Образовательная программа направленная на социально эмоциональное развитие ребенка

                 Рабочая программа

 по социально-эмоциональному развитию  детей старшего дошкольного возраста

          «Путешествие с гномом»

     Пояснительная записка

Дети приходят в нашу жизнь – крохотные, беззащитные, но такие родные и дорогие. Первая улыбка, первое слово, озорной и заразительный смех наполняет радостью наши сердца. Детство – мимолетная пора, но самая ответственная для нас взрослых. Мы в ответе за жизнь и здоровье наших детей, мы в ответе за будущее, которое закладывается в самом раннем возрасте.

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому довольно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы дети могли поступить в престижные школы, а затем в вузы), забывая об эмоциональной сфере не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие  интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют свою жизнь человека и его место в социуме.

Сегодня в педагогике и психологии особую актуальность приобретает проблема исследования эмоциональной сферы детей. Прочитав книгу Н.Л.Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей» – Ярославль 1988 г., публикации Т.В.Гуровец, Р.Е. Левиной, пришла к выводу, что способность к распознанию эмоциональных состояний важна для любого ребенка, не успешность социальной адаптации часто связана с отсутствием навыков общения. А расстройства в эмоциональной сфере могут вызвать затруднения при выполнении интеллектуальных заданий, снизить работоспособность, привести к нарушению поведения.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает детям возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить их словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

Программа «Путешествие  с Гномом» знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снижению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения. В ходе занятий у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям. Программа проводится в виде отдельных занятий, игр и упражнений. Многие упражнения, игры и сказочные истории могут быть использованы родителями.

Программа  «Путешествие с Гномом», выстроенная, как система занятий, не может быть ограничена взаимодействием педагога с детьми только в процессе занятийной  деятельности.  Программа ориентирована на организацию особого рода взаимодействия педагога и детей на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности (прогулках, играх, изобразительной деятельности, праздниках и тд.)

                Цели и задачи программы:

Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.  Расширение знаний у детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

2.  Развитие способностей  у детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

3.  Формирование и развитие умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);

4.  Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

            Основные принципы организации  

      социально-эмоционального развития

  1. Интеграции, предполагающей взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, математическое, художественное, познавательное и др.).
  2. Использования различных способов реализации содержания: запланированный, косвенный, ситуативный.
  3. Организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка)
  4. Организации деятельности на рефлексивной основе ( анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск в собственных действиях и поведении).

                     Структура программы

Программа развития эмоциональной сферы детей  4-5 лет «Путешествие с Гномом» включает 36 занятия и состоит из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения».

Раздел №1. «Мои эмоции»(17 занятий). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные:

– на расширение представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, страх, гнев;

– на знакомство с новыми эмоциями (отвращение, зависть, вина);

– на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;

– на развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения;

– на развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика и жесты, учит пользоваться ими для выражения собственных чувств и переживаний. Содержание этого раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит или радует, для этого можно включить в занятия элементы песочной терапии.

Раздел №2. «Я и эмоции других людей» (9 занятий.) В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на понимание индивидуальных особенностей других людей, на распознавание эмоциональных реакций окружающих, на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

В этом разделе педагог формирует у детей умение понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек, анализировать эти чувства, не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.

Раздел №3 «Навыки общения» (10 занятий). Этот раздел является итоговым. В данном блоке в ходе упражнений формируются знания об основных эмоциях, приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Педагог знакомит детей с анализом причин межличностных  конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать крайнего проявления – драки. Все знания, полученные детьми в процессе реализации этого блока упражнений, приобретаются через создание  педагогом проблемных ситуаций, разрешая которые дети будут овладевать определенными коммуникативными навыками.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого из них составляет 15-20 минут. Занятия по каждой теме строятся в доступной и интересной для детей форме – в форме театрализованной игры, которая  включает в себя следующие приемы активного обучения:

  1. Этюды (мимические и пантомимические) проводятся на заданную тему и позволяют ребенку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику.
  2. Элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводят к взаимному усилению влияния на ребенка и той  и другой деятельности.
  3. Музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, преодолению двигательного автоматизма, обучению технике выразительных движений.
  4. Сюжетно-ролевые игры в сочетании с песочной терапией ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость».
Читайте также:  Методики и диагностики развития ребенка в детском саду

Каждое занятие программы начинается приветствием друг друга улыбкой. Все занятия проводятся от лица куклы-гнома, что обеспечивает  восприятие обучения  не как назидание со стороны взрослых, а как простую игру, в ходе которой каждый ребенок приобретает нужное знание. Каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе игры. Программа «Путешествие с Гномом» может быть  использована, как основа работы или проводится в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

          Календарно-тематический план

Раздел 1. «Мои эмоции»

№ п/п

Тема занятий

                 Содержание занятий

Время проведения

1.

