Обеспечение развития потребностей интересов склонностей ребенка

Ирина Бабичева
Содержание деятельности педагога детского сада по выявлению потребностей, интересов и способностей детей

Содержание деятельности педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС до

Ирина Бабичева

Содержание деятельности педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС до

Доклад

Тема: Содержание деятельности педагога детского сада по выявлению потребностей, интересов и способностей детей в соответствии с ФГОС.

Подготовила Бабичева И. Е воспитатель первой категории МБДОУ детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического воспитания

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий…кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив.

Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Известные педагоги, не раз писали, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка.

Современное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей современных детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей развития детей, их потенциала и возможностей

Для выявления способностей детей в нашем детском саду проводится: мониторинг образовательного процесса (уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям, мониторинг детского развития (уровень физических, психоэмоциональных, интеллектуальных качеств).

В ходе этой работы проводим: тестирование, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей (творческие работы, беседы с детьми, анкетирование и беседы с родителями.

Для формирования связной речи, применяем методики основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметной картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа. (авторы идеи Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова).

В пособии предлагается система занятий по развитию речи детей дошкольного возраста. Книга включает игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления. К каждому занятию разработано задание для закрепления материала дома.

– адаптированная методика Н. В. Шайдуровой. (нетрадиционная техника рисования)

Для активного развития способностей детей в нашем детском саду мы педагоги организуем деятельность детей на основе партнёрских отношений. Главная составляющая совместной деятельности детей и взрослых – это взаимодействие и сотрудничество, но не воздействие. Педагоги нашего детского сада создают благоприятную атмосферу в группе для обучения, игры и отдыха. Чтобы вызвать интерес к обучению и желание овладеть новыми знаниями и умениями, организуем обучение в форме игры.

Ведущий деятельностью дошкольника является игра, имеющая свою цель-введение ребёнка в сложный мир человеческих взаимоотношений, с формированием мотива, коммуникативного намерения и потребности в общении.

Мы используем в своей работе информационно-коммуникативные и здоровье сберегающие технологии. В группах создана предметно-развивающая среда для общения, совместной деятельности детей и взрослого, в которой ребёнок имеет возможность самовыражения,вести игровую, познавательную, исследовательскую деятельность, а также возможность уединиться. Успех образовательного процесса зависит и от участия семьи и родителей,поэтому ведём активную работу по привлечению родителей в различные виды деятельности. Новый стандарт ориентируют педагога на более активную работу с родителями, на построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребёнка, во влечение семей в воспитательный процесс, основанный на сотрудничестве всех участников педагогического процесса.Ставится новая цель в образовании: воспитание, становление и развитие высоко нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, и решать ее можно только совместно с семьей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в нашем саду проводим через разнообразные формы работы,особо предполагающие вовлечение большинство родителей в воспитывающее пространство: Дни добрых дел, «посади дерево»,субботники, интерактивное общение, встречи по заявкам, совместное проведение мероприятий с детьми, творческие встречи, фото- выставки, домашнее экспериментирование дают нам возможность формировать адекватные детско-родительские отношения, повышают психолого-педагогическую культуру. К проведению мероприятий разрабатываем тематические памятки, буклеты, чтобы родители имели возможность дома самостоятельно организовывать с ребёнком деятельность, которой занимались в детском саду.

Для развития способностей детей к интеллектуальной деятельности мы используем:

– развивающие игры («Чудесный мешочек», «Разложи картинки», «Найди отличие», «Найди предмет»);

– дидактические игры («Кто где работает», «Какое время года», «Путешествие в лес»);

– игры головоломки, загадки, ребусы, шарады, работа мелкой моторики, и др.

игры с игрушками, предметами;

– настольно-печатные игры (Лото, пазлы, домино);

– эксперименты, моделирование, исследования, наблюдения различного характера.

Для развития мелкой моторики применяем в работе с детьми пальчиковую гимнастику автора Л. П. Савиной, использую упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами и перекатывания шестигранного карандаша.

Для развития способностей детей к творческой деятельности используем элементы ТРИЗ.

Развитие творческих способностей через художественную деятельность: нетрадиционные формы изобразительной деятельности (ватной палочкой, пальчиками, ладошкой).

В своей работе используем методики: И. А. Лыкова «Художественное воспитания «Цветные ладошки»

Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Создана и используется папка передвижка «Золотые ручки».

