Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка
Цели, задачи и принципы психологической коррекционной работы вытекают из теоретического обоснования и основных положений концепции психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии.
Целямипсихологической коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются:
— обеспечение адекватных микросоциальных условии развития ребенка в семье;
— преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей;
— формирование у близких ребенка позитивного отношения к нему и оптимистичного взгляда в будущее.
Задачи:
— формирование у родителей мотивации к взаимодействию с работниками специального учреждения;
— оптимизация самосознания родителей, снижение уровня фрустрированности их личности;
— оптимизация личностного развития детей с психофизическими недостатками;
— обучение родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями;
— установление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, и их коррекция;
— выявление социально-психологических внутрисемейных факторов, способствующих гармоничному развитию ребенка в семье;
— оптимизация межличностных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, детско-родительских, сиблинговых);
— повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями;
— коррекция воспитательских позиций родителей и помощь в выборе адекватных мер воздействия.
Работа с семьями детей с отклонениями в развитии строится на следующих основополагающих принципах(Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева).
Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой и эффективностью выполнения коррекционных программ. Этот принцип позволяет не только исправить имеющиеся нарушения, но и своевременно их предупредить.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности любого человека независимо от
наличия у него того или иного дефекта и необходимости создания условий для его гармоничного развития.
Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип позволяет ориентировать психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи, ориентировать их на успешное взаимодействие и контакты.
Принцип оказания личностно-ориентированной помощи ребенку и членам его семьи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у членов семьи ребенка с отклонениями в развитии и у лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
Принцип обязательного включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс. Этот принцип позволяет не только оптимизировать детско-родительские и ро-дительско-детские отношения и повысить педагогическую компетентность родителей, но и дает возможность осуществить коррекцию психологического самосознания самих родителей.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип направлен на формирование положительных ценностных Установок у родителей ребенка (лиц, их заменяющих)на принятие его дефекта членами семьи и значимыми лицами социального окружения.
Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью этого принципа повышается педагогическая грамотность и психологическая компетентность родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
Принцип единства коррекционно-воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов социальных и психолого-педагогических служб. Успех коррекционной работы возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным коррекционным образовательным учреждением и специалистами службы социальной и психологической помощи семье.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
2. Почему семьям с проблемными детьми необходимо оказывать психокоррекционную помощь?
3. Раскройте содержание основных концептуальных положений системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
4. Определите цели и задачи психологической коррекциониой работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.
5.Леречислите принципы психологической коррекционной работы с семьей проблемного ребенка. Раскройте их содержание.
Глава 3
Источник
Пусковым элементом всякого психического и речевого развития, является зарождение интенции общения, т.е. смутного, неосознаваемого желания вступать в процесс коммуникации. Важной составляющей развития малыша становится появление у него собственного желания общаться. Такое желание заложено в родовую память новорожденного только как потенциальная возможность. Будет ли реализована данная ребенку потенциальная возможность или нет, зависит от его ближайшего взрослого окружения. В частности от умения родителей эмоционально насыщенно общаться с новорожденным, затем и с малышом.
Поэтому важной частью диагностики становится изучение ближайшего социального окружения, формирующего эмоциональную и психоречевую сферы ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка раннего возраста включает в себя семью, педагогов и детей, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение. В речевой среде семьи закладываются основные коммуникативные и языковые компетенции.
Среди микросоциальных условий, оказывающих влияние на развитие ребенка раннего возраста, можно выделить следующие:
· структура семьи (нуклеарная (Ссылка внизу страницы семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми)) или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
· материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень дохода, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
· краткая характеристика родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
· психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами;
· речевая среда.[5]
Последние исследования выявили, что в основном на развитие речи ребенка раннего возраста влияет мать [26]. Материнское поведение, во всем многообразии его проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша.
Специфика речевого общения взрослых с маленькими детьми подчеркивается в многочисленных исследованиях в психолингвистике, педагогике, антропологии и логопедии.
Специфические формы речи, обращенной к ребенку, отражают следующие термины: инпут, baby talk, mother’s-, father’s-, parental speech, caretaker speech, nursery language; child-directed speech, infant-directed speech. [20]. В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. Эта речь обладает рядом особенностей: использование нераспространенных предложений; частые повторы, сопровождаемые перестановкой членов предложения; отсутствие сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов; большая часть слов относится к разряду ономатопей; богатая интонационная окраска; ситуативность речи; коррекция (шлифовка) речи ребенка [27].
Первые языковые средства ребёнок принимает из той речевой среды, в которой находится. Мы можем увидеть понимание языковых средств в эмоциональном реагировании ребёнка в общении со взрослыми.
Таким образом, основные задачи данного этапа обследования:
· изучение условий семейного воспитания;
· изучение потребности общения с близким взрослым;
· изучение естественной языковой среды;
· исследование эмоционального реагирования ребенка.
