Обогащение словарного запаса ребенка с нарушением развития речи
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ C ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком. Иначе обстоит дело при отклонении от нормы при усвоении словарного запаса.
Однако важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Если до школы не исправить наметившееся отставание в речевом развитии ребенка, то будут серьезные проблемы при обучении.
Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:
1) развивать понимание обобщающего смысла слова, 2) развивать понимание отношений «целое и его часть», 3) развивать понимание отвлеченного смысла слова, 4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем), 5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов, 6) развивать стилистическое чутье, 7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Основные направления работы:
Обогащение словаря именами существительными:
Дети должны уметь назвать группу предметов одним обобщающим словом: «Тарелка, вилка, нож, стакан – это посуда. Пила, топор, молоток, дрель- это инструменты. » и т.д.
Далее необходимо научить ребенка называть детенышей диких и домашних животных и птиц : « У курицы – цыпленок, у овцы- ягненок, у вороны- вороненок, у ежа- ежонок и т.д.»
Ваш малыш должен овладеть и правилами образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «Стол- столик, шапка- шапочка, жук- жучок, башня башенка, круг-кружок и т.д.»
Обогащение словаря глаголами:
Умение называть способы передвижения разных животных : «Птицы, мухи, комары летают. Рыбы, утки, киты плавают. Змеи, черви, гусеницы ползают. Лягушки, зайцы прыгают.».
Ребенок должен уметь назвать действия, которые совершает тот или иной предмет: «Собака стоит, лежит, спит, лает, ест, играет и т.д.».
Трудности вызывает и называние голоса животных и птиц: «Тигр рычит, змея шипит, собака лает, лошадь ржет и т.д.» Для закрепления материала ребенка надо спрашивать: «Кто рычит? Кто кукует? Что делает собака? А волк?».
Необходимо научить малыша образовывать глаголы при помощи приставок: входит, выходит, заходит, подходит, обходит, переходит и т.д.
Обогащение словаря именами прилагательными:
Ребёнок должен уметь назвать вкус продукта: « Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый…» и ответить на вопросы: «Что бывает кислое? Соленое? и т.д.».
Знание цветов и оттенков закрепляется вопросами: «Какого цвета небо? – Небо синее.».
В речь ребенка необходимо вводить прилагательные-антонимы («скажи наоборот»): «Дерево высокое, а куст низкий. Рекаширокая, а ручей узкий. Береза белая, а черника черная.».
Есть имена прилагательные, которые образуются от имен существительных. Их то-же надо вводить в речь дошкольника. «Этот стакан сделан из стекла. Значит, он какой? Стеклянный.».
Для обучения образованию притяжательных имен прилагательных можно поиграть в игру « Чей? Чья? Чьё?»: « У оленя голова чья? Оленья. У белки хвост чей? Беличий. У зайца уши чьи? Заячьи.»
Обогащение словаря наречиями:
Можно проводить путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т.д.
Формирование лексики проводится по следующим направлениям.
– расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
– уточнение значений слов;
– работа над словом, как структурной единицей языка и речи;
– организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда );
– активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, ниже рассмотрим задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Игры и задания для развития лексики.
1.Развитие ассоциаций.
Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое вспомнит (пришло в голову)
Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.
Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два. Летящий.
Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?»
2. Классификация предметов по картинкам.
Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы (критерий классификации не называется).
Например:
Овощи и фрукты.
3. Игра «найди лишний предмет»
Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.
(Можно использовать картинки предложенные выше)
4. Игра «Назови лишнее слово»
– Среди имен существительных
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Волк, собака, рысь, лиса, заяц;
Лошадь, корова, олень, баран, свинья;
Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак;
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;
Зима, апрель, весна, осень, лето;
Мама, подруга, папа, сын, бабушка;
Море, озеро, река, мост, пруд;
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр;
Молоток, топор, ложка, пила, клещи;
Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
Дом, сарай, изба, хижина, здание;
– Среди имен прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зелёный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далёкий, прочный, надежный;
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;
– среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Ненавидеть, презирать, наказывать;
Приехал, прибыл, убежал, прискакал;
Пришел, явился, смотрел;
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
Налил, насорил, вылил;
Подбежал, вошел, подошел.
5. Объяснить, чем отличаются предметы ( с использованием картинок)
Например:
Чашка и стакан. Яблоко и груша. Помидор и тыква. Кофта и свитер. Стул и кресло. Грузовик и легковая машина. Самолет и птица. Береза и дуб.
6. Разложите картинки по сходству.
Раскладываем вертикальный ряд картинок:
Овца, дерево, корова, колос.
Даем ребенку (нескольким детям) картинки:
Свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф – к картинке «овца»
Стол, деревянные грабли, забор, стул – к картинке «дерево»
Молоко, масло, сыр, мороженное – к картинке «корова»
Хлеб, батон, бублик, рогалик – к картинке «колос».
