Образец заполнения диагностической карты психического развития ребенка

Образец заполнения диагностической карты психического развития ребенка thumbnail

Галия Зарипова
Карта психологического обследования воспитанника

Карта психологического обследования воспитанника

Ф. И. О___

Возраст___

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

– в контакт не вступает;

– проявляет речевой негативизм;

– контакт формальный (чисто внешний);

– в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

– не проявляет заинтересованности в контакте;

– контакт избирательный;

– легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

Эмоционально-волевая сфера:

– активен / пассивен;

– деятелен / инертен;

– бодрый / вялый;

– работает с удовольствием / из подчинения.

Неадекватное поведение:

– двигательная расторможенность;

– агрессивность;

– избалованность;

– колебания настроения;

– конфликтность;

– страхи.

Состояние слуха:

– норма;

– тугоухость;

– глухота.

Состояние зрения:

– норма;

– близорукость;

– дальнозоркость;

– косоглазие;

– атрофия зрительного нерва;

– слабовидение;

– слепота.

Моторика:

1.Ведущая рука:

– правая,

– левая.

2.Развитие манипулятивной функции рук:

– отсутствует хватание;

– резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);

– ограничена;

– недостаточная мелкая моторика;

– сохранная.

3.Согласованность действий рук:

– отсутствует;

– норма;

– тремор;

– гиперкинезы;

– нарушение координации движений.

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):

– ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);

– внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;

– быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;

– плохое переключение внимания;

– внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Реакция на одобрение:

– адекватная (радуется одобрению, ждет его);

– неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание:

– адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);

– адекватная (обижается);

– нет реакции на замечание;

– негативная реакция (делает назло).

Отношение к неудаче:

– неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);

– отсутствует оценка неудачи;

– негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Работоспособность:

– крайне низкая;

– снижена;

– достаточная.

Характер деятельности:

– отсутствие мотивации к деятельности;

– работает формально;

– деятельность неустойчивая;

– деятельность устойчивая, работает с интересом.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования):

– обучаемость отсутствует. Помощь не использует;

– нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;

– обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;

– ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N).

Патопсихологическое обследование

Уровень развития деятельности:

– проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.

Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):

– интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует);

– проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;

– проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.

1.Адекватность употребления игрушек:

– совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);

– игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).

2.Характер действий с предметами-игрушками:

– неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);

– специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов;

– предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;

– процессуальные действия;

– цепочка игровых действий;

– игра с элементами сюжета;

– сюжетно-ролевая игра.

Запас общих представлений:

– низкий, ограничен;

– несколько снижен;

– соответствует возрасту (N).

Зрительное восприятие:

1. Восприятие цвета:

– представление о цвете отсутствует;

– сличает цвета;

– различает цвета (выделяет по слову);

– узнает и называет основные цвета (N – в 3 года).

2. Восприятие величины:

– представление о величине отсутствует;

– соотносит предметы по величине;

– дифференцирует предметы по величине (выделение по слову);

– называет величину (N – в 3 года).

3. Восприятие формы:

– нет представления о форме;

– соотносит предметы по форме;

– различает геометрические формы (выделяет по слову);

– называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (N – в 3 года).

Складывание матрешки (трехсоставная – от 3 до 4 лет; четырехсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):

– действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:

– действие силой;

– перебор вариантов;

– целенаправленные пробы (N – до 5 лет);

– примеривание;

– зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Включение в ряд (шестисоставная матрешка – с 5 лет):

– действия неадекватны / адекватные.

Способы выполнения:

– без учета величины;

– целенаправленные пробы (N – до 6 лет);

– зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5 – 6 колец):

– действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:

– без учета величины колец;

Читайте также:  Роль отца в развитии ребенка краткое

– с учетом величины колец;

– пробы;

– примеривание;

– зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Кубики-вкладыши

Способы выполнения задания:

– целенаправленные пробы;

– перебор вариантов;

– примеривание;

– зрительное соотнесение.

Конструирование:

1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению).

2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

Восприятиепространственных соотношений:

1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение.

2. Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре).

3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2 – 3 – 4 – 5 – 6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией).

4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций.

Временные представления:

– части суток;

– времена года ;

– дни недели ;

– понимание и использование логико-грамматических конструкций.

Количественные представления:

– порядковый счет (устно и пересчет предметов);

– определение количества предметов;

– выделение нужного количества из множества;

– соотнесение предметов по количеству;

– понятия “много” – “мало”, “больше” – “меньше”, “поровну”;

– счетные операции.

