Обогащенное развитие ребенка дошкольного возраста в игре
Ольга Морозова
Обогащение содержания ролевой игры старших дошкольников (из опыта работы)
Игра занимает важное, можно сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра – это стремление к самореализации, самовыражению.
Игра естественный для ребёнка вид деятельности. Она позволяет выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.
В старшем дошкольном возрасте замыслы детей заметно отличаются от игровых замыслов детей среднего дошкольного возраста: новизной, оригинальностью. Появляются героические, фантастические, романтические сюжеты – это игры в воинов, принцесс, водолазов, индейцев, драконов, волшебниц. Бытовые сюжеты остаются, но они приобретают несколько иной характер.
Мы, к сожалению, в настоящее время часто сталкиваемся с тем, что игры детей распадаются, едва начавшись, либо переходят на накатанные рельсы более простого сюжета, они не способны развернуть сюжет, вдохнуть в него свою душу. Они могут днями, даже неделями играть в один и тоже сюжет, причём каждый раз сначала. При разыгрывании сюжета игровые действия «шаблонизируются»; самостоятельная игра детей не поднимается на новый уровень. При этом способности ребёнка резко снижаются. Возникает проблема – не достаточно богат сюжет в игре, т. е. однообразие сюжета. В связи с этим необходимо обогащать сюжетно-ролевую игру через разные формы работы.
В нашей группе ребята любят играть в моряков, отправляться в путешествия к необитаемым островам, в морские круизы по разным странам.
Для того, чтобы сюжеты игр были разнообразны и богаты по содержанию мы проводим работу по развитию необходимых, для обогащения содержания игры представлений и знаний.
Довольно распространенный способ обогащения и стимулирования игры – это предварительное и последующее чтение книг под тему игры. Надо подобрать такую худ. литературу, где чётко описываются различные события и взаимоотношения действующих лиц, которые бы легко и интересно воспроизводить в игре.
Мы познакомили детей с произведениями Б. Житкова «На льдине», С. Сахарова «Два радиста», «самый лучший пароход», «Как достали якорь», «По морям вокруг Земли». Прочитали рассказы Акушина «Батискаф», Коржикова «Родной человек». Очень интересная и поучительная книга Георгия Амонина «Спутник юнги», из которой дети узнали; кто такой юнга, боцман, сигнальщик, рулевой, командир корабля; что входит в их обязанности; какие команды они отдают, за что отвечают на корабле.
После чтения рассказов мы проводим беседы о прочитанном, о том, что они знают из телепередач, кинофильмов. Во время бесед ребята охотно делятся впечатлениями от семейных поездок на дачу, на Юг к морю, на отдых в резные страны.
Организуем встречи с интересными людьми. Для лучшего, более эмоционального восприятия детьми содержания рассказов, для понимания основного смысла бесед мы используем фотографии, иллюстрации из книг.
В результате такой работы перед детьми оживают образы и события, возникает то эмоциональное настроение, которое необходимо для реализации в играх, у ребят появляется желание действовать самим.
Следующая форма работы по обогащению содержания детской игры состоит в том, что я рассказываю детям, как я и мои друзья играли в детстве. Такие рассказы помогают решить одновременно две задачи – обогащение содержания детских игр и знакомство детей с основными моментами организации совместных игр. Начинаются данные рассказы с того, что дети, которые решили играть вместе (т. е. я и мои друзья) договариваются, во что можно интересно играть. Затем рассказываю, как мы распределяли роли, как при помощи «маленьких хитростей» мы решали конфликты и споры по поводу главных ролей (принимали роль по очереди, выбирали того, кто хорошо знает эту игру, если капитанами хотели быть двое – отправлялись в плавание на двух кораблях). Далее говорю, что мы определяли, кто и что будет делать в игре, как мы создавали игровую обстановку. После этого достаточно подробно рассказываю о содержании нашей игры, о том какие мы придумывали в игре приключения, случаи, события, раскрываю содержание ролевого взаимодействия и диалогов. Затем как мы заканчивали игру.
Дети не только с большим вниманием слушают мои рассказы, но и сами охотно рассказывают о своих играх дома, о том, как играли их родители, бабушки и дедушки.