Вводное занятие

Разминка. Упражнение «Гномики в лесу». Упражнение «Кто сидит справа(слева) от меня». Рисунок «Маленькие человечки».Заключение.

сентябрь

2.

«Путешествие в страну Радости»

Упражнение «Страна радости». Упражнение «Зеркало». Игра «Я радуюсь, когда…». Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму». Рисунок «Веселые гномы».Заключение

сентябрь

3.

«Путешествие в страну Грусти»

Упражнение «Страна грусти». Игра «Я грущу, когда…». Упражнение «Покажи эмоцию». Этюд «Золушка». Рисунок «Радость-грусть». Заключение

сентябрь

4.

«Путешествие в страну Удивления»

Упражнение «Страна удивления». Упражнение «Маски». Упражнение «Прогулка по стране Удивления». Этюд «Фокусник в цирке». Рассказ «Круглые глаза». Рисунок «Чудеса». Заключение

сентябрь

5.

«Путешествие в страну Страха

Упражнение «Страна Страха». Упражнение «Страх- это…». Упражнение «Победим страх». Упражнение «Посмеемся над страхами». Рисунок «Страшный сказочный герой». Заключение.

октябрь

6.

«Маленький Гномик и Баба Яга»

Упражнение «У страха глаза велики». Этюд «Маленький Гномик и Баба Яга» (проигрывание сказки).

октябрь

7.

«Путешествие в страну Злости»

 Упражнение «Страна злости». Упражнение «Шкала злости». Этюд «Злой принц». Упражнение «Прогони злость». Заключение.

октябрь

8.

«Победитель злости»

Разминка. Игра с песком «Победитель злости».

октябрь

9.

«Путешествие в страну Отвращения»

Упражнение «Страна Отвращение». Упражнение «Кто что не любит». Этюд «Кислое яблоко» Этюд «Бабушка ошиблась». Рисунок «Новая эмоция»

ноябрь

10.

«Мы узнали много нового»

Упражнение «Узнай эмоцию». Упражнение «Сравниваем эмоции». Этюд «Еж и лягушка». Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится. Заключение.

ноябрь

11.

«Путешествие в страну Вина»

Упражнение «Новая страна». Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда…». Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как». Этюд «Грибники»

ноябрь

12.

«Путешествие Гусеницы»

Упражнение «Разные эмоции». Игра-инсценировка «Путешествие гусеницы»

ноябрь

13.

«Путешествие в страну Зависть»

Упражнение «Путешествие в страну Зависть». Упражнение «Завистники». Этюд «Завистливая Белочка». Рисунок «Что нового мы узнали»

декабрь

14.

«Королевство эмоций»

Разминка «Вспомним эмоции». Игра-инсценировка «Королевство эмоций»

декабрь

15.

«Наши эмоции»(1-е занятие)

 Разминка. Игра «Придумай сказку». Игра «Джинн». Рисунок «Мне понравилось упражнение…»

декабрь

16.

«Наши эмоции»(2-е занятие)

Разминка. Упражнение «Я чувствую». Этюд «Сломанные качели». Рисунок «Поезд эмоций».

декабрь

17.

Заключительное занятие по разделу «Мои эмоции»

Разминка. Игра «Зеркало». Игра «Зашифрованное письмо».

январь

Раздел 2. «Я и эмоции других людей»

18.

«Наше хорошее настроение»

Разминка «Как можно по-другому назвать?». Беседа «Что такое радость?». Упражнение «Кто как радуется». Игра «День рождения».

январь

19.

«Мы сегодня не грустим»

Разминка «Как можно по-другому назвать?». Игра «Сравни лицо». Игра «Грустный паучок». Этюд «Кролик и Еж». Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

январь

20.

«Победим страх»

Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Слушай и показывай». Игра-инсценировка «пчелка в темноте».

январь

21.

«Смешинки и злючки»

Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Смешинки и злючки». Упражнение «Сравни эмоции». Игра «Коврик злости». Рисунок «Цвет злости».

февраль

22.

«Ты не виноват»

Разминка. Беседа «Ты не виноват».

февраль

23.

«Мы все такие разные»

Разминка. Упражнение «Вспоминалки». Этюд «Грязнуля».

февраль

24.

«Зависть-это не всегда плохо»

Разминка. Упражнение «Что нам показывает поза». Игра «Отгадай настроение сказочных героев». Беседа «Зависть-это не всегда плохо». Этюд «Трудолюбивый Ежик».

февраль

25.

«События и эмоции»

Упражнение «Какое у меня настроение». Упражнение «Отгадай животное и его настроение». Упражнение «Что чувствует мальчик?». Рисунок «Событие и переживание».

март

26.

«Мотивы поведения»

 Разминка. Игра «Мотивы поведения».

