Образец диагностики развития ребенка в детском саду

Материал содержит готовые матрицы (таблицы) с критериями по каждой группе. Разработано с учётом ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа

Имя, фамилия ребёнка: ____________________________________________________________________

Результаты развития игровой деятельности

Дети проявляют интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности

Способны согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру

Разнообразно проявляют свою активность в сюжетных играх: дети-сочинители, исполнители, артисты, режиссёры, практики

Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а так же к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи

В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками

Сент.

Май 

Сент.

Май

Сент.

Май 

Сент.

Май

Сент.

Май 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Поведение ребенка положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их.

Имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм.

Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках

Имеет близких друзей (друга), с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями

Имеет представления о школе, стремится к своему будущему положению школьника

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком

Отражает представления о труде

взрослых в играх, рисунках, конструировании

Проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его

Самостоятелен и ответственен в самообслуживании, охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата.  Добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду, и в семье

Имеет представление о безопасном поведении, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями

Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами

Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство

Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.

Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее

Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира

Знает название своей станицы, края и страны, ее государственные символы, имя действующего президента некоторые достопримечательности края и страны.

Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Образовательная область «Речевое развитие»

Ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.  Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни

Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.  

Владеет звуковым анализом слов

Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.

В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника

Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр.

Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах.

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу. Имеет творческие увлечения

Проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства

Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочие место, проявляет аккуратность и организованность

Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми

Проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения

Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.

Знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества

Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к героям и идее.

Творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.

Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов

Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках;

активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Сент.

Май 

Образовательная область «Физическое развитие»

Двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения

В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость

Проявляет интерес к упражнениям, настойчивость в достижении результата, потребность в двигательной активности

Осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом

Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа, стремится к неповторимости в своих движениях

Сент.

Май 

Сент.

Май

Сент.

Май 

Сент.

Май

Сент.

Май 

Имеет начальные представления о некоторых видах спорта

Имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его

Владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья

Может оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому)

Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта

Сент.

Май 

Сент.

Май

Сент.

Май 

Сент.

Май

Сент.

Май 

Основные направления индивидуальной работы педагога с ребёнком: Сентябрь:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Май:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагогическая диагностика детей

подготовительной к школе группы

2014-2015 учебный год

Воспитатели: Скоромец Р.А.

                      Костина Л.А.

Извлечение из ФГОС ДО:

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Данные таблицы проведения педагогической диагностики разработаны с учётом ФГОС ДО и индивидуального подхода  к воспитанникам. Педагогу, проводящему диагностику, при оценке умений, интересов, предпочтений, склонностей, личностных и поведенческих особенностей ребёнка необходимо использовать метод наблюдения, свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются:  анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации, приведённые в научно-методическом пособии «Мониторинг в детском саду» (А.Г.Гогоберидзе. –  СПб.: Детство-Пресс, 2011).

Диагностика проводится 2 раза в год. Педагогам предлагается использовать буквенное обозначение уровней: низкий (Н), средний (С), высокий (В). В зависимости от результатов в сентябре, строить работу с ребёнком на учебный год.

Разработала:

старший воспитатель МБДОУ детского сада № 4

муниципального образования Каневской район Белицкая А.А.

Сводная таблица результатов педагогической диагностики

подготовительной к школе группы

Имя, фамилия ребёнка

Результаты развития игровой деятельности

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Физическое развитие»

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

Итог:

Источник

Педагогическая диагностика в ДОУ.

Зачем проводить мониторинг?

  • Залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагогов информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.
  • «Система мониторинга … должна позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».
  • Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.III. ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.3. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  •  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  •  оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг предполагает:

  • Постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;
  • Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменения;
  • Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Принципы педагогической диагностики:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе.

 Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску (Это хорошо, а это плохо). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять чем и как можно помогать детям.

2. ПД осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или в непосредственно образовательной деятельности воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает  у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п.

3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития.

Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.

4. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель.

Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада.

Важно собирать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания.

Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины.

Как часто проводить диагностику?

  • Первичная
  • Промежуточная
  • Итоговая

Первичная диагностика (в начале сентября).

  • Выявление стартовых условий (исходный уровень развития); Определение достижений и проблем ребенка, для решения которых требуется помощь воспитателя.
  • Цель – определение задач работы на год, проектирование образовательного маршрута.

«Идеальная норма» – то, что уже может быть достигнуто ребенком (для детей старшей группы – описание достижений ребенка среднего дошкольного возраста).

Промежуточная диагностика (середина года).

  • Может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно. С теми, у кого проявляются существенные проблемы развития.
  • Цель – оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.
  • Вносим коррективы в педагогический процесс.

К концу младшего возраста дети могут:

  • Воспринимать до пяти и более форм предметов.
  •  Различать до семи и более цветов.
  •  Дифференцировать предметы по величине.
  •  Запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, значительные отрывки из любимых произведений.
  •  Устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
  •  Усвоить большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
  •  Начать оценивать свои поступки.
  •  Идентифицировать себя по половому признаку.

К концу среднего возраста дети могут:

  • Вычленить в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
  •  Упорядочить группы предметов по величине и цвету.
  •  Выделить параметры – высоту, длину, ширину.
  •  Запомнить 7-8 названий предметов.
  •  Принять задачу на запоминание.
  •  Выучить небольшое стихотворение.
  •  Строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
  •  Придумать небольшую сказку  на заданную тему.
  •  Сравнивать себя с другими детьми.

     К концу старшего возраста дети могут:

  • Называть основные цвета, оттенки, промежуточные цветовые оттенки.
  •  Выстраивать  в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
  •  Иметь представления о смене времен года, дня и ночи.
  •  Группировать предметы по двум признакам.
  •  Решать задачи.
  •  Пересказывать, рассказывать по картинке.
  •  Конструировать по схеме, по замыслу, по условиям из бумаги, природного материала, разных видов конструкторов.

Итоговая диагностика (конец года).

  • Цель – Оценка степени решения сотрудниками детского сада поставленных задач.
  • Определение перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.
  • «Идеальная норма» – характеристика развития, соответствующая возрасту детей (для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).

Структура мониторинга:

1 этап: Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

Критерий – признак, на основании которого производится оценка. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса: интерес, адекватность детских вопросов, полнота знаний, применение ЗУН в повседневной жизни, самостоятельность…

2 этап: Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3 этап: Обработка и анализ полученной, а так же уже имеющейся информации из существующих источников.

4 этап: Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5 этап: Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности.

1ЭТАП. Определение объекта мониторинга, установление стандарта и операционализация мониторинга.

Объект – целевые ориентиры (ФГОС ДО)

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  •  ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Объект – знания, умения, навыки (в соответствии с программой)

  • ОО «Познание» (средняя группа)
  • Ребенок проявляет интерес к познанию, обследованию незнакомых предметов, их свойствам;
  • Любит экспериментировать, организует собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов;
  • Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, верно, использует их в своей речи.

Практическое задание.

2ЭТАП. Методы исследования. 

Наблюдение.                                                                                                                          Анализ продуктов детской деятельности.                                                             Диагностические ситуации.                                                                                                 Беседа.                                                                                                                   Диагностические задания, упражнения.                                                                                 Тесты.

Метод – «путь к чему-либо».

Метод – совокупность определенных правил, способов, норм познания и действия, система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, на достижение определенного результата в деятельности.

Технология наблюдения:

  1. Определите цели и задачи наблюдения.
  2. Определите 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
  3. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
  4. Выберите способ фиксации результатов наблюдения.
  5. Фиксируем: речь, эмоциональные реакции, поведение, деятельность.

Анализ продуктов детской деятельности.

  • Изобразительная и конструктивная деятельность: рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции.
  • Музыкальная деятельность: исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах.
  • Рассказы и сказки, п?