Для развития творческих способностейиспользуем такие формы как:

– речевые игры;

– сюжетно-ролевые игры;

– викторины, конкурсы, развлечения.

В групповых комнатах организуем выставки детского творчества для родителей.

Вместе и детьми родителями подготовили и отправили несколько детских работ на муниципальный и всероссийский конкурсы детских рисунков.

В театральном творчестве используем различные виды театров. Привлекаем детей к активному участию в театральных представлениях.

Поддерживаем самостоятельность детей.

Для развития способностей детей к физкультурно- спортивной деятельностииспользуем нетрадиционное физкультурное оборудование изготовленное своими руками, игровой характер заданий и упражнений.

Ежедневно проводим утренние гимнастики, физминутки, подвижные и малоподвижные игры в весёлой стихотворной и игровой форме.

После сна проводим взбадривающие гимнастики и закаливающие процедуры на ковриках закаливания.

Составили картотеку подвижных игр и утренней гимнастики.

Организуем проведение спортивных праздников, развлечений и досугов для детей и родителей.

Привлекаем детей и родителей к участию в спортивных играх и соревнованиях. Проводим просветительскую работу с родителями по ознакомлению с методикой овладения двигательными качествами детей.

Практически все дети имеют какие-либо способности. Но все способныв разных направлениях: одни талантливы в каких-то эстетических видах деятельности, другие – в трудовой, спортивной, исследовательской. Наша задача – раскрыть эти способности, увидеть, в каком направлении ребенок лучше развивается. Поэтому в нашем детском саду активно ведётся кружковая деятельность. Руководителями кружков являются педагоги нашего коллектива:ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Милько Н. В и музыкальный руководитель нашего сада Носова М. В. Дополнительное образование в нашем дошкольном учреждении дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, физические, эстетические, творческие способности.

Исходя из вышеизложенного, следует, что современная деятельность педагогатребует постоянного повышения качества педагогического процесса, своего профессионального мастерства через внедрение инновационных технологий, умение творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности. Новые ориентиры, программы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом, помогут успешно решать поставленные перед нами задачи.

Источник

Разия Айтушева
Консультация для родителей «Развитие интересов и потребностей детей»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 140»

Развитие интересов

и потребностей детей

подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Айтушева Разия Пахчановна

«Может быть, на тысячу семей найдется одна семья, где обратят внимание на природу детей».

(Е. Рерих. Живая этика).

Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса повышенным вниманием к нему.

Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Для понимания естественной природы Ребенка из накопленных научных психологических знаний выделяют четыре особые устремления (потребности).

Первое – развитие.

Второе – взросление.

Третье – свобода.

Четвертое – познание.

«Ребенок.Обычные словари объясняют нам: ребёнок — это мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Как это скучно!

И не только скучно, но и опасно, ибо ввергает нас в заблуждение.

Всё, что скучно, значит — неправда, во всём скучном есть ложь…

Психологи начнут нам так же скучно и скудно рассказывать, каково мышление у детей раннего возраста, каковы их память, воля. Как они проявляют свои эмоции, каков круг потребностей и интересов.

Это всё вокруг да около Ребёнка, а не о нём са- мом.

А мы — родители, исходя из таких знаний, со своей стороны, будем строить скучное и, значит, ложное воображение о Ребёнке, о нашем Ребёнке. Мы больше будем говорить о том, как он ведёт себя, хороший он у нас или плохой, послушный или непослушный, прилежный или ленивый, умный или глупый, талантливый или тугодум, радует нас или раздражает.

Но это будет наше заблуждение, которое поведёт нас ещё дальше. Надо же будет добиться того, чтобы он, наш Ребёнок, сделался хорошим, послушным, прилежным, талантливым, превосходящим вашего Ребёнка, и чтобы он стал надеждой для нас, для нашей обеспеченной старости!

Так наша забота о Ребёнке с лёгкостью переходит в заботу о самих себе.

Если он не слушается, мы будем искать методы, чтобы он стал послушным, вместо того, чтобы искать пути поощрения того естества, в силу которого он не может и не должен быть таким. Будем обращаться с Ребёнком построже, будем поощрять его за хорошее поведение, но будем и наказывать за дурные поступки, за непослушание. Будем наставлять и строго повторять одно и то же, требовать исполнения нашей воли!

Вот как поступим с ним. И будет у нас оправдание. «А как же иначе, — скажем мы, — он же ребёнок, он же в раннем возрасте, не дорос ещё до отрочества!»