март

Раздел 3. «Навыки общения»

27.

«Волшебные слова»

Вступление. Игра «Собери пазл». Игра «Угадай игрушку». Подвижная игра «сороконожка». Рисунок «На занятии мне больше всего понравилось…»

март

28.

«Давай поговорим» (1-е занятие)

Беседа «Как вести себя во время разговора». Упражнение «Для того чтобы слушали меня, я должен…». Этюд «Я слушаю друга».

март

29.

«Давай поговорим» (2-е занятие)

Вступление. Игра «Иностранец». Этюд «Рыбки в пруду». Этюд «Подарок другу». Игра «Без слов».

апрель

30.

«Поиграем вместе»

Вступление. Игра «Собери игрушки». Упражнение «Не урони мяч». Игра «Сядь на стул». Игра «Рисуем вместе».

апрель

31.

«Наши поступки»

Беседа взрослого о хороших и плохих поступках. Рисунок «Мой хороший и мой плохой поступок». Обсуждение рисунков.

апрель

32.

«Мы в группе детского сада»

Упражнение «Мое настроение утром». Игра «Про Обидку и Грустинку». Подвижная игра «Мы играем вместе». Этюд «Разные ситуации». Упражнение «Невидимая нить».

апрель

33.

«Я в общественных местах»

Игра-инсценировка «Могло бы и не быть»

май

34.

«Про друзей»

Этюд «Рыжик». Этюд «Кусочек сыра». Упражнение «Обезьянки». Этюд «Самый большой гриб». Рисунок «Мой друг».

май

35.

«Про взрослых»

Этюд «неподаренный подарок». Этюд «В троллейбусе». Этюд «Золотая осень»

май

36.

Заключительное занятие «Невоспитанный Мишка»

Игра-инсценировка «Невоспитанный Мишка».

май

                 Планируемые результаты:

Ребенок сопереживает родным и близким, проявляет сострадание к героям сказок, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации, правил и норм поведения.

Ребенок использует приобретенные знания о правилах поведения на улице, общественных местах (театр, магазин, транспорт, поликлиника) в повседневной жизни.

       Методы изучение результативности:

  1. Наблюдение за поведение ребенка в разных видах деятельности.
  2.  Анкетирование родителей.
  3.  Продукты детской деятельности.

       Способы обработки результатов:

  1. Обобщение результатов в таблицы
  2.  Качественный анализ данных обследования

Показатели и индикаторы успешности развития

      детей среднего дошкольного возраста:

  Критерии

ФИ ребенка

Сентябрь

Май

Ребенок вступает в разные виды общения.

Ребенок владеет навыками невербального общения

Ребенок адекватно реагирует на замечания взрослых и может объяснить причины своих поступков

Ребенок проявляет элементы критичности при оценке поступков окружающих и себя.

Ребенок проявляет сочувствие, эмпатию, толерантность по отношению к другим людям.

У ребенка сформированы начала высших чувств (эстетические, нравственные, интеллектуальные), которые становятся мотивами поведения.

Ребенок умеет распознавать свое настроение  его причины, корректировать его

Ребенок умеет вести себя в общественных местах, делает попытки преодолеть межличностные «трения», конфликты «мирным путем»

Читайте также:  Развитие ребенка по выготскому это

Критерии оценки:

3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.

2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

Интерпретация:

Рекомендации:

            Методическое обеспечение:

  1. Бойков Д. И., Бойкова С. В. Как развить навыки общения у ребенка: методические рекомендации. СПб.: ЛОИУУ,1995.
  2.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Учимся понимать друг друга. М.: Дельта, 2005.
  3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Скрипторий, 2003, 2006.
  5.  Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003
  6.  Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение,1990.

Источник

Профилактическая программа по социально – эмоциональному

развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Педагог – психолог

1 квалификационная категория

Горбачева Елена Николаевна

Пояснительная записка.

          В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.

          Мы живем в эпоху социально – экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький.

          Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» для детей старшего дошкольного возраста нацелена на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния. Занятия по программе будут способствовать развитию его индивидуальности, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.

          При разработке содержания программы «Страна Эмоций» я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.

          Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

           Цели программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом;

коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития детей.   

          Основные задачи:

– создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

– осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;

-развитие навыков совместной деятельности.

-формирование установки «Я – хороший, ты — хороший».

           Программа основана на принципах:

– позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

– безусловного принятия ребенка психологом для формирования у него чувства безопасности;

-индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

– развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);

-демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

-поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

-свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.

        Программа « Страна Эмоций» состоит из 16 занятий;

Форма проведения – групповая; продолжительность одного занятия – 25-30 мин, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду;

         Занятия проводятся 2 раза в неделю

 Структура и содержание занятий.