Ещё одна эффективная форма работы, которая способствует тому, чтобы дети сами придумывали новые события – это создание тематических книг, в которых совместно с детьми мы рисовали сюжеты,достаточно выразительно отражающие разнообразные приключения и события: на море, в космосе, в семье, замке, на необитаемом острове. Затем предложила детям рассмотреть картинки и придумать маленькие истории к тем, которые больше всего понравились. Рассказы записывали сразу. Условно этот набор книжек можно назвать «Библиотечка для игры», которую мы периодически пополняем.
Эта работа хороша тем, что ребёнок получает возможность наполнить интересующую его игру многообразием событий и соответственно поиском выходов из создавшихся ситуаций.
Часто в игре дети не могут действовать согласованно, не прислушиваются к мнению партнеров, т. е. ребёнок не умеет комбинировать предложенные им и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Эффективным средством формирования этих сложных умений у детей является совместная игра взрослого с детьми – совместное сюжетосложение, а именно «игры-придумывания», протекающие в чисто словесном плане.
Игра-придумывание начинается с частичного изменения – «расшатывания» сюжета известной детям волшебной сказки, постепенно переходим к более сложному преобразованию знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию новых историй на основе реалистических событий. В процессе «игры-придумывания» я стараюсь ориентировать детей на слушание друг друга и продолжение рассказа партнёра.
В нашей группе дети ещё недостаточно владеют механизмами организации совместной игры. Им сложно согласовать многообразие связи разных ролей.Например: отправляясь в морское путешествие к необитаемому острову, дети вводят в игру роли радиста, боцмана, кока, штурмана и т. д. ; не в полнее понимают, что делает каждый из них. Для преодоления подобных трудностей мы используем такой методический приём, как скрытое руководство игрой, т. е. я не участвую в непосредственном процессе игры, в любой момент включаюсь в неё на некоторое время в роли диспетчера. Я, вначале игры,как диспетчер спрашиваю капитана: «Капитан ваша команда готова к отплытию? Назовите кто ещё кроме капитана, входит в вашу команду?» Таким образом, я получаю представление о принятых ролях. Чтобы выяснить насколько правильно дети понимают их связь между собой,я задаю примерно такие вопросы: «Капитан, кто уже доложил вам о готовности к отплытию?» (радист, боцман, штурман) Дайте боцману команду проверить готовность матросов». Находясь в роли диспетчера, я могу «выходить на связь» с любой ролью, начиная с главной роли капитана и заканчивая матросами, выстраивая и задавая систему ролевых взаимоотношений.
В роли диспетчера или волшебницы я могу дать толчок или подсказать дальнейшее развитие событий в сюжете игры (стадо китов, пробоина в борту корабля, надвигающийся шторм, айсберг, у пассажиров началась морская болезнь). Стараюсь подбирать такие события для игры, чтобы все участники игры независимо от роли были заняты делом. Таким образом, скрытое руководство игрой позволяет влиять на процесс игры, оставаясь за её пределами.
Немало важную роль в обогащении сюжетно-ролевой игры имеет создание предметно-игровой среды. Дети старшего дошкольного возраста многое могут и хотят сделать сами, им нужно лишь немного помочь и предложить необходимые материалы. Они уже менее зависимы при разворачивании своей игры от предметного окружения, тем не менее, предметы по-прежнему необходимы, т. к. они обслуживают задуманную детьми игру.
Игровые интересы мальчиков и девочек заметно дифференцируются. Мир девочек – это мир в доме, а мир мальчиков – мир за стенами дома.
В нашей группе каждая девочка имеет индивидуальную мини-комнату с набором мебели. Они по собственному желанию меняют интерьер комнаты, пополняют их различными бытовыми аксессуарами. Для игры девочки с удовольствием используют наборы бумажных кукол с разнообразной одеждой.
Для моделирования мы создали: планшеты – магазин, квартира, парк; макеты – сказочный дворец, замок, мини-крепость; напольное панно «Дорожное движение» с набором домов разной конструкции, дорожных знаков, автосервиса.
Для реализации своих фантастических замыслов дети активно используют панно для режиссерских игр: «Космос», «Подводный мир», «Необитаемый остров». К этим играм мы подобрали характерные атрибуты, мелкие игрушки.
Систематически пополняется атрибутика к таким сюжетно-ролевым играм, как «Больница», «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Моряки», «Космонавты» часть которой является результатом художественно- продуктивной деятельности детей.
Все дети любят наряжаться, поэтому мы оформили костюмерную,где собрали целую коллекцию разных вещей: платья, юбки, жилетки, шляпы, короны, различные накидки. Они в одно мгновение могут превратить мальчика в мушкетёра, а девочку в принцессу. Наряды помогают детям не только вжиться в собственную роль, но и воссоздать в представлении целую ситуацию, они необходимы для перевоплощения.
