Образование ребенка как одно из условий его развития

10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей
Родители и дети

Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.
Чему не учат в школе
Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.
Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.
О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.
Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.
Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».

Жизненно важные навыки
Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.
Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.
Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.
Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.
Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки:
1 Любознательность
Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.
Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.
Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.
Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.
Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:
умение учиться;
любовь к знаниям;
наличие увлечений, хобби.
2 Самостоятельность и уверенность в себе
Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно. Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).
Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.
Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.
Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества, не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.
3 Альтруизм
Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.
Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.
4 Трудолюбие и умение распоряжаться деньгами
В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.
Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо».
Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.
С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами, ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.
Самая большая проблема – психология бедности, которая чаще всего передается «по наследству» от родителей. Не только детям, но и их родителям нужно учиться психологии богатства. Подробнее о психологии богатства и бедности, читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-bogatstva-i-bednosti.
5 Умение договариваться
Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого, его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.
Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.
6 Управление временем
Важные составляющие управления временем:
соблюдение распорядка дня,
построение планов на ближайшее будущее,
определение целей и целеполагание.
Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.
Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время, не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.
7 Лабильность и креативность
Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.
То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:
умение смотреть на вещи с другой стороны,
нестандартно подходить к решению проблем,
мыслить не только логически, но и творчески,
выходить за рамки привычного и традиционного,
быть творцом своей жизни,
развиваться как личность.
Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается, ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.
Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.
Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.
8 Уметь находить «свое»
Уметь делать правильный жизненный выбор
В жизни важно понимать и знать себя: свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор.
Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии. Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.
Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.
Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.
Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни. Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.
Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.
Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.
9 Навыки выживания
Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.
Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:
оказывать первую медицинскую помощь,
организовывать быт в походных условиях,
разводить костер,
различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
искать источники воды,
ориентироваться на местности.
10 Умение быть счастливым
Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.
Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!
Составляющие умения быть счастливым:
оптимизм,
позитивное мышление,
умение радоваться мелочам,
умение расценивать ошибки как полезный опыт,
забота о своем психологическом благополучии.
Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии, мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!
Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.
Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!

Читайте также:  Особенности развития 7 летнего ребенка

Вот чему действительно должны учить детей их родители!

Источник

Социальное развитие связано со многими другими частями общего развития ребёнка, поэтому очень важно начать социализацию с другими детьми в раннем возрасте. Социальное взаимодействие помогает маленьким детям начать развивать своё чувство собственного достоинства, а также начать узнавать, чего от них ожидают другие. Отправка ребёнка в дошкольное учреждение или детский центр может дать ему необходимое социальное взаимодействие с детьми его возраста и помочь достичь других этапов развития.

Играя с другими детьми, они учатся навыкам, которые остаются с ними на всю жизнь.

Маленькие дети по своей природе эгоцентричны. Помещение их в дошкольное учреждение или детский сад помогает ребёнку естественным образом выйти из этой фазы. Совместные игры, установление границ и решение проблем — всё это происходит от общения и взаимодействия. Дети учатся сопереживать другим людям, узнавать, когда их друзья грустят, злятся или даже счастливы! Дети со временем начнут использовать эти навыки дома со своими родителями, братьями и сёстрами или даже домашними животными.

Игры на детской площадке могут показаться просто рутинным способом занять ваших малышей, но социализация — это важный инструмент развития. Каждое взаимодействие с вашим ребёнком помогает ему овладеть языковыми навыками, научиться справляться с эмоциями и работать в рамках социальных норм. Эти понятия могут показаться техническими, но социализация и здоровое развитие ребёнка идут рука об руку.

Социализация начинается с рождения ребёнка и продолжается во взрослом возрасте, где она формирует каждую стадию развития. Игры, занятия, праздники или же спортивные секции — всё это учит детей справляться со стрессом, разрешать конфликты и вписываться в «группу».

