Образ я ребенка его развитие в раннем возрасте

Фрагмент статьи

Время является многоликим фактором в развитии ребенка. С одной стороны, оно быстротечно, ведь в период раннего детства ребенок очень сильно меняется в физическом, психическом развитии. Он быстро учится тому, что еще вчера не умел. С другой стороны, для самого ребенка время незаметно, поэтому свои достижения он не соотносит с временными показателями. Он смело заявляет «Я сам!», будучи уверенным, что все у него получится. Шагая в мир, малыш знакомится не только с тем, что вокруг него, но и с самим собой. Каждый день, каждый час он познает себя, свои возможности, внутренний мир и соотносит его с окружающим миром, миром других «Я». Вот он рассматривает собственное отражение в зеркале: «У меня есть носик», «У меня есть глазки, ротик – вот я какой!» Пройдет совсем немного времени, и ребенок сделает новое открытие в осознании своего тела: «Нос мне нужен для того, чтобы дышать», «Глазами я вижу все вокруг», «Уши помогают слышать». Малыш учится бегать, прыгать, узнает, что он мальчик или девочка, начинает оценивать собственные возможности, качества, желания. Так формируется образ «Я» маленького человека.

Образ «Я» включает также представление о своем имени, осознание себя как субъекта действия. Важно поддерживать становление образа «Я» ребенка в раннем возрасте.

Именно такую образовательно-воспитательную работу мы проводили в период 2010–2011 учебного года на базе МДОУ дет­ского сада для детей раннего возраста № 2 «Малышка» города Королева Московской области. В ней приняли участие дети в возрасте от 2 лет 5 месяцев до 2 лет 8 месяцев. В процессе образовательной деятельности мы столкнулись с проблемой диагностики уровня развития образа «Я» детей первых лет жизни. Мы не обнаружили методик, адекватных возрасту. Данное обстоятельство побудило нас к разработке собственных диагностических проб (см. приложение). С их помощью были определены показатели, составляющие образ «Я» ребенка раннего возраста. Ответы детей и эмоциональные реакции подробно записывались в индивидуальные карты. Затем определялась выраженность образа «Я» (в %). Поскольку максимальная оценка по каждой из шести методик была определена нами в 3 балла, ребенок мог получить максимум 18 баллов, что составляло 100%. Это, на наш взгляд, соответствовало высокому уровню развития образа «Я». Для определения выраженности образа «Я» конкретного ребенка, фактическое количество баллов умножалось на 100%, и полученный результат делился на 18.

Анализ проводился как отдельно по каждой методике, так и суммарно по всем методикам в целом. Оказалось, что все малыши знали свое имя, старались выговаривать свою фамилию, безошибочно показывали и называли части тела. Различие в знаниях о себе наблюдалось при проведении диагностической методики № 4, направленной на определение половой идентификации. У 40% испытуемых был выявлен высокий уровень половой идентификации. Эти дети безошибочно показали мальчика и девочку на картинках, правильно отнесли себя к соответствующему полу. Не смогли назвать свою половую принадлежность 20% детей. У остальных диагностируемых уровень половой идентификации оказался средним.

Полный текст статьи читайте в журнале “СДО”

Правила использованияПравообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Источник

Особенности Я-концепции ребенка младенческого возраста

Я-концепция — это обобщенное представление человека о самом себе, его отношение к себе. Представление о себе называют «образом Я», а отношение к се­бе — самооценкой. Таким образом, начало формирования Я-концепции у маленьких детей означает начало формирования у них само­сознания.

В трехмесячном возрасте ребенок начинает проявлять интерес к изучению собственного тела. Он с большим интересом обследует свои руки и пальчики на них, свои ступни, активно используя для этого свой рот. Затем он переходит к освоению движений руками и нога­ми, особенно для передвижения, что происходит в возрасте 6 меся­цев. Таким путем у него возникает телесный Я-образ, к 8 месяцам — внешний Я-образ, созданию которого способствует разглядывание се­бя в зеркале, а после восьми месяцев — различение в нем своего от­ражения от отражения других.

Образ самого себя складывается у младенцев в процессе общения со взрослыми и на основе индивидуального опыта. Уже к трем годам многие дети имеют довольно ясные и точные представления о себе и своих возможностях. Правда, представления о других и о себе еще неустойчивые и нечеткие и могут изменяться под влиянием оценок взрослых.

