Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка

Цели, задачи и принципы психологической коррек­ционной работы вытекают из теоретического обоснова­ния и основных положений концепции психологиче­ской помощи семье ребенка с отклонениями в разви­тии.

Целямипсихологической коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в раз­витии, являются:

— обеспечение адекватных микросоциальных усло­вии развития ребенка в семье;

— преодоление состояния фрустрации и оптимиза­ция самосознания родителей;

— формирование у близких ребенка позитивного отношения к нему и оптимистичного взгляда в будущее.

Задачи:

— формирование у родителей мотивации к взаимо­действию с работниками специального учреждения;

— оптимизация самосознания родителей, снижение уровня фрустрированности их личности;

— оптимизация личностного развития детей с пси­хофизическими недостатками;

— обучение родителей приемам формирования в се­мье реабилитационных условий, обеспечивающих опти­мальное развитие ребенка с психофизическими наруше­ниями;

— установление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, и их коррекция;

— выявление социально-психологических внутрисемейных факторов, способствующих гармоничному раз­витию ребенка в семье;

— оптимизация межличностных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, детско-родительских, сиблинговых);

— повышение психолого-педагогической компе­тентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нару­шениями;

— коррекция воспитательских позиций родителей и  помощь в выборе адекватных мер воздействия.

Работа с семьями детей с отклонениями в развитии строится на следующих основополагающих принципах(Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева).

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой и эффективностью вы­полнения коррекционных программ. Этот принцип по­зволяет не только исправить имеющиеся нарушения, но и своевременно их предупредить.

Принцип гуманистической направленности психологи­ческой помощи. Этот принцип основан на признании са­моценности личности любого человека независимо от

наличия у него того или иного дефекта и необходимос­ти создания условий для его гармоничного развития.

Принцип интегративного использования психолого-пе­дагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разно­образных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществ­лять их коррекцию.

Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип позволяет ориентировать психокоррекционную работу на разрешение личностных и межлич­ностных конфликтов между членами семьи, ориентиро­вать их на успешное взаимодействие и контакты.

Принцип оказания личностно-ориентированной помо­щи ребенку и членам его семьи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у членов семьи ребенка с откло­нениями в развитии и у лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

Принцип обязательного включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс. Этот принцип позволя­ет не только оптимизировать детско-родительские и ро-дительско-детские отношения и повысить педагогиче­скую компетентность родителей, но и дает возможность осуществить коррекцию психологического самосозна­ния самих родителей.

Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип на­правлен на формирование положительных ценностных Установок у родителей ребенка (лиц, их заменяющих)на принятие его дефекта членами семьи и значимыми лицами социального окружения.

Принцип оптимизации воспитательных приемов, ис­пользуемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью этого принципа повышается педагогическая грамотность и психологическая компетентность родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.

Принцип единства коррекционно-воспитательного воз­действия семьи, образовательных учреждений и специ­алистов социальных и психолого-педагогических служб. Успех коррекционной работы возможен только при ус­ловии тесного взаимодействия между семьей, специаль­ным коррекционным образовательным учреждением и специалистами службы социальной и психологической помощи семье.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонения­ми в развитии.

2. Почему семьям с проблемными детьми необходимо оказывать психокоррекционную помощь?

3. Раскройте содержание основных концептуальных положений системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

4. Определите цели и задачи психологической коррекциониой работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.

5.Леречислите принципы психологической коррек­ционной работы с семьей проблемного ребенка. Рас­кройте их содержание.

Глава 3

Источник

Пусковым элементом всякого психического и речевого развития, является зарождение интенции общения, т.е. смутного, неосознаваемого желания вступать в процесс коммуникации. Важной составляющей развития малыша становится появление у него собственного желания общаться. Такое желание заложено в родовую память новорожденного только как потенциальная возможность. Будет ли реализована данная ребенку потенциальная возможность или нет, зависит от его ближайшего взрослого окружения. В частности от умения родителей эмоционально насыщенно общаться с новорожденным, затем и с малышом.

Поэтому важной частью диагностики становится изучение ближайшего социального окружения, формирующего эмоциональную и психоречевую сферы ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка раннего возраста включает в себя семью, педагогов и детей, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение. В речевой среде семьи закладываются основные коммуникативные и языковые компетенции.

Среди микросоциальных условий, оказывающих влияние на развитие ребенка раннего возраста, можно выделить следующие:

· структура семьи (нуклеарная (Ссылка внизу страницы семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми)) или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

Читайте также:  Слоним дошкольный центр развития ребенка

· материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень дохода, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

· краткая характеристика родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

· психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами;

· речевая среда.[5]

Последние исследования выявили, что в основном на развитие речи ребенка раннего возраста влияет мать [26]. Материнское поведение, во всем многообразии его проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша.

Специфика речевого общения взрослых с маленькими детьми подчеркивается в многочисленных исследованиях в психолингвистике, педагогике, антропологии и логопедии.

Специфические формы речи, обращенной к ребенку, отражают следующие термины: инпут, baby talk, mother’s-, father’s-, parental speech, caretaker speech, nursery language; child-directed speech, infant-directed speech. [20]. В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. Эта речь обладает рядом особенностей: использование нераспространенных предложений; частые повторы, сопровождаемые перестановкой членов предложения; отсутствие сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов; большая часть слов относится к разряду ономатопей; богатая интонационная окраска; ситуативность речи; коррекция (шлифовка) речи ребенка [27].