«Одним из самых драматических последствий для образования ребёнка является процесс социализации», — говорит Ральф г. Перрино, который владеет службой репетиторства в Северной Вирджинии и имеет докторскую степень в области образования. Как родитель, вы должны помочь своему ребёнку обрабатывать его взаимодействие с другими людьми.

Роль семьи

Ваша семья даёт ребёнку первый урок социализации.

«Проще говоря, социализация — это процесс, в ходе которого индивиды, особенно дети, становятся функциональными членами определённой группы и перенимают ценности, поведение и убеждения других членов группы», — говорит Кэролин Р. Томлин, которая работает в сфере дошкольного образования в течение 33 лет.

Ваши общие ценности, религия и культура — всё это является фундаментом раннего опыта социализации вашего маленького ребёнка. С точки зрения развития доверие семьи имеет решающее значение для безопасного и уверенного в себе ребёнка. Дети учатся доверять, наблюдая, как вы и ваша большая семья проявляете любовь, гнев, радость и печаль, а также учатся праздновать, спорить, работать и играть.

«Социализацию ребёнка, в первую очередь, обеспечивает семья и близкий круг. Нет гарантии, что этих близких людей ребёнок найдёт в искусственно сформированном коллективе — среди одноклассников, которых он не выбирал. Да, он будет с ними общаться, но не нужно путать социализацию и принудительную коммуникацию: если бы это было одно и то же, дети бы не сталкивались с проблемой буллинга. Онлайн-образование экономит время ученика, у него больше возможностей найти друзей на детской площадке, в спортивных секциях и творческих студиях, летнем лагере, волонтёрских объединениях», — говорит Юлия Шароватова, руководитель направления «Экстернат и домашняя школа» онлайн-школы «Фоксфорд».

Социализация в раннем детстве

Читайте также:  Цель и задачи развития интересов ребенка

Опыт раннего детства вне дома может оказать существенное влияние на раннюю социализацию ребёнка и, конечно, заметно облегчит ему переход в школу. Посещение детских клубов, игра на детской площадке или даже общение с родственниками у них дома — всё это учит вашего малыша слушать учителя, отделяться от мамы или папы и справляться с другими детьми. Каждое взаимодействие помогает вашему ребёнку более комфортно перемещаться между социальными группами и приспосабливаться к меняющейся среде. Это может сделать вашего ребёнка вполне счастливым, здоровым и позволит вам чувствовать себя менее тревожно, наблюдая за его «полётом» (взрослением, а не с детской горки).

Школа и развитие

Как только ваш ребёнок начинает учиться в школе, то учителя и сверстники начинают играть определённую роль в социализации, которая влияет на его развитие. Она (эта школьная социализация) может начать помогать ребёнку чувствовать себя как компетентным, так и некомпетентным. Дети слушают, наблюдают и выполняют задания внутри группы, получая реакции на речь и поведение. Такая обратная связь с учителями и друзьями укрепляет уверенность в себе или же способствует снижению самооценки. Как родитель, вы можете помочь неуверенному в себе ребёнку, поощряя его к выполнению трудных задач или просто прислушиваясь к его мыслям и словам.

«Вопрос о социализации всегда первый, который нам задают. Но какая может быть социализация в школе, где классы формируются случайно, и ученики объединяются лишь по географическому и возрастному признаку? Если подумать, во взрослой жизни таких коллективов просто не бывает: выбор университета и работы уже, как правило, основан на интересах. Вот комментарий мамы одного из наших учеников: «Социализироваться в школе — всё равно что греться в горящем доме. Замкнутый класс однолеток не способствует социализации. А вот отвращение от учёбы, стойкое и сложнопреодолимое, вполне можно ребёнку в школе устроить», — говорит Ксения Славщик, пресс-секретарь домашней школы «ИнтернетУрок».