После 6 месяцев у ребенка на основании отношения к нему роди­телей в Я-концепции формируется и вторая ее составляющая — са­мооценка, в результате чего он может переживать ощущение «Я-любимого», «Я-желанного».

Особенности Я-концепции ребенка раннего возраста

Постоянное общение взрослого с ребенком приводит к тому, что малыш 2,5-3 лет начинает осознавать себя как отдельного человека.

Сначала он говорит о себе в третьем лице. Затем начинает использовать местоимение «ты», обращаясь так ко всем людям. И лишь потом ом понимает, что «я» может относиться к нему самому. С этого момента и начинается процесс формирования самосознания. Его начало зависит от того, насколько благополучен климат в семье ребенка. Там, где имеют место грубость, агрессия, ребенок начинает говорить «Я» довольно поздно.

Осознание ребенком своего Я — это решающий момент в развитии его личности. Поэтому очень важно заботиться о том, каким будет это Я, как ребенок будет себя оценивать. Отношение ребенка к самому себе, высокая или низкая самооценка определяются, прежде всего, отношением к нему членов его семьи, особенно матери. Теплое отношение матери к ребенку, принятие его таким, какой он есть, со­здают почву для формирования у него высокой самооценки. Отсюда важно показывать ребенку, что он желаем, любим. Безразличное от­ношение, не говоря уже об отрицательном, отвержение ребенка весь­ма негативно сказываются на развитии его личности. Поэтому даже если родители ругают и наказывают ребенка, они наносят меньший вред, чем при проявлении к нему полного безразличия.

В то же время избыточная любовь и сверх заботливое поведение родителей, как и отвержение ребенка, приводят, как правило, к де­формированному развитию личности, к возникновению у ребенка ком­плекса неполноценности. Дети, которых родители чрезмерно балуют и во всем им потворствуют, становятся неуверенными в своих воз­можностях, поскольку за них все делали другие. Отвергаемые же де­ти понимают, что они нежеланны в семье, и поэтому у них возникает неуверенность в своей полезности.

На втором году жизни продолжает формироваться телесный Я-образ. В 18 месяцев ребенок уже понимает, что он видит в зеркале себя; и не нуждается для осознания этого в подсказках.

К двум годам познание ребенком себя расширяется еще больше. Он уже может, стоя перед зеркалом, любоваться собой. В его созна­ние входят такие понятия, как красота, опрятность, аккуратность, ко­торые он начинает примеривать к себе.

Важное место в формировании Я-концепции в этом возрасте за­нимает имя ребенка. Еще до того, как он начинает говорить, он уже знает свое имя и откликается на него. Позже имя включается в его Я-концепцию. Имя для него — это средство своей индивидуализа­ции, отличия себя от других, символ его самого. Если ребенку нра­вится его имя, то обычно он и сам себе нравится, и наоборот. Для многих детей начало формирования Я-концепции совпадает с моментом обнаружения того, что у них есть имя.

К полутора годам в Я-концепцию включается и осознание ребёнком своей принадлежности к тому или иному полу. Однако даже в два года он не может обосновать эту принадлежность, не связывает ее с биологическими признаками.

К трем-четырем годам он понимает, что это его постоянная характеристика, так как уже знает, что пол не изменяется с возрастом, при смене одежды или рода занятий. Дети старше четырех лет хорошо знают, какие требования предъявляются к мальчикам и девочкам, и планируют свое будущее исходя из принадлежности к тому или иному полу.

Еще одна составляющая Я-концепции — самооценка. У детей этого возраста она формируется под влиянием, как оценок взрослых, так и сверстников, получаемых в процессе игры с ними.

Изнеженность делает характер людей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабоще­ние детей делает их приниженными, ненавидящими людей, так что, в конце концов, они становятся непригодными для совместной жизни (Пла­тон. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. С. 24).

Ребенок, испытывающий комплекс неполноценности, стремится к его компенсации. Таким компенсирующим приемом является ком­плекс превосходства, т. е. преувеличенное стремление преодолевать, сознание своей неполноценности.

Формирование личности ребенка испытывает влияние и генети­ческого фактора, в частности темперамента.

