Обобщение опыта по развитию речи ребенка

Обобщение опыта по развитию речи ребенка thumbnail

Светлана Перехожева
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. Содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения, как с взрослыми, так и сверстниками.

Основной целью работы для меня — совершенствование речевого развития воспитанников.

Задачи, которые были поставлены перед собой, для решения этого вопроса,следующие:

1. Создание речевой среды, которая дает образцы языка.

2. Развитие речевой активности детей через все виды деятельности (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах).

3. Создание в группе условий для речевой практики самих детей.

Речевой средой является, прежде всего, речь взрослых, как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду.Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками, с дидактическими игрушками, небольшие игры-инсценировки по произведениям устного народного творчества. Такое дидактическое общение дает возможность создать в группе речевую среду с высоким развивающим потенциалом.

Учитывая, что дети строят свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, т. е. подражают им, стремлюсь использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык.

Для этого использую лучшие образцы родного языка, с раннего возраста развивая интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К. Д. Ушинский.

Первое знакомство малыша со стихотворными текстами обычно происходит при умывании, одевании, кормлении, во время игр с ним. Поэтому всегда сопровождаю свои действия и бытовые действия детей словами песенок и потешек. Дети постепенно начинают узнавать их, а затем приговаривать, повторяя отдельные созвучия, заключенные в наиболее ритмичных песенках. И эта активность детей делает радость встречи с художественным словом более полной, ярче раскрывает ритмичность стиха.

Наиболее любимы детьми песенки игрового характера. Едва начнешь перебирать один пальчик малыша за другим,соединяя их и приговаривая: «Пальчик — мальчик…», дети уже ждут момента,когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова: «песни пел». При продолжении потешки «Песни пел да плясал, родных братьев забавлял», малыши с удовольствием поворачивают в разные стороны обе ручки с растопыренными пальчиками — «пляшут» все мальчики, все «братцы». Это развивает у них чувство ритма, воображения, но главным образом вызывает веселье, доставляет радость от общения, развивает речевую активность.

Сопровождая словами песенок и потешек зрительное восприятие малыша, его собственные действия и свои действия с ним, стараюсь вызвать у ребенка эмоциональную приподнятость и создать условия для интуитивного овладения значениями слов. Так, при умывании ребенка, согласовываю свои движения со словами потешки «Водичка, водичка…» и малыш со временем начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки». С этой же целью часто обыгрываю стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик» при одевании детей зимой на прогулку.

В работе с детьми использую загадки. С их помощью проверяется сметливость, оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Загадки развивают мышление, фантазию, эстетическое и нравственное восприятие окружающего мира. Главная ценность загадок — образность. Именно из-за яркой образности загадки использую как развлечение для детей. Подбираю яркие, понятные детям по смыслу загадки, текст читаю выразительно, эмоционально, сопровождаю его показом игрушки или картинки. Например, помещаю игрушечную кошку в маленький домик или красивую коробку. Затем, доставая игрушку,читаю загадку: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу! Мяу!».А затем спрашиваю: «Кто это?». Если ребенок молчит,отвечаю за него: «Это кошка». Отдаю ему игрушку. Пусть он ее погладит, поиграет с ней. Так обыгрываю и другие загадки. Этот прием побуждает детей к пониманию речи, уточняет восприятие предметов, учит выделять характерные признаки предмета.

Для более глубокого проникновения в художественное произведение ребенку нужно собственное участие, действие. Поэтому, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, предлагаю детям поочередно «причесать лошадку», «гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» — погладить, пожалеть игрушечного зайку. Такое свободное и естественное соединение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями дает возможность им ближе понять смысл произведения. В итоге, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Сопровождение художественным словом наблюдений природных явлений на прогулке, за птицами, животными дает возможность сделать детские впечатления более яркими, точными. Например, в осеннюю непогоду строки из стихотворения А. Кольцова «дуют ветры, ветры буйные, ходят тучи, тучи черные…» помогли малышам заметить нависшие над землей тучи. Радость детей при виде вдруг выглянувшего солнца стала ярче, потому — что их впечатления были подкреплены словами песенки «Солнышко — ведрышко…», стихотворением А. Прокофьева «Солнышко ясное, нарядись…». Наблюдая снегопад, сначала прочитала стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а затем предложила детям «встать в кружок, завертеться, как снежок». Считаю, что благодаря сочетанию зрительных восприятий с яркими поэтическими образами перед малышами шире раскрывается красота окружающего мира, им становится понятнее содержание, значение образных выражений.

