Общая характеристика психического развития ребенка

Общая характеристика психического развития ребенка thumbnail

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

  • Фізкультурне заняття для дітей середньої групи «Зоряний танок» з елементами «Хатха-йоги», китайського оздоровчого комплексу «Кунг-фу», з елементами психогімнастики
  • Комплекс №8 антистрессовой гимнастики для дошкольников «Зоопарк»
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Однокоренные слова
  • Как можно развивать интеллектуальные умения учащихся?
  • Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу
  • Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
  • Закрепление умения находить проверочное слово
  • Изложения для средних классов
  • Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)

Источник

Границы возраста – от трех до семи лет. Этот длительный период делится на два этапа. Первый – этап младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), второй – этап старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Каждый этап имеет свою специфику.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра.
Психологические новообразования возраста – воображение, соподчинение мотивов (определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие). , усвоение нравственных норм и ценностей.
Особенности развития двигательной сферы: совершенствуется координация движений частей тела и осуществляется познание схемы тела;
совершенствуются навыки крупной моторики (меняют ритм бега, овладевают прыжками, кувырками, взаимодействием с гимнастическими инструментами и др.); осваивают элементы различных видов спорта; совершенствуется мелкая моторика через овладение творческими видами деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.) и письмом.
Особенности развития познавательной сферы: переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным; развитие ориентировки в пространстве и времени; преобладание непроизвольной, механической памяти и начало развития опосредованной, произвольной памяти; переход от непроизвольного внимания к произвольному; преобладание наглядно-образного мышления и зарождение логического мышления (задают много вопросов, делают свои выводы, пытаются самостоятельно размышлять); развитие воображения;переход от ситуативной к контекстной речи, зарождение эгоцентрической речи.
Особенности развития личностной сферы: усвоение нравственных норм и форм поведения; появление моральных качеств личности в общении; развитие социальных мотивов (мотива цели и игрового мотива, мотивов соперничества, достижения успеха, познания нового, поощрения, наказания и др.); возникновение «внутренней позиции» (то есть собственных взглядов, точек зрения); становление адекватной самооценки; формирование полоролевой идентичности; развитие альтруистической или эгоистической направленности личности;повышенная эмоциональность сменяется уравновешенностью; формирование высших чувств (чувства ответственности, справедливости, прекрасного, успеха, завершения дела и др.).
Особенности развития социальной сферы: происходит познание человеческих отношений и их имитация в игре; возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и манеры поведения в обществе; общение с познавательного мотива сменяется на личностное, когда дети предпочитают контактировать со сверстниками без присутствия взрослого и при этом проявлять свои личные интересы; овладевают нравственной саморегуляцией собственного поведения и при этом ориентированы на одобрение своих действий со стороны взрослого.

Читайте также:  Развитие ребенка в трудовом коллективе

Кризис дошкольного возраста. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет – это период рождения «социального Я» ребенка. В основе кризиса лежит смена социальной ситуации развития. Домашнее воспитание, беззаботное времяпрепровождение заменяется школьным обучением и ежедневной учебной деятельностью. К такой смене жизнедеятельности готов организм не каждого ребенка. Причина кризиса обнаруживается в возникновении личного сознания ребенка, психологической готовности принять новые требования жизни (школы и семьи). Признаками кризиса 7-ми лет могут быть: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка), манерничанье, кривляние (ребенок уже не так открыт в общении, маскирует свою сущность), симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать), замкнутость (снижение коммуникативных контактов), ранимость, частая смена настроения, нарушение сна и аппетита, головные боли.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь (жизнь переживаний), которая влияет на внешнюю жизнедеятельность (успеваемость, дисциплину, общение, увлечение и др.). Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни.

