Общая характеристика психического развития ребенка дошкольного возраста

Границы возраста – от трех до семи лет. Этот длительный период делится на два этапа. Первый – этап младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), второй – этап старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Каждый этап имеет свою специфику.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра.
Психологические новообразования возраста – воображение, соподчинение мотивов (определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие). , усвоение нравственных норм и ценностей.
Особенности развития двигательной сферы: совершенствуется координация движений частей тела и осуществляется познание схемы тела;
совершенствуются навыки крупной моторики (меняют ритм бега, овладевают прыжками, кувырками, взаимодействием с гимнастическими инструментами и др.); осваивают элементы различных видов спорта; совершенствуется мелкая моторика через овладение творческими видами деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.) и письмом.
Особенности развития познавательной сферы: переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным; развитие ориентировки в пространстве и времени; преобладание непроизвольной, механической памяти и начало развития опосредованной, произвольной памяти; переход от непроизвольного внимания к произвольному; преобладание наглядно-образного мышления и зарождение логического мышления (задают много вопросов, делают свои выводы, пытаются самостоятельно размышлять); развитие воображения;переход от ситуативной к контекстной речи, зарождение эгоцентрической речи.
Особенности развития личностной сферы: усвоение нравственных норм и форм поведения; появление моральных качеств личности в общении; развитие социальных мотивов (мотива цели и игрового мотива, мотивов соперничества, достижения успеха, познания нового, поощрения, наказания и др.); возникновение «внутренней позиции» (то есть собственных взглядов, точек зрения); становление адекватной самооценки; формирование полоролевой идентичности; развитие альтруистической или эгоистической направленности личности;повышенная эмоциональность сменяется уравновешенностью; формирование высших чувств (чувства ответственности, справедливости, прекрасного, успеха, завершения дела и др.).
Особенности развития социальной сферы: происходит познание человеческих отношений и их имитация в игре; возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и манеры поведения в обществе; общение с познавательного мотива сменяется на личностное, когда дети предпочитают контактировать со сверстниками без присутствия взрослого и при этом проявлять свои личные интересы; овладевают нравственной саморегуляцией собственного поведения и при этом ориентированы на одобрение своих действий со стороны взрослого.

Кризис дошкольного возраста. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет – это период рождения «социального Я» ребенка. В основе кризиса лежит смена социальной ситуации развития. Домашнее воспитание, беззаботное времяпрепровождение заменяется школьным обучением и ежедневной учебной деятельностью. К такой смене жизнедеятельности готов организм не каждого ребенка. Причина кризиса обнаруживается в возникновении личного сознания ребенка, психологической готовности принять новые требования жизни (школы и семьи). Признаками кризиса 7-ми лет могут быть: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка), манерничанье, кривляние (ребенок уже не так открыт в общении, маскирует свою сущность), симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать), замкнутость (снижение коммуникативных контактов), ранимость, частая смена настроения, нарушение сна и аппетита, головные боли.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь (жизнь переживаний), которая влияет на внешнюю жизнедеятельность (успеваемость, дисциплину, общение, увлечение и др.). Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни.

Источник

Возрастные границы от 3 до 6-7 лет

Особенностисвязаны с тем, что:

1. Изменяется место ребенка в системе отношений

2. Развивается способность к самоидентификации себя с другими людьми

3. Происходит усвоение поведения

4. Ребенок осознает, что он индивидуальность

5. Интерес перемещается от мира предметов к миру взрослых людей

Социальная ситуация развития характеризуется схемой «ребенок-взрослый обобщенный, ответственный»

Ведущая деятельность – игра
В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых

Центральные новообразований:

1. Когнетивная сфера
-наглядно-образное мышление

2. Личностная сфера
-соподчинение мотивов
-самооценка
-новая внутренняя позиция
-осознание своего места в системе обществнных отношений

Игра как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Ведущий вид деятельности – игра

Сущность игры по Выготскому состоит в том, что она может исполнять общественные желания ребенка, основным содержанием которого является система отношений со взрослыми.

Особенности игры:
– ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия, в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии
– ребенок принимает роли, которые соответствуют общественно-трудовым функциям взрослого
– ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности. Ребенок обнаруживает, что сами отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения
-ребенок начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны жизни взрослых и своей особенности жизни. Открывает у себя переживания и ориентируется в них. Это обобщенные чувства или по Выготскому аффективные обобщения, у ребенка появляется логика чувств

Линии влияния игры:

1. Развитие мотивационно-потребностной сферы

2. Развитие произвольности поведения и психических процессов

3. Развитие индивидуальных плана сознания

4. Приодаление познавательного эгоцентризма ребенка

5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения

6. Развитие речи

7. Развитие воображения

8. Развитие личности

9. Развитие рефлексии(самоанализ)

10. Внутри игры возникаю другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность)

Структура игры:

Читайте также:  Виды норм в развитии ребенка

1. Тема – область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре

2. Сюжет – сценарий игры, определяющий последовательность действий

3. Роль – обязательный набор действий и правил их выполнения

4. Содержание игры – то, что ребенок выделил как основной момент отношений

5. Игровой материал и игровое пространство – игрушки и предметы

6. Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету, а вторые отношения к качеству

Предметная игра носит процессуальных характер. Смысл в самом процессе игры. Ребенок овладевает функциями предмета. Обозначение в игре условных предмет действий. Например, резать хлеб, расчесывать и тд.

