Образовательная программа направленная на социально эмоциональное развитие ребенка
Рабочая программа
по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие с гномом»
Пояснительная записка
Дети приходят в нашу жизнь – крохотные, беззащитные, но такие родные и дорогие. Первая улыбка, первое слово, озорной и заразительный смех наполняет радостью наши сердца. Детство – мимолетная пора, но самая ответственная для нас взрослых. Мы в ответе за жизнь и здоровье наших детей, мы в ответе за будущее, которое закладывается в самом раннем возрасте.
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому довольно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы дети могли поступить в престижные школы, а затем в вузы), забывая об эмоциональной сфере не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют свою жизнь человека и его место в социуме.
Сегодня в педагогике и психологии особую актуальность приобретает проблема исследования эмоциональной сферы детей. Прочитав книгу Н.Л.Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей» – Ярославль 1988 г., публикации Т.В.Гуровец, Р.Е. Левиной, пришла к выводу, что способность к распознанию эмоциональных состояний важна для любого ребенка, не успешность социальной адаптации часто связана с отсутствием навыков общения. А расстройства в эмоциональной сфере могут вызвать затруднения при выполнении интеллектуальных заданий, снизить работоспособность, привести к нарушению поведения.
Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает детям возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить их словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.
Программа «Путешествие с Гномом» знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снижению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения. В ходе занятий у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям. Программа проводится в виде отдельных занятий, игр и упражнений. Многие упражнения, игры и сказочные истории могут быть использованы родителями.
Программа «Путешествие с Гномом», выстроенная, как система занятий, не может быть ограничена взаимодействием педагога с детьми только в процессе занятийной деятельности. Программа ориентирована на организацию особого рода взаимодействия педагога и детей на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности (прогулках, играх, изобразительной деятельности, праздниках и тд.)
Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Расширение знаний у детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
2. Развитие способностей у детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
3. Формирование и развитие умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
4. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
Основные принципы организации
социально-эмоционального развития
- Интеграции, предполагающей взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, математическое, художественное, познавательное и др.).
- Использования различных способов реализации содержания: запланированный, косвенный, ситуативный.
- Организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка)
- Организации деятельности на рефлексивной основе ( анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск в собственных действиях и поведении).
Структура программы
Программа развития эмоциональной сферы детей 4-5 лет «Путешествие с Гномом» включает 36 занятия и состоит из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения».
Раздел №1. «Мои эмоции»(17 занятий). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные:
– на расширение представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, страх, гнев;
– на знакомство с новыми эмоциями (отвращение, зависть, вина);
– на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;
– на развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения;
– на развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика и жесты, учит пользоваться ими для выражения собственных чувств и переживаний. Содержание этого раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит или радует, для этого можно включить в занятия элементы песочной терапии.
Раздел №2. «Я и эмоции других людей» (9 занятий.) В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на понимание индивидуальных особенностей других людей, на распознавание эмоциональных реакций окружающих, на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.
В этом разделе педагог формирует у детей умение понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек, анализировать эти чувства, не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.
Раздел №3 «Навыки общения» (10 занятий). Этот раздел является итоговым. В данном блоке в ходе упражнений формируются знания об основных эмоциях, приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Педагог знакомит детей с анализом причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать крайнего проявления – драки. Все знания, полученные детьми в процессе реализации этого блока упражнений, приобретаются через создание педагогом проблемных ситуаций, разрешая которые дети будут овладевать определенными коммуникативными навыками.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого из них составляет 15-20 минут. Занятия по каждой теме строятся в доступной и интересной для детей форме – в форме театрализованной игры, которая включает в себя следующие приемы активного обучения:
- Этюды (мимические и пантомимические) проводятся на заданную тему и позволяют ребенку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику.
- Элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводят к взаимному усилению влияния на ребенка и той и другой деятельности.
- Музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, преодолению двигательного автоматизма, обучению технике выразительных движений.
- Сюжетно-ролевые игры в сочетании с песочной терапией ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость».
Каждое занятие программы начинается приветствием друг друга улыбкой. Все занятия проводятся от лица куклы-гнома, что обеспечивает восприятие обучения не как назидание со стороны взрослых, а как простую игру, в ходе которой каждый ребенок приобретает нужное знание. Каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе игры. Программа «Путешествие с Гномом» может быть использована, как основа работы или проводится в виде отдельных занятий, игр и упражнений.