Но нам нужно будет и гордиться: какой он у нас талантливый! Если он талантливый, значит мы тоже, родители, талантливые, если он прекрасный, тогда мы в сообществе родителей лучшие!

Наш Ребёнок, видите ли, знает стихи, считает до десяти, читает слова, пишет буквы, играет у компьютера. А ваш?

Наш сын прекрасно учится, знает языки, побеждает в конкурсах программистов, обучается карате, занимается фигурным катанием… А ваш?.

Заблуждения-то какие!

А заблуждения — горя сеть».

(отрывок из книги Ш. Амонашвили

«Баллада о воспитании»)

Как развивать природные возможности детей?

Развитие природных возможностей в Ребёнке происходит только в условиях преодоления трудностей.

Это значит: Ребёнок приобретает ту силу, что преодолевает. Трудность есть ступенька восхождения. Но трудности бывают умные и глупые. Если развитие умное, оно требует умных трудностей, нам следовало бы проявить мудрость, чтобы предъявить Ребёнку такие трудности, которые облагораживают его природу, раскрывают функцию и тут же вливают её в созидательную, творческую деятельность. Трудности, которые мы предлагаем Ребёнку в процессе его целенаправленного развития, должны превосходить возможности Ребёнка.Но вот вопрос: как же тогда он их преодолеет? Преодолеет он их с нашей помощью, в сотрудничестве с нами. Мы выступаем в качестве посредников между трудностью и силами Ребёнка. Помогаем ему преодолеть трудность, объясняем, намекаем, поощряем, вдохновляем.

— Качество среды влияет на развитие природных возможностей Ребёнка положительно или отрицательно.

Среда положительно будет влиять на развитие Ребёнка тогда, когда она создаёт опережающие условия, которые поощряют ещё не созревшие функции для жизнеутверждающей деятельности. Но среда станет помехой для развития, если её условия очень отдалены или очень отстают от сил Ребёнка, или же в том случае, если она предложит пришедшим в движение силам Ребёнка нежелательную содержательную среду и безобразный материал.

Развитие природных возможностей в Ребёнке имеет индивидуальные свойства и отклонения.

Смысл индивидуальных свойств мы связываем с предназначением ребёнка. Природа щедра в отношении Ребёнка, но душа его извлекает из природных богатств особенно те возможности, полное развитие которых в будущем будет способствовать её деятельности. Отчасти с этим же связаны некие отклонения, которые не соответствуют обычным нормам. Скажем, освоение чтения в раннем — двух-трёхлетнем возрасте. Если же та или иная возможность проявляет себя позднее календарного срока, — это можно объяснить или средой, не соответствующей природе Ребёнка, или же болезнями и нарушениями, которые передались ему по наследству.

Возможности, которые в Ребёнке от Природы, нуждаются в развитии. Что есть Развитие? Это есть процесс перехода природных возможностей в реальные силы. Но этот процесс весьма сложный.

Сам Ребёнок, особенно в первые годы своей жизни, не в состоянии развивать в себе свои возможности. Но и в последующие периоды взросления он будет не всегда в силах целенаправленно развивать себя.

Ребёнку нужно мы – родители, умные взрослые, воспитатели, учителя, знающие, что есть развитие, что надо развивать и как надо развивать.Психология утверждает:

Если Ребёнок с самого раннего возраста находится вне общества и созданных обществом условий, то он остаётся на уровне развития животных (А. Н. Леонтьев).

Развиваться – естественная страсть Ребёнка. Он не может не развиваться. Природа закладывает не только возможность, но и развивающее движение, закладывает импульс к развитию. Но это движение может принимать искажённую форму, если наши мудрость и забота не будут его направлять. Для этого надо знать, перед какими требованиями ставит нас Природа.

А требования, в которых суть закономерностей развития,таковы:

Развитие природных возможностей в Ребёнке происходит в пределах календарных сроков.

Это значит: в возрастном становлении Ребёнка есть периоды, когда та или иная группа возможностей развивается особенно интенсивно. Природа не требует от Ребёнка особых (или, вообще, каких-либо) волевых усилий. Если мы будем в состоянии организовать вокруг Ребёнка нужную содержательную среду, то эти возможности (назовём их функциями, как это принято в психологии) найдут наиболее полное раскрытие.

Источник

Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ.

