Образовательные потребности ребенка с отклонениями в развитии
Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО
К детям с отклонениями в развитии относят:
- умственно отсталых,
- глухих,
- слабослышащих,
- позднооглохших,
- слепых и слабовидящих;
- детей с тяжелыми речевыми нарушениями,
- нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- задержкой психического развития,
- с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),
- множественными нарушениями.
Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.
Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами образования понимается не столь единодушно.
В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.
По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации – является метафора Л.С. Выготского о “социальном вывихе” ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности – “Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган” (Л.С.Выготский, 1995).
Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего “обходные пути” достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие “особые образовательные потребности”.
Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации “социального вывиха”, попытаемся определить смысл термина “Ребенок с особыми образовательными потребностями”, т.е. определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;
в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.
Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения – социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;
строились “обходные пути” обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из “обходных путей” формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;
регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;
пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;
все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;
реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;
процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.
Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО, достижения которой признаны в мире.
Отечественная практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.
Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.
Источник
Особые образовательные потребности детей с ЗПР
В настоящее время одной из актуальных проблем современной школы является рост числа детей с ОВЗ. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с нарушениями:
- слуха
- зрения
- опорно-двигательного аппарата
- речи
- задержкой психического развития
- ранним детским аутизмом (РДА)
- множественными нарушениями речи
Каждый ребенок с ОВЗ имеет право на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
- степени тяжести нарушения;
- способности к освоению цензового образования;
- вида учебного заведения (общее, специальное, комбинированное);
- региона проживания;
В период предшкольной диспансеризации выявляется достаточно много детей с ЗПР. За отчетный период 2013 года на ПМПКомиссии было принято 319детей дошкольного и школьного возраста (г.Кунгур). Из всего количества принятых детей – 163 ребенка с задержкой психического развития (ЗПР).Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Приступая к обучению в массовых классах общеобразовательных школ, такие дети начинают испытывать специфические трудности. Важнейшей задачей учителя начальных классов является своевременная помощь ребенку. В чем эта помощь заключается?
Педагог должен учитывать, что ребенок с ЗПР нуждается в особых образовательных потребностях, связанных с тем или иным отклонением в развитии. Он не может продуктивно развиваться без организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков:
- в «пошаговом» предъявлении материала;
- в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР ( быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
- в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;
- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
Важное место занимают специальные правильно организованные индивидуальные коррекционные занятия ( ИКЗ ). Основной принцип занятий – активное воздействие на сенсорное умственное и речевое развитие.
Цель ИКЗ:
- Повышение уровня общего развития ребенка.
- Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
- Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
- Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
- Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Работа должна быть направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов.
Основные направления коррекционной работы:
- Совершенствование движений сенсомоторного развития:
– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
– развитие навыков каллиграфии;
– развитие артикуляторной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
– развитие зрительного восприятия и узнавания;
– развитие зрительной памяти и внимания;
– формирование обобщенных представлений и ориентации;
– развитие представлений о времени;
– развитие слухового внимания и памяти;
– развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
– навыков соотносительного анализа;
– навыков группировки и классификации;
– умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
– развитие комбинаторных способностей;
4. Развитие различных видов мышления:
– развитие наглядно-образного мышления;
– развитие словесно-логического мышления ( умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями ).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
– релаксационные упражнения для мимики лица;
– драматизация;
– чтение по ролям;
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Адресная и своевременная диагностика и коррекционно-развивающая педагогическая помощь, лечение способствуют эффективной коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей с ЗПР. В случае несоответствия социальных, в первую очередь школьных, условий психофизическому и речевому уровню развития ребенка первичные недостатки развития усугубляются, осложняются нарушениями эмоциональной и личностных сфер.
Создание специальных коррекционных классов 7 вида для обучения и воспитания детей с ЗПР позволяют осуществить максимальную индивидуализацию и вариативность процесса обучения в сочетании с созданием щадящих условий для здоровья и состояния нервно-психической сферы ученика. Индивидуальный подход с учетом особенностей конкретного ребенка позволяет успешно обучать большинство детей, испытывающих значительные трудности в стандартных условиях обучения.
Обучение детей с отклонениями в развитии. Сборник нормативных документов. Пермь 2004.
Источник
Особые образовательные потребности детей с различными нарушениями.
Дети с нарушением слуха
Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом обусловлены:
– трудностями понимания обращенной речи,
– характером межличностной коммуникации,
– ограничением объема вербальной информации.
Ведущую роль в преодолении последствий первичного дефекта и обеспечении успешности образования лиц с нарушениями слуха играет формирование средств речевого общения и познания окружающего мира. В связи с этим к специальным для них образовательным потребностям относятся:
– слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи говорящего человека;
– мотивированное употребление единиц языка;
– членораздельное, внятное произношение;
– для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;
– развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;
– обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности свободно воспринимать речевые и неречевые звучания;
– обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками и др.
Дети с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций;
потребность в особой организации образовательной среды, характеризуются доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию обходных путей развитии;
потребность в предоставлении услуг тьютора;
потребность в помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психо-физиологических особенностей детей указанной категории.
Дети с ЗПР
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения («пошаговое» изучение материала);
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
коррекция нарушений устной и письменной речи.
Дети с умственной отсталостью
Наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Дается менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучается.
Используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие – метод маленьких порций. Широко используется предметно-практическая деятельность.
Одной из важных задач учителя является формирование системы доступных знаний, умений и навыков. Например, известно, что изучение исторических событий вызывает большие трудности у обучающихся, поэтому учебный материал может быть представлен как яркий рассказ из прошлого.
Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большем количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.
Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Данную работу должны проводить специалисты: олигофренопедагог, логопед, специалист ЛФК.
Необходимо формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации .
Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушениями интеллекта. Оно является основой нравственного воспитания, а так же важным средством их социальной адаптации.
Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушениями среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности.
Дети с расстройствами аутистического спектра
К особым образовательным потребностям в школьном возрасте относят:
Потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка с РАС в школе
-Потребность в разработке адаптированной образовательной программы
Потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом)
Потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС
Потребность в определении наиболее эффективной модели реализации образовательной практики
Потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи
Потребность в дозированной учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности
Потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды.
Источник