Календарно-тематический план
Раздел 1. «Мои эмоции»
№ п/п | Тема занятий | Содержание занятий | Время проведения |
1. | Вводное занятие | Разминка. Упражнение «Гномики в лесу». Упражнение «Кто сидит справа(слева) от меня». Рисунок «Маленькие человечки».Заключение. | сентябрь |
2. | «Путешествие в страну Радости» | Упражнение «Страна радости». Упражнение «Зеркало». Игра «Я радуюсь, когда…». Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму». Рисунок «Веселые гномы».Заключение | сентябрь |
3. | «Путешествие в страну Грусти» | Упражнение «Страна грусти». Игра «Я грущу, когда…». Упражнение «Покажи эмоцию». Этюд «Золушка». Рисунок «Радость-грусть». Заключение | сентябрь |
4. | «Путешествие в страну Удивления» | Упражнение «Страна удивления». Упражнение «Маски». Упражнение «Прогулка по стране Удивления». Этюд «Фокусник в цирке». Рассказ «Круглые глаза». Рисунок «Чудеса». Заключение | сентябрь |
5. | «Путешествие в страну Страха | Упражнение «Страна Страха». Упражнение «Страх- это…». Упражнение «Победим страх». Упражнение «Посмеемся над страхами». Рисунок «Страшный сказочный герой». Заключение. | октябрь |
6. | «Маленький Гномик и Баба Яга» | Упражнение «У страха глаза велики». Этюд «Маленький Гномик и Баба Яга» (проигрывание сказки). | октябрь |
7. | «Путешествие в страну Злости» | Упражнение «Страна злости». Упражнение «Шкала злости». Этюд «Злой принц». Упражнение «Прогони злость». Заключение. | октябрь |
8. | «Победитель злости» | Разминка. Игра с песком «Победитель злости». | октябрь |
9. | «Путешествие в страну Отвращения» | Упражнение «Страна Отвращение». Упражнение «Кто что не любит». Этюд «Кислое яблоко» Этюд «Бабушка ошиблась». Рисунок «Новая эмоция» | ноябрь |
10. | «Мы узнали много нового» | Упражнение «Узнай эмоцию». Упражнение «Сравниваем эмоции». Этюд «Еж и лягушка». Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится. Заключение. | ноябрь |
11. | «Путешествие в страну Вина» | Упражнение «Новая страна». Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда…». Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как». Этюд «Грибники» | ноябрь |
12. | «Путешествие Гусеницы» | Упражнение «Разные эмоции». Игра-инсценировка «Путешествие гусеницы» | ноябрь |
13. | «Путешествие в страну Зависть» | Упражнение «Путешествие в страну Зависть». Упражнение «Завистники». Этюд «Завистливая Белочка». Рисунок «Что нового мы узнали» | декабрь |
14. | «Королевство эмоций» | Разминка «Вспомним эмоции». Игра-инсценировка «Королевство эмоций» | декабрь |
15. | «Наши эмоции»(1-е занятие) | Разминка. Игра «Придумай сказку». Игра «Джинн». Рисунок «Мне понравилось упражнение…» | декабрь |
16. | «Наши эмоции»(2-е занятие) | Разминка. Упражнение «Я чувствую». Этюд «Сломанные качели». Рисунок «Поезд эмоций». | декабрь |
17. | Заключительное занятие по разделу «Мои эмоции» | Разминка. Игра «Зеркало». Игра «Зашифрованное письмо». | январь |
Раздел 2. «Я и эмоции других людей»
18. | «Наше хорошее настроение» | Разминка «Как можно по-другому назвать?». Беседа «Что такое радость?». Упражнение «Кто как радуется». Игра «День рождения». | январь |
19. | «Мы сегодня не грустим» | Разминка «Как можно по-другому назвать?». Игра «Сравни лицо». Игра «Грустный паучок». Этюд «Кролик и Еж». Упражнение «Дружба начинается с улыбки». | январь |
20. | «Победим страх» | Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Слушай и показывай». Игра-инсценировка «пчелка в темноте». | январь |
21. | «Смешинки и злючки» | Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Смешинки и злючки». Упражнение «Сравни эмоции». Игра «Коврик злости». Рисунок «Цвет злости». | февраль |
22. | «Ты не виноват» | Разминка. Беседа «Ты не виноват». | февраль |
23. | «Мы все такие разные» | Разминка. Упражнение «Вспоминалки». Этюд «Грязнуля». | февраль |
24. | «Зависть-это не всегда плохо» | Разминка. Упражнение «Что нам показывает поза». Игра «Отгадай настроение сказочных героев». Беседа «Зависть-это не всегда плохо». Этюд «Трудолюбивый Ежик». | февраль |
25. | «События и эмоции» | Упражнение «Какое у меня настроение». Упражнение «Отгадай животное и его настроение». Упражнение «Что чувствует мальчик?». Рисунок «Событие и переживание». | март |
26. | «Мотивы поведения» | Разминка. Игра «Мотивы поведения». | март |
Раздел 3. «Навыки общения»
27. | «Волшебные слова» | Вступление. Игра «Собери пазл». Игра «Угадай игрушку». Подвижная игра «сороконожка». Рисунок «На занятии мне больше всего понравилось…» | март |
28. | «Давай поговорим» (1-е занятие) | Беседа «Как вести себя во время разговора». Упражнение «Для того чтобы слушали меня, я должен…». Этюд «Я слушаю друга». | март |
