастом. У детей совершенствуется связная, монологическая речь и правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, которые затем находят воплощение в детских играх, рассказах, рисунках и т. д.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты, дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение, опосредственное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и
4
положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.
Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого «Я сам» до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.
Дети 6 – 7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.
Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе – «Кто я?» и оценка «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности).
К концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно – личностную форму. У детей углубляется интерес к
5
внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений со сверстниками. Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его замечания, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.
В этом возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему: Ребенок – Сюжетно-ролевая игра – Социальное окружение. Ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними. Взрослый человек является носителем определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
6
логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Источник