В нашей группе развивающая среда строится с учётом интересов и желаний детей.
Все вышеперечисленные формы работы способствуют обогащению сюжетно-ролевой игры. Дети приобретают умения совместно разворачивать новые сюжеты. Придавать самостоятельной игре, на любую тему, более творческий и согласованный характер.
Несмотря на то, что мы в своей группе используем все формы работы с детьми, у нас существуют проблемы – ребята всё реже и реже хотят играть в те игры, которые предлагает программа «Радуга». Причина возникновения этой проблемы в том, что дети стали играть в компьютерные игры, смотрят видеофильмы, современные иностранные мультсериалы и поэтому, гораздо чаще разворачивают сюжеты по ним.
В этой ситуации мы воспитатели затрудняемся ввести какой-либо сюжет в игру, т. к. недостаточно знакомы с большим количеством мультфильмов, с их фантастическими героями.
Однако, начатую работу по обогащению сюжетно-ролевой игры необходимо продолжать, расширять и пополнять не только знания детей, но и знания воспитателей.
Источник
Ольга Шикина
Обогащение игрового опыта детей через подбор игр и игрушек
«Обогащение игрового опыта детей через подбор игр и игрушек»
Слайд 2: Эта тема актуальна тем, что игра является – одной из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Для детей младшего возраста ведущей является предметная деятельность. Преобладающим способом решения игровых задач в этом возрасте является игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации. Не изобилие игрушек решает вопрос о возможности развития полноценной содержательной игры, а в первую очередь то, в какой связи с детским опытом, с впечатлениями от окружающей жизни игрушка дана ребенку.Слайд 3: Наблюдения за игровыми действиями детейв младшем возрасте позволили сделать следующие выводы:
• дети играют сами по себе;
• не знают, как играть с понравившейся игрушкой;
• дети не умеют слушать взрослого и адекватно реагировать на просьбу взрослого;
• не хотят и не умеют делиться игрушками;
• многие родители не принимают участия в играх детей дома.
Слайд 4:В связи с этим была поставлена цель:
Формирование игровых умений и действий с игрушками у детей
младшего дошкольного возраста.
Слайд 5:Поставлены задачи:
1. Создать условия для возникновения сюжетно-отобразительной игры.
2. Учить детей действовать с предметами и игрушками, объединять их несложным сюжетом.
3. Учить понимать и принимать игровые задачи, поставленные взрослыми.
4. Выполнять в игре 2 – 3 последовательных эпизода.
5. Обогащение игрового опыта детей для последующего возникновения сюжетно-ролевой игры.
6. Развивать умения детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации.
7. Положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.
Слайд 6:
Решив поставленные задачи мы ожидаем следующие результаты:
• Дети будут уметь использовать игрушку по назначению
• Дети смогут переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации
• Смогут осуществлять элементарные взаимодействия между собой на доступном им уровне
• Дополняют игровую обстановку недостающими предметами и игрушками
• Формирование условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами (предметы-заместители)
Слайд 7: Направления работы
1. Создание предметно – развивающей среды
2. Совместная с детьми деятельность (НОД, режимные моменты, игровая деятельность детей, индивидуальная работа)
3. Самостоятельная деятельность детей (дидактические игры детей, игры рядом)
4. Работа с родителями
Слайд 8: Используемая литература
Слайд 9: Этапы работы – подготовительный в котором участвовали воспитатели и родители они организовали предметно игровую среду. Купили
Модульнуяю детскую мебель: кухонный гарнитур, кукольный игровой столик.
Муляжи овощей, фруктов, фигурки животных, людей и др.
Набор игрушек для мальчиков (машины, конструктор, строительный материал и др.)
Набор игрушек для девочек (куклы, посуда, коляски, кроватка и т. д.)
Слайд 10: Игровое пространство группы
Слайд 11: 2 этап – Воспитатели и дети – обогащение опыта детей.
НОД: «Дом для матрешки», «Угостим куклу чаем», «Строим мебель для игрушек», «Скамеечки для игрушек», «Испечем оладушки» (лепка, «Покатаем кукол» и др.
Режимные моменты,Утренний и вечерний отрезок времени Дидактические игры:«Уложим Машу спать», «Искупаем Катю», «Заборчик для петушка», «Мишка с зайкой танцуют»,«Покатаем Мишку», «Перевезем урожай»и др.
