Образование должно быть направлено на развитие личности ребенка

Образование должно быть направлено на развитие личности ребенка thumbnail

Должна ли школа заниматься воспитанием ребенка или это исключительно прерогатива семьи? Сегодня на этот счет существуют разные точки зрения. Одни родители полагают, что задача школы –  учить, а воспитывать ребенка должны они сами, другие мамы и папы имеют противоположное мнение. Как это ни странно, но даже некоторые учителя тоже думают об этом неодинаково.

Учить и/или воспитывать?

Так  что же должна делать школа – учить, воспитывать или и то, и другое? На этот вопрос может быть только один ответ: школа должна и учить, и воспитывать. Ведь процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика.  При подготовке к занятию учитель должен ставить перед собой не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи.              

На своих занятиях  педагог воспитывает в ребятах целеустремленность, ответственность,  доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учит их помогать друг другу. Кроме того, конкретно на уроках литературы учитель занимается нравственным и патриотическим воспитанием, на уроках МХК – эстетическим, на занятиях по технологии – трудовым и т.д. 

Непосредственно воспитательной работой (т. е. соответствующей внеурочной деятельностью) занимаются завуч по воспитательной работе и классные руководители. В частности, завуч организует работу кружков и секций, устраивает разнообразные общешкольные мероприятия, а классный руководитель проводит классные часы, родительские собрания. 

Правильный подход

К сожалению, учителю не всегда  удается достигнуть поставленных воспитательных целей. В большей степени это касается начинающих педагогов. Именно по причине подобных неудач преподаватели начинают ошибочно полагать, что воспитание должно быть только делом родителей, и используют  чисто формальный подход к своей работе.

Важнейшее значение имеет то, каким именно образом мы стремимся достигнуть своей цели, какие конкретные шаги для этого предпринимаем. 

Прежде всего необходимо  учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. И если преподаватель упускает это из виду, то все его усилия  могут приводить к обратному результату. Важно помнить о том, что если для младших школьников авторитетом является педагог, то для подростка таковым оказываются его сверстники. Так что если в первом случае объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо можно прямым текстом, то во втором –  так делать не следует. Например, чем больше мы будем говорить ученикам средних и старших классов о вреде табака, тем меньше будет вероятность того, что те кто уже курит,  бросят, а те, кто еще не начал, не захотят попробовать. 

Предположим, у вас запланирован классный час о вреде курения. Цель такого занятия – расширение знаний школьников о пагубном влиянии никотина, формирование у них отрицательного отношения к табачным изделиям и воспитание  ответственности за свое здоровье. Какие действия следует предпринять, чтобы достигнуть этих целей? Как показывает практика, лучше всего организовать и провести классный час  с  участием самих подростков. 

Несколько учеников  предварительно готовят сообщения по теме, а педагог помогает им подобрать  литературу. А кто-то из ребят вместе с учителем готовит иллюстративный материал. Работая над соответствующими книгами и статьями, школьники невольно начнут задумываться над тем, насколько опасными могут быть последствия потребления табака для молодого организма. А все остальные ребята с гораздо большим доверием отнесутся к информации, услышанной от одноклассников, нежели к поучениям взрослого на ту же тему.

Воспитание вне урока

 Большое воспитательное значение имеют общешкольные мероприятия, посвященные различным праздникам. Так, например, вечер, посвященный Дню Победы, имеют своей целью воспитание у ребят патриотизма, уважения к старшему поколению. Необходимо, чтобы дети приняли самое активное участие в таком мероприятии: читали стихи, исполняли песни военных лет, рассказывали о членах своей семьи –  ветеранах Великой Отечественной войны. Если у кого-то из ребят есть прабабушки и прадедушки – участники войны, то их можно пригласить на такое мероприятие.

Важную роль в развитии личности школьника имеет эстетическое воспитание. Воспитывать в детях чувство прекрасного, заниматься формированием их вкуса можно не только на занятиях по МХК, но и посредством внеурочной деятельности. 

В последние годы все большую популярность приобретают такие внешкольные мероприятия для детей и подростков, как походы на выставки и в музеи. Для ребят из сельской школы подобные мероприятия могут быть связаны с поездками в областные центры и близлежащие города. Дети, которые живут в городе, имеют возможность вместе с учителями посетить местные галереи и выставки. 

