Образовательные потребности ребенка с отклонениями в развитии

Образовательные потребности ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО

К детям с отклонениями в развитии относят:

  • умственно отсталых,
  • глухих,
  • слабослышащих,
  • позднооглохших,
  • слепых и слабовидящих;
  • детей с тяжелыми речевыми нарушениями,
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • задержкой психического развития,
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),
  • множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами образования понимается не столь единодушно.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации – является метафора Л.С. Выготского о “социальном вывихе” ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности – “Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган” (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего “обходные пути” достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие “особые образовательные потребности”.

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации “социального вывиха”, попытаемся определить смысл термина “Ребенок с особыми образовательными потребностями”, т.е. определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения – социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;

Читайте также:  Развитие ребенка 4 лет играть онлайн бесплатно

строились “обходные пути” обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из “обходных путей” формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;

регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;

все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;

реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;

процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО, достижения которой признаны в мире.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.

Источник

Особые образовательные потребности детей с ЗПР

В настоящее время одной из актуальных проблем современной школы является рост числа детей с ОВЗ. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с нарушениями:

  • слуха
  • зрения
  • опорно-двигательного аппарата
  • речи
  • задержкой психического развития
  • ранним детским аутизмом (РДА)
  • множественными нарушениями речи

Каждый ребенок с ОВЗ имеет право на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

  • степени тяжести нарушения;
  • способности к освоению цензового образования;
  • вида учебного заведения (общее, специальное, комбинированное);
  • региона проживания;

В период предшкольной диспансеризации выявляется  достаточно много детей с ЗПР. За отчетный период 2013 года на ПМПКомиссии было принято 319детей дошкольного и школьного возраста (г.Кунгур). Из всего количества принятых детей – 163 ребенка с задержкой психического развития (ЗПР).Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Приступая к обучению в массовых классах общеобразовательных школ, такие дети начинают испытывать специфические трудности. Важнейшей задачей учителя начальных классов является своевременная помощь ребенку. В чем эта помощь заключается?

 Педагог должен учитывать, что ребенок с ЗПР нуждается в особых образовательных потребностях, связанных с тем или иным отклонением в развитии. Он не может продуктивно развиваться без организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков:

  • в «пошаговом» предъявлении материала;
  • в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
  • в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР ( быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
  • в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;
  • в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
Читайте также:  Занятия по развитию мышления у ребенка 6 лет

 Важное место занимают специальные правильно организованные индивидуальные коррекционные занятия ( ИКЗ ).  Основной принцип занятий – активное воздействие на сенсорное умственное и речевое развитие.

 Цель ИКЗ:

  1. Повышение уровня общего развития ребенка.
  2. Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
  3. Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
  4. Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
  5. Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Работа должна быть направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Совершенствование движений сенсомоторного развития:

– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

– развитие навыков каллиграфии;

– развитие артикуляторной моторики;

    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

         – развитие зрительного восприятия и узнавания;

         – развитие зрительной памяти и внимания;

         – формирование обобщенных представлений и ориентации;

         – развитие представлений о времени;

         – развитие слухового внимания и памяти;

         – развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового     анализа;

   3. Развитие основных мыслительных операций:

         – навыков соотносительного анализа;

         – навыков группировки и классификации;

         – умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

         – развитие комбинаторных способностей;

   4. Развитие различных видов мышления:

         – развитие наглядно-образного мышления;

         – развитие словесно-логического мышления ( умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями ).

   5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

         – релаксационные упражнения для мимики лица;

         – драматизация;

         – чтение по ролям;

  6. Развитие речи, овладение техникой речи.

  7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

  8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Адресная и своевременная диагностика и коррекционно-развивающая педагогическая помощь, лечение способствуют эффективной коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей с ЗПР. В случае несоответствия социальных, в первую очередь школьных, условий психофизическому и речевому уровню развития ребенка первичные недостатки развития усугубляются, осложняются нарушениями эмоциональной и личностных сфер.

Создание специальных коррекционных классов 7 вида для обучения и воспитания детей с ЗПР позволяют осуществить максимальную индивидуализацию и вариативность процесса обучения в сочетании с созданием щадящих условий для здоровья и состояния нервно-психической сферы ученика. Индивидуальный подход с учетом особенностей конкретного ребенка позволяет успешно обучать большинство детей, испытывающих значительные трудности в стандартных условиях обучения.

Обучение детей с отклонениями в развитии. Сборник нормативных документов. Пермь 2004.

Источник

Особые образовательные потребности детей с различными нарушениями.

Дети с нарушением слуха

Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом обусловлены:

– трудностями понимания обращенной речи,

– характером межличностной коммуникации,

– ограничением объема вербальной информации.

Ведущую роль в преодолении последствий первичного дефекта и обеспечении успешности образования лиц с нарушениями слуха играет формирование средств речевого общения и познания окружающего мира. В связи с этим к специальным для них образовательным потребностям относятся:

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе для детей

– слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи говорящего человека;

– мотивированное употребление единиц языка;

– членораздельное, внятное произношение;

– для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи;

– развитие слухового восприятия и его использование в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях;

– обучение ориентировке в пространстве при отсутствии возможности свободно воспринимать речевые и неречевые звучания;

– обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками и др.

Дети с НОДА

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

  • потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций;

  •  потребность в особой организации образовательной среды, характеризуются доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;

  • потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию обходных путей развитии;

  • потребность в предоставлении услуг тьютора;

  • потребность в помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;

  • потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;

потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психо-физиологических особенностей детей указанной категории.

Дети с ЗПР

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения («пошаговое» изучение материала);

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

коррекция нарушений устной и письменной речи.

Дети с умственной отсталостью

  • Наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Дается менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучается.  

  • Используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие – метод маленьких порций. Широко используется предметно-практическая деятельность.

  • Одной из важных задач учителя является формирование системы доступных знаний, умений и навыков. Например, известно, что изучение исторических событий вызывает большие трудности у обучающихся, поэтому учебный материал может быть представлен как яркий рассказ из прошлого.  

  • Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большем количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.

  • Необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Данную работу должны проводить специалисты: олигофренопедагог, логопед, специалист ЛФК.

  • Необходимо формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации .

  •  Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушениями интеллекта. Оно является основой нравственного воспитания, а так же важным средством их социальной адаптации.  

Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушениями среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности.     

Дети с расстройствами аутистического спектра

К особым образовательным потребностям в школьном возрасте относят:  

  • Потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка с РАС в школе  

  • -Потребность в разработке адаптированной образовательной программы  

  • Потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом)  

  • Потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС  

  • Потребность в определении наиболее эффективной модели реализации образовательной практики  

  • Потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи  

  • Потребность в дозированной учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности

Потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды.

Источник