О разработке индивидуальных планов развития и жизнеустройства ребенка

О разработке индивидуальных планов развития и жизнеустройства ребенка thumbnail

Государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Бирский детский дом Республики Башкортостан

Доклад на тему:

«Ведение индивидуального плана развития воспитанника».

Выступила: социальный педагог

Муллагалимова А.А.

Бирск

2017

Одной из основных технологий, применяемых в ходе реализации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, является технология составления и реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет, а орган опеки и попечительства утверждает индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка (далее ИПРиЖ).

ИПРиЖ – это персональный путь развития, жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, целью его является обеспечение и защита прав и законных интересов, в том числе право жить и воспитываться в семье, социальная адаптация в обществе.Психолог, педиатр, социальный педагог, логопед, воспитатель работают одновременно, они выявляют личные ресурсы, проблемы и потребности ребенка, составляют план коррекционной развивающей работы и рекомендаций.

Структура ИПРиЖ состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей. Логика работы по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка состоит из 4-х этапов (см. Рис.1):

Рис.1 Этапы работы по ИПРиЖ воспитанника

На этапе диагностики выявляются личные ресурсы ребенка, его интересы, определяется сфера успешности, возможные причины травм и проблем. После диагностики проводится педконсилиум, на котором выносится заключение и определяется, каких специалистов нужно привлечь для работы с ребенком. С опорой на ресурсы специалисты ставят цели, которые выполняются на этапе реализации. Осуществляется психолого-медико-педагогическая работа с ребенком, которая включает в себя комплексную реабилитацию, работу по преодолению последствий психологической травмы, формированию позитивного образа семьи, представлений о семейных ценностях, желания воспитываться в семье. С учетом промежуточных результатов при необходимости корректируютсязадачи и подводится общий итог работы.

На данный момент структура ИПРиЖ воспитанников детского дома состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей.

Базовая часть плана включает в себя информацию, в которой содержится основные сведения о ребенке (Рис.2).

Рис.2. Базовая часть ИПРиЖ воспитанника

Информацию, необходимую для заполнения базовой части, специалисты заполняют по документам, с которыми ребенок прибыл в учреждение. В случае, когда ребенок прибывает без документов (например, без паспорта или медицинской карты, ИНН и т.п.), тогда восстановление документов, оформление запросов в различные инстанции – это уже задачи деятельности конкретного специалиста (соцпедагога) в плановой части.

Затем фиксируется состояние здоровья ребенка и выносится коллегиальное заключение ПМПк, даются рекомендации по сопровождению, определяется наставник (либо сотрудник учреждения, либо привлеченный). Наиболее важно определить и зафиксировать в плане потребности и ожидания ребенка. Ведь без самого ребенка трудно за него простроить план его жизнеустройства, а ИПРиЖ по своей сути является социально-педагогической технологией и направлен на активное включение выпускника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей). На период выпуска из детского дома ИПРиЖ должен быть фактически договором между ребенком и специалистами, в котором четко указывается роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для выпускника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.

Далее заполняется история жизни ребенка, с самого рождения до поступления в учреждение. Данные о ребенке изложены в хронологическом порядке в виде таблицы. Это очень важный момент. Если к нему подойти формально, то и организация реабилитационной, коррекционной работы будет организована формально. История жизни – это не просто констатация фактов, это пусковой механизм процесса. Он дает нам информацию о том, был ли у ребенка опыт проживания в семье или продолжительного общения с близкими взрослыми; сколько раз приходилось переживатьрасставание/утратуотношений; по каким причинам ребенок покидал ту или иную семью, учреждение и возможность поддержания связи со значимыми взрослыми. Этот опыт влияет на развитие ребенка и способность устанавливать эмоциональные связи с другими людьми. Знание особенностей ребенка поможет в установлении и поддержании связей воспитанника с братьями, сестрами, биологическими родителями и другими родственниками, а так же даст возможность предоставить данную информацию замещающим родителям.Поэтому, если такой информации нет, то необходимо, сделать запросы: где был, где и с кем жил и т.п.Исходя из этих данных в дальнейшем ведется работа по установлению и поддержанию связи между ребенком и его родственниками.Поэтому нужно указывать всех родственников, с которыми возможно общение подопечного. Так же это делается для того, чтобы замещающая семья могла получить полную информацию о родственниках ребенка. Если же возможно восстановление родителей в правах в ближайшее время – важно также указать данную информацию в примечании.