Развитию речевой активности малышей способствуют вопросы, которые дают возможность привлекать их к подражанию крику птиц, животных,например: «Как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка? Кто поёт «ку-ка-ре-ку»?» и т. д.Их сочетаю с приемом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и тому подобное. Этот прием мы используем как с детьми до полутора лет для развития звукоподражательных слов, так и более старшими, где основной задачей является замена их общеупотребительными словами. В итоге, у большинства детей в активном словаре достаточно много существительных — названий животных, они понимают слова, обозначающие их способы передвижения (летает, бегает и т. д., способы питания (клюёт, лакает, голосовые реакции (мяукает, летает).

В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей: имеется книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок. Уделяю достаточное внимание работе с книгой, и это способствует развитию речи детей. Работу с книгой начинаю с показа иллюстрации к уже знакомому детям произведению. С раннего возраста дети учат потешку «Сорока — белобока», а затем ее вариант «Сорока, сорока». К обоим вариантам есть три цветных рисунка Ю.Васнецова: на первом рисунке сорока варит кашу, на втором — зовет к себе гостей, на третьем — «гости прилетели, на крылечко сели». Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета. В начале, показываю детям два рисунка и поясняю, что филин, утка, заяц и белка — гости сороки. Более подробно рассматриваю этих персонажей с детьми при следующих рассказываниях потешек, дети проговаривают названия животных.

Читайте также:  Нарушения в речевом развитии ребенка их систематика и статистика

Сказка «Репка» хорошо проиллюстрирована А. Елисеевым. Рассматривая с детьми рисунки, стараюсь донести до детей художественные характеристики персонажей и передать малышам то настроение, которое хотел вызвать художник.

По мере усвоения малышами навыков вглядываться в иллюстрации и замечать в них характерные подробности, я стала все чаще предоставлять детям возможность самим повторно рассматривать знакомые рисунки. Постепенно они начали правильно узнавать, к какому произведению относится тот или иной рисунок, называть персонажей, какой эпизод изображен на нем.

С новыми произведениями знакомлю поэтапно, часто возвращаюсь к хорошо знакомым сказкам, стихам, потешкам. Постепенно, к концу года, стараюсь соединить чтение уже знакомого произведения с чтением нового, близкого по содержанию (например: «Цыпленок и Утенок» В. Сутеева, «Цыпленок» К. Чуковского с рассказом «Курочка» Е. Чарушина).

Частое чтение литературных текстов, умелое их сочетание с непосредственными наблюдениями, с различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков научили детей вслушиваться, вглядываться в окружающее.

Лучшему пониманию произведений устного народного творчества, сказок, авторских стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра.Для этого в группе имеется: образные игрушки, куклы настольного театра. Перед инсценированием даю детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок» и другие. Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, я сначала предлагаю увидеть в театре игрушек.

Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащают деятельность детей, хорошо стимулируют их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.

Особенно важна такая работа для малышей с недостаточно развитой речью. С такими детьми работаю индивидуально в утренние и вечерние отрезки времени,когда в группе детей не много: рассматриваю с ними иллюстрации, играю в пальчиковые игры, пытаюсь вовлечь их в элементарное инсценирование произведений. Вопросами, подсказками помогаю им припомнить потешку, сказку, стихотворение. Индивидуально адресованная речь помогает привлечь большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. При виде забавных ситуаций, полных динамики, шутки, такие дети охотнее говорит. То, что малыши делали первое время лишь в контакте со взрослым, к концу года они могут делать уже сами.

