Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности thumbnail

Ирина Николаевна Лобыкина
Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка

Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая развивающая среда предполагает одно из условий формирования личности ребёнка.

Мышление дошкольника проявляется в наглядно – действенной форме как умение восстанавливать ранее воспринятые связи, но в конкретной наглядной ситуации. В дошкольном возрасте «всё сознание работает на пользу восприятия». Следовательно, для обеспечения гармоничного развития ребёнка нам прежде всего необходимо создать благоприятные условия для развития личности ребёнка. А благоприятными, я считаю, они будут в том случае, когда мы будем организовывать эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящее в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого. Тогда основной принцип обогащения развивающей среды я бы обозначить так:

Что вижу, с чего действую, то и познаю!

Главным условием при создании развивающей среды я считаю педагогическую поддержку различных видов детской деятельности.

Основная задача формирования личности ребёнка – передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощённого в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.

Для развития конструктивной деятельности наша группа оснащена конструктором «ЛЕГО» постройки, объединённые одной темой, служат прекрасной средой для режиссёрских игр детей. Замечательно то, что в создании новых сюжетов участвуют сами дети. Так же дети активно используют имеющиеся предметы-заместители и сюжетные игрушки.

В специально оборудованных зонах ребёнок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Разнообразные изобразительные материалы предлагаются детям для воплощения творческих замыслов.

Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает созданный в нашей группе уголок русского быта. Здесь собраны предметы старинной утвари, одежды, образцов декоративно-прикладного искусства. Всё это дети могут увидеть и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.

В формировании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости нам помогают книги. Дети могут взять понравившуюся книгу, рассмотреть её, прочитать вместе с воспитателем.

Отдельно отведён уголок для театрализованной деятельности. Здесь находятся куклы, атрибуты пальчикового, теневого, настольного театра. Ребёнок может изобразить героя и сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства.

С большим вниманием мы относимся к созданию условий для самостоятельной детской деятельности. Детям предоставляем возможность использовать по своему усмотрению различные предметы, материалы и оборудование, обеспечиваем их выбор и доступность. В групповой комнате дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, разыгрывать сценки.

Особенно важной для нас является поддержка детских творческих игр. Мы внимательно изучаем игровые предпочтения детей, их интересы и взаимоотношения друг с другом. Предлагаем заскучавшему ребёнку интересную игру, помогаем ему обрести партнёров, подобрать игрушки или их заместители.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребностей детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру, полученную на занятиях.

Наша задача предложить необходимый развивающийся материал, помочь раскрыть его возможности – показать, как можно использовать его в игре.

В каждом виде детской деятельности есть некоторые ключевые точки её усложнения. Как правило, они связаны с освоением детьми нового типа предметов, который поддерживает новые, более сложные способы деятельности. Такие предметы в определённом смысле универсальны; они таят в себе множество возможностей их использовать и как бы традиционно входят в жизнь ребёнка.

Говоря о развивающем значении простых вещей, не мешает вспомнить Фридриха Фребеля с его «дарами»; ведь они не случайно остались в педагогике как «след» его системы. Конечно, в соответствии с современными научными знаниями, таких значимых для развития дошкольника предметов мы в настоящее время найдём побольше.

Можно привести примеры предметов,ключевых для разных видов детской деятельности:

Куклы и игровой макет – для игровой;

Пирамидка и мозаика – для познавательно-исследовательской;

Пластилин и конструктор – для продуктивной;

Мяч и скакалка – для двигательной деятельности и т. п.

Определив для каждого вида деятельности небольшой круг ключевых ситуаций, в которых мы будем вовлекать детей, открывая для них развивающие возможности этих предметов.

Конкретная форма ключевых ситуаций зависит от специфики каждого вида деятельности.

Например, это может быть непосредственное вовлечение детей в совместную деятельность с педагогом (в сюжетную игру, рисование, конструирование, обсуждение с детьми продуктивной детской деятельности и т. п.

Читайте также:  Все о развитии ребенка в семь месяцев

Характерной чертой этих ключевых ситуаций должна быть их камерность – расчёт на очень небольшую подгруппу детей, чтобы голос каждого мог быть услышан.

Ещё одна характерная черта – лаконичность ключевых ситуаций.Следует придерживаться принципа: одна ключевая ситуация – один предмет, чтобы дети могли

«почувствовать» его. Чрезмерная перегруженность ситуации информацией может привести к распылению внимания и к нулевому эффекту.

Выделив и описав такие ситуации, мы дали бы хорошую подсказку воспитателям для налаживания взаимоотношений с детьми.