Методы изучения:
· анкетирование родителей (приложение 1.1);
· анкетирование воспитателей групп (приложение 1.2, разделы анкеты для воспитателей 1,2,3,8,9,10,11);
· наблюдение за общением близких взрослых с ребенком при расставании в детском саду утром и при встрече вечером (таблица 2.);
· наблюдение за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях (таблица 2.1.1);
· наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка в группе (таблица 2.1.2.).
Таблицы включены основные параметры позволяют зафиксировать положительные (+1 или +2) и отрицательные (-1или -2) характеристики семейного окружения, естественной речевой среды и эмоционального реагирования ребенка.
Условия воспитания ребенка
Таблица 2.1. Стимуляция потребности общения близким взрослым М
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Чтение детской литературы дома | Стимуляция речевого развития взрослым | Всего | ||||||
каждый день | несколько раз в неделю | редко | оречевление совместных действий | учат имитировать речевые звуки в игровой форме | просят повторить или сказать | ||||||
заняты взрослые | ребенок отказывается слушать | ||||||||||
+2 | +1 | -1 | -2 | +2 или -2 | +1 или -1 | +1 или -1 | |||||
Ключ к заполнению таблицы
Чтение детской литературы дома:
– читают каждый день – +2;
– читают несколько раз в неделю – +1;
– читают редко: заняты взрослые – 1 балл; ребёнок отказывается слушать – 2 балла.
Стимуляция речевого развития взрослыми:
– оречевление совместных действий – +1;
– учат имитировать речевые звуки в игровой форме – +1
– просят повторить, сказать – +1.
Таким образом, по показателю «стимуляция общения близким взрослым» суммируются все баллы ребенка, по таблицам 2.2, 2.3 и 2.4.
Максимально возможное количество положительных баллов у ребенка по данному показателю – +7, максимально возможное количество отрицательных баллов – – 7.
Таблица 2.1.1. Общение родителей с ребенком (M1)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Общение родителей с ребенком утром при расставании | Общение с ребенком при встрече | Всего | |||||
помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик | раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят | оставляют ребенка и сразу же уходят | помогают ребенку одеться самому | интересуются у педагога, как прошел день | быстро одевают и забирают | не интересуются, как прошел день | ||||
+2 | – 2 | – 1 | +2 | +2 | -2 | -1 |
Ключ к заполнению таблицы
Общение родителей с ребенком утром при расставании:
– помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик (этот вариант предполагает мотивацию общения через деловое сотрудничество) – +1.
– раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят- -2;
– оставляют ребенка и сразу уходят – -1;
Последние два варианта опосредовано свидетельствуют об элементах гиперопеки (сами все делают за ребёнка потому, что так быстрее и удобнее для взрослых) или занятости родителей и отсутствии времени на стимуляцию потребности общения или о непонимании родителями необходимости стимулировать потребность общения в деловом сотрудничестве с ребенком.
Общение с ребенком при встрече вечером:
– помогают ребенку одеться самому (вариант мотивации общения посредством делового сотрудничества) –+ 2;
– интересуются у педагога, как прошел день – +2;
– быстро одевают и забирают – -2;
– не испытывают интереса – -1.
Последние два варианта могут опосредовано свидетельствовать о занятости родителей или об отсутствии понимания необходимости стимулировать потребность общения через деловое сотрудничество с ребенком.
По этому показателю максимальное количество баллов для одного ребенка – +6, минимальное – -6.
Таблица 2.1.2. Общение ребенка с родителями (М2)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Общение ребенка с родителями утром при расставании | Общение ребенка с родителями при встрече | Всего | ||||||||
целует родителя и машет рукой «до свидания» | поплачет и успокаивается | никак не реагирует на расставание | истерически рыдает и держит за ноги | радуется, «отвечает» на вопросы родителя | радуется, инициирует беседу | получает конфетку (или что-нибудь другое) и дает возможность себя одеть | не испытывает никаких эмоций | не хочет идти из группы | |||||
+2 | +1 | -2 | -1 | +2 | +2 | -2 | -2 | -1 | |||||
Ключ к заполнению таблицы
Источник
– обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;
– оптимизацию самосознания родителей;
– формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.
Направления психологической помощи семьям
Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:
– психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
– психологическом консультировании семей;
– психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, диагностической работы
Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.
Цели и задачи психологического изучения семей
Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.
В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:
– определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
– выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
– определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
– определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
– определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
– определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.
Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах. Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.Цели, задачи, принципы
Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.
Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Психолого-педагогическая коррекция
В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:
– создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;
– переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;
– гармонизация психологического климата в семье;
– коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);
– формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:
– обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;
– обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
– коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
– коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радостъ его «маленьких» успехов;
– коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;
– осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
– повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;
– трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
Формы работы:
1. демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;
2. конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;
3. выполнение домашних заданий со своим ребенком;
4. чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;
5. реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.
В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум.
Источник