Образование ребенка как условие развития

Формирование единого образовательного пространства, как условие

развития личности ребенка в дополнительном образовании.

О.Г. Галич , педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Юность» г. Белгорода

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children’s self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift.

The problem of development of creative personality in the process of education and learning is one of the significant problems of modern Russian society.

Успех в учении – единственный источник

внутренних сил, рождающий энергию

для преодоления трудностей,

желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Цитируя высказывания Василия Александровича Сухомлинского, методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

        Задачей развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Работая в сфере дополнительного образования, на протяжении более пятнадцати лет, на своем опыте работы, я вижу какими прогрессивными «шагами» движется образование. Оно вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы образовательных учреждений стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами образовательных учреждений, а также, успешность во время получения знаний. И конечно же встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве дополнительного образования, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

        Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, в структуре дополнительного образования разработана генеральная цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности – создание каждому ученику ситуаций успеха.

        Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня является формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций ( коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Бесспорно, реализация данных задач требует индивидуального или индивидуализированного образования, что, несомненно, связано с пересмотром подходов к его структуре и содержанию. Помимо того, что искусственное разделение целей и методов единого образовательного процесса на обучение и воспитание приводит к низкой эффективности обеих составляющих, позволило создать систему взаимодействия, преемственности в работе школы и сферы дополнительного образования. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности, формирующиеся в процессе воспитания. А успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения – рассуждение, сопоставление, анализ и т.д. Исходя из этого, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Поэтому социально- значимые программы, которые реализует дополнительное образование (для примера взята деятельность центра дополнительного образования МБУ ДО «Юность» г.Белгорода) имеют цель- формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно- значимых для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающихся на их сотрудничество. Зафиксировано, что наблюдается смещение акцента с применения педагогами репродуктивных форм на продуктивные.

        К позитивным изменениям на протяжении определенного периода можно отнести заметное обновление образовательной деятельности, насыщение ее элементами народной, отечественной и мировой культуры с целью формирования гражданственности, патриотизма, этнической толерантности и межкультурной компетентности детей. На своих занятиях в процессе нравственного воспитания, большими показателями для меня как для педагога в процентных соотношениях наблюдается эмоциональный подъем, заинтересованность учащихся,  поиск самостоятельного накопительного материала.

        Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция дополнительного образования, на основе активных деятельностных форм, максимальное разнообразие досуговой деятельности позволяет нам как педагогам создать непрерывное пространство культурного развития участника программы смены. Использование нашими педагогами дополнительного образования интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИТК и др.) способствуют формированию у участников программ компетентности в решении проблем, умению работы в команде, творчества, эмпатии и множества других свойств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

        Очень важным направлением педагогической деятельности является формирование демократического механизма детского самоуправления. Результат работы в данном направлении демонстрируется наглядно в каждой смене: участники смены, находя для себя интересное дело, реализуют свои возможности, самоутверждаются, приобретают умения решения вопросов и конфликтов, организации и коммуникации, то есть компетенции необходимые во взрослой жизни. И как педагогу мне со стороны отрадно наблюдать, что «бывшие» учащиеся в дальнейшем продолжили процесс обучения- развития, одаренность и талант, тяга к прекрасному, рука об руку пошли вместе с ними в их уже взрослую жизнь- в институты и академии.

        Индивидуализация педагогического процесса реализуется в содержании профильного обучения, целью которого стало создание системы профильного обучения в условиях временного детского коллектива, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников с учетом их образовательных потребностей. Элективные занятия, реализуемые учителями и педагогами дополнительного образования в профилях (гуманитарный, социально-экономический, художественно-эстетический, естественно- научный) различаются методикой, но во всех случаях они характеризуются интегративностью и продуктивным способом освоения учащимися. Занятия по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношения между педагогом и учеником. Педагог перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся ( об этой положительной динамике свидетельствуют процентный коэффициент проводимого мониторинга).

        Учеными подчеркивается, что «дополнительное образование- это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркивается роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития способностей, склонностей, интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся, что способствует их самактуализации. Самое главное для наших учащихся – это продемонстрировать то, чему они научились( на конкурсах, концертах, на выставках, в спортивных соревнованиях и т.д.). План деятельности нашего коллектива педагогов дополнительного образования насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя каждому ребенку, создаются условия для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учащихся. Все педагоги, дают понять каждому ребенку, что каждый из них неповторимый и талантливый. И ребенок осознает, что при его желании он может быть успешен в своем увлечении. Моя работа как педагога по личностно-ориентированному нравственному воспитанию учащихся опирается на вариативное использование методов, приемов и форм эстетического воспитания, пробуждение у детей активной позиции в воспитании красоты окружающего мира.

        Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому как педагог я стараюсь применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, которые во взаимодействии дают   обогащение форм со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС второго поколения.

Литература

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.
  3. Строкова Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении// Одаренный ребенок. – 2003. – №6. – С.45-51.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. – Москва: Политическая литература. 1998.

Источник

Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.

Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.

Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.

Знания – значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.

Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.

В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.

Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.

Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.

Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.

Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.

Я считаю, что главное в жизни – общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.

Можно сделать вывод о том, что школа – одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.

Источник

Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей.

Современному обществу необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать талантливого ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, что его способности должны быть реализованы.

Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства людей. Это не врождённое, а приобретённое качество, которое может, как проявиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости необходима целенаправленная систематическая работа.

Одарённость может проявляться как явная, которая «у всех на виду»; возрастная, которая по истечении нескольких лет может исчезнуть; скрытая, которая не проявилась, но существует.

           Выделяются следующие категории одарённых детей:

•        дети с высокими общими и интеллектуальными способностями;

•        дети с признаками специальной умственной одарённости в той или иной области наук и конкретными академическими способностями;

•        дети с высокими творческими способностями;

•        дети со спортивными способностями;

•        дети с высокими лидерскими способностями.

            Как правило, у одарённых детей проявляются такие способности, как  высокая любознательность, владение большим объёмом информации, богатый словарный запас, высокая концентрация внимания, богатое воображение, высокая продуктивность мышления, а также умение замечать тонкие различия, способность высказывать оригинальные идеи, критичность в мышлении, использование альтернативных путей поиска информации, умение строить гипотезы и предвидеть последствия. Одарённые дети обладают доминирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей.

Цель учителя заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей.

Задачи:

•        изучение научно-методической и  психолого-педагогической  литературы по данной проблеме;

•        создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;

•        развитие их способностей и возможностей на уроках;

•        развитие способностей талантливых детей во внеурочной деятельности;

•        организация системы исследовательской работы учащихся.

         Принципы работы с одарёнными и способными детьми:

•        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

•        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

•        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

•        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;

•        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одарёнными детьми:

•        индивидуальный подход на уроках, использование дифференцированного обучения;

•        использование активных методов обучения и современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная и исследовательская деятельность и др.)

•        дополнительные индивидуальные и групповые занятия с одарёнными и способными детьми по предметам;

•        конкурсы и олимпиады (школьные, городские, Всероссийские, международные);

•        внеклассные мероприятия;

•        интеллектуальные марафоны;

•        создание портфолио;

•        работа с родителями (консультации для родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, привлечение родителей к организации конкурсов, внеклассных мероприятий, проектной и исследовательской работе детей, творческие отчёты перед родителями).

    В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчеркивается, что дифференциация, то есть расчленение, различение происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта.

Положительные стороны дифференцированного обучения:

  – сильным учащимся можно уделить время;

  – слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;

  – повышается уровень Я- концепции (ситуация успеха,  повышается самооценка у слабого);

  – повышается уровень мотивации у сильных учеников.

Отрицательные стороны дифференцированного обучения:

  – слабые не имеют возможности тянуться за сильными;

  – понижается уровень мотивации в слабых группах.

Главными целями дифференциации  обучения являются:

1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной системы образования, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

2) демократизация образовательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

3) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

4) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и результатов образования;

5) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика – общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании). Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.

           На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.

          Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.

           При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности.  Все дети  очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:

  • малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (их надо обучать по особой программе с особыми целями);
  • педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал;
  • дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме;

·         способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро “схватывают”) и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов;

  • одаренные, или талантливые – высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе).

         Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия, конкретный состав учащихся школы. Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

           Правильно организовать работу учащихся на уроке помогает мониторинг уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками.

          На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом.

На уроках физики я использую индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.

         Индивидуальная работа школьников на уроках физики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.

Различают следующие виды групповой деятельности:

  • кооперативная – разные группы выполняют отдельные части общего задания;
  • индивидуализированная – каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
  • дифференцированная – состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.

В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы

1 -я группа – учащиеся с низким темпом усвоения материала;

2-я группа – учащиеся со средним темпом усвоения материала;

3-я группа – учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  • делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  • разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  • оценивании деятельности учащихся.

Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.

Цели дифференцированного обучения:

для 1-й группы учащихся:

Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся: развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для 3-й группы учащихся: развить устойчивый интерес к предмету; сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи; развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом: обязательных результатов обучения; межпредметных связей; практической направленности.

При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:

А. Первый уровень – задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.

В. Второй уровень – задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

С. Третий уровень – задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.    

Таким образом, грамотно организованное дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности обучающихся всех уровней, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию обучения нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы учащиеся вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов.

Регулярное использование на уроках физики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.

Радует то, что в каждой параллели классов есть ученики, которые имеют устойчивый интерес к физике. У таких учеников высокая мотивация к обучению, естественно это побуждает меня как учителя кропотливой  совместной работы с учениками. Эта работа позволяет выходить за рамки учебника и основное достоинство этого сотрудничества  я как учитель, как наставник тоже должна совершенствоваться. Говоря, иными словами приходится много заниматься самообразованием, не стоять на месте, не ограничиваться тем набором знаний, который имеется у меня на  данный  момент.

Источник