Объективные и субъективные факторы развития личности ребенка
Воспитание трудно подвергается анализу. Причина тому кроется в огромной сложности механизмов образования воспитанности и невозможности предугадать результат. Тем не менее, можно выделить факторы, которые обуславливают течение и эффективность воспитательного процесса.
Факторы воспитания
Определение 1
Фактором называют причину, влияющую, тем или иным образом, на воспитание.
Факторы воспитания бывают 2-х видов: объективные и субъективные.
Определение 2
Объективные факторы – это такие причины, которые не зависят от воспитанника.
Примерами объективных факторов служит следующее:
- Место рождения;
- Среда обитания;
- Природа и климат;
- Традиции и господствующие нормы в обществе.
Данные факторы предопределяют стержневые черты человека такие, как национальность, раса, религиозная направленность. Поменять что-то в действии объективных факторов воспитания почти не представляется возможным.
Субъективность воспитания
В остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность.
Определение 3
Субъективные факторы – это причины, зависящие от самого воспитанника и его учителей, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений.
Субъективный фактор – это, в частности:
- Склонность ученика к воспитанию и его умения воспринимать воспитательные влияния;
- Направленность воспитанника;
- Стремления, желания и намерения воспитанника;
- Личностные интересы воспитанника;
- Духовная связь между воспитанником и учителем;
- Взаимодействие учителей и воспитанников;
- Воспитательная система;
- Непосредственная деятельность воспитателей;
- Организация процесса воспитания;
- Педагогические программы воспитания;
- Морально-психологический настрой в коллективе.
Сильно влияет на воспитательный процесс воспитуемость ученика. Дети с высоким показателем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, прислушиваются к советам воспитателя. Все это сказывается на правильном использовании и преобразовании усвоенных способов социального поведения в жизни и существенно поднимает эффективность воспитания. Низкий уровень воспитуемости у детей проявляется в их закрытости для развития, нежелании прислушиваться к рекомендациям педагога. У плохо воспитуемых детей затрудняется ориентировка в новых условиях среды.
Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.
Определение 4
Воспитательная система – это комплекс связанных компонентов, который развивается в пространстве и во времени. Компонентами воспитательной системы являются: цели, общая деятельность людей, сами люди как субъекты воспитательной деятельности, среда, человеческие отношения.
В современных условиях повышается роль личности воспитателя и его влияния на продуктивность воспитательного процесса. Педагог, как главный генератор духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Лишь многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий рождает проблему эффективности. Актуальность данной проблемы растет по мере взросления ученика, параллельно растет и его рационально-критическое отношение к окружающей среде и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. На силу воспитательного воздействия влияет не его направленность, а то, кто и каким образом его осуществляет. Вот почему, первостепенным фактором эффективности процесса воспитания становится личность педагога.
Субъективные факторы достаточно переменчивые, непостоянные. Причем их действие может достигать довольно большой силы. Субъективные факторы появляются и воздействуют зачастую ситуационно, за короткий промежуток времени. Их применение в педагогической деятельности требует высокого педагогического профессионализма. В каждой конкретной ситуации сложный характер воздействия объективных и субъективных факторов, цели воспитания накладывают на воспитательный процесс свой неповторимый отпечаток.
Источник
Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
К группе объективных факторов развития личности относятся:
– генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
– социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
– обстоятельства биографии;
– культурная традиция, социальный и профессиональный статус;
– особенности страны и исторической эпохи.
Группу субъективных факторов составляют:
– психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитанника;
– система отношений с социумом;
– организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.
Обучение как целенаправленный процесс формирования личности.
Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Цели обучения определяют и соответствующие функции процесса обучения:
• Образовательная цель (функция) – формирование определенных знаний и навыков обучающихся.
• Воспитательная цель (функция) формирование мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности.
• Развивающая цель (функция) – развитие мышления, творческих способностей и дарований личности.
Содержание обучения — это та система знаний, умений и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы развития личности.
