Образовательная среда развития ребенка с овз
Слайд 1
Качественные характеристики условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях (в соответствии с ФГОС)
Слайд 2
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Гарантии прав детей с ОВЗ закреплены в Конституции РФ, действующем Законе «Об образовании», ст. 50, п.10. Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, отклонения в поведении, и нуждающиеся в особых условиях обучения, воспитания, а также специальных педагогических подходах. Категории детей с ОВЗ определены Типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении» №288 от марта 1997 года.
Слайд 3
ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)- основной документ, регламентирующий деятельность образовательных учреждений. Он представляет собой «систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Слайд 4
Ребенок с ОВЗ Наличие ИПР Отсутствие ИПР Заключение ПМПконсилиума образовательного учреждения – Индивидуальная программа обучения ребенка с ОВЗ Заключение ПМПК
Слайд 5
Правовое обеспечение инклюзивной образовательной среды в ОУ Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ Положение о организации инклюзивной практики(локальный акт к уставу) Образовательная программа ОУ, включающая коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями Договор между ОУ и ПМПК (структурным подразделением ОБОУ ЦПМСС) Договор со СКОУ( при необходимости) Лицензии на обучение по программам I-VII и VIII видов Лицензии на программы дополнительного образования ( при необходимости) Стандарты организации всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в данной общеобразовательной школе.
Слайд 6
Архитектурно-планировочная среда (Универсальная среда) Пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов. (Тех. стандарты) Сенсорные знаки и дорожки, ограничители и показатели Туалет с душем, специально оборудованный для детей с ОВЗ Санитарно-гигиеническая комната со специальным оборудованием( для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ)
Слайд 7
Готовность образовательного учреждения Принятие ценностей инклюзивного образования Поддержка со стороны администрации образовательного учреждения Наличие единой команды педагогов и специалистов системы сопровождения (консилиум образовательного учреждения) Готовность к трудностям, переменам и рискам
Слайд 8
Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ; разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе; наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса; специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду .
Слайд 9
Организация рабочего места в классе в соответствии с потребностями ребенка Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных) Парты с регулируемой высотой и наклоном стола Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ. Индивидуальное освещение Специальные средства индивидуального пользования Приспособления для фиксации рук, туловища Специальная мебель.
Слайд 10
Условия для восстановления работоспособности Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой) Специальная комната для парной или инд. работы Зона для двигательной активности Организация временного режима обучения
Слайд 11
Организация образовательного процесса в соответствии с об разовательными программами. Общеобразовательная Программы I-VIII видов Программы коррекционной работы Программы дополнительного образования: Программа по формированию коммуникативных навыков; Программа по формированию социально-бытовых навыков; Программа профессиональных навыков Программа по информационной технологии Программы художественно-эстетического цикла Программа по трудовому воспитанию Наличие в материале и содержании обучения ребенка специальных разделов , не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников
Слайд 12
Условия освоения основной образовательной программы учащимися учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся ; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания; путей их достижения; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ в процессе освоения ООП ; оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся; « возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения ».
Слайд 13
Программа коррекционной работы «Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса» (из ФГОС НОО) Программа коррекционной работы должна быть составлена в каждом образовательном учреждении, независимо от статуса и типа; учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»; предусматривать интеграцию любого ребенка в общеобразовательное учреждение. При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты).
Слайд 14
При составлении программы коррекционной работы важно учесть факторы: контингент обучающихся и педагогов, материально-техническую базу учреждения, возможные формы образования, направления коррекционной работы.
Слайд 15
Требования к составлению программы коррекционной работы (ПКР) ПКР не должна зависеть от выбранных для использования комплектов учебников. Она должны зависеть от контингента учащихся, контингента педагогов, условий, имеющихся в образовательном учреждении; ПКР не должна осуществляться посредством программного материала предметных курсов, дополнительных образовательных программ; для реализации ПКР в школе нужно работать не с каждым учащимся, а только с теми, кто нуждается в коррекционно-развивающей работе; для определения содержания ПКР педагогическому коллективу важно знать не медицинский диагноз, а ограничения жизнедеятельности для создания условий для их компенсации; невозможно осуществлять коррекционную работу в школе без взаимодействия педагогов со специальными педагогами, так как учителя не имеют соответствующего образования и не обладают компетенциями в осуществлении такой работы в школе; поскольку все рекомендации имеют различную структуру, то необходимо выработать универсальный инструмент для составления рабочей ПКР.