Перед походом в музей с ребятами необходимо провести подготовительную работу. Можно рассказать детям о художнике(-ах) и его (-их) творчестве или напомнить им об этом, если они уже изучали соответствующий материал на занятиях.  

Для создания и поддержания интереса школьников можно предложить им занимательные задания. Например, в «Третьяковской галерее» можно попросить младших ребят найти картины, на которых изображены собаки. В качестве ответа они  могут назвать такие произведения, как «Всадница» К.Брюллова, «Тройка» В.Перова,  «Завтрак аристократа» П.Федотова и др. Детей постарше можно попросить  найти на картинах более мелкие детали. 

Читайте также:  Мексидол для развития речи у ребенка

Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства. 

Семья и школа

Важную роль в воспитании ребенка играет сотрудничество семьи и школы.  Необходимо, чтобы классный руководитель  был в курсе обстановки в семье каждого своего ученика.  И педагог, со своей стороны, должен информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе, о проблемах, возникающих у их детей. 

Общение педагога с мамами, папами, бабушками и дедушками происходит прежде всего на родительских собраниях. При возникновении  необходимости учитель может пригласить мать или отца ребенка для индивидуального разговора. Педагог может также контактировать с семьей ученика через интернет или по телефону. 

Необходимо, чтобы при общении с родителями учитель  проявлял такт, терпение, это особенно важно в случае разногласий с семьей относительно обучения и воспитания ребенка. 

Большую помощь школе, конечно же, оказывают представители родительского комитета. Но даже тех родителей, которые в нем не состоят, следует приглашать на внеклассные мероприятия: концерты, спектакли, конкурсы, соревнования. Можно также устраивать мероприятия для детей и родителей, в которых будут состязаться семейные команды. 

Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается  и на успеваемости, и на формировании личности ребенка. 

Существует  много методической литературы, посвященной воспитанию школьников. Это книги и журналы, которые можно приобрести как в электронном виде, так и в традиционной печатной форме. В них можно найти не только методические рекомендации, но и сценарии готовых занятий.

Кроме того, можно посетить лекции ведущих педагогов, посвященные воспитанию, записаться на соответствующие вебинары.

Такой материал особенно полезен для начинающих учителей. Хотя и преподавателям с многолетним стажем тоже будет небезынтересно познакомиться с опытом своих коллег.

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите обновлений! 🙂

Источник

Сегодня образованность человека определяется разносторонним развитием человека как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию.

Личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе включения человека в систему социальных отношений.

Развитие личности – активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения.

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.

Дополнительное образование – это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.

Дополнительное образование детей – составная часть общего образования, позволяющая ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Своеобразие дополнительного образования проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей, в свободе выбора направлений деятельности, образовательной программы, в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога и в творческом характере образовательного процесса.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его основные функции:

  1. образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

  2. воспитательная – определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;

  3. креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

  4. компенсационная – предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

  5. рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

  6. профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие, определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

  7. интеграционная – создание определенного психологического климата, позволяющего объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения;

  8. функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

  9. функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

    Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы, а педагоги должны работать в тесном сотрудничестве между собой.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений.

Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;

  • научно-техническое;

  • спортивно-техническое;

  • эколого-биологическое;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое;

  • военно-патриотическое;

  • социально-педагогическое;

  • культурологическое;

  • экономико-правовое.

  Для того чтобы дети могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых. Задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать личность, способную к творческой самодеятельности, выработать у ребенка стремление к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию и самоуправлению.

Также необходимо глубокое знание детской психологии, обеспечивающее внимание к душевному состоянию ребенка. Это становится гарантией преодоления психологического дискомфорта.

Индивидуальная форма обучения и воспитания дает возможность реализовать принцип индивидуально-дифференцированного подхода, может помочь более глубоко изучить и развить способности, склонности, интересы ребенка.

Методика должна быть демократичной и гуманной. Работа должна проводиться на основе широкого развития инициативы и самодеятельности ребят, с учетом их возрастных особенностей, знаний и интересов.

