Общая характеристика основных периодов развития ребенка
На чтение 6 мин. Обновлено 27.12.2017
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Оставить комментарий
Источник
Попытки вычленить и дать характеристику отдельным фазам взросления человека предпринимались еще философами и педагогами в Древней Греции. И на сегодняшний день существует множество периодизаций от разных авторов, которые постепенно дорабатываются и изменяются.
Общая возрастная периодизация
Общая характеристика основных возрастных периодов развития детей строится на комплексе физико-анатомических, психологических и социальных изменений, через которые проходят все дети. Несмотря на то, что процесс развития личности охватывает весь жизненный цикл, особое внимание привлекает период развития в дошкольном и школьном возрасте. Это время становления характера, развитие восприятия мира и самого себя, формирование морально-этических ценностей.
Но важно отличать возрастную периодизацию в педагогике и психологии, так как в традиционном понимании во многом они не совпадают.
Психологическая периодизация | Педагогическая периодизация |
Пренатальный период | Младенчество (от рождения до года) |
Новорожденность (до 45 дней) | Преддошкольный (до 3) |
Грудной период (до года) | Дошкольный (3—6). Внутри период делится на три стадии: младший (3—4), средний (4—5), старший (5—6) |
Ползунковый (до 3 лет) | Младший школьный (до 10 лет) |
Дошкольный (3—6) | Средний школьный (10-15) |
Младший школьный (до 11) | Старший школьный (15—18) |
Пубертат (до 15) | |
Юношество (до 20) |
Однако в последние годы все чаще говорят о добавлении в педагогическую систему возрастной периодизации перинатального этапа воспитания детей.
Характеристика основных этапов
Для каждого времени характерны свои физиологические и психологические особенности, зная о которых, можно добиться лучших результатов в педагогике и воспитании. Весь педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных этапов развития ребенка и их характеристик.
Пренатальный период, младенчество (до 1 года) и их характеристика
Уже с 8 недели внутриутробного развития у эмбриона начинает развиваться нервная система. К 6-й неделе он реагирует на боль, ощущает свет, который направлен на живот матери, может воспринимать вкус. В дальнейшем последовательно формируются органы слуха и речи, головной мозг и органы зрения. Таким образом, он открыт к восприятию внешней информации задолго до своего рождения.
Важно! Многочисленные эксперименты доказали, что человек способен запоминать стихотворения, музыку, услышанную до рождения.
Время от рождения до года исследователи называют кризисом новорожденности. Основная возрастная характеристика развития детей до года:
- потеря веса в первые дни после рождения;
- полифазный сон (короткие периоды сна чередуются с бодрствованием и состоянием дрёмы). В общей сложности он спит до 80% всего времени;
- начало развития речевых функций (с рождения дети распознают эмоциональную окраску речи взрослых, считывают артикуляцию и мимику, в дальнейшем проходят этапы от гуления и лепета до первых слов);
- формирование моторики и координации своих действий (к году успешно владеет сложными действиями с предметами, начинает ходить);
- развивается первые социальные навыки: распознает отношение к нему взрослых, умеет отличить «своих», предпринимает первые попытки коммуникации;
- появление улыбки как проявления эмоций.
К концу первого года жизни пытается самоутвердиться, формируется основа для развития самостоятельности, изменяется восприятие себя и мира.
Характеристика преддошкольного периода (от года до 3 лет)
Навыки, полученные в раннем младенчестве, создают фундамент для дальнейшего развития. На этом возрастном этапе дети активно осваивают навыки ходьбы, общения, овладевают предметной деятельностью.
Возрастные характеристики особенностей развития детей до трех лет:
- осваивают предметную деятельность (от повторения за взрослым, до переноса действия на другой объект);
- появляется игровая деятельность, в которой дети имитируют реальные ситуации и действия;
- к 2-3 годам начинается этап активного формирования речевых навыков, большими темпами накапливается словарный запас, формируется понимание языковых структур (по нормам в три года активный словарь должен состоять из 200-1500 слов);
- в это время появляется интерес к музыке и искусству, формируется слух и чувство ритма.