Методы обучения — это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения.
Формы организации обучения — это лекции, семинары, практические занятия, уроки, консультации и другие.
Сущность и структура учебной деятельности (учения).
Учебная деятельность, или учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы деятельности и поведения.
Структура учебной деятельностисостоит из следующих компонентов:
• Целевой компонент — осознание и принятие целей и задач своей учебной деятельности.
• Потребностно-мотивационный компонент — проявление интереса и других мотивов учения.
• Содержательно-операционный компонент — совокупность учебно-познавательных действий.
• Эмоционально-волевой компонент — проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебной деятельности.
• Контрольно-регулировочный компонент — самоконтроль и корректировка процесса учения.
• Оценочный компонент — осознание и самооценка результатов учебной деятельности.
Воспитание как социальное явление и как педагогическая деятельность.
Воспитание— это целенаправленное, заранее планируемое, специально организуемое и систематическое воздействие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социальных программ развития личности. Под влиянием воспитания человек развивается физически и социально.
Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации, к запуску внутренних механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.
В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействиям она может развиваться в самых различных направлениях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.
Закономерности процесса воспитания, его принципы, формы и методы.
Воспитание— это целенаправленное воздействие на личность. Воспитание всегда направлено на достижение определенной воспитанности человека. Гуманистические системы воспитания в качестве своего идеала всегда имели в виду всесторонне и гармонично развитую личность.
Система воспитания имеет следующие принципы:
– Уважительные отношения между педагогами и воспитанниками
• Природосообразность воспитания.
• Кулътуросообразность воспитания – опора на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привычки.
• Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения.
Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведением и другие.
Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые.
Источник
К числу главных факторов относятся:
- 1) сложившийся образ жизни, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;
- 2) условия жизни, содействующие становлению определенного образа жизни в различных регионах (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);
- 3) средства массовой коммуникации;
- 4) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на воспитанника (традиции, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы);
- 5) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
- 6) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
Каждый из выделенных факторов приходится учитывать при организации воспитательного процесса. Если знать силу влияния каждого фактора на продуктивность воспитания, тогда ее можно было бы рассчитывать, подобно тому, как рассчитывают продуктивность обучения. Однако на современном уровне развития науки эту задачу решить пока не удается: слишком неоднозначными, переменчивыми и подвижными оказываются факторы.
К объективным факторам относятся те, что не зависят от воспитанника. Их сравнительно немного: уголок Земли, где родился человек; природа, среди которой он развивается; климат, среда обитания; способ жизни его народа; традиции; господствующие нормы. Этим силам подчиняется каждый человек, они определяют его главные, стержневые признаки – национальность, расовую принадлежность, религиозную направленность и др. Изменить что- либо в действии объективных условий (факторов) воспитания невозможно. Человек велик именно принадлежностью к своей культуре, традициям своего народа. Воспитание во все времена и у всех народов только усиливает и развивает естественные качества человека, еще больше привязывает его к родной земле, вере, обычаям. В этом проявляется один из наиболее общих законов воспитания, названный законом естественной связи. Во всем остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность.
К субъективным условиям (факторам) воспитания относятся все причины, зависящие от самого воспитанника, его воспитателей, окружающих его людей, деятельности созданных людьми учебно-воспитательных учреждений. Это, в частности:
- • субъективные (личностные) предпочтения;
- • воспитуемость (склонность к воспитанию, способность воспитанника воспринимать воспитательные влияния);
- • направленность воспитанника, его желания, стремления, намерения;
- • воспитательные системы;
- • деятельность воспитателей;
- • организация воспитательного воздействия;
- • программы воспитания;
- • духовная связь воспитанника с воспитателем;
- • взаимодействие воспитателей с воспитанниками;
- • морально-психологический климат и др.
