Образование как фактор развития личности ребенка
Дополнительное образование детей
как фактор развития личности
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительное образование – особое образовательное пространство, осваиваемое учащимися с учетом их интересов и потребностей.
Оно существует не для того, чтобы давать им, детям, дополнительную специальность. А для того, чтобы образовывать их в дополнение к тем знаниям, умениям и навыкам, которые они получают в школе.
Дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, и нуждается в постоянном внимании и поддержке как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование детей, как правило, в значительной мере осуществляется специалистами, мастерами своего дела, увлеченными своей профессией, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования гражданских позиций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Бездарных людей не бывает. В каждом ребенке есть способности. Важно заметить эту искорку и дать ей разгореться. Счастливы те родители, которые вовремя это сделали и привели малыша в Дом детского творчества, где опытные педагоги помогут ему раскрыться творчески и реализовать свои незаурядные способности.
Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей в их непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник.
Сегодня наш Дом творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое отличается гибкостью, дифференциацией образовательных программ, методов обучения и воспитания. Это не только место получения знаний, но и место, где осуществляется процесс формирования ценностей, норм и правил человеческого общежития.
Основная цель деятельности учреждения: формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка через организацию дополнительного образования детей и подростков, осуществление мер по созданию условий для работы молодежных и детских общественных объединений, развитие творческих способностей детей и молодежи, а также их культурного досуга.
В 2018 году государственной системе (внешкольного) дополнительного образования детей исполнится 100 лет. Это достойная дата и большой праздник для миллионов детей, их родителей и педагогов.
Сегодня мы не можем говорить о дополнительном образовании, не упоминая об основных столпах системы, на которых она держится и развивается. Это, конечно же, педагоги. Удивительные мастера своего дела, Мастера с большой буквы, умеющие организовать теплую душевную атмосферу занятий, передающие тепло сердец, свое мастерство из рук в руки, как крупицы самого дорогого.
Если соединить все тропинки наших направлений, то получится большая дорога жизни, дорога добра и света, на которую вышли сотни талантливых воспитанников учреждения.
А компасом, указывающим путь в будущее, служит сплоченная команда талантливых педагогов, которая ведет своих воспитанников в удивительный мир острова детства. И если ты – капитан, значит, несешь ответственность за выбранный маршрут.
Миссия Дома детского творчества – создание воспитательно -развивающего пространства, способствующего раскрытию творческого потенциала ребенка, создание Дома радости для детей.
Дом, наш любимый детский дом. Он, как человек, он любит, когда в нем много народу, весело и шумно. Мы хотим, чтобы Дом творчества всегда оставался местом, где очень часто улыбались взрослые и постоянно звучали радостные детские голоса.
Главное – помочь ребятам найти себя в этой жизни, выбрать дело по душе, определить свой образ жизни, создать условия самовыражения.
В нашем Доме творчества будущие хозяйки могут выбрать себе по душе кружки декоративно-прикладного искусства: вязание, вышивка, научатся шить прекрасные мягкие игрушки, мордовские куклы, которые всегда привлекают внимание и радуют глаз. Девочки приобщаются к труду, приобретают необходимые для жизни навыки и умения.
С ними работают педагоги – рукодельницы: Бурлакова Г.Н., Горелова Л.Н., весь свой багаж знаний и умений они всецело передают детям, используя различные формы и методы работы по развитию таланта и творчества воспитанников, совершенствуя и перерабатывая содержание учебных программ, а также разрабатывая собственные – авторские.
Ежегодно работы детей представляются на районных и республиканских выставках народного творчества. Неоднократно детские труды отмечались грамотами.
На кружках технического творчества дети учатся выполнять аппликации, поделки из соломки, соленого теста, папье – Маше, изучают основы начальное технического моделирования.
С большим удовольствием дети и подростки занимаются в кружках художественно – эстетического творчества. Особенно популярны кружки этого направления: ВИА «Лидер», сольное пение, юный гитарист, танцевальный, клуб досуга, студия изобразительного искусства «Юный художник», фольклорные коллективы, кукольный театр и др.
По этому направлению работают педагоги – талантливые от природы сами и умеющие увлечь своих воспитанников: А.И.Замотаев –Е.К.Федосова, Ю.В.Ощепкова, и др.