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразования стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Однако до сих пор определенные стереотипы сознания педагогов  и отдельные тенденции образовательной практики не ориентируют их на индивидуальный подход к ребенку и не предполагают разных способов общения с детьми. Причина – в системе высшего и среднего педагогического образования. Строгий, единый режим жизни в дошкольном учреждении также не способствует развитию индивидуальности ребенка. Самые разные дети – живые и медлительные – должны в едином темпе засыпать, просыпаться, одеваться, есть и пр. при этом взаимодействие с ребенком, отличающимся своеобразием, вызывает у педагога трудности. Важной причиной этого положения является то, что на сегодняшний день фактически не существует специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к детям.

Вместе с тем в разные периоды времени ученые проявляли большой интерес к данной проблеме. Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. и др. рассматривали сам термин «воспитание» с позиций развития индивидуального своеобразия личности ребенка.

 Ковальчук Я.И. в своем исследовании «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» подчеркивал, что индивидуальный подход оказывает положительное воздействие на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей работе с детьми.

Широко известная система М.Монтессори фактически полностью опирается на принцип индивидуального подхода педагога к ребенку. В ней решающее значение отводиться специально организованной среде, в которой ребенок действует самостоятельно. При этом индивидуальный подход реализуется на основе анализа возможностей и достижений каждого ребенка и подбора для него системы знаний.

Изучение международного опыта и освоение прогрессивных зарубежных технологий вносит позитивный вклад в развитие реформы образования в нашей стране, раскрепощая и обогащая профессиональное сознание педагогов. Однако его адаптация и интеграция в российских условиях – новая серьезная проблема. Можно выделить некоторые аспекты ее решения :

  • создание развивающей среды
  • необходимость распознания индивидуальных особенностей ребенка
  • акцент на его потребность, склонности, способности, интересы, темп развития и др.

Среда – одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников,  но и лежит в основе его самостоятельной деятельности. Обязанность взрослого состоит в том, чтобы открыть детям весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.

 При проектировании предметно пространственной среды образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы :

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
  • своеобразие его эмоционально-личностного развития
  • индивидуальные интересы, потребности, предпочтения
  • любознательность, исследовательский интерес, творческие способности
  • возраст и полоролевые особенности.

Рассмотрим, как каждый из этих факторов конкретизируются при построении предметно пространственной среды.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов деятельности. Учитывая особенности эмоционально-личностного развития проектируются  зоны, где ребенок смог бы хранить свое личное имущество.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право ребенка на любимое занятие. Для этого предусматривается периодическое обновление материала и оборудования.

Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей детей основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами.

Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Например, в группе для детей 3-4 лет должны быть широко представлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет – конструктивная зона и т .п.

В целях учета полоролевых особенностей детей среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Построение развивающей среды выдвигает на первый план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов с детьми и требуют принципиально новой организации деятельности образовательного учреждения. Она становится эффективнее в  том случае, если обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, а также учитывает индивидуальные различия детей. Эффективность работы будет недостаточной при преобладании фронтальных занятий и требует работы с детьми по подгруппам и индивидуально. Здесь решающим фактором выступает осмысленное и продуманное формирование подгрупп. В одном случае подгруппы формируются в соответствии с такими индивидуальными особенностями детей, как медицинские показатели здоровья, психофизические особенности темперамента, характера, темп и общий уровень развития ребенка, его умственные способности и эмоционально-нравственное развитие. Эти факторы учитываются при формировании подгрупп для организации плановых занятий, в процессе которых педагог может дозировать задания определенной сложности, адекватные составу подгрупп, создавая тем самый комфортные условия для каждого ребенка. В другом случае подгруппы формируются с учетом склонностей, интересов и предпочтений самих детей. При этом создаются условия для их свободной деятельности.

Из сказанного следует, что подгруппы  каждый раз формируются по-разному, в зависимости от содержания педагогического процесса. Чрезвычайно важно, чтобы комплектование подгрупп не носило статичного характера : каждый ребенок имеет возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и смены интересов. Обязанность педагога является постоянное наблюдение за каждым ребенком во время занятий, анализ его достижений и проблем, на основе которых состав подгрупп может быть пересмотрен.

Для организации продуктивной работы необходимы также новые механизмы координации деятельности работников. Это предполагает введения гибкого графика работы.  Он составляется отдельно для каждой возрастной группы и каждого специалиста. Такая организация труда помогает эффективнее и качественнее осуществлять воспитательно-образовательную работу на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.

Источник