Не менее важной является заключительный параметр базовой части: особенности травматического опыта ребенка.Указывается,известныли факты того, что ребенок подвергался любому виду насилия или был свидетелем жестокого обращения с окружающими его людьми. Здесь необходимо учесть владеет ли специалист, воспитатель знаниями в данной области. Ведь нередко под этим понимается только физическое или сексуальное насилие. При этом пренебрежение основными нуждами ребенка, эмоциональное (психическое) угрозы, оскорбления, унижение и т.п. также является насилием и имеет серьезные последствия для человека.Данная информация позволяет понять причины психологического и физического состояния воспитанника, какие реакции мы можем ожидать от ребенка и учесть это при планировании работы по его реабилитации и жизнеустройству.

Считаем, что чем тщательнее будет проработана базовая часть, тем более конкретной будет плановая часть.

Рис.3

II. ПЛАНОВАЯ ЧАСТЬ

Комплексное сопровождение воспитанника

на первое полугодие

План социального сопровождения

п/п

Направление

Содержание

Ответственный

Сроки

«Результат/Изменения»

Планпедагогического сопровождения

п/п

Направление

Содержание

Ответственный

Сроки

«Результат/Изменения»

План воспитательного сопровождения

п/п

Направление

Содержание

Ответственный

Сроки

«Результат/Изменения»

План медицинского сопровождения

п/п

Направление

Содержание

Ответственный

Сроки

«Результат/Изменения»

Следующая часть ИПРиЖ- плановая (Рис.3).Планирование деятельности логично вытекает из базовой части. Каждый специалист заполняет свой раздел, где указывает направления работы, содержание и результаты (например, раздел социального сопровождения, педагогического сопровождения, медицинского сопровождения и др.). Отражаются только те направления, по которым нужно работать с конкретным ребёнком. Они должны вытекать из потребностей, возможностей и ресурсов ребёнка, а также из его травмирующего опыта, тех проблем, которые были обозначены.В содержании пошагово прописываются те мероприятия, которые планируем проводить с воспитанником. Ключевая цель индивидуального плана – найти ребенку замещающую семью (помочь кровной семье в реабилитации и воссоединении с ребенком) либо организовать социализацию ребенка в других формах (например, гостевой режим, в т.ч. в семью кровных родственников). Поэтому помимо лечения ребенка или правовых мероприятий план должен описывать конкретные шаги по налаживанию контактов с родственниками либо по поиску замещающей/гостевой семьи. Указываем ответственных и сроки проведения каждого мероприятия.В графе «Результат/Изменения» подробно указываем, какие результаты достигнуты или не достигнуты, как изменился ребёнок по каждому направлению и почему. Результат не должен дублировать содержание.

Читайте также:  Экологического воспитания на развитие личности ребенка в доу

Анализ опыта специалистов по процессу заполнения плановой части выявил ряд проблем. В частности, это формальное заполнение документа. При заполнении первых планов шло перечисление одних и тех же мероприятий для всех воспитанников, без учета индивидуальности. Конкретизация просматривалась лишь частично у специалистов. Например, социальный педагог в мероприятиях чётко прописывает: взыскание алиментов с родителей или оформление пенсии по потере кормильца, постановка на учёт по жилью или сохранение жилья и т.п. Но и здесь есть недочеты, особенно у психологов, логопедов, дефектологов– это употребление специфических формулировок, не понятных другим. При планировании работы ощущаетсянехватка и знаний и умений в области грамотного анализа личностного развития ребёнка с ОВЗ, инвалидов, детей с серьёзными травмами.

Рис.4

III. РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Динамика развития и жизнеустройства ребенка за 1 полугодие

Воспитатель:

Психолог:

Социальный педагог:

Учитель – логопед:

Воспитатель__________________________________

Психолог____________________________________

Социальный педагог___________________________

Учитель-логопед______________________________

Врач-педиатр ________________________________

Все итоги проделанной работы фиксируются в результативной части (Рис.4).Каждый специалист прописывает результат своей работы с ребёнком за полугодие. Указывается,как развивается ребёнок, какие особенности, интересы, склонности или трудности у него были выявлены, какие результаты достигнуты. В этой части мы также столкнулись с трудностями правильной оценки изменений в воспитаннике. Оценивать ли личностные изменения воспитанника с точки зрения развития, формирования метапредметных компетентностей или фиксировать в форме отметки действий, включенности ребёнка и т.п.? Вопрос пока открытый.

