Область развития ребенка с дошкольного образовательного учреждения
Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС
1.Физическое развитие:
– развитие физических качеств
– правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
– правильное выполнение основных движений
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
– овладение подвижными играми с правилами
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
– физическая культура
2.Художественно – эстетическое развитие:
– развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы
– становление эстетического отношения к окружающему миру
– формирование элементарных представлений о видах искусства
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
– приобщение к искусству
– изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
– конструктивно – модельная деятельность
– музыкальная деятельность
3.Речевое развитие:
-владение речью как средством общения
– обогащение активного словаря
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
– развитие речевого творчества
– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
– речевое развитие
– приобщение к художественной литературе
4.Познавательное развитие:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
– формирование познавательных действий становление сознания
– развития воображения и творческой активности
– формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира
– развитие познавательно – исследовательской деятельности
– приобщение к социокультурным ценностям
– формирование элементарных математических представлений
– ознакомление с миром природы
5. Социально –коммуникативное развитие:
– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
– формирования готовности к совместной деятельности
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
– социализация, развитие общения, нравственное воспитание
– ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
– самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
– формирование основ безопасности
Источник
Автор: Бизяева Нафида Галимьяновна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЮШАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 11 «КОЛОКОЛЬЧИК» |
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями стандартов нового поколения |
Научно-практическая конференция |
Составитель:
Бизяева Н. Г.
воспитатель
подготовительной
группы
п.Юшала
2016г.
Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с учетом особенностей образовательного учреждения МКДОУ «Юшалинский детский сад №11 «Колокольчик», возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и семьи.
На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:
- Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
- Образовательная деятельность в режимных моментах;
- Организованная образовательная деятельность;
- Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ;
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Свою совместную деятельность с детьми организую:
- с одним ребенком;
- с подгруппой детей;
- с целой группой детей.
Выбор количества детей произвожу с учетом:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- вида деятельности (игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная)
- их интереса к данному занятию;
- сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации моей образовательной деятельности – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием стала интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
При организации партнерской деятельности с детьми использую следующие принципы:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Помимо организованной образовательной деятельности мной запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
На прогулке
При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
- Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
- Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
- Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
- Формирование у детей положительного отношения к труду.
В своей группе использую такие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня как:
– Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
– Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
– Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
– Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
– Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
– Беседы, речевые ситуации, составление и рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
– Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
– Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
Для самостоятельной деятельности детей по санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отвожу не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей создаю развивающую предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС, что является одним из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса. Развивающая среда рассматривается как комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве. Цель создания развивающей среды в детском саду – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствовании структуры детской личности.
Главное требование к организации предметно-пространственной среды – ее развивающий характер, адекватность реализуемой в ДОУ образовательной программе, особенностями педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Предметно-пространственная среда меняется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
В группе находится много игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодически сменяется игровой материал, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Вся организация образовательного процесса предполагает свободу передвижения ребенка по всей группе. Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы. Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр.
В соответствии с комплексно – тематическим принципом планирования образовательного процесса в группе созданы следующие центры развития детей:
- Игровой центр.
- Центр экспериментирования и природы, центр математики;
- Центр детской литературы, центр речевого развития;
- Центр развития движений, подвижных и спортивных игр;
- Центр развивающих игр и игрушек:
- Центр художественного творчества
- Центр музыки и тетра(слайд)
Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод, что обязательно должен повыситься:
· Интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;
· Уровень профессионального мастерства педагогов;
· Уровень образованности воспитанников.
Литература:
· Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г №2/15).
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.
· Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143
·
comments powered by HyperComments
Источник
«Детский сад «Сказка»
«Интеграция образовательных областей в
образовательной деятельности с детьми в условиях
реализации ФГОС.»
Подготовила
Воспитатель Швыркова.Ж.Г
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
Слайд2
- сохранение здоровья ребенка;
- развитие базовых качеств личности;
- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:
Слайд 3
- «Физическое развитие» – двигательная деятельность;
- «Социально – коммуникативное развитие» – игровая деятельность;
- «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
- «Речевое развитие» – коммуникативная деятельность ;
- «Художественно-эстетическое развитие» – продуктивная деятельность.
В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Что же такое «интеграция»?
Слайд 4
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
Интегрированное занятие – это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Слайд 5
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2.В ходе интегрированной образовательной деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
4.Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Слайд 6
Методы и приемы, используемые при интеграции НОД:
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Форма проведения образовательной деятельности – это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.
Слайд7
Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия, и к ней предъявляются следующие требования:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД
- большая информативная емкость образовательного материала,
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок.
СЛАЙД 8
Основные принципы взаимодействия с детьми:
- Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей.
- Меньше замечаний, больше похвалы, открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
- Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
- Вседозволенность, заискивание перед ребенком не допустимы.
СЛАЙД 9
В образовательном процессе выделяется два основных блока:
-совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что даже выбор определенной темы для занятия или мероприятия предполагает также интеграцию. Например, тема «8 МАРТА» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник или досуг.
В течение дня мы читаем произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматриваем «Портрет матери» А.Шилова, дети сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам. В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость.
Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.
СЛАЙД 10
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Например, тема «День защитников Отечества» определяет выбор всех образовательных областей. В течение недели детям читают произведения о Российской армии Л. Кассиля, С. Маршака, рассматривают репродукции картин об армии, готовится выставка «Наши папы – солдаты», коллаж об армии, выставка игрушечной военной техники, военной формы. На познавательных занятиях беседуют об армии, знакомятся с видами войск, военной формой, техникой, играют в различные речевые игры, составляют рассказ по серии картин, мастерят подарок для папы , слушают музыкальные произведения, посвященные армии . Единой организационной формой стал спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие», проведенный совместно папами.
СЛАЙД 11
Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции:
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
СЛАЙД 12
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
Источник