Нужно разложить картинки к одной из 4х первых картинок и объяснить свой выбор.
7. Игра «Пара к паре» (подбор слов по аналогии)
Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).
Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).
Костюм – ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).
Стул – дерево, булка (стол, колос, нож).
Окно – дом, глаз (рот, очки, лицо).
Телефон – ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).
Шапка – голова, сапог (щётка, мальчик, нога).
Гвоздь – молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).
Курица – петух, кошка (котёнок, кот, молоко).
Чтение – буквы, счёт (задача, число, вопрос).
8«Назови только…»
Назови слова, которые обозначают домашних животных:
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Осёл, косуля, рысь, тигр.
Назови слова, которые обозначают овощи:
Лук, репа, подорожник, укроп.
Чеснок, редис, роза, брюква.
Смородина, кабачки, петушка, огурцы.
Послушай слова. Какие из них обозначают транспорт?
Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
9. Назови следующей слово (смысловые ряды).
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга – …
Птица – яйцо, растение – …
Хорошо – лучше, медленно – …
Огонь – пожар, вода – …
Зерно – амбар, деньги – …
Электричество – выключатель, вода -Одежда – голый, обувь – …
Школа – обучение, больница – …
Человек – ребенок, собака…
Пальто – пуговица, ботинок – …
Утро – ночь, зима – …
Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелёк (или банк), кран, босой, лечение, щенок, дом, шнурок, осень.
10. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка.
– для прикрепления бумаги к доске;
-сдать в металлолом;
– провести маленький круг;
– положить на стол и т.д.
Слова: гвоздь – …, ботинок- …, помидор- …, шнурок-…, одеяло- ….
11 Игра «Назови части»
Можно выполнять задание с опорой на картинку, позже – по представлению.
Показываем картинку (или предлагаем представить предмет) и назвать его частиНапример: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик – …, дом – …., дерево – …, часы – ….
12. Отгадай предмет по названию частей.
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (Грузовик)
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама стекло (окно).
13. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых нужно выбрать нужную. – Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами
Он на севере живет, вместо сена мох жует.
– Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы.
– Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
– Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
– Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
Все эти задания не только значительно обогатят словарный запас ребенка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к родному языку. Это поможет ребенку в школе и в дальнейшей жизни, такой многогранной и все более усложняющейся.
Желаю успехов!
Учитель-логопед:
Шульмина Екатерина Викторовна
Источник
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас.
Речь — величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир. Она помогает понять, сформировать взгляды, мысли и убеждения.
Для появления и становления речи человеку дается очень мало времени — это дошкольный и ранний возраст, так как именно в это время возникают благоприятные условия для развития речи.
Любая, даже маленькая задержка, нарушение в развитии ребенка находят свое отражение в поведении и деятельности ребенка.
В последние годы стремительно возросло количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями речи.
Причинами увеличения процента речевых нарушений является влияние таких факторов, как загрязнение экологии, возросший процент родовых травм, различные заболевания и патологии во время беременности матери и в первые годы после рождения, которые отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка, неблагоприятные социально — бытовые условия.
По мнению таких ученых как, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина нарушение речевой деятельности отрицательно влияет на все сферы личности дошкольника: затруднено развитие познавательной деятельности, снижается уровень запоминания, нарушаются все виды памяти, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, также играющая огромную роль в отношении общего психического развития [2].
Важное место в системе речевой работы занимает обогащение словарного запаса, его активизация и закрепление, ведь совершенствование речевого общения невозможно без обогащения словарного запаса ребенка. По мнению Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой, Г. Р. Шашкиной познавательное развитие, невозможно без усвоения новых слов [4].
Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет огромное значение для успешного обучения в школе, в связи с этим особое значение приобретает ранняя помощь специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка.
Однако вопрос обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи не освещен в полной мере.
Впервые понятие общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в исследованиях Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Оно может выражаться в различной степени: от развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития до полного отсутствия речи [1]. Согласно степени тяжести нарушения выделяют четыре уровня ОНР. У дошкольников с общим недоразвитием речи снижена память, словесно-логическое мышление, внимание; ограничена координация во всех видах моторики. Дети данной категории не способны самостоятельно выйти на онтогенетический путь развития речи, в связи с этим им необходима эффективная логопедическая помощь.
Коррекция речи трудоемкий и длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, необходимых для развития речи.
Такие ученые как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, указывают на то, что имея различную природу нарушений, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из главных признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда к 5 годам. При этом понимание речи относительно благополучно, хотя сама речь аграмматична и недостаточно оформлена [2].
По мнению Е. Черкасовой, вследствие задержанного формирования речи, нарушений звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с ОНР нарушается взаимодействие с окружающим миром. В основе этих расстройств лежит нарушение различения фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий [3].