Получить положительные результаты в речевом развитии своих воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями. Провела групповое родительское собрание, где подробно остановилась на речевом развитии детей, предложила им «Примерный тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста», что, несомненно, помогло родителям сориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с детьми дома.Оформила папки-передвижки по темам: «Почему ребенок не говорит», «Как занять ребенка», «Развитие речи детей», «Формирование выразительности речи младшего дошкольника», дала консультации по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики, рекомендовала необходимую литературу. Особое внимание уделила беседам с родителями детей с задержкой речевого развития.

Анализируя диагностику развития своих детей наблюдаю положительную тенденцию в речевом развитииу наших воспитанников: они называют предметы на картинках, всё чаще облегченные слова заменяют правильными, отвечают на вопросы в реальной ситуации и по картинке, с удовольствием договаривают четверостишия в знакомых стихах, подпевают в песенках, используют полные ответы на вопросы при общении с взрослым и детьми.

В перспективе предстоит работа по развитию активной речи детей: расширению словаря, развитию потребности в общении посредством речи.

Источник

Алина Кулькова
Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи»

I. Описание опыта.

1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников.

Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать игру. В связи с этим, моя методическая тема – «Игра как средство развития речи».

1.2. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через различные игры.

На идею формирования опытаоказали влияние следующие факторы:

Требования ФГОС ДО.

теоретические основы психологического развития дошкольников;

изучение методической литературы и опыта коллег;

апробирование новых методов и приёмов работы;

курсы повышения квалификации.

1.3. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что игра – является одним из наиболее действенных средством развития речи детей дошкольного возраста. Так как игра это доступный, полезный и эффективный метод развития речи. И поскольку процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, я считаю применение игр позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.

1.4. Теоретическая база опыта

Многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Надежда Константиновна Крупская.

Она придавала большое значение игре, игра – это средствовоспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах Светланы Леонидовны Новоселовой «Игра дошкольника». В пособии комплексно рассматривается роль различных видов игр и игрушек во всестороннем воспитании детей раннего и дошкольного возраста; даются рекомендации по развитию в игре психических процессов, нравственных чувств, мотивов учебной деятельности и творческих способностей ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам коридор развития

Константин Дмитриевич Ушинский высоко ценил игры, создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, припевки, потешки, прибаутки, сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.

Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла вклад в понимание особенностей обучающей игры.

Известный педагог Тихеева Елизавета Ивановна высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, форм аналитико – синтетической деятельности, деятельности воображения, развития речи, любознательности и познавательных интересов, направлена также на решение задач нравственного и эстетического воспитания.

Изучив внимательно их методические разработки, изучив программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений, я пришла к выводу, что необходимо использовать игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

II. Технология опыта.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям – все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. Весь предыдущий год я занималась изучением проблемы развития речи детей через игры. И во время сбора информации и изучения материалов по теме обращала внимание, что во всех возрастных группах дошкольного возраста, активно формируется речь, начиная с первого раннего и заканчивая подготовительной группой, и потом продолжается этот процесс уже в школе. И на протяжении всего дошкольного возраста дети испытывают какие-то затруднения в речевом развитии. Проводя свои исследования в группе старшего возраста, я столкнулась с проблемой развития связной речи у детей. Дети испытывают трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, в умении грамматически правильно построить предложение, у детей недостаточный словарный запас.

А мне как педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Как сформировать интерес к процессу обучения и его мотивации с целью развития и коррекции речи?

Ясно одно – нельзя научить ребенка общаться, не ставя его в активную позицию. Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи у детей игры.

В своей работе с детьми я использую различные виды игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.

Я считаю, что немаловажное значение для развития речи детей – это окружающая обстановка в группе и конечно, дома. Также много значит правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.

А также я сделала для себя вывод, что правильному развитиюигры чаще всего способствуют косвенные приемы: интригующий игру вопрос, удивление, шутка, доброжелательный юмор, сюрпризы и другое.

Поэтому я стараюсь при проведении игр насытить свою речь эмоциями, и различными приемами привлечения внимания детей.

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта:

– создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию речи дошкольников через игры.