Источник

Возрастные границы от 3 до 6-7 лет

Особенностисвязаны с тем, что:

1. Изменяется место ребенка в системе отношений

2. Развивается способность к самоидентификации себя с другими людьми

3. Происходит усвоение поведения

4. Ребенок осознает, что он индивидуальность

5. Интерес перемещается от мира предметов к миру взрослых людей

Социальная ситуация развития характеризуется схемой «ребенок-взрослый обобщенный, ответственный»

Ведущая деятельность – игра
В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых

Центральные новообразований:

1. Когнетивная сфера
-наглядно-образное мышление

2. Личностная сфера
-соподчинение мотивов
-самооценка
-новая внутренняя позиция
-осознание своего места в системе обществнных отношений

Игра как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Ведущий вид деятельности – игра

Сущность игры по Выготскому состоит в том, что она может исполнять общественные желания ребенка, основным содержанием которого является система отношений со взрослыми.

Особенности игры:
– ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия, в игре все внутренние процессы развернуты во внешнем действии
– ребенок принимает роли, которые соответствуют общественно-трудовым функциям взрослого
– ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности. Ребенок обнаруживает, что сами отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения
-ребенок начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны жизни взрослых и своей особенности жизни. Открывает у себя переживания и ориентируется в них. Это обобщенные чувства или по Выготскому аффективные обобщения, у ребенка появляется логика чувств

Линии влияния игры:

1. Развитие мотивационно-потребностной сферы

2. Развитие произвольности поведения и психических процессов

3. Развитие индивидуальных плана сознания

4. Приодаление познавательного эгоцентризма ребенка

5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения

6. Развитие речи

7. Развитие воображения

8. Развитие личности

9. Развитие рефлексии(самоанализ)

10. Внутри игры возникаю другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность)

Структура игры:

1. Тема – область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре

2. Сюжет – сценарий игры, определяющий последовательность действий

3. Роль – обязательный набор действий и правил их выполнения

4. Содержание игры – то, что ребенок выделил как основной момент отношений

5. Игровой материал и игровое пространство – игрушки и предметы

6. Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету, а вторые отношения к качеству

Предметная игра носит процессуальных характер. Смысл в самом процессе игры. Ребенок овладевает функциями предмета. Обозначение в игре условных предмет действий. Например, резать хлеб, расчесывать и тд.

Ролевая игра. Главное место – выполнение роли. Этап обусловлен овладеванием отношений в мире взрослых. Напри мер, игра во врача, дочки-матери, милиционера.

Игра с правилами. Важно реалистичное выполнение. Повышение требований к игре, правдивости. Этот этап связан с выделение ребенком скрытых отношений между людьми задач и правил действия. Сдвиг мотивов игры с процесса не результат.

Взаимоотношения детей:

1. Игровые – отражает отношение детей по роли, по сюжету

2. Реальные – взаимоотношение детей как партнеров, выполняющих общее дело, создающих сюжетный замысел

Координация игровых взаимодействий:

1. Игра в одиночку

2. Игра-наблюдение

3. Параллельная игра – игра рядом, но не вместе

4. Ассоциативная игра, игра-сотрудничество

5. Совместная игра

Тематика игр:

Эльконин:
-взрослые, их работа, отношение с другими людьми
-эмоционально значимые события

Познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Восприятие.

-Утрачивает свой характер первоначально аффективный характер.
– Перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.
-Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
-Восприятие превращается в особую познавательную деятельность.
– Зрительное восприятие становится одним из ведущих.
 – воспринимая предметы и действий с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов).
-Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаиморасположение предметов.

Внимание.
Значительно возрастает концентрация, объём и усточивость внимания.Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

Память.

1. Начинает формироватся произвольная память.

2. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальнй характер.

3. Формируются элементы словесно-логической памяти.

Воображение

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

1. Замысел в форме наглядной модели

2. Образ воображаемого объекта.

3. Образ действия с объектом.

Мышление

1. Переход от наглядно-действенного к наглядно образному и в конце периода – к словесному мышлению.

2. Основным видом мышления является наглядно образное, что соответствует репрезентативному интеллекту по терминологии Жана Пиаже.

3. Дошкольник мысли образно, но не приобрел взрослой логики рассуждения.

4. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится вне ситуативным.

5. Складывается предпосылки для таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

6. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

Интеллект. По данным Ж. Пиаже период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным логическим формам мышления. Основное интеллектуальное достижение возраста – ребёнок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане.К 6-7 годам возникает творческое воображение.