Очень важно уделять внимание своевременному формированию словарного запаса, так как оно является важным условием полноценного, всестороннего развития ребенка, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии речевого общения и мышления, в организации и планировании деятельности ребенка, в формировании социальных навыков.
Для диагностики словарного запаса используются методы, используемые в отечественной логопедии, в адаптированном виде.
Словарный запас обследуется в игре, в связной речи, вне текста.
После изучения словарного запаса устанавливается уровень развития словаря дошкольника с общим недоразвитием речи. Исследование пассивного словарного запаса и актуализации лексического минимума указывает на ограниченный объем словаря детей с ОНР в сравнении с нормой. У детей наблюдается ограниченный словарный запас предметов действий и признаков, не связанных с их деятельностью.
Многие общеупотребительные слова отсутствуют в речи дошкольников с ОНР, так как дети имеют ограниченный запас представлений об окружающем мире, малой дифференциацией сходных объектов, недостаточной активизации словарного запаса в различных видах деятельности. Детьми допускаются ошибки при рассматривании и назывании картинок, опираясь на их внешнее сходство, на их сходство по назначению, ограниченно представлены в активном словарном запасе имена прилагательные и существительные. Дети употребляют не более одного синонима, ответы характеризуются однообразностью, типичностью. Дошкольники заменяют синонимы дополнениями или объяснениями.
Наличие ошибок в ответах дошкольников с общим недоразвитием речи объясняется ограниченным словарем, сложностями актуализации слова, понимания его значения, неумением выделять признаки в значении слова, неосознанностью поставленной перед ребенком задачей.
Для детей данной категории характерна шаблонность и стереотипность подбора слов, скудность информации, заложенная в высказываниях детей. Указанные особенности проявляются в различной мере и затрудняют полноценное общение. Логопедическая работа по обогащению словарного запаса включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словарном запасе и перенос их в активный, ознакомление с новыми словами.
Коррекционную работу можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Учитель-логопед должен быть осведомлен сведениями о жизни ребенка, его домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо определить интересы ребенка, его интересы, отношение к другим людям, к своему нарушению. Эти данные помогут педагогу наиболее эффективно построить коррекционно-педагогическую работу.
Приемы словарной работы, которые могут быть использованы учителем-логопедом на занятиях, можно выделить следующие:
1) Произносится название нового предмета, явления, уточняются его признаки, действия, и осуществляется его показ, который обязательно сопровождается объяснением, раскрывающим сущность предмета. Далее проводятся игры, упражнения, задания для закрепления и верного дальнейшего употребления в речи.
2) Разъясняется откуда и как произошло данное слово.
3) Вводится наиболее широкое значение известного слова.
4) Задаются различные вопросы, которые сначала носят характер подсказки, а потом стимулируют самостоятельные ответы. Вопросы должны быть краткими, точно сформулированными, доступными и понятными по содержанию для детей.
5) Составление предложений по опорным словам, картинкам, схемам.
Выделение этих направлений является условным, так как в процессе формирования лексики они переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
Формирование лексики у дошкольников с ОНР осуществляется по следующим направлениям:
– обогащение словаря синонимов;
– развитие атрибутивного словаря;
– обогащение словаря антонимов;
– развитие номинативного словаря;
– развитие словаря обобщающих слов;
– развитие предикативного словаря.
Работа по каждому из направлений осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарный запас, затем следует перенос и закрепление в активном словаре. Процесс усвоения различных способов словообразования производится параллельно.
Средства и методы обогащения словаря разнообразны, к ним относится: словесные игры, лексические упражнения, организация и проведение экскурсий, где ребенок обогащает свои знания об окружающем его мире, показ картин, беседы, наблюдения, показ и рассматривание игрушек, применение художественной литературы, устного народного творчества. Выбор методов и средств зависит от педагога и целей и задач которые он ставит перед собой на том или ином этапе логопедической работы. Правильное использование выше перечисленных методов и средств приводит к решению задач обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
На современном этапе проблема обогащения словарно запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной. Нарушенная речевая деятельность оказывает отрицательное воздействие на всестороннее развитие ребенка: появляются затруднения в развитии познавательной деятельности ребенка, проявляются нарушения во всех формах общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности.
Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, но употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают значительные трудности. Дошкольники с общим недоразвитием речи не знают многих действий предметов, оттенки цветов, испытывают затруднения при определении формы предметов. Словарный запас детей имеет мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы. Также необходимо отметить, что коррекционно-профилактическая работа должна производиться в условиях четко организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия, учитывая общие дидактические принципы: индивидуальный подход, наглядность доступность, постепенное усложнение заданий и речевого материала.
Литература:
- Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М: 1968.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология. 1985. № 4.
- Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР// Дошкольное воспитание.2006. № 11.
- Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. М:2003
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, словарный запас, дошкольный возраст, развитие, слово, игровая деятельность, логопедическая работа, межличностное взаимодействие, пассивный словарный запас.
Источник