Рис.5

IV. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рекомендации по развитию и жизнеустройству ребенка

Активы и пассивы ребенка:

Сильные стороны ребенка

(способности, качества, таланты, умения)

Слабые стороны ребенка

(особые потребности, трудности, проблемы)

Рекомендации для работы с ребёнком: _________

Рекомендуемая семья:

Критерии

Рекомендации

Наличие опыта воспитания приемных детей

Желаемый возраст приёмных родителей

Особенности семейной структуры

(Состав семьи, количество членов семьи)

Готовность принять на воспитание братьев/сестер

Наличие кровных и приемных детей, их возраст

Жилищные особенности и возможности

Трудовая занятость

Возможность обеспечить учебные потребности ребенка

Доступ к медицинской помощи

Доступ к учреждениям дополнительного образования, спортивных секций

Возможность оказывать долгосрочную родительскую поддержку после 18 -летия ребенка

Прочее

Рекомендации специалистов для семьи: __________

Хотелось бы заметить, что рекомендательная часть (Рис.5) – этосвязующее звено между детским домом и семьёй или учреждением, куда пойдёт выпускник учиться и получать профессию. Здесь мы указываем активы и пассивы ребёнка, т.е. сильные и слабые стороны. Заполняем в первый месяц пребывания ребёнка в учреждении, затем дополняем по мере наблюдений, диагностики, изменений.В рекомендациях для работы с ребёнком специалисты указывают, каким образом корректировать слабые стороны и развивать сильные.

В рекомендательной части составляем примерный портрет семьи, которая подходит именно этому ребёнку. Он составляется по критериям, которые важно учитывать при подборе семьи. Специалисты дают рекомендации для семьи, в которых указывают конкретные и точные действия, которые необходимо или недопустимо совершать по отношению к ребёнку для его развития.

В работе с ИПРиЖ важно учитывать некоторые риски, которые могут помешать получить желаемый положительный результат. Если это оставить без внимания, тогда ИПРиЖ может стать планом не развития воспитанника, а документом для отчёта в опеке.

Индивидуальный план разрабатывается в отношении каждого ребенка, поступившего в детский дом в течение 1 месяца. При разработке необходимо учитывать ряд обязательных условий. В разработке ИПРиЖ принимают участие все специалисты организации. Мы прекрасно понимаем, что если за процесс отвечают все, это равнозначно тому, что никто, поэтому нужно чётко определить держателя, главного в этом процессе, у нас это воспитатель. Так как он наиболее значимое лицо для ребенка в детском доме, именно воспитатель проводит больше всего времени с ребенком: он будет обсуждать план с ребёнком, он и будет курировать план.

Следующее не менее важное условие: места согласования. В первую очередь это встречи воспитателя со специалистами для выбора места, времени, формы взаимодействия адекватной конкретному ребенку, с учетом всех его особенностей. Во-вторых, это педконсилиум, он проводится после комплексной диагностики и прохождения ребенком периода адаптации. На нём составляется заключение междисциплинарной группой специалистов и планируется дальнейшая работа. Затем план передается на согласование и утверждение в ООиП. По окончанию полугодового периода реализации ИПРиЖ, процедура повторяется для оценки эффективности, корректировки и планирования дальнейшей деятельности.

ИПРиЖ в детском доме ведётся в электронном варианте, в сетевом режиме, это очень удобно, т.к. так как все участники могут отслеживать всю картину в целом. В отдел опеки план передается на согласование в печатном варианте.

Источник

Утверждаю

Начальник отдела опеки и попечительства

над несовершеннолетними

МО «Гусевский городской округ»

___________ Т.Ф.Баринова

«___» _________ 20___ г.

Утверждаю

И.о. главного врача

ГБУЗ «Специализированный  дом ребенка КО №2»____________ Н.П.Тростянская

«___» _________ 20___ г

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА

ВОСПИТАННИКА ГБУЗ «Специализированный

дом ребенка КО №2»

________________________г.р.

  1. Общие сведения:

Ф.И.О.  ______________________________

Дата рождения: ___________ г.

Гражданство: ___________

Дата устройства под надзор: ________________________________

Место нахождение (жительства): ___________________________________________

Сведения о родителях:

Мать – _____________________________________________________________

Отец – _____________________________________________________________

Сведения о  близких родственниках:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о праве на получение пенсии/пособия/алиментов/материнского капитала, получает алименты:

____________________________________________________________________________________.

Сведения о круге общения, привязанностях: ___________________________________________

Сведения о состоянии здоровья: ребенок с ОВЗ

Читайте также:  Массаж языка ребенку для развития речи в самаре

II. Основные направления деятельности:

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Отметка о

получении

  1. Реализация права на получение образования

Воспитывается и развивается в ГБУЗ «Спец. доме ребенка» по специальной программе развития ребенка со сложной структурой дефекта»

По заключению областной ПМПК

  1. Охрана здоровья. Профилактика инфекционных заболеваний, ПАВ

1.Консультирование по медицинским вопросам

2.Проведение диспансеризации

3.Организация летней оздоровительной кампании

  1. Психолого-педагогическое сопровождение. Коррекция имеющихся проблем в развитии

 Комплексная диагностика социальной ситуации развития, а именно сложившейся социально-психологической атмосферы;

Диагностика уровня социального развития ребенка;

Коррекционные индивидуальные и групповые занятия в соответствии с возрастными, медицинскими особенностями  ребенка  согласно заключению ПМПК (развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов с использованием  здоровосберегающих технологии), сетевое взаимодействие с другими педагогами.