Как показывают материалы мониторинга развития наших воспитанников, созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень его познавательного, социального, эстетического развития.

Источник

Александра Веселова
Виды детской деятельности

Виды детской деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Поэтому главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

.На первом месте стоит – игровая деятельность, так как она обусловлена самой природой человека. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей разных поколений.

Игровой вид детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

Познавательно-исследовательская организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача – формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, и способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Двигательная деятельность организуется при проведении физических занятий, при проведении режимных моментов, в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Самообслуживание и элементы бытового труда. Данный вид деятельности включает в себя: самообслуживание, бытовой труд в помещении, бытовой труд на улице.

Изобразительная деятельность направлена на формирование эстетической стороны окружающей действительности. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Музыкальная деятельность направлена на развитие способности эмоционально воспринимать музыку.Направления работы: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах.

Восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.Реализуется через: чтение книг, обсуждения прочитанного, разучивание стихов, ситуативный разговор. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

В процессе своей деятельности ребенок сталкивается с трудностями, когда у него возникает затруднение, он обращается к взрослым, его окружающим. Схема развития любого вида деятельности такова:

1. Самостоятельная деятельность ребенка

2. Затруднение

3. Совместная деятельность со взрослыми и со сверстниками

4. Совместная деятельность со сверстниками

5. Самодеятельность

Важным показателем развития ребенка- является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Помогают ребенку на этом этапе воспитатели дошкольного образования, которые в свою очередь должны уметь организовывать ведущие виды детской деятельности, а также организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

Источник

Елена Улевич
Виды детской деятельности по ФГОС

Виды детской деятельности по ФГОС.

Воспитатель 1 КК Улевич Е. В.

Деятельность определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов еёразвития:

1. Самостоятельная деятельность.

2. Затруднение.

3. Совместная деятельность со взрослыми (вместе, а потом рядом) и со сверстниками.

4. Совместная деятельность со сверстниками.

5. Самодеятельность

Каждому педагогу приходиться по нескольку раз в день настраивать ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности. При этом он использует весь багаж методических приёмов. Всёзависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приём.

Читайте также:  Развитие слуха ребенка по месяцам

Главной задачей дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5 образовательных областей ФГОС, реализуются через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

ФГОС выделяет 9 видов деятельности:

1. Игровая деятельность — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции.

Виды детской деятельности по ФГОСОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

2. Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата.

Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельностиОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

3. Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельностиОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельностиОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

4. Восприятие художественной литературы — форма активности ребенка, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

5. Самообслуживание – форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть.

6. Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

7. Изобразительная деятельность — форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельностиОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельностиОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

8. Музыкальная деятельность — это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции слушателя, исполнителя, сочинителя.

Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельностиОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

9. Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.

Обогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельностиОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельностиОбогащенное развитие ребенка в одном из видов детской деятельности

Источник

Наталья Панкратова
Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации

«Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации»

Панкратова Н. А., старший воспитатель,

МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г. Магнитогорска,

Айтуганова Ольга Николаевна, воспитатель,

МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г. Магнитогорска

Дошкольное детство – это этап перестроения психической особенности ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этого перестроения заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения ребенка. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенка дошкольноговозраста важные качества личности: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.

В продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе непосредственно образовательной деятельности у детей дошкольного возраста повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным.

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок из природного и бросового материала.

Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и представлениями.

В дошкольном образовательном учреждении применяют предметное, сюжетное, декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка дошкольника. Поэтому, взрослый должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения,в том числе нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой; тиснение, набрызг, отпечатки листьев.

Читайте также:  Витамины для развития мозга ребенка 3 года

Важно поддерживать интерес детей дошкольного возраста к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель.

Лепка из пластилина, глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В дошкольном образовательномучреждении применяют три вида лепки:

1. предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет);

2. сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы,

3. декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями).

Аппликация позволяет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, береста, соломка).

Конструирование целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют 3 типа конструктивной деятельности ребенка: по образцу, по условиям и по замыслу. Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также, конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры головоломки.

Большую популярность в работе с современными дошкольниками приобретает LEGO конструирование, робототехника.

Художественный (ручной) труд вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги, картона выполняют работы по типу оригами; атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков.

Дети дошкольного возраста учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество. Овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе.

В образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно.

Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.

Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Список литературы

1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2012.144с.

2. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М.: Просвещение, 2012.187с.

3. Протодьяконова Н. В., Куликовская Н. Э. Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. 2015. №3. С. 844846.

4. Халезова Н. Б. и др.Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. 2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2012.88с.

Источник