Следуя этой цели,я поставила перед собой следующие задачи:

– определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами игровых технологий;

– выявление возможности через игровую деятельность способствовать развитию речи;

– проведение диагностики речевого развития дошкольников

– анализ и коррекция формирования речи дошкольников.

2.2. Реализация ведущей идеи опыта.

Создание условий для полноценного развития речи детей через игровую деятельность предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.

Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи»Обобщение опыта по развитию речи ребенкаОбобщение опыта по развитию речи ребенкаОбобщение опыта по развитию речи ребенка

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» … Е. И. Тихеева.

Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в группах.

Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр, уголок детского творчества, зона отдыха, отдельные уголки для девочек и мальчиков (гендерное воспитание детей). Предметно-развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Обобщение опыта по развитию речи ребенкаОбобщение опыта по развитию речи ребенка

В группе есть театрализованный уголок,в который входят следующие виды театров:

• Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.

• Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.

• Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.

• Театр на фланелеграфе.

Обобщение опыта по развитию речи ребенка

Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делала я сама, а затем привлекала и детей.

Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова все персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя и родителей ребенка.

Все это способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

М. М.Кольцова пишет: «Тренировка пальцев рук совершенствует мозг, те его зоны, которые ответственны за речь». Не случайно упражнения для пальцев рук в Японии начинают с 2-3 месячного возраста. Смело можно сказать, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Поэтому я уделяю внимание развитию движений пальцев рук детей.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.При организации игры я особое внимание обращаю на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка в невском районе

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Стараюсь в своей практике использовать игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, воображения, речи,формируют умственные способности детей:

Игры-путешествия;

Игры-поручения;

Игры-предположения;

Игры-загадки;

Игры-беседы.

Игры вводятся в занятия, и в повседневную жизнь детей,выполняя при этом различные функции: выявления, закрепления знаний. Например, при проведении игры «Что я вижу?» выясняю знания детей о признаках величины предметов (высоких, низких, длинных, коротких, узких, широких и т. д) и об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа).

Организовывая игру «Чудесный мешочек» уточняю знания о геометрических фигурах, с которыми знакомы дети. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди свой дом», «Подбери лыжникам лыжи», «Подбери пару», «Оденем куклу на прогулку».

Организую детей во время прогулки, непосредственносоприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку.

Одно из направлений моей работы – расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола, «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов, «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Широко использую в своей работе и словесные игры. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Обобщение опыта по развитию речи ребенкаОбобщение опыта по развитию речи ребенка

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.

В игре появляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям, и приходится считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания,постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения.

Особенно внимания требуют дети робкие,застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Я стараюсь ему помочь преодолеть застенчивость, ободряю его, хвалю за малейшую удачу, стараюсь чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, оформила папку – передвижку «Учите вместе с нами». В нее я собрала разные виды игр, чтобы родители дома могли поиграть со своим ребенком.

В начале ноября я провела родительское собрание на тему самообразования. В ходе родительского собрания я познакомила родителей с разными видами игр для детей раннего возраста. В заключении, родительского собрания предложила выполнить творческую работу. Все родители откликнулись на мое предложение с энтузиазмом и выполнили прекрасные работы.

Обобщение опыта по развитию речи ребенкаОбобщение опыта по развитию речи ребенка

3. Результативный компонент опыта.

Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.

Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников. Использование различных игр превратили ежедневные занятия в увлекательную игру. У детей появился интерес общаться как на занятиях, так в повседневной жизни. Проявляется речевая активность, дети преодолевают робость, застенчивость.

С помощью игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас.

Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития детей младшей группы.

Диаграмма речевого развития детей младшей группы

за 2016 – 2017 учебный год.

Дата высокий средний низкий

Начало года 26% 74% 0%

Середина года 35% 65% 0%

Конец года 45% 55% 0%

Данные показатели говорят о практической целесообразности применения игр для формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

III. Заключение

На основании собственного опыта использования игр как средства развития речи детей, я сделала вывод о том, правильно подобранная игра создаёт условия для обогащения активного словарного запаса детей и развития речи, включая дошкольников в образовательную деятельность и речевую активность.

Источник