Большую роль в формировании представлений ребенка о себе, его самооценки («Я хороший» или «Я плохой») играют высказывания взрослых о нем. Чрезмерное подчеркивание негативных сторон, имею­щихся у ребенка, приведет к снижению его самооценки, к занижен­ному уровню притязаний, а чрезмерно высокая оценка — к переоцен­ке своих возможностей, к завышенному уровню притязаний.

В содержание образа Я детей раннего возраста входит узнавание себя на фотографии, чувство собственности, эмпатия, отношение к себе (хороший или плохой), отождествление себя с мужским или жен­ским полом.

Источник

Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного «Я» ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности.

В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки «Я», образа себя, Я-концепции, что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие ” утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано с его Я-концепцией. Индивидуальность как высочайшая точка развития личности проявляется в ее субъектных возможностях (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Осознание себя как субъекта деятельности начинается примерно с трех лет, в этот период формируется первоначальная социальная система «Я», возникает желание заявить о себе (знаменитое детское «Я сам!»).

Под Я-концепцией понимается теоретическая картинка самого себя (А. А. Реан); форма переживания человеком своей личности (Д. А. Леонтьев); система представлений о себе, сопряженная с самооценкой; система установок на себя (Р. Берне) и др. Материалы многих исследований показывают, что целостное развитие личности возможно при наличии позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция представляет собой совокупность всех позитивных представлений ребенка о себе, включает позитивные самооценки и тенденции поведения. Для позитивного «Я» важно признание позитивных и негативных качеств, принятие себя таковым и наличие потребности к самоизменению.

В структуре Я-концепшш детей старшего дошкольного возраста особо следует выделить когнитивный компонент (что дети думают и знают о себе) и оценочный компонент (то, какого они о себе мнения). Важнейшим структурным компонентом является «идеальное-Я», без него трудно представить саморазвитие личности, ее самоизменение. «Идеальное Я» — это установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы быть, оно включает стремления, нравственные идеалы и ценности. На протяжении всего дошкольного возраста происходит становление и формирование «Я» ребенка. Это обеспечивается во многих отношениях за счет расширения и нарастания устойчивости линий «Я», самоизменений в когнитивном и оценочном «Я», уточнения самооценки ребенка о самом себе.

Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется «Я» ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает «открытия», развивается как субъект деятельности и саморазвития.

В формировании позитивной Я-концепции дошкольников необходим опыт, складывающийся в процессе деятельности преобразовательного характера. Эти преобразовательные акты связаны с ведущими видами деятельности в этом возрасте, с реальными шагами взаимодействия, так называемыми «Я-усилиями», в ходе которых изменяется и «Я» ребенка. Ребенок «обживает» в глубине себя первоначальные, часто повторяемые требования к своему поведению со стороны родителей, значимых «Других» в форме конвенциальных правил. Становясь внутренней нормой и внутренним отношением к себе, эти правила способствуют формированию нравственных черт личности, основ будущей совести, которую глобальное «Я» постоянно использует для регуляции своей деятельности, построения взаимодействия с «Другими».

Известно, что в старшем дошкольном возрасте в связи с развитием самосознания начинают активно складываться элементы образа себя, которые создаются не только под влиянием значимых близких, педагогов, но и благодаря процессу самостоятельного познания. Учитывая, что основным инструментарием саморазвития личности является самопознание, педагоги, психологи и родители должны помочь ребенку «открыть», познать свое собственное «Я».

Важнейшим требованием является насыщение программы с учетом уровня личностного развития, существующей у ребенка Я-концепции и степени освоения личностного опыта. Программы самопознания, направленные на становление Я-концепции дошкольников, реализуются через систему занятий, игр и упражнений, которые проводятся в целостном педагогическом процессе. Дошкольников побуждают к «Я-усилиям», направленным на преобразование личностного опыта. Развитие позитивного «Я» осуществляется благодаря накоплению представлений, впечатлений о себе, которые затем интегрируются в новые оси и ядра, а затем в глобальное «Я». На основе целенаправленной организации и обогащения личного опыта детей, которое опирается на четкую программу формирования представлений о себе, своем «Я», предусматривается знакомство с внешним «Я», физическим «Я», с основными линиями образа себя: «Я умею», «Я знаю», «Я имею», «Я хочу», «Я люблю», «Я мальчик (девочка)», «Я будущий школьник», «Я дочка (сын)», «Я сестра (брат)», «Я внук (внучка)», «Я товарищ», «Я глазами других».

