Обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка
Наталья Адаева
Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка»
Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности под воздействием комплекса уникальных биопсихологических и социальных условий (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.)
Становление индивидуальности и индивидуализациюразвития человека определяют:
ведущая репрезентативная сенсорная система;
скорость протекания психических процессов;
индивидуальные когнитивные стили;
информационные потребности и познавательные интересы;
специфическая асимметрия мозга;
степень выраженности креативности;
индивидуальный информационный опыт;
уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.
Эти и другие биопсихологические особенности человека, социокультурные особенности окружающей среды, ментальность ближайшего окружения обусловливают уникальность содержания и траектории развития человека.
Развитие понимается как динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в событийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления).
В исследованиях В. С. Мерлина, Л. В. Божович подчеркивается, что формирование индивидуальности (неповторимости) личности человека происходит по мере его включения в общественно необходимые связи под воздействием формирующихся у него личностных качеств, в которых развивающаяся личность гармонирует свои общественные свойства со своими типологическими природными особенностями.
Человек сам создаёт свою индивидуальность своими действиями. В деятельности зарождается, формируется и крепнет индивидуальный стиль человека. Возникает необходимость создания предпосылок формирования индивидуального стиля человека – зоны неопределённости, в которой человек может самостоятельно выбирать и опробовать различные способы действий, останавливаясь в конечном итоге на наиболее экономичных из них, которые привели к успешным результатам и принесли наибольшее удовлетворение.
Если взрослый (даже из благих побуждений) будет регламентировать всё до мельчайших подробностей, то ребенок может превратиться в «механическую игрушку», бездумно воспроизводящую заданные операции. Дети обладают собственной волей и умеют уходить от жёсткого обучения, а многие взрослые обладают здравым смыслом и понимают, что дети должны учиться самостоятельно и самостоятельности.
Окружающий мир предоставляет множество возможностей. Каждый берет (и получает в виде стимулов) из окружающего мира свою информацию, формирует свой уникальный опыт мирочувствования, миродействия, мировоззрения, что и составляет сущностную основу индивидуализации образования ребенка дошкольного возраста.
Поэтому крайне необходимо специально создавать условия для осуществления индивидуализации:
1)обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальностии инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка,через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:
1. Механизмы (обязательные требования):
– диагностика способностей и склонностей ребенка;
составление траектории успешности ребенкачерез создание ситуации выбора и ситуации успешности:
целенаправленное использование метода проб и ошибок;
расширение спектра материалов, способов деятельности;
учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);
алгоритмы последовательности действий:
создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:
а) методы;
б) средства;
в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).
2. Специально организованные занятия в кружках,
3. Специальные образовательные ситуации.
4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,
5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.
Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми,педагог продумывает возможные виды деятельности по реализации темы в развивающих центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели – вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
Литература:
1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. – Пособие для педагогов ДОО; М.: «Просвещение», 2015.
2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.:Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.
Источник
«Поддержка индивидуальности и инициативности дошкольников»
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность.
В научной литературе понятия инициативности, индивидуальности означают следующее:
- инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни;
- индивидуальность – уникальность, своеобразие, особенности отличающая одну личность от другого.
|
|
|
|
Цель, виды инициатив.
В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.
Ряд фраз педагога, которые будут способствовать развитию и регрессии способностей ребенка (общение педагог – ребенок):
Вопрос, как организовать методическую работу в ДОО по обеспечению поддержки индивидуальности и инициативы детей. Во ФГОС ДО сформулированы основные компетенции педагога, опираясь на которые, можно выделить основные направления индивидуализации образовательного процесса:
- организовать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей дошкольников;
- создать условия для того, чтобы дошкольники выражали свои мысли и чувства;
- создать ситуации, в которых дети сами выбирают условия и участников совместной деятельности;
- оказывать недирективную помощь детям, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Как это возможно? (Поддерживать инициативу)
- Технология «Групповой сбор» («Утренний сбор»)
- Наличие совместно разработанных правил группы
- Голосование за тему
- Клубный час Н.П. Гришаевой (и другие ее технологии) Формируется умение планировать свои действия и оценивать их результаты; Данная технология способствует приобретению жизненного опыта, необходимого для самоопределения и саморегуляции. Воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим; Формируется умение проявлять инициативу в заботе об окружающих и с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
- «Модель трех вопросов» Л.Свирской. У дошкольников нет осознанной внутренней потребности к образованию, но есть интерес, заложенный природой. Выявить интересы ребенка, его предпочтения, спланировать в соответствии с ними образовательную деятельность, помочь ребенку в достижении поставленных целей – вот задача современного педагога. «Модель трех вопросов» – уникальная методика. Цель использования модели «Трех вопросов» – создание условий для развития самостоятельной деятельности детей, их познавательной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
- Доски выбора (мой выбор = моя ответственность) Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Затем педагог выясняет возможное количество детей, которые могут одновременно посещать каждую зону. Это количество может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков. В таком случае под пиктограммой одной зоны будут находиться три кармана, под другой — пять и т. п. Общее же число кармашков соответствует количеству детей в группе. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы. Как работать с «Доской выбора». Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» (обычно это бывает утром, после завтрака, дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
- Четкая локализация центров активности
- Время на свободную деятельность
- Отсутствие жесткой границы «занятия» – где деятельность может быть закончена
В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Источник
Поддержка индивидуальности ребенка через разные способы общения.