Занятие состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная

Цели:

– установить эмоциональный контакт с детьми;

-развить чувство единства, сплоченности;

– обучить действовать согласованно.

Часть 2. Основная

         Проводятся психологические упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка; игры, упражнения, задания на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков; психогимнастика, релаксация.

Часть 3. Заключительная

         Цели: закрепить положительные эмоции от работы на занятии (рисование)

Ожидаемые результаты:

– психофизически здоровый ребенок – дошкольник, владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции;

-обладающей адекватной самооценкой;

-социально компетентный, готовый жить в меняющемся социуме и характеризующийся определенной самостоятельностью.

          Практическая значимость программы

Предлагаемая программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» апробировалась в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду №1 «Березка»  города Днестровска. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, а также более позитивная и адекватная оценка себя. Кроме того, критериями эффективности программы выступали: позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств и эмоций; гармонизация образа «я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе; увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях (по результатам психодиагностического обследования).

Программа социально – психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Раздел и темы программы

Используемая литература

Блок 1 Цель: Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности, развитие чувств эмпатии, снятие импульсивности.

1. «Знакомство»

«Давайте поздороваемся» , «Цепная реакция», «Узнай по голосу», «Тоннель», «Доброе животное»
Рисование на тему «Разукрась имя»

С.И. Семенака .Уроки добра.М,2005г

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

  1. «Мое имя» 

«Яйцо», «Летний дождь», «Мое имя», «Я чувствую», «Газета». Релаксация: «Огонь и лед»

Рисование «Мой портрет»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

3. «Я люблю…»

 Этюд «Новая кукла», «Встаньте все те, кто…», «Передача предмета», «Волшебные заросли»
Рисование на тему «Я люблю больше всего…»

.Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

4. «Настроение» 

«Копилка чувств и переживаний», «Угадай эмоцию», «Передай улыбку другому», «Позови ласково»
Рисование на тему «Мое настроение»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

В.М. Минаева .Развитие эмоций дошкольников. М- 2003

Блок 2 Цель: снятие эмоционального напряжения, снижение уровня тревожности, развитие эмпатии.

  1. «Настроение» (продолжение)

Этюд «Один дома», «Костер» Шалтай- Балтай», игра «Хорошее настроение»
Совместный рисунок

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

6. «Наши страхи» (начало)

Этюд «Баба –Яга», «Расскажи свой страх», «Путаница», «Зевота»
Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. — Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

7. «Наши страхи» (продолжение)

«Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», «Коробка переживаний». «Передача чувств»
Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

8. «Я больше не боюсь»

Этюд «Страх», «Смелые ребята», «В темной норе», «Слепой и поводырь». «Я больше не боюсь»

Релаксация «Ковер – самолет»

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997. —

.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Блок 3. Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, учить передавать  различные эмоциональные состояния невербальным способом

9. «Новичок»

Этюд «Новая девочка», « Тише», «Волшебные средства понимания», «Скучно, скучно так сидеть».

Рисование «Рукавичка» (парами)

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

 Самоукина Н.В.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

10. «Ласка»

«Я сообщение», «Да -нет», «Позови ласково», «Цепная реакция», Скучно, скучно так сидеть» Релаксация «Ласковые ладошки»»

Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002.

.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

11. «Общая история»

Сочиняем «Общую историю», «Испорченный телефон», «Иголка и нитка» , «Шалтай – Балтай».
Коллективное рисование «Общая история»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996

.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

12. «Грусть»

Этюд «Гадкий утенок», «Руки», «Передай эмоцию», «Испорченный телефон»
Рисование на тему «Мне грустно»

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

 Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

Блок 4 Цель: Снятие эмоционального напряжения. Расширение поведенческого репертуара, снижение двигательной активности

13. «Доброта»

Этюд «В лесу», «Хорошее настроение»,  «Чаша добра», «Путаница», «Да -нет», «Газета»
Рлаксация «Пляж»

Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002

Л.Ю.Субботина Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

14. «Радость»

Этюд «Новая кукла», «Руки», «Угадай эмоцию», «Иголка и нитка», «Зевота»
Рисование «Радость»

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.  КлюеваН.В,Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

15. «Помирились»

 Этюд «Кот Васька», «Руки сердятся, руки мирятся… », «Комплименты», «Слепой и повадырь», релаксация «Огонь и лед» «Пирамида любви».

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

 16.«Правила дружбы»

«Яйцо», «Колокольчик», «Костер», «Молекула»

«Доброе животное»
Рисование на тему: «Подарок другу»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль1996. 

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

Читайте также:  Методика развития ребенка по домашнему

Консультация для родителей

«Застенчивый и тревожный ребенок»

     Почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.

     Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

     Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях – как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.

     К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.

     Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность – все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента – сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.

Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.

     На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:

– ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;

– излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;

– завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.

    Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.

    Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.

Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:

1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достиже?