Субъективные факторы весьма переменчивы и непостоянны,
но их действие может достигать большой силы. Чаще всего они возникают и действуют ситуационно, в незначительном временном промежутке. Их вызов и использование требуют большого педагогического мастерства. Недаром говорится, что в одну минуту в воспитании можно все исправить или все погубить.
Источник
Главной
целью современного воспитания является
формирование всесторонне и гармонично
развитой личности.
Личность
человека формируется и развивается в
результате воздействия многочисленных
факторов, объективных и субъективных,
природных и общественных, внутренних
и внешних, независимых и зависимых от
воли и сознания людей, действующих
стихийно или согласно определенным
целям. При этом сам человек не мыслится
как пассивное существо, которое
фотографически отображает внешнее
воздействие. Он выступает как субъект
своего собственного формирования и
развития.
К
группе объективных
факторов
относятся:
–
генетическая наследственность и
состояние здоровья человека;
–
социальная и культурная принадлежность
семьи, оказывающая влияние на его
непосредственное окружение;
–
обстоятельства биографии;
–
культурная традиция, социальный и
профессиональный статус;
–
особенности страны и исторической
эпохи.
Группу
субъективных
факторов составляют:
–
психические особенности, мировоззрение,
ценностные ориентации, внутренние
потребности и интересы как воспитателя,
так и воспитанника;
–
система отношений с социумом;
–
организованные воспитательные
воздействия, как со стороны отдельных
групп, объединений, так и со стороны
всего сообщества.
Обучение как целенаправленный процесс формирования личности.
процесс
обучения имеет такую же структуру,
как и любой педагогический
процесс: цель
обучения — принципы обучения —
содержание
обучения — методы обучения — средства
обучения
— формы обучения.
Цель
обучения в
современной дидактике (теории обучения)
рассматривается как триединая, то есть
в единстве образовательной,
воспитательной и развивающей
составляющих.
Эти цели определяют и соответствующие
функции процесса обучения.
Образовательная
цель (функция)
процесса
обучения заключается
в формировании определенных знаний и
навыков
обучающихся.
Воспитательная
цель (функция)
предназначена
для формирования мировоззрения,
духовно-нравственных, эстетических
и других качеств личности.
Развивающая
цель (функция) обучения
реализуется, главным
образом, в развитии мышления, творческих
способностей
и дарований личности.
Принципы
обучения —
это основополагающие требования
к организации этого процесса.
Содержание
обучения
— это
та система знаний, умений и навыков,
которая подлежит усвоению в процессе
обучения и которая выступает в качестве
основы развития личности.
Методы
обучения
—
это
способы совместной работы обучающего
и обучаемых, позволяющие усваивать
конкретное содержание обучения.
Существует множество классификаций
методов обучения, наиболее популярными
из которых являются следующие
две:Классификация
по источнику получаемой информации,
Классификация по характеру познавательной
деятельности
обучаемых.
Средства
обучения — это
учебные программы, учебники, конспекты,
плакаты, технические средства обучения
(ТСО), раздаточный материал и т.д.
Формы
организации обучения —
это
лекции, семинары, лабороторно-практические
занятия, уроки, консультации, зачеты,
экзамены, самостоятельная учебная
работа и другие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Психология развития ребенка — одна из наиболее интенсивно разрабатываемых областей психологии, в пределах которой опубликованы десятки тысяч научных работ. Большой вклад в психологию развития внесли многие видные советские ученые – Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Мясищев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и другие. Глубоко изучены познавательные процессы и их развитие в детстве (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. В. Давыдов, Л, А. Венгер), мотивация и ее формирование у ребенка (Л. И. Божович), ход развития социаль-
-17-
ной перцепции (А. А. Бодалев), моральное развитие детей (Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон), сензитивные и критические периоды в развитии (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. С. Лейтес), роль коллектива и взаимоотношений в нем для развития детей (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский), влияние общения с матерью на развитие ребенка (М. И. Лисина) и многое другое. Как фундаментальная научная дисциплина психология развития ребенка лежит в основании многих областей практики, связанных с воспитанием и обучением.