Память:

1.Механическая память:

– в пределах возрастной нормы;

– снижена.

2. Опосредованная (вербально-логическая)память:

– в пределах возрастной нормы;

– снижена.

Мышление:

1.Уровень развития мышления:

– наглядно-действенное;

– наглядно-образное.

Заключение___

“___” ___20__ г.

Источник

Индивидуальная карта развития ребенка

Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту. По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе. Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.

Главная задача воспитателей и учителей – создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся. Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.

Психологическое развитие ребенка

В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Правила заполнения индивидуальной карты

Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” – воспитатели.

Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.

Заполненная карта индивидуального развития ребенка – документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.

Общие сведения

Данные о воспитаннике и его семье – название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).

Физические и психические изменения

Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.

При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.

Читайте также:  Общие закономерности развития ребенка реферат

Основные диагностируемые параметры:

  • психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
  • личностные качества (самооценка, темперамент);
  • степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе – лидер или агрессор).

Достижения и предпосылки

Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:

Наименование области развития

Подразделы

Пример комментария воспитателя

1

Речевая

Объем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературы

Может рассказать сюжет из сказки

2

Познавательная

Окружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельность

Знает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет

3

Коммуникативная

Социализация, труд, ОБЖ

Соблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками

4

Творческая

Изобразительная и конструкторская деятельность, музыка

Владеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы

5

Физическая

Активность, подвижность

Развивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру

Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.

Индивидуальный образовательный маршрут и его реализация

Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.

Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.

Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:

  1. Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
  2. Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
  3. Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).

Индивидуальная карта психологического развития ребенка, составленная по ФГОС, необходима для выявления и своевременного корректирования психоэмоционального состояния дошкольника. Они помогают воспитателям и учителям оказывать своевременную помощь детям, прогнозировать появление психических заболеваний и способствовать успешной адаптации к урокам в общеобразовательной школе.

Школьные индивидуальные карты развития

Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • освоение основ школьной программы;
  • возрастные достижения;
  • социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
  • общая физическая подготовка;
  • склонность к творчеству.

Главное отличие школьных индивидуальных карт – упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.

Образцы индивидуальных карт развития ребенка

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (младшая группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (средняя группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (старшая группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (подготовительная группа)»

Видео

006

Источник

Карта индивидуального развития ребенка № 1

Фамилия, имя: Семенов Саша.

Тип нервной системы: слабый.

Доминирующее полушарие головного мозга: левое полушарие.

Темп деятельности: в начале учебного дня — резкий максимальный скачок, в середине первой половины дня происходит резкий спад темпа деятельности, к концу первой половины дня происходит небольшой подъем темпа деятельности, к началу второй половины дня он снижается, к концу дня — повышается.

Утомляемость и работоспособность: из-за резких скачков темпа деятельности утомляемость наступает быстро, наиболее работоспособное время — первая половина дня, иногда — самоподготовка.

Ведущая репрезентативная система: аудиальная, кинестетическая.

Мотивация к обучению: средняя.

Уровень сформированности познавательных процессов

Умение выполнять инструкции: очень низкий уровень.

Математические способности (умение выполнять математические действия, видеть закономерности и прогнозировать исходя из выявленных закономерностей): низкий уровень.

Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка): ниже нормы.

Читайте также:  Оценка психического развития ребенка в таблицах

Личностно-коммуникативные особенности

Положение в классе: пренебрегаемый.

Уровень тревожности в школе: тревожность повышается в ситуациях, когда Саша испытывает сильное чувство одиночества, когда ему не хватает тепла и поддержки со стороны взрослых.

Рекомендации психолога

1. Для выравнивания темпа деятельности необходимо избегать высоких нагрузок в начале учебного дня. В то же время, это наиболее удачное место для контрольных работ.

Необходимо обучать работать по инструкции: просить повторить, составить алгоритм или план работы.

Полезны дополнительные занятия по развитию мышления.

Мотивацию к обучению можно повышать, апеллируя к взрослости мальчика, а также демонстрируя уверенность в его успехе.

2. Необходимо оказывать проявлять интерес к успехам Саши и отмечать его достижения как в учебе, так и в других сферах, не связанных с учебой, особенно в присутствии родителей. В случаях эмоциональных срывов — переключать внимание, например попросить помыть доску или сходить за мелом. Полезно в такие моменты, чтобы взрослый с ним разговаривал тихо, или же использовал юмор.

Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка)

Объем домашнего задания: в связи с быстрой утомляемостью необходимо учить мальчика тщательно планировать выполнение домашнего задания.

Устные предметы: Саше полезно использовать наглядные образы при ответах.

Письменные предметы: из-за слабого внутреннего контроля мальчику требуется внешний контроль взрослых.

Табу (категорически запрещено): нельзя игнорировать любое поведение Саши, важно понять, что этим поведением он хочет сказать.

«Предвестники бури», поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва: в ситуациях сильного эмоционального возбуждения может громко кричать, драться, отказываться выполнить любые просьбы, ругаться.

Карта индивидуального развития ребенка № 2

Фамилия, имя: Иванов Гриша.

Тип нервной системы: средний.

Доминирующее полушарие головного мозга: правое полушарие.

Темп деятельности: в начале учебного дня происходит максимальный резкий скачек темпа деятельности, к середине первой половины дня происходит резкий спад темпа, который длится до конца дня.

Утомляемость и работоспособность: работоспособность сохраняется в первой половине дня.

Ведущая репрезентативная система: визуальная.

Мотивация к обучению: средняя.

Уровень сформированности познавательных процессов

Умение выполнять инструкции: ниже нормы.

Математические способности: ниже нормы.

Вербальное мышление: норма.

Личностно-коммуникативные особенности

Положение в классе: популярный.

Уровень тревожности в школе: норма, но может повышаться в ситуациях самопредъявления перед классом и выражается в агрессивном поведении по отношению к одноклассникам.

Рекомендации психолога

1. Необходимо обучать работать по инструкции: просить повторить, составить алгоритм или план работы.

Полезны дополнительные занятия по развитию мышления.

Полезно повышать учебную мотивацию через демонстрацию успехов мальчика классу и вызывание у сверстников одобрения его учебных успехов.

2. Поддерживать успешные начинания Гриши, отмечать их перед классом, возлагать на него ответственность за какое-либо задание и поддерживать проявления мужского начала.

Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка)

Объем домашнего задания: способен выполнять полный объем домашнего задания, но индивидуально (без класса) и при тщательном контроле взрослого.

Устные предметы: необходимо при подготовке устных предметов несколько раз проговаривать вслух прочитанное взрослому (учителю).

Письменные предметы: необходимо учить планировать выполнение заданий, поощрять правильно сделанное.

Табу: оставлять без внимания пошлые шутки в адрес девочек (важно показать Грише, как он выглядит в этот момент со стороны).

«Предвестники бури»: не наблюдаются.

Карта индивидуального развития ребенка № 3

Фамилия, имя: Петров Вася.

Тип нервной системы: средне-слабый.

Доминирующее полушарие головного мозга: амбидекстр (левоправо).

Темп деятельности: максимальный скачок темпа деятельности в начале учебного дня, сменяется спадом темпа деятельности до середины второй половины дня и затем происходит небольшой подъем и затем окончательный спад темпа деятельности.

Утомляемость и работоспособность: несмотря на резкие подъемы и спады темпа, в течение дня сильной утомляемости не наблюдается.

Ведущая репрезентативная система: аудиальная.

Мотивация к обучению: очень высокая.

Уровень сформированности познавательных процессов

Умение выполнять инструкции: норма.

Математические способности: норма.

Вербальное мышление: норма.

Личностно-коммуникативные особенности

Положение в классе: популярный.

Уровень тревожности в школе: уровень тревожности повышается в ситуациях, в которых Васе необходимо отстаивать свое достоинство и право на собственное мнение, а также при публичных выступлениях у доски на уроке.

Рекомендации психолога

Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий. Полезно на уроках, по возможности, давать мальчику творческие задания, которые необходимо предъявлять перед классом. Можно привлекать его к участию в мероприятиях класса, связанных с рисованием или украшением кабинета, т. е. к заданиям, где он может проявить свои творческие способности.

Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка)

Объем домашнего задания: способен выполнять полный объем домашнего задания после продолжительного активного отдыха.

Устные предметы: мальчику необходимо тренироваться перед публичными устными ответами, к примеру воспроизводить пройденный материал в присутствии других людей (учителей, одноклассников).

Письменные предметы: давать возможность выполнять задания своим способом.

Табу: говорить при одноклассниках: «Ты, Вася, как всегда молодец, ты справился лучше всех!»

«Предвестники бури»: не наблюдаются.

Источник