Дополнительное образование детей представляет собой реальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Читайте также:  Значение изобразительной деятельности для эстетического развития ребенка

Дополнение образование направлено на усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что по сути является социализацией личности. Разнообразная внеучебная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам искусства, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Дети учатся сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.

Воспитание в условиях дополнительного образования обеспечивается влиянием ряда социальных факторов: составом группы, взаимовлиянием, связью каждого и его значимостью в работе творческого объединения. Вступая во взаимодействие с внутренними процессами саморазвития человека, эти факторы вызывают определенные сдвиги в сознании и поведении личности. Происходит опосредованное формирование нравственных, духовных и культурных ориентиров подрастающего поколения.

Опыт воспитания детей показывает, что требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием, что многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей способствует именно дополнительное образование.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Воспитательная система может быть представлена в виде взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения, деятельность которых будет направлена на реализацию поставленных педагогических и социальных задач.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие школьника во всем богатстве его запросов и интересов.

Дополнительное образование является необходимым компонентом современного образования. Нельзя недооценивать его роль в воспитании и образовании подрастающего поколения и значимость его результатов для общества.

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы.

Дополнительное образование решает также проблему свободного времяпровождения детей вне школы. Будучи доступным каждому желающему, оно открывает ребятам двери к постижению азов искусства, спорта, прикладного и технического творчества, дает возможность проявить свои лидерские и организаторские способности.

Дополнительное образование дает ребенку возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Поэтому необходимо продолжать работу по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей.

Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Таким образом, дополнительного образования помогает ребенку проявить и развить свои способности, способствующие развитию как личности, ориентирующейся в традициях культуры, в системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасенко, В. В. Новые технологии реабилитации детей-инвалидов / В. В. Афанасенко.— М.: Теревинф, 2007.

2. О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов: Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 (в ред. от 24.09.2007) [Текст] // СПС Консультант Плюс.— 2009.

3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // СПС Консультант Плюс.— 2009.

4. Стратегия-2020: Новая модель – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. // Внешкольник: М.: 2013.— № 5.

5. Ткачева В. В. О некотоҏыҳ проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачва.— М., 1998.

6. Шипицына Л. М. Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына.— СПб., 2002.

7. Щербакова А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – М., 2004.

8. Щербакова А. М. Занимательный ручной труд в сб. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А. М. Щербакова.— СПб., 2007.

hello_html_6991601.jpg

hello_html_458fcfbf.jpg

hello_html_m9ab8ad6.jpg

hello_html_m36bfba1e.jpg

hello_html_1c4078a4.jpg

Источник

Дошкольное образование- основа становления личности и образования ребенка

Дошкольное образование –это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), изпользуя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой второй потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения. Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ. Образовательная программа «Подготовка детей к школе» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Цель программы: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

Читайте также:  Игра как приоритетное развитие ребенка

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия ин­дивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), исполь­зуя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, уви­деть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значи­тельной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к позна­нию в условиях школьного обучения.

В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они за­частую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.

Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подго­тавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6-7-летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.

Основное направление дошкольного образования — это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:

как предмет изучения;

как средство обучения;

как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Для педагога при использовании ИКТ на уроках открывается ряд возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных материалов; в качестве мультимедийного сопровождения непосредственно образовательной деятельности; компьютерное тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.

Организовывая непосредственно образовательную деятельность с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки группы, методическую цель НОД, тип НОД, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Дошкольное образование, как составная часть , играет важную роль, так как в его рамках выявляются качества и особенно­сти ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе.

«Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» Чарльз Диккенс [3 c.58]

Список литературы

Козлова А. М. ; Никифорова Е. В. ; Скопинова Н. А. «Дошкольное образование. Психолого-педагогическая практика». 2002

Михеева Е. Л. «Дошкольное образование- база будущих успехов» 2014

Опыт использования ИКТ в образовательном процессе. -https://socializaciia.ucoz.ru/publ/opyt_ispolzovanija_ikt_v_obrazovatelnom_processe/1-1-0-1

Соломенникова О. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3­е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2006. – 208с.

Ткаченко С.Н. Использование ИКТ в образовательном процессе

5

Источник