С рождения каждый ребенок индивидуален и неповторим. Очень часто, взрослея и адаптируясь к социуму, ребенок частично утрачивает свою индивидуальность, в силу разных причин, одной из которых является дефицит общения. А между тем, в процессе общения обеспечивается индивидуальная траектория развития, поддержка индивидуальных потребностей и интересов дошкольников, осуществляется процесс зарождения и установления целой системы взаимоотношений ребенка с окружающей его действительности. Большая роль в этом принадлежит педагогу. Именно он создает условия:
– для выбора деятельности;
-выбор форм совместности;
-выбор условий для принятия детьми решений;
-выражение своих чувств и мыслей;
-оказывает поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, которые немыслимы без общения;
-поддерживает индивидуальность через разные способы общения.
Принципиально новые подходы к организации образовательного процесса, основанные на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяют дошкольникам проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя, а общение со взрослым и сверстниками в атмосфере равноправия и сотрудничества способствуют развитию коммуникативной сферы. Взрослый выступает в роли партнера и наставника. В процессе общения с детьми я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, предпочтения. Строю общение, основанное на личностно –ориентированном взаимодействии, предполагающего:
-сотрудничество в игре и общении,
-совместное обсуждение,
-сопереживание и поддержка.
Все эти способы направлены на то, чтобы поддержать интересы и инициативу, развивать в детях индивидуальность, положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В своей практике выстраиваю свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей, например,
•подумай самостоятельно, при этом я не навязываю ребенку своего решения, а помогаю сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;
•адекватно выражать свои чувства. Я не отвергаю его чувства, а принимаю, стремлюсь разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, способствую формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;
•понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.
Главной моей задачей является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.
Важное психологическое условие, побуждающее детей к общению,- моя поддержка: терпеливое и внимательное ожидание ответа ребенка, приветливость, положительное эмоциональное отношение и оценка.
Не менее важное условие обучение общения – это создание ситуаций, в которых дети могли бы реализовать свое осознанное поведение. Ребенок должен быть активным участником этого процесса.
Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу друг к другу. От характера общенияво многом зависит эффективность воспитательно – образовательного процесса в д/с, развитие личности ребенка, особенности его отношений с окружающими. В процессе общения происходит социализация дошкольника, приобщение его к ценностям общества.
Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. Полноценное общение с взрослым жизненно важно для ребенка. Процесс общения предполагает вербальное и невербальное общение.
Вербальное– передача информации с помощью слов – речь.
-беседа;
– слушание – восприятие речи говорящего;
– чтение;
-игра
Невербальное общение -это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Для общения с детьми очень значимы невербальные средства. Они помогают мне привлекать и удерживать внимание детей. Дети лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.
Главное для меня в общении – соучастие. Детей радует совместная деятельность, шалости, веселье. В этот период я разумно корректирую такое общение. Развиваю любознательность , когда малыши задают сложные вопросы или обращаются ко мне за ответом. Я серьезно отношусь к любому вопросу малыша, тем самым поддерживаю его любознательность. Организуя общение со всеми детьми, обращаю внимание на то, чтобы дети правильно взаимодействовали друг с другом: слушали друг друга, не перебивали, понимали смысл сказанного.
В своей практике использую одну из технологий, позволяющей успешно решать задачи индивидуализации в процессе общения, это технология «Мы вместе». Цель технологии в том ,что поставленные речевые задачи ориентированы на ребенка, а не на педагога. Все занятия, игры происходят через общения. Например, в начале занятия детям предлагаются карточки с тремя смайлики. Если часть детей используют грустный смайлик, меняю задание на другое. Тот, кому задание понравилось, приступает к работе, кому нет –предлагаю другое на выбор. В этом заключается дифференцированный подход.
В своей работе с детьми широко использую игровые приемы, способствующие возникновению интереса к общению.
При любой конфликтной ситуации, капризах, упрямстве игровой прием легко помогает, мне справится с ребенком. Нужно только, чтобы образы, с помощью которых я воздействую на ребенка, были интересны, близки и понятны ему. Наиболее распространенная мотивация «помоги игрушке»
В своей работе с детьми использую игры на развитие навыков общения со сверстниками, такие как:
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.
Например: «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним», «Маша сломала куклу»,Самолет плавает»
Игра «Доброе слово»
Цель: научится говорить друг другу добрые слова и комплименты.
Игра «А я сегодня вот такой!»
Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.
Хорошая игра ,как раз для детей 3-4 года «Волшебная палочка!»
Детям показывается любая палочка. Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня, значит я водящий. Выбираю себе партнёра в кругу (подходит к любому из детей). Задаю ему вопрос (по теме занятия) – например:
1. Чего нет у человека, а есть у животных?
Особенность этих игр. Правила озвучиваю один раз. И если кто-то не понял , нужно попросить кого-нибудь из детей рассказать и объяснить что нужно делать.
Если правила нарушаются, спрашиваю детей , что же они не так сделали и исправить ошибку. А не показываю и исправляю сама.
Для поддержанииинтереса детей друг к другу я использую совместное пение песенок, просмотр детских работ(рисунков, поделок из пластилина, построек из кубиков, альбомов). При этом я обязательно использую похвалу, создавая ситуацию успеха.
Во время совместных наблюдений за различными явлениями (идет снег, дует сильный ветер,деревья качаются, пролетел самолет, скидывали снег с крыши) у детей расширяется не только познавательная сфера, но и обогащается словарь.
Общение также является важным элементом совместной творческой деятельности. Во время коллективных работ , дети не только получают навыки совместной деятельности, но и приобретают опыт общения друг с другом, овладевают навыками речевого этикета.
Главное для меня – оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его индивидуальности. Учитывая индивидуальные особенности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия обращаю внимание на формирование социальных качеств.
Именно личностно – ориентированный образовательный процесс обеспечивает развитие ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, предоставляет возможность каждому реализовывать себя в деятельности.
Источник