Читайте также:  Самое важное в развитии ребенка раннего возраста

Внимание, восприятие и память становятся высшими психическими функциями, приобретают опосредованный характер. Основные средства, которыми овладевает ребёнок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны. наглядные модели, представления и схемы.

Источник

Психическое развитие ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, протекающий под влиянием разного рода факторов. Они бывают наследственными, биологическими, социальными. Развитие психики – неравномерный процесс. Условно его можно разделить на несколько этапов. В нашей статье детально остановимся на особенностях психического развития детей и психических процессах, характерных для разных возрастных групп. Обязательно рассмотрим факторы, влияющие на формирование психики и методы диагностики, позволяющих определить уровень развития ребенка.

Особенности формирования нервной системы ребенка

Развитие психики малыша начинается за несколько месяцев до его появления на свет, еще в утробе матери. На разные звуки и другие внешние раздражители плод реагирует определенным образом: он начинает вести себя более активно или, наоборот, затихает. Происходит это благодаря его нервной системе, что, в свою очередь, отражается на психике малыша. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Развитие нервной системы в первый год жизни ребенка происходит стремительно, в несколько раз быстрее, чем во все последующие годы его жизни. Так, если мозг новорожденного весит 1/8 часть массы его тела, то к годовалому возрасту его вес увеличивается вдвое. И хотя дальше темпы развития замедляются, они приобретают несколько иной характер, и направлены больше на развитие психических навыков. После появления малыша на свет, его мозг не только не перестает расти, но и продолжает активно формироваться.

Можно с уверенностью сказать, что психика – это ответ на активность нервной системы человека, а психическое развитие ребенка – процесс сложный и уязвимый. Изначально на него оказывает влияние наследственно-биологический фактор. Позже подключается социальный спектр и взаимоотношения родителей в семье. Для разного возраста характерны свои особенности психического развития ребенка. На возрастных нормах остановимся более детально.

Этапы формирования детской психики

Этапы психического развития детей

По мере своего взросления ребенок развивается не только физически. Одновременно с ростом тела происходит и формирование его психики. На практике выделяют следующие этапы психического развития детей:

  1. Младенчество: от рождения до 1 года. На этом этапе происходит активный рост и развитие мозга ребенка. Первый год жизни малыша характеризуется его повышенной активностью, приобретением моторных навыков.
  2. Раннее детство: от 1 до 3 лет. В этот период происходит развитие сенсорной моторики – базы для остальных, более сложных психических функций.
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет. На этом и следующем этапе действия ребенка будут приобретать индивидуальный характер, развивается личностная сфера психики.
  4. Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет. К началу этого периода происходят существенные изменения в жизни ребенка, непосредственно связанные с развитием интеллектуально-познавательной функции психики.
  5. Подростковый период: от 11 до 15 лет. Для этого этапа характерны следующие возрастные особенности психического развития детей: самооценка, общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе.

Особенности развития психики в младенчестве

Психическое развитие младенцев

В период от рождения до одного года происходит развитие основных моторных функций ребенка. С каждым месяцем беспомощный малыш становится все более активным, с интересом изучает свое тело и двигательные возможности. Кроха учится взаимодействовать с окружающими людьми, выражая свои желания и реагируя на внешние раздражители разными способами: звуками, мимикой, интонацией.

Самыми значимыми для него фигурами на этом этапе являются его родители – мама и папа. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку и физическое и психическое развитие. Именно родители учат малыша «общаться» с окружающим миром, познавать его. На этом этапе важно уделять достаточно внимания ребенку, способствовать развитию крупной и мелкой моторики, восприятию цветовой гаммы, формы, объема, текстуры предметов. Даже с полугодовалым малышом обязательно нужно заниматься.

Правильно подобранные игрушки и регулярные упражнения, направленные на развитие сенсорно-моторных функций, будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Но не нужно требовать от ребенка выполнения установленных родителями правил. Пока он еще слишком мал, чтобы их усвоить.

