Образец диагностики развития ребенка в детском саду
Материал содержит готовые матрицы (таблицы) с критериями по каждой группе. Разработано с учётом ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовительная к школе группа
Имя, фамилия ребёнка: ____________________________________________________________________
Результаты развития игровой деятельности | |||||||||
Дети проявляют интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности | Способны согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру | Разнообразно проявляют свою активность в сюжетных играх: дети-сочинители, исполнители, артисты, режиссёры, практики | Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а так же к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи | В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||||||||
Поведение ребенка положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их. | Имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм. | Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках | Имеет близких друзей (друга), с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями | Имеет представления о школе, стремится к своему будущему положению школьника | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
Проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком | Отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании | Проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его | Самостоятелен и ответственен в самообслуживании, охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата. Добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду, и в семье | Имеет представление о безопасном поведении, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе. | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||||||||||||
Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями | Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами | Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство | Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. | Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны | ||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||
Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее | Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира | Знает название своей станицы, края и страны, ее государственные символы, имя действующего президента некоторые достопримечательности края и страны. | Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны | |||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||
Образовательная область «Речевое развитие» | |||||||||
Ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность. Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни | Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет звуковым анализом слов | Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. | В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника | Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр. Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах. | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||||||||||
Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу. Имеет творческие увлечения | Проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства | Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочие место, проявляет аккуратность и организованность | Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми | Проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать | ||||||||||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||||||||
Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения | Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся. Знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества | Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к героям и идее. Творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов. | Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов | Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках; активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры | ||||||||||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | ||||||||||||||||||||
Двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения | В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость | Проявляет интерес к упражнениям, настойчивость в достижении результата, потребность в двигательной активности | Осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом | Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа, стремится к неповторимости в своих движениях | ||||||||||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||||||||
Имеет начальные представления о некоторых видах спорта | Имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его | Владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья | Может оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому) | Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта | ||||||||||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||||||||
Основные направления индивидуальной работы педагога с ребёнком: Сентябрь:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогическая диагностика детей
подготовительной к школе группы
2014-2015 учебный год
Воспитатели: Скоромец Р.А.
Костина Л.А.
Извлечение из ФГОС ДО:
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Данные таблицы проведения педагогической диагностики разработаны с учётом ФГОС ДО и индивидуального подхода к воспитанникам. Педагогу, проводящему диагностику, при оценке умений, интересов, предпочтений, склонностей, личностных и поведенческих особенностей ребёнка необходимо использовать метод наблюдения, свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются: анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации, приведённые в научно-методическом пособии «Мониторинг в детском саду» (А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011).
Диагностика проводится 2 раза в год. Педагогам предлагается использовать буквенное обозначение уровней: низкий (Н), средний (С), высокий (В). В зависимости от результатов в сентябре, строить работу с ребёнком на учебный год.
Разработала:
старший воспитатель МБДОУ детского сада № 4
муниципального образования Каневской район Белицкая А.А.
Сводная таблица результатов педагогической диагностики
подготовительной к школе группы
Имя, фамилия ребёнка | Результаты развития игровой деятельности | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | ОО «Познавательное развитие» | ОО «Речевое развитие» | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | ОО «Физическое развитие» | ||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | |
Итог: |
Источник
Педагогическая диагностика в ДОУ.
Зачем проводить мониторинг?
- Залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагогов информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.
- «Система мониторинга … должна позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».
- Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.III. ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.2.3. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг предполагает:
- Постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;
- Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменения;
- Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Принципы педагогической диагностики:
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе.
Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску (Это хорошо, а это плохо). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять чем и как можно помогать детям.
2. ПД осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или в непосредственно образовательной деятельности воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п.
3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития.
Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.
4. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель.
Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада.
Важно собирать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания.
Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины.
Как часто проводить диагностику?
- Первичная
- Промежуточная
- Итоговая
Первичная диагностика (в начале сентября).
- Выявление стартовых условий (исходный уровень развития); Определение достижений и проблем ребенка, для решения которых требуется помощь воспитателя.
- Цель – определение задач работы на год, проектирование образовательного маршрута.
«Идеальная норма» – то, что уже может быть достигнуто ребенком (для детей старшей группы – описание достижений ребенка среднего дошкольного возраста).
Промежуточная диагностика (середина года).
- Может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно. С теми, у кого проявляются существенные проблемы развития.
- Цель – оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.
- Вносим коррективы в педагогический процесс.
К концу младшего возраста дети могут:
- Воспринимать до пяти и более форм предметов.
- Различать до семи и более цветов.
- Дифференцировать предметы по величине.
- Запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, значительные отрывки из любимых произведений.
- Устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
- Усвоить большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
- Начать оценивать свои поступки.
- Идентифицировать себя по половому признаку.
К концу среднего возраста дети могут:
- Вычленить в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
- Упорядочить группы предметов по величине и цвету.
- Выделить параметры – высоту, длину, ширину.
- Запомнить 7-8 названий предметов.
- Принять задачу на запоминание.
- Выучить небольшое стихотворение.
- Строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
- Придумать небольшую сказку на заданную тему.
- Сравнивать себя с другими детьми.
К концу старшего возраста дети могут:
- Называть основные цвета, оттенки, промежуточные цветовые оттенки.
- Выстраивать в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
- Иметь представления о смене времен года, дня и ночи.
- Группировать предметы по двум признакам.
- Решать задачи.
- Пересказывать, рассказывать по картинке.
- Конструировать по схеме, по замыслу, по условиям из бумаги, природного материала, разных видов конструкторов.
Итоговая диагностика (конец года).
- Цель – Оценка степени решения сотрудниками детского сада поставленных задач.
- Определение перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.
- «Идеальная норма» – характеристика развития, соответствующая возрасту детей (для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).
Структура мониторинга:
1 этап: Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
Критерий – признак, на основании которого производится оценка. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса: интерес, адекватность детских вопросов, полнота знаний, применение ЗУН в повседневной жизни, самостоятельность…
2 этап: Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3 этап: Обработка и анализ полученной, а так же уже имеющейся информации из существующих источников.
4 этап: Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5 этап: Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности.
1ЭТАП. Определение объекта мониторинга, установление стандарта и операционализация мониторинга.
Объект – целевые ориентиры (ФГОС ДО)
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Объект – знания, умения, навыки (в соответствии с программой)
- ОО «Познание» (средняя группа)
- Ребенок проявляет интерес к познанию, обследованию незнакомых предметов, их свойствам;
- Любит экспериментировать, организует собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов;
- Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, верно, использует их в своей речи.
Практическое задание.
2ЭТАП. Методы исследования.
Наблюдение. Анализ продуктов детской деятельности. Диагностические ситуации. Беседа. Диагностические задания, упражнения. Тесты.
Метод – «путь к чему-либо».
Метод – совокупность определенных правил, способов, норм познания и действия, система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, на достижение определенного результата в деятельности.
Технология наблюдения:
- Определите цели и задачи наблюдения.
- Определите 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
- Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
- Выберите способ фиксации результатов наблюдения.
- Фиксируем: речь, эмоциональные реакции, поведение, деятельность.
Анализ продуктов детской деятельности.
- Изобразительная и конструктивная деятельность: рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции.
- Музыкальная деятельность: исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах.
- Рассказы и сказки, п?