Возрастные характеристики психического развития детей:
- зарождается потребность в общении с другими детьми;
- к трем годам формируется самооценка и самосознание;
- происходит половая идентификация и понимание соответствующих форм поведения, определяемых полом;
- в это время зарождается механизм долговременной памяти;
- разрыв осознания своего единства с матерью, формирование эгоцентричной модели мира;
- развивается образное мышление.
Возрастной этап заканчивается наступлением кризиса 3- х лет. Это время, когда он начинает воспринимать себя как значимую, самостоятельную личность, противопоставлять себя взрослым. Время, когда от родителей требуется особое внимание и терпение.
Дошкольный (от 3 до 6 лет) и его характеристика
Один из самых значимых возрастных этапов в развитии детей и формировании их личности и характера. В этом возрасте они начинают посещать детский сад, учатся взаимодействию в социуме. Продолжается созревание мышления и представления о мире и обществе. Знание характеристики возрастного развития поможет создать среду для наилучшего восприятия новой информации.
Возрастные характеристики развития детей дошкольного возраста:
- основной вид деятельности — предметно-ролевая игра;
- возрастает потребность в общении со сверстниками;
- усваиваются социально-нравственные нормы поведения;
- период развития сенсорного восприятия окружающего мира (повышается острота зрения и цветовосприятие, формируется барическое чувство (веса), развивается фонематический слух);
- продолжается процесс самопознания (формируются интересы и характер);
- дальнейшая социальная адаптация: учатся сотрудничать, закрепляются общепринятые стандарты поведения;
- возрастает физическая активность.
Для этого возрастного периода для детей характерна большая потребность в расширенном познании мира, явлений. Это время, когда дети превращаются в «почемучек». А развитие личности приводит к появлению новых потребностей и качеств характера.
К шести годам при сбалансированном и полноценном воспитании они готовы к новому, серьезному этапу в своей жизни — к школе.
Характеристика школьного этапа (6 —18 лет)
К этому периоду у детей происходят серьезные анатомические изменения: тело становится выносливее, меняются пропорции, вытягиваются конечности. Но изменения касаются и эмоциональной стороны развития: у детей наблюдается эмоциональное перенапряжение, повышенная утомляемость. В целом, дети к шести годам осознают себя как самостоятельную личность.
Школьная стадия состоит из нескольких этапов, и знание характеристик основных возрастных периодов развития ребенка с 6 до 18 лет необходимо не только педагогам, но и родителям. Это время серьезных физиологических изменений, окончательного формирования характера и нескольких возрастных кризисов.
Характеристика возрастных периодов развития ребенка с 6 до 18 лет:
Возраст | Этап | Характеристика возрастных особенностей |
6-10 | Младший школьный |
|
10-15 | Средний школьный | Переходный этап на пути к юности. Происходит половое созревание, что сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии. Для психики характерная особенность этого этапа — избирательность внимания. В суждениях появляется критичность (дети этого возраста подвергают сомнению все, от отношений до авторитетных мнений). Для поведения характерно стремление вырваться из-под опеки и контроля родителей, развиваются подростковые комплексы. Часто падает интерес к учебе |
15-18 | Старший школьный | Это время, когда дети приобретают личностную, гражданскую зрелость. Проявляется подростковая маргинальность, когда они находятся на границе детского мира и мира взрослых. Проблема не столько в соотношении себя с определенным миром, сколько в отношении окружающих. Взрослые не в состоянии воспринимать подростков как равных, а для детей они уже слишком взрослые. Характерная особенность — формирование абстрактного мышления. Подросток достигает социальной зрелости: у него есть видение своего будущего, планы и жизненные цели |
Понимание возрастных характеристик взросления детей нельзя недооценивать. Несмотря на то, что процесс во многом уникальный, основные реакции и этапы связаны с физиологией и созреванием нервной системы. Знание и понимание характеристик этих естественных процессов позволит не только создать идеальные условия для созревания полноценной личности, но и глубже понимать своего ребенка.