Психическое развитие в возрасте от 1 до 3 лет

Психическое развитие детей от 1 до 3 лет

В период раннего детства маленький и беззащитный малыш, который совсем недавно сделал свои первые шаги, становится более самостоятельным. Сначала он учится активно ходить, затем бегать, прыгать, изучать находящиеся вокруг него предметы, осмысленно разговаривать. Но и на этом этапе жизни его возможности все еще ограничены.

Психическое развитие детей возрастом от 1 до 3 лет основано на подражании взрослым. Чтобы ребенок научился что-либо делать, он должен сначала увидеть, как это же действие выполняет его мама или папа. Ребенок с удовольствием будет играть в разные игры и изучать предметы с родителями. Но как только мама или папа отвлекутся и начнут заниматься своими делами, малыш тут же оставит игру.

Психическое развитие детей раннего возраста неразрывно связано с новыми открытиями. Малыш начинает понимать, что разные предметы выполняют определенные действия, например, пультом можно включить телевизор, а если нажать на кнопку компьютера загорится монитор и т. д. Но самое главное, что ребенок начинает отделять собственные действия от тех, которые выполняют взрослые. В этот период происходит осознание ребенком своего «Я», начинает формироваться самооценка, появляется уверенность в собственных силах, а одновременно с ним и нежелание малыша выполнять то, что говорят родители. К концу периода мамы и папы могут столкнуться с так называемым кризисом трех лет.

Психические процессы развития ребенка дошкольного возраста

Психические процессы развития детей

Следующий этап приходится как раз к окончанию кризиса трех лет. К этому моменту ребенок имеет уже определенную самооценку, уверенно себя чувствует на ногах и может более или менее нормально разговаривать. Иногда он даже чувствует себя «на одной волне» со взрослыми. Вот только понять, для чего взрослые совершают те или иные поступки, малыш все еще не может. И в этом ему помогут сюжетно-ролевые игры. При моделировании различных жизненных ситуаций в игре ребенок лучше усваивает информацию и развивает свое абстрактное мышление. Родителям нужно взять на заметку эту особенность психического развития детей.

В отличие от ребенка 4-5 лет старший дошкольник имеет свои особенности психики. В этом возрасте у него возникает большая потребность в общении с ровесниками. Этот возрастной период непосредственно связан со следующими психическими процессами развития ребенка:

  1. Память – усвоение новых знаний, приобретение полезных умений и привычек.
  2. Мышление – развитие логики, способность устанавливать связи между различными явлениями и их причинами.
  3. Речь – умение справляться с правильным произношением всех звуков родного языка, регулировать громкость и темп, выражать эмоции.
  4. Внимание – способность концентрировать сознание на определенном объекте.
  5. Воображение – умение создавать в голове различные образы с помощью уже известных фактов и манипулировать ими.
  6. Восприятие – развитие способности воспринимать цвета, формы, звуки, предметы в пространстве и целостное изображение.
Читайте также:  Влияние детско родительских отношений на развитие психики ребенка

Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе.

Развитие психики у младших школьников

Психическое развитие школьников

Этот возрастной период охватывает промежуток между 7 и 11 годами. В этом время происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы. Стоит отметить, что с началом учебы в школе жизнь ребенка меняется практически кардинально. От школьника требуется соблюдение дисциплины и распорядка дня, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать и контролировать свои действия.

На этом этапе имеются свои особенности психического развития ребенка:

  1. Школьник возрастом старше семи лет обладает достаточной усидчивостью, чтобы сосредоточиться на выполнении какого-либо задания на протяжении длительного времени. Он может спокойно высидеть целый урок, внимательно слушая учителя.
  2. Ребенок умеет или учится планировать свое время и контролировать действия. Он выполняет домашние задания в определенной последовательности, а гулять идет только после того, как сделает все уроки.
  3. Ребенок может определить уровень своих знаний и определить, что ему не хватает для того, чтобы решить ту или иную задачу.

Задача родителей на этом этапе развития состоит в том, чтобы поддержать ребенка эмоционально, помочь ему найти новых друзей, быстрее адаптироваться к новому распорядку дня и жизни в коллективе.