Ролевая игра. Главное место – выполнение роли. Этап обусловлен овладеванием отношений в мире взрослых. Напри мер, игра во врача, дочки-матери, милиционера.

Игра с правилами. Важно реалистичное выполнение. Повышение требований к игре, правдивости. Этот этап связан с выделение ребенком скрытых отношений между людьми задач и правил действия. Сдвиг мотивов игры с процесса не результат.

Взаимоотношения детей:

1. Игровые – отражает отношение детей по роли, по сюжету

2. Реальные – взаимоотношение детей как партнеров, выполняющих общее дело, создающих сюжетный замысел

Координация игровых взаимодействий:

1. Игра в одиночку

2. Игра-наблюдение

3. Параллельная игра – игра рядом, но не вместе

4. Ассоциативная игра, игра-сотрудничество

5. Совместная игра

Тематика игр:

Эльконин:
-взрослые, их работа, отношение с другими людьми
-эмоционально значимые события

Познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Восприятие.

-Утрачивает свой характер первоначально аффективный характер.
– Перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.
-Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
-Восприятие превращается в особую познавательную деятельность.
– Зрительное восприятие становится одним из ведущих.
 – воспринимая предметы и действий с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов).
-Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаиморасположение предметов.

Внимание.
Значительно возрастает концентрация, объём и усточивость внимания.Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

Память.

1. Начинает формироватся произвольная память.

2. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальнй характер.

3. Формируются элементы словесно-логической памяти.

Воображение

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

1. Замысел в форме наглядной модели

2. Образ воображаемого объекта.

3. Образ действия с объектом.

Мышление

1. Переход от наглядно-действенного к наглядно образному и в конце периода – к словесному мышлению.

2. Основным видом мышления является наглядно образное, что соответствует репрезентативному интеллекту по терминологии Жана Пиаже.

3. Дошкольник мысли образно, но не приобрел взрослой логики рассуждения.

4. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится вне ситуативным.

5. Складывается предпосылки для таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

6. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

Интеллект. По данным Ж. Пиаже период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным логическим формам мышления. Основное интеллектуальное достижение возраста – ребёнок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане.К 6-7 годам возникает творческое воображение.

Внимание, восприятие и память становятся высшими психическими функциями, приобретают опосредованный характер. Основные средства, которыми овладевает ребёнок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны. наглядные модели, представления и схемы.

Источник

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью)

Ведущей деятельностью в раннем детстве становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение, зарождается самооценка. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов, способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету, развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.

1

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми предложениями, но и сложными. В этом возрасте дошкольники начинают активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт взрослый передает ребенку в совместной с ним игре. Ребенок подражает взрослым, воспроизводя цепочку игровых эпизодов, отражая бытовые сюжеты.

Читайте также:  Данные о развитии ребенка во время беременности

Младшие дошкольники – это деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада и в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в возрасте 4 – 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей со взрослыми. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями. Также активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым. Развивается мышление ребенка, он способен устанавливать простейшие связи и отношения между объектами.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

2

Ребенок способен   анализировать объекты одновременно по 2 – 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он способен сравнить предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства.

У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.

Также у детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но слезами и вспышками гнева реагируют на замечание или неодобрение, так как воспринимают замечания как личную обиду. Проявляется в этом возрасте и осознание своей половой принадлежности.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок пользуется сложными фразами и предложениями.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, так как это связано с их возрастающей физической выносливостью. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности

3

(потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, “взрослые” дела, быть “взрослым”; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как “надо” (хочется посмотреть “мультики”, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, становится более устойчивым внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Речь продолжает совершенствоваться и за год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предыдущим возрастом. У детей совершенствуется связная, монологическая речь и правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Читайте также:  Деятельность как средство и условие воспитания и развития ребенка

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, которые затем находят воплощение в детских играх, рассказах, рисунках и т. д.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты, дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение, опосредственное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и

4

положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого «Я сам» до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Дети 6 – 7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.

Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе – «Кто я?» и оценка «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности).

К концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно – личностную форму. У детей углубляется интерес к

5

внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений со сверстниками. Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его замечания, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

В этом возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему: Ребенок – Сюжетно-ролевая игра – Социальное окружение. Ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними. Взрослый человек является носителем определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение

6

логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Источник