Целью программы является формирование «Я» ребенка-дошкольника, его способности быть субъектом самопознания на основе преобразования личностного опыта.

Задачи программы:

• формирование «Я» дошкольника как субъекта деятельности;

• формирование умений по преобразованию личностного опыта (анализ, рефлексия, обобщение, прогнозирование) для самостроительства себя как Я-субъекта;

• развитие ведущих линий «Я»; осознание содержания их;

• совершенствование игрового «Я» ребенка;

• развитие социальной компетентности личности дошкольника.

Учитывая, что многими современными исследованиями утверждается, что Я-концепция является результатом самосознания, нами были выделены три компонента: познавательный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение), действенно-волевой (саморегуляция). Самопознание — мощный инструмент саморазвития, становления «Я». Под самопознанием понимается процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и др. Самопознание — процесс познания в себе многих внутренних инстанций.

Психолого-педагогическое сопровождение к программе составляют диагностические методики, тесты, опросники, критерии и уровни оценки Я-концепции и образа себя; советы и рекомендации для

взрослых; игры и занятия для детей, которые представлены по возрастам, начиная с третьего года жизни; различные человеко-ведческие «Я-ситуации», а также игры, тренинги, семинары, консультации для взрослых и др. Создание специальных че-ловековедческих ситуаций связано с использованием этического и правового содержания, требующего от детей разного дошкольного возраста выбора способов решения на основе использования личностного опыта. Содержание ситуаций про-думывается с учетом возрастных особенностей, характера личностного опыта, уровнем развития «Я», связано с особенностями жизнедеятельности. Личность, действуя в таких условиях, вынуждена преобразовывать свой личностный опыт! Для педагогов в целях повышения индивидуально-личностной компетентности предложены лекции, семинары, практикумы на развитие «Я».

Перед началом систематической работы целесообразно определить уровень детей в плане представлений их о себе. С этой целью использовать методы и методики диагностики, опираться критерии и уровни, направленные на изучение «Я».

Программа самопознания для дошкольника предусматривает развитие «Я-действующего» и «Я-рефлексивного», так как именно они отвечают за накопление и преобразование личностного опыта, складывающегося в процессе выбора решения человековедческих задач в жизненном и игровом пространствах.

Обогащать и преобразовывать свой личностный опыт дети начинают при познании себя на специальных, интегрированных занятиях, играх «Мое имя», «Моя внешность», «Моя семья», «Мое генеалогическое древо», «Мои органы чувств», «Мои чувства и настроения», «Мое тело», «Я живой», «Я человек», «Я самый-самый», «Мой портрет», «Темперамент», «Черты характера», «Мои мысли, желания и возможности», «Моя сказка», «Сегодня, вчера и завтра» и др. Задания на эмпатию, саморегуляцию являются прекрасным материалом для самопонимания себя, самосозидания.

Наиболее успешно дошкольник осваивает физическое «Я». В связи с освоением физического пространства ребенок старшего дошкольного возраста готов перейти к освоению другого, более сложного пространства — пространства своего внутреннего мира, которое связано с мыслями, желаниями, чувствами, достижениями ребенка и обусловлено личностным опытом.

Одним из средств формирования «Я» выступает игра. Игра представляет унитарные возможности формирования «Я» ребенка раннего и дошкольного возраста. Она позволяет формировать новые линии «Я», повышать самооценку, осознавать приводимый в движение личностный багаж, рефлексировать, анализировать и оценивать его, делать выводы, прогнозировать его применение в дальнейшем. В игре ребенок учится сопоставлять опыт ретроспективный и опыт сегодняшнего дня, опыт взаимодействия и опыт рефлексивного поведения. Опосредствованное опытом «ролевой игры» отношение к себе способствует формированию у ребенка сознательных целей: запомнить ролевые действия, фиксировать содержание игры, контролировать себя со стороны. Нами успешно применялись и апробировались многочисленные дидактические игры на формирование «Я», а именно «Прекрасный сад», «Волшебный стул»,  «Добрые художники», «Волшебные руки», «Комплименты» и пр.. Они позволяют формировать определенные линии «Я» («Я умею», «Я знаю», «Я мечтаю», «Я — товарищ», «Я и мои вещи» и др.), форматировать позитивную Я-концепцию личности ребенка, позитивную самооценку себя, самопринятие. При создании условий для развития игровой практики у детей целесообразно влиять не только на отражение ими явлений окружающего социума, но и на познание собственного внутреннего мира. Сюда мы относим игры, цель которых состоит в преобразовании личностного опыта и обогащении внутреннего мира ребенка: «Тайна имени», «Талисман», «Туннель в страну имен». Кроме того, предлагаемые игры позволяют содействовать развитию силы духа, чувства сострадания, качеств жизнерадостности, навыков творческого поведения. Сюда мы относим игры в воображаемую ситуацию «Как будто… » (ситуаций может быть много), «Складываем все в кучу», «Ищем новое в облике, поведении сверстника», «Сумасшедший день», «Сумасшедший художник», «Предмет любви» и др.