Удивительным украшением любой выставки детского творчества и всего нашего учреждения являются работы пейзажей, натюрмортов, ИЗО – студии «Юный художник». Здесь творят фантазеры и умельцы талантливого педагога и мастера красок и цвета – Чикарева Т.Г., Недякина Н.А.
На базе ДДТ работают методические объединения старших вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе школ района, классных руководителей, на заседаниях которого обсуждаются важные и острые проблемы воспитания и планирования воспитательной работы в школе.
Дом детского творчества является координатором работы детских общественных объединений и организаций в школах райцентра и района.
Районный Дом детского творчества является организатором проведения всех районных конкурсов, праздников, акций, фестивалей детского творчества. Ежегодно проводится большое количество районных мероприятий по разным направлениям деятельности и интересам школьников интеллектуального, познавательного и развлекательного характера.
Важным направлением деятельности ДДТ является патриотическое воспитание школьников. В каждой школе района действуют отряды поисковиков и юнармейцев, работающие по программе Движения юных патриотов.
Одна из приоритетных задач ДДТ – работа с одаренными детьми. В районе разработана и реализуется программа «Одаренные дети Ельниковской земли». С целью поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, занимающихся в различных детских объединениях, секциях, кружках и достигших высоких результатов в учебной, исследовательской, творческой, спортивной, общественной деятельности в районе проводится отборочный тур программы, победители которого принимают участие в республиканском конкурсе Международного форума «Одаренные дети».
Воспитанники и творческие коллективы Дома творчества -постоянные участники республиканских фестивалей детского и народного творчества «Шумбрат, Мордовия», «Пластилиновая ворона», выставок народно-прикладного искусства, за что не раз отмечались дипломами фестивалей и конкурсов.
Меняется мир, меняемся мы, но сегодня с уверенностью можно сказать, что неизменным остается главное – преданность своему делу – воспитанию детей.
Юбилей … 100 лет дополнительному образованию – это веха, когда надо остановиться, оглянуться, увидеть самое ценное, яркое и уверенно шагать вперед в будущее. За эти годы немало поколений прошло через внешкольные учреждения. Мы – педагоги, дети и родители вместе продолжаем строить свой Дом, где каждый чувствует себя причастным к сегодняшней яркой и насыщенной жизни единого коллектива.
И не смотря на все те большие трудности, которые переживает сегодня система дополнительного образования, мы полны энергии, творческих сил, оптимизма, за нами традиции воспитания, профессиональный опыт педагогов, с нами любовь наших детей.
Источник
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр технического творчества детей и юношества
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Выступление по теме:
«Интеграция общего и дополнительного образования в образовательном пространстве как фактор развития личности ребенка».
Подготовила и выступила
Сайгина Надежда Анатольевна
педагог дополнительного образования
г. Нефтекамск, 2015 г.
Цель: Рассказать о значимости взаимодействия основного и дополнительного образования. Познакомить с факторами воспитания творческой личности.
В рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
сказано: «Сегодня следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей. В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время».
Интеграция основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как зона ближайшего развития образования в России.
С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает.
Наша общая задача – педагогов основного и дополнительного образования лучше узнать особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и научиться умело пользоваться ими. При этом будем помнить, что все это нужно, прежде всего, нашим детям.
Новые стандарты общего образования ставят перед образовательными учреждениями всех регионов России широкий комплекс задач. Одна из них – создание благоприятных условий для эффективного формирования у учащихся ключевой компетенции – умения учиться на протяжении всей жизни. В этой связи существенно возрастает роль и значение системы дополнительного образования детей. Именно здесь за прошедшие два десятилетия качественных преобразований накоплен достаточно богатый теоретический и практический опыт в организации процесса интенсивного развития ребенка.
Принципиальное
отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.
В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в полной мере своих способностей. Вследствие этого взрослыми людьми они часто испытывают трудности в самореализации и остаются на нижних ступенях социальной лестницы, с которыми в последнее время все более ясно коррелируют нетворческие, рутинные профессии, профессии тяжелого физического, монотонного, «конвейерного» труда.