Консультативная практика также опирается на достижения психологии развития, использует добытые наукой факты и закономерности. Нет никакой возможности даже очень кратко пересказать все релевантные консультативной практике факты и закономерности из области детской психологии. Практические задачи консультативной деятельности, однако, заставляют по-своему структурировать данные психологии развития, акцентировать те из них, которые непосредственно ориентируют консультативную практику. Точка зрения психолога-консультанта на данные психологии развития строится прежде всего на том, что объектом его анализа выступают различные формы неблагополучного развития и его причины. Эта точка зрения, далее, определяется двумя практическими задачами: распознать неблагополучие и его причины в данном конкретном случае и наметить, а затем и осуществить психологическое вмешательство в ход этого развития, повлиять на его причины или неблагоприятные условия.
Психология развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты психического развития с точки зрения консультативной практики удобно представить как расположенные на оси, заданной двумя полюсами.
На одном полюсе группируются факторы объективные,
-18-
выступающие как предпосылки или условия развития. К таким детерминантам относятся макросоциальные факторы — экономический и культурный уровень общества, наличествующие системы воспитания, уровень социальной заботы о ребенке, этнокультурные традиции; воспитания. Другой подкласс объективных детерминант; психического развития – это микросоциальные процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка, – в семье, в группе детского сада или классном коллективе. Третий подкласс — это факторы соматопсихические, которые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не менее представляют собой объективные предпосылки его развития. К ним относятся наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития, болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.
Перечисленные объективные факторы психическогого развития объединяются тем, что сам ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие эти объективные детерминанты. Другими словами, эти процессы отвечают не нуждам данного, конкретного ребенка, а потребностям других людей, групп или социальных общностей или общества в целом, хотя, конечно, другие люди стараются учитывать актуальные или будущие потребности ребенка. Что касается соматопсихических факторов, то и здесь выступает еще не сам ребенок, а его организм с его особенностями, которые формировались помимо потребностей, воли, действий самого ребенка.
Другой полюс образуют субъективные факторы, которые, хотя и находятся под воздействием и в зависимости от первых, составляют внутреннюю логику развития, точнее — саморазвития ребенка. Эти факторы включаютспецифику развития потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и самосознания, его поведенческого стиля.
Промежуточное положение занимают факторы, которые возникают на пересечении действия факторов объективных и субъективных, на пересечении векторов, идущих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с другими людьми — в семьеи в других коллективах.
Обобщающие теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант всех трех
-19-
перечисленных типов, которое образует реальную, эмпирически выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития (Е. Erikson, 1963). Для практики психологической консультации такое синтетическое видение важно, но, однако, не менее необходим и аналитический подход. Действительно, выявление группы факторов, преимущественно повлиявших на возникновение нарушений детского развития, в конкретном случае предопределяет и выбор одной из трех принципиальных стратегий психотерапевтической консультативной помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их личностных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних проблемах, 3) центрации на взаимоотношениях детей и родителей, их общении.
Выделение этих трех возможных стратегий обусловливает и то, что для индивидуально ориентированной психотерапевтической модели психологической помощи наибольший интерес из объективных детерминант психического развития представляют те, которые так или иначе связаны с родителями, их влиянием на ребенка. Макросоциальные влияния могут быть подвергнуты коррекции в ситуации работы с конкретной отдельной семьей в наименьшей степени; а воздействия на внесемейные микросоциальные процессы требуют включения тех звеньев психологической службы, которые ориентированы на работу в детских коллективах. Соматопсихические факторы, без сомнения, необходимо учитывать в ходе диагностической работы и консультирования родителей, однако их природа относится в большей мере к компетенции медицины. Влияние этих факторов на детское развитие и взаимоотношения в семье описано в отечественной литературе (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко). Таким образом, первостепенный интерес с точки зрения практических задач психологической помощи семье представляют три группы детерминант: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье.
Источник