Как один из результатов исследовательской работы широко используется самопрезентация, формы которой разные: персональные выставки различных продуктивных детских работ, детские проекты на тему «Мои достижения», «Дни персональных посвящений конкретным детям», «бенефисы», ситуации поздравления детей с конкретными достижениями, микропьесы для домашнего и дидактического театров, сценки, предусматривающие выбор детьми нравственного и правового способа решения, «портфель достижений ребенка», творческие проекты идр.

Обогащая Я-процессуальное на основе преобразования личностного опыта, мы более успешно влияем на Я-структурное, определенные линии «образа Я». Развитие «Я» значительно выигрывает, если ребенок учится преобразовывать свой личностный опыт посредством тех умений, которые позволяют использовать его осознанно, как строительный материал образа себя и Я-концепции. Мы отмечаем достаточно яркое появление элементов анализирующего восприятия личностного опыта, самообращений, элементов самопрогнозирования и планирование будущего (выделяются мечты, новые потребности), осознанность себя и своих достижений в дошкольном возрасте и др. У детей активно развивается «Я» действующее, формируется «Я-усилия» личности ребенка, направленные на преобразование внутреннего опыта. Все это является базой для дальнейшего развития Я-концепции.

Развитие и наполнение образа «Я», аффективное самовосприятие происходит по мере постепенной социализации ребенка-дошкольника. При этом аффективное начало не вытесняется в процессе социализации, а качественно преобразуется, дифференцируется, вступает в новые отношения с интеллектом, так как ребенок научается делать выводы, умозаключения из «прожитого», а значит, прочувствованного личностного опыта. Из этого следует, что процессуальное «Я» посредством переработки различных связей и отношений способствует изменению линий образа «Я», наполнению их обновленным содержанием.

Трансформация личностного опыта на основе обогащения и изменения линий «образа Я» дошкольника выступает как результат и условие успешности работы. По мере формирования «Я» ребенка отмечается динамика в следующем направлении: от самоописаний дошкольников, связанных с физическими характеристиками, процессуальными действиями, навыками и умениями к самоописаниям, связанным с личностными качествами и чертами характера. Если вначале дошкольники чаще описывают внешние ситуативные характеристики (физические атрибуты, вещи, предпочтения), то при соответствующих условиях, они делают акценты на личностных чертах, проявляют способность описывать себя с позиции сравнения себя прежнего и реального, ссылаться на личностный опыт, даваемые ими характеристики себя отражают психологический и обобщенный взгляд на себя.

Компетентный педагог сможет помочь ребенку принять себя таким, каким он есть сегодня, научить сопоставлять наличное представление о себе с желаемым, прогнозируемым, представления «зеркального-Я» с актуальным (реальным) «Я»; адекватно оценивать себя и свои возросшие возможности.

В то же время, созревающее «Я» влияет на характер личностного опыта.

Таким образом, «Я» следует рассматривать как трансформ, «Я» представляет собой центр личности, вершину самосознания, имеет свою структуру, а личностный опыт является своего рода инструментом формирования «Я», выступает важнейшим условием.

Список используемых источников

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.

2.Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Книга для учителя: Пер. с чешек. -М.: Просвещение, 1991.

3. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М.: «Академия», 2003.

4. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002. Косолапова П. Г. Становление и формирование «Я» дошкольника на основе преобразования личностного опыта: материалы психолого-педагогического сопровождения. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.

5. Косолапова N. Т. Формирование Я-концепции дошкольника на основе преобразования личностного опыта / Н. Г. Косолапова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006.

Источник