Слайд 16
Индивидуализация обучения Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в следующих ситуациях: если ребенок хронически не успевает по одному или нескольким предметам, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут осваивать материал в том темпе, форме, объеме, как это могут делать другие дети; если ребенок не может самостоятельно справиться с учебными трудностями; при значительных пропусках ребенком занятий или при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, связанных с обучением; обусловленных конфликтными отношениями с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс; неблагополучной обстановкой в семье.
Слайд 17
Формы и методы организации образовательного процесса Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей) Организация деятельности и сотрудничества в малых группах Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала) Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ Наличие тьюторов в соответствии с индивидуальной образовательной программой
Слайд 18
Особые требования к организации учебного процесса раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы; использование специальных методов, приемов и средств обучения обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ; индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников; организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.
Слайд 19
Система оценивания достижений Выработаны критерии оценивания достижений каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным планом Возможность самооценивания обеспечена и реализуется Используется критериальный, дифференцированный подход при оценивании компетенций ребенка в соответствии с его индивидуальным учебным планом
Слайд 20
Психолого-медико-педагогическое сопровождение «осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)» «определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности» Наличие индивидуальной образовательной программы и составленного на ее базе индивидуального коррекционного плана ребенка – специалистами ОУ, координатором, специалистами сопровождения Наличие в штатном расписании специалистов Консультации специалистов для учителей, реализующих образование детей с ОВЗ Реализация мероприятий в соответствии с индивидуальной образовательной программой ( ЛФК и т.д.)
Слайд 21
ПМП-консилиум организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования; выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников; выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания; выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса; выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению или адаптация образовательной программы образовательного учреждения; выработка рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы; обеспечение коррекционной направленности образовательного процесса; формирование у обучающих адекватного понимания ограничений ребенка; консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения.
Слайд 22
Подготовка учителей, специалистов, руководителей и тьюторов Наличие у педагогов и специалистов удостоверений Курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию не менее 72 часов Организация тренингов, мастер-классов для сотрудников Взаимопосещение занятий, уроков и их анализ Балинтовские группы учителей ( эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания»).
Слайд 23
Специальные профессиональные компетентности педагога компетентность в оценке особенностей освоения учебной программы учащимися (временных и качественных характеристик), для своевременного выявления детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и имеющих особые образовательные потребности; компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, необходимую как для включения в комплексную психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе в обучении, так и для ее реализации; компетентность в создании условий , необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности и оценки динамики результатов образовательной и собственно педагогической деятельности; компетентность в создании условий, охраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников.
Слайд 24
Включение родителей в образовательный процесс Договор с родителями Технологии организации различных форм взаимодействия с родителями ребенка Консультации для родителей Участие родителей в реализации индивидуального учебного плана
Источник
МДОУ детский сад №6 «Ласточка»
Сообщение к педсовету:
«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Подготовила воспитатель:
Риязутдинова Л.С.
2016 год.
«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Поэтому большинство воспитателей должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1 Принцип развития – Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. принцип природособразности воспитания – Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности – Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия – Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); – воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества – Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности – обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий – Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка
В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ?
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.
- Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:
Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
- Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения
Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями
Специальная наглядность: – демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;
– преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
– особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
– материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
– предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
– наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
- Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР
– Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
– Схемы и алгоритмы действий
– Модели последовательности рассказывания, описания
– Модели сказок
- Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта
– Предметы для развития перцептивных действий
– Предметы для развития сенсорной сферы
– Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
– Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
- Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
– Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
– Схемы составления описательных рассказов, предложений
– Схемы последовательности действий
- Предметно-развивающая среда для детей с НОДА
Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.
Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:
– Свободное малоизрезанное пространство
– Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
– Разнообразные шнуровки по темам
– Рамки Монтессори
– Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки
– Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.
Педагогическая работа воспитателя в группе, которую посещают дети с ОВЗ, будет эффективна при условии систематического самообразования.
Литература
1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектульном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996.
2. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированых дошкольных учреждениях. М., 1994 г.
3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012
Источник