Обогащение словаря ребенка по развитию речи
Обогащение словаря – необходимое условие для развития речи дошкольника
Специалисты постоянно подчеркивают, что развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас. Что нужно знать взрослым о правильном развитии словаря детей дошкольного возраста? Главное ‒ нужно познакомиться с особенностями и методикой формирования. Пусть родителей не пугает слово «методика», под ним подразумеваются условия, средства, приемы, которые помогают добиться необходимого результата.
Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи
Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.
Количественный рост
Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.
- Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
- На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
- В четыре года запас слов составляет 1900.
- К 5 годам ‒ 2000-2500.
- У семилетних детей в словаре до 4000 слов.
Усвоение значения слов
При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.
- Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
- Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
- Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.
Что надо знать об особенностях развития словаря в раннем детстве?
Как быстро развивается кроха в раннем возрасте, так же быстро растет его словарь. На каждом возрастном этапе этого периода происходит особое накопление слов.
- Так, у младенца на первом году жизни запас пополняется за счет речи окружающих его людей. Он слышит часто повторяющиеся слова, что влияет на пополнение пассивного словаря. Специалисты постоянно напоминают родителям, не надо думать, что грудничок ничего не понимает и пока развивать словарный запас ребенка нет необходимости. Напротив, идет интенсивное накопление пассивного словаря, поэтому надо общаться с ребенком, даже если просто проводятся гигиенические процедуры или кормление. Младенец уже в 2 месяца понимает интонацию слов взрослого.
- В раннем детстве пополнение словаря идет за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения: посуду, одежду, игрушки, мебель. В этом возрасте малыши очень чутко понимают природу и трепетно относятся к живому миру, поэтому для расширения словаря можно использовать названия животных, растений,
- , явлений природы, разных событий.
Взрослому нужно дать правильное и точное обозначение предметов и явлений, стараться исправлять ошибки в произношении ребенка, не переходя на язык малыша.
- В этом возрасте проявляется особенность дошколят ‒ словотворчество. Дети начинают придумывать собственные слова, выражения. Классик детской литературы К.Чуковский собрал целый сборник таких слов «От 2 до 5», где есть слова и выражения, сочиненные детишками двух-трехлетнего возраста, например, шишки-шишенята, мадонна с мадоненком, фантазительный рассказ, страшный спун (сон), сердитки (морщинки), баюльная песня.
Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?
В среднем и старшем возрасте дошколята становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка. Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей.
- Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки – добрый, смелый, а другой – злобный, неприветливый.
- В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе:
- , пространство, числительные, общественные события.
- Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.
Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?
Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника. Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен. Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:
Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка.
- Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
- Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.
Какие средства могут использовать родители?
Чтение и обсуждение прочитанного
Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что
играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?
Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:
- отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
- правильно расставлять ударения в словах;
- разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
- постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
- предложить ребенку выразить главную мысль текста;
- обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.
Действенным средством всегда были и остаются
, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.
Классические средства обогащения словаря
- разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
- просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
- вне программы дошкольного учреждения;
- семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).
Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.
Игры и упражнения для пополнения словарного запаса
Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:
Упражнения с мячом
- «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
- «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
- «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
- «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
- аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).
Словесные игры
Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические
«Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.
Настольно-печатные игры
Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие.
На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!
Источник
Полина Демкина
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.
Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить: его значение или заключённый смысл.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически. Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного, происходит как в процессе обучения, так и в играх, в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни.
Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятным новые для них слова, благодаря сочетанию слуховых и зрительных восприятий. Активизации словаря, особенно образного, содействуют показ кукольного и настольного театра, участие в праздничных утренниках, детских концертах, номерах художественной самодеятельности.
И так, словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи и пр.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Особенностью словаря дошкольника является то, что словарь детей дошкольного возраста значительно меньше по своему объёму по сравнению со словарём взрослых, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.
Через художественное слово – пословицы, поговорки, стихи, загадки, пестушки, рассказы, сказки, повести, баллады дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки. Обогащение пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения, бесед с взрослыми и сверстниками.