Психология подростков

Психическое развитие подростков

По мнению большинства психологов, детский возраст от 7 до 15 лет является критическим. В этот период происходит резкий скачек и в физическом, и в психическом развитии ребенка. Его одолевает большое желание совершать взрослые поступки, но он не хочет нести за них ответственность, расстаться с детской безнаказанностью. Для подросткового периода характерны следующие особенности:

  • бессознательные поступки наперекор родителям;
  • систематические нарушения границ дозволенного;
  • появление новых авторитетов среди взрослых и подражание им;
  • стремление выделиться из коллектива, из толпы.

В зависимости от той модели поведения, которую выберут родители, ребенок может либо найти свое место в мире и определиться со своей жизненной позицией, либо же постоянно бороться с системой запретов, отстаивая свои желания и собственное мнение. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы уберечь подростка от необдуманных поступков, найти с ним общий язык.

Дети с психическими нарушениями развития

Каждый человек в школе или в повседневной жизни хотя бы раз сталкивался с ребенком, который по уровню развития психики сильно отличается от «нормальных» детей. Причем он может быть хорошо сложен физически, но при этом крайне медленно читает, не умеет выстраивать логические цепочки между действиями или же просто общаться со сверстниками. Таким детям специалисты нередко ставят диагноз «задержка психического развития».

Вся сложность ситуации состоит в том, что родители могут до определенного момента и не подозревать об этой особенности психического развития. Дети с таким диагнозом внешне ничем не отличаются от ровесников. Но у них часто возникают проблемы с адаптацией в коллективе и проблемы с успеваемостью в школе.

Родителей должны насторожить следующие моменты в психическом развитии ребенка:

  1. Речь. К этому пункту относятся не только проблемы логопедического характера, но и лексико-грамматического.
  2. Невнимательность. Дети с задержкой психического развития обычно обладают повышенной двигательной активностью, они постоянно отвлекаются, не могут сконцентрировать свое внимание на каком-то одном предмете.
  3. Нарушение восприятия. Ребенок не воспринимает и не может найти знакомые ему предметы в новой обстановке, не запоминает имена людей.

Дети с нарушениями психического развития требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Для изучения материала им требуется гораздо больше времени и терпения, чем одноклассникам.

Что влияет на развитие психики?

Условия психического развития детей

Существуют следующие обязательные условия для психического развития ребенка:

  1. Нормальное функционирование головного мозга.
  2. Общение ребенка со взрослыми. Родители, старшие братья и сестры, воспитатели в детском саду и учителя в школе – это носители социального опыта для ребенка. У каждого есть потребность в общении. И ребенок не является исключением. Благодаря общению со взрослыми он учится познавать себя и других людей, оценивать действия и поступки. Потребность в общении проявляется через интерес и внимание к взрослому, стремление показать ему свои умения и способности.
  3. Активность самого ребенка. После появления малыша на свет его двигательная активность не прекращается, а только возрастает. По мере взросления ребенок учится ползать, затем ходить, прыгать, бегать, участвовать в играх с другими детьми, соревноваться и т. д. То есть нормально развивающийся ребенок активен всегда.

На каждом этапе развития ребенка, а особенно на первом, огромное влияние на психику оказывает семья, а именно атмосфера, которая в ней царит. Если ребенок растет в доброте, окружен вниманием, не видит ссор родителей, не слышит криков, у него будут все условия для реализации своих физических способностей.

Диагностика психического развития

Как понять, так ли ребенок развивается как надо? На сегодняшний день существует множество методик, позволяющих оценить уровень психического развития. Диагностика ребенка направлена на изучение всех сторон психики. Затем полученные данные сопоставляются, чтобы можно было получить целостное представление о ребенке. Так, выделяют методики оценки:

  • физического развития ребенка;
  • интеллектуального развития;
  • качественного развития личности;
  • развития отдельных навыков и умений.

При проведении диагностики важно придерживаться следующих правил:

  1. При составлении психологической характеристики необходимо использовать не менее 10 тестов.
  2. Не стоит забывать о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Если же возрастных ограничений нет, тесты могут отличаться друг от друга способами подачи информации.
  3. Никогда не нужно давить на ребенка, тестировать его без добровольного желания. В противном случае результаты исследования могут быть недостоверными.

Источник