29. | «Давай поговорим» (2-е занятие) | Вступление. Игра «Иностранец». Этюд «Рыбки в пруду». Этюд «Подарок другу». Игра «Без слов». | апрель |
30. | «Поиграем вместе» | Вступление. Игра «Собери игрушки». Упражнение «Не урони мяч». Игра «Сядь на стул». Игра «Рисуем вместе». | апрель |
31. | «Наши поступки» | Беседа взрослого о хороших и плохих поступках. Рисунок «Мой хороший и мой плохой поступок». Обсуждение рисунков. | апрель |
32. | «Мы в группе детского сада» | Упражнение «Мое настроение утром». Игра «Про Обидку и Грустинку». Подвижная игра «Мы играем вместе». Этюд «Разные ситуации». Упражнение «Невидимая нить». | апрель |
33. | «Я в общественных местах» | Игра-инсценировка «Могло бы и не быть» | май |
34. | «Про друзей» | Этюд «Рыжик». Этюд «Кусочек сыра». Упражнение «Обезьянки». Этюд «Самый большой гриб». Рисунок «Мой друг». | май |
35. | «Про взрослых» | Этюд «неподаренный подарок». Этюд «В троллейбусе». Этюд «Золотая осень» | май |
36. | Заключительное занятие «Невоспитанный Мишка» | Игра-инсценировка «Невоспитанный Мишка». | май |
Планируемые результаты:
Ребенок сопереживает родным и близким, проявляет сострадание к героям сказок, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
Ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации, правил и норм поведения.
Ребенок использует приобретенные знания о правилах поведения на улице, общественных местах (театр, магазин, транспорт, поликлиника) в повседневной жизни.
Методы изучение результативности:
- Наблюдение за поведение ребенка в разных видах деятельности.
- Анкетирование родителей.
- Продукты детской деятельности.
Способы обработки результатов:
- Обобщение результатов в таблицы
- Качественный анализ данных обследования
Показатели и индикаторы успешности развития
детей среднего дошкольного возраста:
Критерии | ФИ ребенка | |
Сентябрь | Май | |
Ребенок вступает в разные виды общения. Ребенок владеет навыками невербального общения Ребенок адекватно реагирует на замечания взрослых и может объяснить причины своих поступков Ребенок проявляет элементы критичности при оценке поступков окружающих и себя. Ребенок проявляет сочувствие, эмпатию, толерантность по отношению к другим людям. У ребенка сформированы начала высших чувств (эстетические, нравственные, интеллектуальные), которые становятся мотивами поведения. Ребенок умеет распознавать свое настроение его причины, корректировать его Ребенок умеет вести себя в общественных местах, делает попытки преодолеть межличностные «трения», конфликты «мирным путем» |
Критерии оценки:
3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.
2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Интерпретация:
Рекомендации:
Методическое обеспечение:
- Бойков Д. И., Бойкова С. В. Как развить навыки общения у ребенка: методические рекомендации. СПб.: ЛОИУУ,1995.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Учимся понимать друг друга. М.: Дельта, 2005.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Скрипторий, 2003, 2006.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003
- Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение,1990.
Источник
Профилактическая программа по социально – эмоциональному
развитию дошкольников: «В стране Эмоций».
Педагог – психолог
1 квалификационная категория
Горбачева Елена Николаевна
Пояснительная записка.
В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.
Мы живем в эпоху социально – экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» для детей старшего дошкольного возраста нацелена на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния. Занятия по программе будут способствовать развитию его индивидуальности, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.
При разработке содержания программы «Страна Эмоций» я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.
Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Цели программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом;
коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития детей.
Основные задачи:
– создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
– осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;
-развитие навыков совместной деятельности.
-формирование установки «Я – хороший, ты — хороший».
Программа основана на принципах:
– позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
– безусловного принятия ребенка психологом для формирования у него чувства безопасности;
-индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
– развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);
-демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;
-поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
-свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.