Работа по установке эмоционального контакта с взрослыми людьми, детьми группы

(по рекомендации ПМПК)

  1. Установление/поддержание родственных связей. Возврат в кровную семью

1.Поддержание родственной связи с сестрой, бабушкой, дедушкой

2.Консультироование по внутрисемейным отношениям

3.Содействие в поддержание родственных связей с сестрой, бабушкой, дедушкой

  1. Защита жилищных и имущественных прав

1.Сбор документов для постановки на очередь для получения льготного жилья

  1. Подготовка, устройство в замещающую(кровную) семью

1.Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье;

2.Просвещение принимающей семьи: социально-психологические особенности семьи на разных этапах развития, задачи, стоящие перед семьей в кризисные периоды, возрастно-психологические особенности развития личности ребенка, возможность получения дополнительной помощи других специалистов; Разработка рекомендаций по адаптации ребенка в замещающей семье с учетом его возрастных, личностных и его индивидуальных особенностей

3.Консультирование по проблемам адаптационного процесса для ребенка и принимающей семьи.

4.Индивидуальные занятия с педагогом – психологом о роли семьи в обеспечении потребностей развития ребенка с принимающей семьей

5.Организация совместной работы с ребенком и принимающей семьей

(Организованные встречи, прогулки)

6.Подготовка ребенка к расставанию с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(Ритуал расставания)

7.Содействие в общении с кандидатами в приёмные родители

III. Итоги реализации плана ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Период реализации плана:    

Специалисты, осуществляющие реализацию плана развития и жизнеустройства ребёнка:

Дефектолог:

Психолог: Специалист по социальной работе:

Отметка о реализации: ____________________________________________________________

И.о. главного врача ГБУЗ «Специализированный дом ребенка КО №2» Тростянская Н.П.

Дата:  «____» ________________ 20___ г.

Источник

Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы

Государственное казённое учреждение города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»

Выступление на тему: ИПРЖ воспитанника: Принципы разработки, требования к содержанию

Провел

Социальный педагог

Н.С. Параскева

Январь 2020  г.

         В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет, а орган опеки и попечительства утверждает индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка (далее ИПРиЖ).

ИПРиЖ – это персональный путь развития, жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, целью его является обеспечение и защита прав и законных интересов, в том числе право жить и воспитываться в семье, социальная адаптация в обществе. Психолог, педиатр, социальный педагог, логопед, воспитатель работают одновременно, они выявляют личные ресурсы, проблемы и потребности ребенка, составляют план коррекционной развивающей работы и рекомендаций

Ведение индивидуальных планов обеспечивает применение в работе с воспитанниками следующих подходов: 
а) индивидуальный подход – планирование и осуществление работы с воспитанником исходя из выявленных ресурсов, индивидуальных проблем и потребностей в реабилитации, воспитании, развитии и социальной адаптации, семейном воспитании;
б) комплексный подход – в целях оптимальной реализации индивидуального плана и согласованной работы в обеспечении индивидуального подхода объединение ресурсов организации для детей-сирот и внешних ресурсов (органов государственной власти, общественных организаций, волонтеров);
в) конкретное планирование – соответствие запланированных мероприятий индивидуального плана критериям, обеспечивающим реалистичность достижения задач в поставленные сроки, возможность измерить и оценить результат, направленность мероприятий на решение конкретных проблем и обеспечение индивидуальных потребностей воспитанника;
г) обеспечение преемственности – в целях непрерывного сопровождения и поддержки воспитанника передача информации о достигнутых результатах и поставленных задачах реабилитации, воспитания, развития и социальной адаптации в ситуации возвращения ребенка в кровную семью, передачи под опеку или попечительств либо в приемную семью .
        Индивидуальный план жизнеустройства составляется в 2-х экземплярах, согласовывается с руководителем отдела социальной защиты населения и состоит из следующих частей: базовой, плановой, результативной и рекомендательной.
Уполномоченный специалист не позднее 3 дней с момента поступления воспитанника в организацию для детей-сирот назначает из числа специалистов организации  (в том числе воспитателя, психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача-педиатра) ответственного исполнителя и соисполнителей по составлению индивидуального плана.
Индивидуальный план пересматривается организацией не реже одного раза в шесть месяцев. При пересмотре индивидуального плана составляется новый индивидуальный план.
Не позднее 35 дней до истечения шестимесячного срока действия индивидуального плана специалистами центра(воспитателем, психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, врачом-педиатром) заполняется результативная часть индивидуального плана.
Не позднее 11 дней до истечения шестимесячного срока действия индивидуального плана разработанный новый индивидуальный план направляется ответственным исполнителем на согласование в орган опеки и попечительства. 
        На каждого воспитанника индивидуальные планы формируются в виде отдельного документа и приобщаются к личному делу воспитанника последовательно по мере составления.