Следует приучать детей подчинять свои наблюдения определённой цели.
Репродукции картин русских и зарубежных художников – это важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании можно значительно обогатить словарь детей дошкольного возраста.
Для обогащения словаря большой эффект имеют просмотр кинофильмов, телефильмов, видеофильмов, диафильмов и диапозитивов для детей.
Новые слова, которые дети узнают в процессе наблюдений, экскурсий, после просмотра телевизионных передач закрепляются в сознании и памяти детей благодаря индивидуальным и групповым беседам, играм и другим видам детской деятельности.
Взрослому необходимо создавать такие речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определённое слово, словосочетание и предложение. Взрослому необходимо стремиться не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, те есть к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений.
Взрослым необходимо поощрять детей, когда они используют образные выражения, различные предложения, когда выражают своё отношение к различным событиям. Положительная оценка самостоятельного решения речевой задачи, даёт ребёнку уверенность в себе и в своих силах, что благоприятно влияет на его связную речь и особенно умственное развитие.
РЕКОМЕНДАЦИИ Е. И. ТИХЕЕВОЙ
К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕД С ДЕТЬМИ:
Не давать детям удаляться от главной темы
Неуклонно вести к конечным выводам.
Не прерывать детей без необходимости.
Относить замечания и поправки к концу.
Не требовать от детей полных ответов.
Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ, раз он лаконичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого.
Не злоупотреблять вопросами, обходиться без них, если можно достигнуть той же цели, путём краткого указания, напоминания.
Побуждать детей задавать вопросы.
Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
Вызывать соревнование и желание высказаться ясно и изыскано.
Родителям рекомендуется больше обращать внимание на развитие активности, самостоятельности их детей, задавать им больше вопросов и предлагать задания, которые ребёнок должен выполнить сам.
Источник
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
Речь – это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.
Старший дошкольный возраст– очень важный период в жизни ребенка. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так ребенок познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
• наблюдения (наблюдайте за сезонными изменениями, происходящими в природе; за животными; рассматривайте различные предметы и т. д.);
• рассматривания картин, картинок, игрушек;
• показа мультфильмов;
• чтения художественных произведений;
• разучивание стишков, потешек, скороговорок;
• играя в игры: речевые дидактические, словесно-логические упражнения (“Что бывает высоким?” – “Дом, дерево, человек. ” – “А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?” Или: “Что бывает широким?” – “Река, улица, лента. ” – “А что шире – ручеек или река?”)
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т. д.
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Уточнение словаря предполагает углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира.
Активизация словаря. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Устранение из речи детей нелитературных слов – (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Ребенок успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Игра для ребёнка – основной вид деятельности. Учитывая загруженность родителей, рекомендую «играть на кухне» с доступными предметами и материалами.
Занимательные словесные игры и упражнения:
- Игра «Волшебные палочки» – из спичек (без серы) сложить фигуры, узоры и другое.
- Игра: «Поможем маме», где предлагается ребенку перебрать рис, горох, гречку, пшено. Эти игры развивают мелкие мышцы руки.
- Игра «Угощаю» развивает словарный запас детей. Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
- Игра «Приготовим сок» развивает грамматический строй речи. Из яблок сок (яблочный, из груш сок (грушевый) и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсинов).
- Игра «Доскажи словечко». Взрослый называет фразу, а ребенок ее должен закончить.
- Упражнения с существительными.
Взрослый (показывает игрушечного медведя или другую игрушку). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д.). Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш или другой звук (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).
- Упражнение с глаголами.
Папа или мама задают вопросы:
– Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко, лазить (по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, ласкаться).
– Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость, гоняться (за кошкой, ласкаться).
– Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться).
– Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
- Упражнения с прилагательными.
Родитель спрашивает ребёнка – О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч, круглое (зеркало, колесо?
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
- Упражнения с наречиями.
Взрослый спрашивает – Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно,
– Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
– Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Источник