Сверстники и идентичность

Читайте также:  Дискуссии о художественном развитии ребенка

В ранние школьные годы учитель должен обеспечивать структуру и дисциплину в течение дня ребёнка. В подростковом возрасте ребёнок будет находиться под более сильным влиянием своих сверстников. Социальные, устные и негласные «кодексы» поведения, одежды и речи формируются друзьями и одноклассниками вашего ребёнка. В процессе развития они будут бороться либо с тем, чтобы «вписаться», либо с тем, чтобы быть верными своей собственной идентичности. Это также означает, что они будут примерять поведение из других групп, поэтому, если ваш ребёнок приходит домой с поведением, которое вам не нравится, не стесняйтесь говорить: «это не нормальное поведение».

Перрино подтверждает: «на этом этапе процесса социализации учащегося учителя, родители и другие взрослые образцы для подражания играют жизненно важную роль». Родители должны быть всегда в контакте с ребёнком, слушать без осуждения (безусловно, помогая разобраться, что правильно, а что — нет) и позволять детям выражать себя через одежду, музыку и индивидуальные предпочтения.

«Домашняя школа «ИнтернетУрок» работает с 2014 года и, конечно, у нас есть ученики, которые с нами уже несколько лет с первого класса. Некоторые родители сначала отдают к нам детей старшего возраста, видят, что всё хорошо, а потом уже без опаски отдают младших детей сразу в первый класс к нам. Учеников начальной школы у нас меньше, чем средней и старшей, но ненамного.

Мы всегда на связи с родителями — у нас очень активные группы в социальных сетях, особенно ВКонтакте и в Instagram. Там нам задают вопросы по любым темам, и часто уже сами родители друг другу отвечают, советуют, помогают. В целом, мы получаем львиную долю позитивных отзывов. Проблемы, которые тоже, конечно, бывают, помогает решить отдел поддержки», — говорит Ксения.

Обучение дома

Домашнее обучение, как правило, оказывает положительное влияние на социальные навыки. Дети, обучающиеся на дому, не подвергаются давлению со стороны сверстников, насилию, наркотикам и другим негативным влияниям, характерным для современных школ.

Вы наверняка можете представить, как дети могут «гнобить» детей с физическими отклонениями. Или, например, дети, которые растут в не совсем «здоровых» семьях (где «правят» хаос, крики, вечные стрессы и моральные унижения) — вы думаете, они с радостью будут смотреть на вашего с иголочки одетого отпрыска, который в 7 лет может наискосок читать, да ещё и на иностранном языке? Детей, обучающихся на дому, не волнует, как выглядят другие дети — они обладают большой свободой и, как правило, довольны собой и своим образовательным путём.

«Есть множество причин, по которым семья принимает решение перевести ребёнка на дистанционное обучение.

  • Семья недовольна качеством обучения, или ребёнок столкнулся с непреодолимыми конфликтами в школе.
  • Семья путешествует, постоянно переезжает или живёт за границей.
  • Ребёнок серьёзно занимается спортом, искусством, снимается в кино и т. п. и не может совмещать своё увлечение с посещением обычной школы.
  • Семья из СНГ хотела бы дать ребёнку российское образование, либо в стране недоступно семейное образование, а российский аттестат котируется», — говорит Ксения.

Это миф, что дети, обучающиеся на дому, не имеют социальных навыков. На самом деле, реальная статистика «рисует» совсем другую картину. В каждом исследовании или тесте чёрным по белому написано, что дети, обучающиеся на дому, чаще превосходят своих сверстников — как в социальном, так и в академическом плане.

«Онлайн-школа подходит для тех, кто с детства строит серьёзную карьеру — спортивную, творческую, научную. У нас много историй, когда школьники рано понимали, куда хотят поступить и чем заниматься. Онлайн-образование давало им возможность сконцентрироваться на важном.

Ещё два типичных случая — если ребёнку сложно или, наоборот, слишком просто в обычной школе, так что он скучает и теряет мотивацию. В онлайн-школе можно двигаться в индивидуальном, комфортном для ученика, темпе», — говорит Юлия.

фото: freepik.com

Источник