Программа « Страна Эмоций» состоит из 16 занятий;
Форма проведения – групповая; продолжительность одного занятия – 25-30 мин, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду;
Занятия проводятся 2 раза в неделю
Структура и содержание занятий.
Занятие состоит из трех частей:
Часть 1. Вводная
Цели:
– установить эмоциональный контакт с детьми;
-развить чувство единства, сплоченности;
– обучить действовать согласованно.
Часть 2. Основная
Проводятся психологические упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка; игры, упражнения, задания на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков; психогимнастика, релаксация.
Часть 3. Заключительная
Цели: закрепить положительные эмоции от работы на занятии (рисование)
Ожидаемые результаты:
– психофизически здоровый ребенок – дошкольник, владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции;
-обладающей адекватной самооценкой;
-социально компетентный, готовый жить в меняющемся социуме и характеризующийся определенной самостоятельностью.
Практическая значимость программы
Предлагаемая программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» апробировалась в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду №1 «Березка» города Днестровска. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, а также более позитивная и адекватная оценка себя. Кроме того, критериями эффективности программы выступали: позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств и эмоций; гармонизация образа «я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе; увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях (по результатам психодиагностического обследования).
Программа социально – психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел и темы программы | Используемая литература |
Блок 1 Цель: Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности, развитие чувств эмпатии, снятие импульсивности. | |
1. «Знакомство» «Давайте поздороваемся» , «Цепная реакция», «Узнай по голосу», «Тоннель», «Доброе животное» | С.И. Семенака .Уроки добра.М,2005г Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
«Яйцо», «Летний дождь», «Мое имя», «Я чувствую», «Газета». Релаксация: «Огонь и лед» Рисование «Мой портрет» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
3. «Я люблю…» Этюд «Новая кукла», «Встаньте все те, кто…», «Передача предмета», «Волшебные заросли» | .Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. |
4. «Настроение» «Копилка чувств и переживаний», «Угадай эмоцию», «Передай улыбку другому», «Позови ласково» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. В.М. Минаева .Развитие эмоций дошкольников. М- 2003 |
Блок 2 Цель: снятие эмоционального напряжения, снижение уровня тревожности, развитие эмпатии. | |
Этюд «Один дома», «Костер» Шалтай- Балтай», игра «Хорошее настроение» | 1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. |
6. «Наши страхи» (начало) Этюд «Баба –Яга», «Расскажи свой страх», «Путаница», «Зевота» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. — Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
7. «Наши страхи» (продолжение) «Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», «Коробка переживаний». «Передача чувств» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. |
8. «Я больше не боюсь» Этюд «Страх», «Смелые ребята», «В темной норе», «Слепой и поводырь». «Я больше не боюсь» Релаксация «Ковер – самолет» | Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997. — .Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
Блок 3. Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом | |
9. «Новичок» Этюд «Новая девочка», « Тише», «Волшебные средства понимания», «Скучно, скучно так сидеть». Рисование «Рукавичка» (парами) | Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Самоукина Н.В. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. |
10. «Ласка» «Я сообщение», «Да -нет», «Позови ласково», «Цепная реакция», Скучно, скучно так сидеть» Релаксация «Ласковые ладошки»» | Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002. .Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
11. «Общая история» Сочиняем «Общую историю», «Испорченный телефон», «Иголка и нитка» , «Шалтай – Балтай». | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996 .Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. |
12. «Грусть» Этюд «Гадкий утенок», «Руки», «Передай эмоцию», «Испорченный телефон» | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996. |
Блок 4 Цель: Снятие эмоционального напряжения. Расширение поведенческого репертуара, снижение двигательной активности | |
13. «Доброта» Этюд «В лесу», «Хорошее настроение», «Чаша добра», «Путаница», «Да -нет», «Газета» | Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002 Л.Ю.Субботина Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996. |
14. «Радость» Этюд «Новая кукла», «Руки», «Угадай эмоцию», «Иголка и нитка», «Зевота» | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. КлюеваН.В,Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
15. «Помирились» Этюд «Кот Васька», «Руки сердятся, руки мирятся… », «Комплименты», «Слепой и повадырь», релаксация «Огонь и лед» «Пирамида любви». | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. |
16.«Правила дружбы» «Яйцо», «Колокольчик», «Костер», «Молекула» «Доброе животное» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
Консультация для родителей
«Застенчивый и тревожный ребенок»
Почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.
Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.
Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях – как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.
К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.
Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность – все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента – сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.
Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.
На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:
– ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;
– излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
– завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.
Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.
Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.
Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:
1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достиже?