Первые языковые средства ребёнок принимает из той речевой среды, в которой находится. Мы можем увидеть понимание языковых средств в эмоциональном реагировании ребёнка в общении со взрослыми.

Таким образом, основные задачи данного этапа обследования:

· изучение условий семейного воспитания;

· изучение потребности общения с близким взрослым;

· изучение естественной языковой среды;

· исследование эмоционального реагирования ребенка.

Методы изучения:

· анкетирование родителей (приложение 1.1);

· анкетирование воспитателей групп (приложение 1.2, разделы анкеты для воспитателей 1,2,3,8,9,10,11);

· наблюдение за общением близких взрослых с ребенком при расставании в детском саду утром и при встрече вечером (таблица 2.);

· наблюдение за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях (таблица 2.1.1);

· наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка в группе (таблица 2.1.2.).

Таблицы включены основные параметры позволяют зафиксировать положительные (+1 или +2) и отрицательные (-1или -2) характеристики семейного окружения, естественной речевой среды и эмоционального реагирования ребенка.

Условия воспитания ребенка

Таблица 2.1. Стимуляция потребности общения близким взрослым М

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования   Чтение детской литературы дома Стимуляция речевого развития взрослым Всего
каждый день несколько раз в неделю редко оречевление совместных действий учат имитировать речевые звуки в игровой форме просят повторить или сказать  
заняты взрослые ребенок отказывается слушать  
      +2 +1 -1 -2 +2 или -2 +1 или -1 +1 или -1  
            

Ключ к заполнению таблицы

Чтение детской литературы дома:

– читают каждый день – +2;

– читают несколько раз в неделю – +1;

– читают редко: заняты взрослые – 1 балл; ребёнок отказывается слушать – 2 балла.

Стимуляция речевого развития взрослыми:

– оречевление совместных действий – +1;

– учат имитировать речевые звуки в игровой форме – +1

– просят повторить, сказать – +1.

Таким образом, по показателю «стимуляция общения близким взрослым» суммируются все баллы ребенка, по таблицам 2.2, 2.3 и 2.4.

Максимально возможное количество положительных баллов у ребенка по данному показателю – +7, максимально возможное количество отрицательных баллов – – 7.

Таблица 2.1.1. Общение родителей с ребенком (M1)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Общение родителей с ребенком утром при расставании Общение с ребенком при встрече Всего
помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят оставляют ребенка и сразу же уходят помогают ребенку одеться самому интересуются у педагога, как прошел день быстро одевают и забирают не интересуются, как прошел день  
      +2 – 2 – 1 +2 +2 -2 -1  

Ключ к заполнению таблицы

Общение родителей с ребенком утром при расставании:

– помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик (этот вариант предполагает мотивацию общения через деловое сотрудничество) – +1.

– раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят- -2;

– оставляют ребенка и сразу уходят – -1;

Последние два варианта опосредовано свидетельствуют об элементах гиперопеки (сами все делают за ребёнка потому, что так быстрее и удобнее для взрослых) или занятости родителей и отсутствии времени на стимуляцию потребности общения или о непонимании родителями необходимости стимулировать потребность общения в деловом сотрудничестве с ребенком.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка в доу пример

Общение с ребенком при встрече вечером:

– помогают ребенку одеться самому (вариант мотивации общения посредством делового сотрудничества) –+ 2;

– интересуются у педагога, как прошел день – +2;

– быстро одевают и забирают – -2;

– не испытывают интереса – -1.

Последние два варианта могут опосредовано свидетельствовать о занятости родителей или об отсутствии понимания необходимости стимулировать потребность общения через деловое сотрудничество с ребенком.

По этому показателю максимальное количество баллов для одного ребенка – +6, минимальное – -6.

Таблица 2.1.2. Общение ребенка с родителями (М2)

№ п/п Ф.И. ребенка дата рождения, дата обследования Общение ребенка с родителями утром при расставании Общение ребенка с родителями при встрече Всего
целует родителя и машет рукой «до свидания» поплачет
и успокаивается
никак не реагирует на расставание истерически рыдает и держит за ноги радуется, «отвечает» на вопросы родителя радуется, инициирует беседу получает конфетку (или что-нибудь другое) и дает возможность себя одеть не испытывает никаких эмоций не хочет идти из группы  
      +2 +1 -2 -1 +2 +2 -2 -2 -1  
              

Ключ к заполнению таблицы



Источник

–  обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;

–  оптимизацию самосознания родителей;

–  формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.

 Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

 Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.

Направления психологической помощи семьям

 Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:

–  психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;

–  психологическом консультировании семей;

–  психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.

Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, диагностической работы

 Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Цели и задачи психологического изучения семей

Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

 В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

–  определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

–  выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

–  определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

–  определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

–  определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

–  определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

 Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.

 Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

 Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.

 Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.

 Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах. Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Читайте также:  Роль социальной среды в формировании и развитии личности ребенка

Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.Цели, задачи, принципы

 Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.

 Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

 Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

 Психолого-педагогическая коррекция

 В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.

 Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:

–  создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;

–  переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;

–  гармонизация психологического климата в семье;

–  коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

–  формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

 Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

–  обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

–  обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

–  коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;

–  коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радостъ его «маленьких» успехов;

–  коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

–  осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

–  повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

–  трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

Формы работы:

1.  демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;

2.  конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;

3.  выполнение домашних заданий со своим ребенком;

4.  чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;

5.  реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.

В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум.

Источник