Умывание, одевание, раздевание, прием пищи.
Прогулка: Игры с песком («Испечем пирожки», водой («Теплая-холодная вода», снегом («Покатаем Степашку на санках»)
Слайд 14: 3 этап – Воспитатели + родители + дети (завершающий)
Консультации для родителей:
• Особенности развития эмоциональной сферы
• Особенности предметно-отобразительной игры
• История возникновения игрушки
Родительское собрание:
круглый стол «Игрушка в жизни дошкольников»
Слайд 15:К родительскому собранию был проведен конкурс : «Игрушки, своими руками»;
Выставка этих игрушек: Куклы из ниток, кот, гусеница, кораблик, котенок, курица с яичком, игрушка-шумелка (домик, Цыпленок и др.
Слайд 16: 4 этап. Дети (самостоятельная игровая деятельность детей)
Слайд 17: Игры с машинами, строительным материалом
Слайд 18: Результаты работы с детьми в первой младшей группе
• Может играть рядом, не мешать другим детям; подражать действиям сверстника и взрослого
• Использует игрушку по назначению, осуществляет перенос действий с объекта на объект,
• Использует предметы заместители
• Общается в диалоге с воспитателем, в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью
• Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым, делится игрушками
• Родители активно включились в игровую деятельность с детьми
Слайд 19: Заключение
От своевременного обогащения опыта детей, умение действовать с игрушкой, от правильного руководства игрой зависит успех в выполнении детьми игровых действий, умение жить в едином детском коллективе.
Слайд 20: Используемая литература
Слайд 21: Спасибо за внимание.
Источник
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [3, с.11].
Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие речи у детей является одной из главных задач дошкольного учреждения, так как насыщенный словарный запас обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Цель: обогащение словаря через дидактические игры и лексические упражнения.
Задачи:
формировать умение у детей излагать свои мысли связно, последовательно;
развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
пополнять словарный запас детей за счет дидактических игр и лексических упражнений;
обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями.
Предполагаемый результат: в процессе дидактических игр и лексических упражнений у детей обогащается словарный запас.
Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных, существительных в роде, падеже; способных обогатить словарь через расширение представлений о людях, предметах, объектах природы, о свойствах природы и качествах объектов, предметов и материалов; способных развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения; способных развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников [2, с. 77].
С учетом ФГОС ДО к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игровой, считаем применение дидактических игр и лексических упражнений наиболее эффективным методом формирования словаря дошкольников.
Практический материал подбирали в соответствии с лексическими темами.
Игры по формированию словаря дошкольников проводили в подгрупповой и индивидуальной форме, и в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Дидактический материал, подбирали для игр эстетически оформленный, предметы и вопросы – ясны и понятны детям. При организации игр избегали излишнего дидактизма, сохраняли живость игр.
Лексические упражнения, способствующие обогащению речи детей, можно разделить на следующие виды
Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов | Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и его часть (деталь)» | Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением. |
Примеры игр | ||
«Укажи предмет» Нужно, чтобы ребенок указал называемый воспитателем предмет. | «Назови целое» Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей). | «Уточни слово» Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения. От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым. |
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида
Игры с предметами (игрушками, природным материалом) | Настольно-печатные | Словесные игры |
Примеры игр | ||
«Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». | «Отгадай, какую картинку спрятали», лото «Ассоциации», «Признаки», «Кто в домике живет?», «Глаголы в картинках» | «Отгадай по описанию», «Опиши предмет», «Чем похожи, чем отличается?» |
Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Для этого мы использовали различные приемы: загадки, считалочки, сюрпризы, интригующие вопросы, сговор на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. При организации игр мы, обучая детей, сохраняли вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинали понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.
Мы с самого начала и до конца игры активно вмешивались в ее ход: отмечали удачные решения, находки ребят, поддерживали шутки, подбадривали застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах.
Таким образом, у детей накопился значительный объем словарного запаса, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.), а наша цель достигнута. В настоящее время продолжаем вести работу в данном направлении, ищем новые интересные методы и формы работы.
Список литературы:
1.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2002.
2.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
3.Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17
4.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 2001. – 10 с.
5.Учебно-методическое пособие / Сомкова О. Н.; ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 160 с. (Методический комплект программы «Детство».)
6.Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2000. — 176 с.
Источник