Таким образом, цель учреждения дополнительного образования на современном этапе – правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения. Она призвана способствовать осуществлению поставленных задач:
– постоянное развитие творческого потенциала юношей и девушек;
– выявление и раскрытие общественно-полезных интересов молодежи,
– максимальное способствование их реализации в самых различных сферах жизнедеятельности;
– профессиональная ориентация молодых людей с учетом их склонностей, способностей, интересов;
– повышения уровня культурного, интеллектуального и нравственного развития молодых людей.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Этому способствует творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Указанные факторы в полном объеме реализуются в учреждениях дополнительного образования.
Творчество – это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом не только для творца, но и для других людей.
Перед творческой личностью всегда стоит проблема выбора из нескольких возможностей. Важнейшим условием выбора, а значит и условием развития творческого потенциала ребенка является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечёт за собой создание множества образов и их комбинаций. Ребенку следует предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, но не навязывать, учить его, прислушиваясь, идти от себя. И очень важным здесь является воображение ребенка, которому необходим свободный выход.
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. Лучше получается то, что делать хочется, что делать интересно. Необходимо выделить мотив, т. е. ради чего совершается деятельность. Педагог, не умеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую. Мотив – основа формирования необходимых качеств личности.
Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются:
·ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;
·раннее выявление творческих способностей и их направленности;
·формирование мотивации к творческой деятельности;
·нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;
·наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;
·учет индивидуальных психологических особенностей;
·ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);
·создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;
·организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.
Вывод. Актуальность проблемы внешкольных учреждений для педагогической теории и практики мы видим в том, что внешкольные учреждения наиболее полно и ярко позволяют молодым людям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. Важность данной проблемы заключается еще и в том, что внешкольные учреждения позитивно влияют на тех подростков, старшеклассников, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.
Учреждения внешкольного воспитания и обучения как составная часть системы образования, дополняющие структуру образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.
Источник
Зембеля Ирина Александровна,
воспитатель первой категории ГБДОУ детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга
Самым первым образованием, первым уровнем, является дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое в дошкольных образовательных учреждениях или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения. [3]
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми – основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно–методической документации.
В последние годы образовательные учреждения получили правовую основу для творчества.В Законе РФ «Об образовании» коллективу детского сада дается возможность самому определять тип своего образовательного учреждения, выбирать программу работы и т.д. Разрешается создавать собственную программу, экспериментировать. Но следует учитывать, что творчество в педагогическом процессе плодотворно и оправданно, если педагоги хорошо владеют основами своей профессии.Основы профессии определены федеральными государственными образовательными стандартами. Права педагога определены Законом РФ «Об образовании». Это права на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства, на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и др. [1]
Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности, выполняет ряд функций:
· развивающую;
· социализирующую (воспитывающую);
· информационную (обучающую);
· адаптивную.
Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.
Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основными особенностями образовательного процесса являются:
· целенаправленность;
· многофакторность;
· вариативность;
· целостность;
· динамичность;
· диалектичность;
· субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС.
Образовательный процесс ориентирован на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и должен охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования:
· принцип целостности развития ребенка;
· принцип единства задач воспитания и обучения ребенка;
· принцип систематичности и непрерывности;
· принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе;
· принцип учета возрастных возможностей детей;
· принцип индивидуализации и дифференциации;
· принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе;
· принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса;
· принцип гуманизации;
· принцип системности и оптимизации;
· принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего окружения.
Педагогический процесс – это система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
- оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
- воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:
- учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
- учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
- осуществление взаимодействия воспитателя и детей;
- создание развивающей среды.
По мнению И.П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. А завершается планом работы.
План реализуется на втором,основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. [2]
В заключении хочется сказать, что связи с введением в практику работы ФГОС нам педагогам необходимо изменить традиционные способы организации образовательного процесса, пространства и предметно–развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы:
- поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно–развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников Организации и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно–эстетическое развитие ребенка.
Поэтому при конструировании педагогического процесса необходимо учитывать не только возрастные особенности воспитанников, а и индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимоориентироваться на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей, в соответствии с ФГОС.
Литература и интернет источники:
1. КозловаС. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Лобанова Е.А. – Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)
3.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012
Источник