Видео
056
Источник
Признаки нормального развития и отклонений от нормы в каждый возрастной период жизни ребенка. Критические периоды жизни ребенка (привезти примеры).Возрастные периоды развития ребенка сопровождаются изменениями физиологии, приобретением навыков и знаний, формированием характера. Взросление ребенка зависит от внешних и внутренних обстоятельств, поэтому переход на последующий этап происходит у каждого индивидуально. •Внутриутробный. С первого дня зачатия и до рождения крохи;
•Грудной возраст. Длится с рождения и до года;
•Ясельный этап взросления. С первого года до 3 лет;
•Дошкольный период. Считается от 3 до 7 лет;
•Этап младшего школьного возраста. От 7 лет до 12;
•Период старшего школьного возраста. От 12-ти до 17–ти лет.
Внутриутробный период. Возрастные периоды развития ребенка. В течение этого времени у карапуза формируются все органы и системы. Еще в животике он может реагировать на изменения в настроении мамы. Также слышать ее тембр голоса и внешние звуки. Грудной возраст. Период после рождения и до годовалого возраста отличается интенсивностью роста и развитием всего организма. Это обуславливает его физиологическое и умственное развитие в будущем. Младенец слабо приспособлен к окружающей среде, его органы еще не совершенны. Новорожденный очень уязвим ко всякого рода инфекциям, поэтому так необходимо создавать уют и поддерживать чистоту в доме.
Ясельный период. Развитие ребенка во время этого периода происходит по трем направлениям: речь, предметную деятельность и моторика .Ясельный период. Умение говорить и развитие интеллекта взаимосвязаны. Общаясь со сверстниками и родными людьми малыш познает мир, учится высказывать свои мысли и задавать интересующие его вопросы. Во время ходьбы руки малыша свободны и он может брать предметы и изучать их. К трем годам малыш может рассказывать небольшие стихи, ходить в туалет самостоятельно, пользоваться ножницами, следить за гигиеной рук, рисовать прямые линии, начинает проявлять самостоятельность. С этого этапа формируется личность будущего взрослого.
Дошкольный этап.
В течение этого периода в ребенке развивается: внимание, память, мышление, манера поведения и личностные качества. Малыш продолжает развиваться физически и благодаря этому может выполнять упражнения, Дети в этом возрасте могут проявлять усидчивость, заниматься каким-то одним делом продолжительное время. Они копируют поведение своих родителей .Речь ребенка становиться более четкой и связанной. Произношение фраз малыш копирует у взрослых, поэтому так важно близким родственникам правильно говорить и помогать ребенку вести диалог. У малыша важный шаг в жизни – школа. Дошкольная подготовка начинается с 5-ти летнего возраста. Дети такого возраста становятся наблюдательными, способными к логическому мышлению и выводам.
Младший школьный возраст.
Приходя в школу, ребенок начинает активно развивать свой интеллект. Он попадает в новый социум со своими правилами, которые обязан выполнять. У школьника формируется ответственность, чувство долга, усидчивость. В школе тренируют систематичность и необходимость все доводить до конца.
Этап старшего школьного возраста.
Осуществляется переход из детства во взрослый мир. При этом дети растеряны и неуверенны в себе, им необходима поддержка и понимание родных, хотя они и мало к ним прислушиваются.
Развитие личности идет быстрыми темпами. Это обусловлено половым созреванием. Организм развивается быстрым темпом. У вчерашних детей появляются физические признаки взросления: рост волос на теле в разных местах, накопление жира в районе груди и ягодиц у девчонок, изменение тембра голоса у мальчишек, начинают расти зубы мудрости. Пропорции тела становятся похожими на взрослые. Подросток изучает себя, в это время он преодолевает свои недостатки и развивает нужные черты характера, формирует взгляды на жизнь.
Процесс формирования личности. следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденное, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Кризис трех лет первый симптом, отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Третий симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам и т.д. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова. Дошкольный возраст – важный период становления личности. именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает “манерничать” и “паясничать”. Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанью как средству защиты. Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка.
Источник