Структура ИПРиЖ состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей. Логика работы по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка состоит из 4-х этапов

 На этапе диагностики выявляются личные ресурсы ребенка, его интересы, определяется сфера успешности, возможные причины травм и проблем. После диагностики проводится педконсилиум, на котором ,выносится заключение и определяется, каких специалистов нужно привлечь для работы с ребенком. С опорой на ресурсы специалисты ставят цели, которые выполняются на этапе реализации. Осуществляется психолого-медико-педагогическая работа с ребенком, которая включает в себя комплексную реабилитацию, работу по преодолению последствий психологической травмы, формированию позитивного образа семьи, представлений о семейных ценностях, желания воспитываться в семье. С учетом промежуточных результатов при необходимости корректируются задачи и подводится общий итог работы.

На данный момент структура ИПРиЖ воспитанников состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей.

Читайте также:  Развитие ребенка при беременности узи фото

Базовая часть плана включает в себя информацию, в которой содержится основные сведения о ребенке .

Информацию, необходимую для заполнения базовой части, специалисты заполняют по документам, с которыми ребенок прибыл в учреждение. В случае, когда ребенок прибывает без документов (например, без паспорта или медицинской карты,  и т.п.), тогда восстановление документов, оформление запросов в различные инстанции – это уже задачи деятельности конкретного специалиста (соцпедагога) в плановой части.

Затем фиксируется состояние здоровья ребенка и выносится коллегиальное заключение ПМПк, даются рекомендации . Наиболее важно определить и зафиксировать в плане потребности и ожидания ребенка. Ведь без самого ребенка трудно за него простроить план его жизнеустройства, а ИПРиЖ по своей сути является социально-педагогической технологией и направлен на активное включение воспитанника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей).

Далее заполняется история жизни ребенка, с самого рождения до поступления в учреждение. Данные о ребенке изложены в хронологическом порядке в виде таблицы. Это очень важный момент. Если к нему подойти формально, то и организация реабилитационной, коррекционной работы будет организована формально. История жизни – это не просто констатация фактов, это пусковой механизм процесса. Он дает нам информацию о том, был ли у ребенка опыт проживания в семье или продолжительного общения с близкими взрослыми; сколько раз приходилось переживать расставание/утрату отношений; по каким причинам ребенок покидал ту или иную семью, учреждение и возможность поддержания связи со значимыми взрослыми. Этот опыт влияет на развитие ребенка и способность устанавливать эмоциональные связи с другими людьми. Знание особенностей ребенка поможет в установлении и поддержании связей воспитанника с братьями, сестрами, биологическими родителями и другими родственниками, а так же даст возможность предоставить данную информацию замещающим родителям. Поэтому, если такой информации нет, то необходимо, сделать запросы: где был, где и с кем жил и т.п. Поэтому нужно указывать всех родственников, с которыми возможно общение подопечного. Так же это делается для того, чтобы замещающая семья могла получить полную информацию о родственниках ребенка. Если же возможно восстановление родителей в правах в ближайшее время – важно также указать данную информацию в примечании.

Не менее важной является заключительный параметр базовой части:особенности травматического опыта ребенка. Указывается,   факты того, что ребенок подвергался любому виду насилия или был свидетелем жестокого обращения с окружающими его людьми. Здесь необходимо учесть владеет ли специалист, воспитатель знаниями в данной области. Ведь нередко под этим понимается только физическое или сексуальное насилие. При этом пренебрежение основными нуждами ребенка, эмоциональное (психическое) угрозы, оскорбления, унижение и т.п. также является насилием и имеет серьезные последствия для человека. Данная информация позволяет понять причины психологического и физического состояния воспитанника, какие реакции мы можем ожидать от ребенка и учесть это при планировании работы по его реабилитации и жизнеустройству.

Считаем, что чем тщательнее будет проработана базовая часть, тем более конкретной будет плановая часть.

        Следующая часть ИПРиЖ- плановая .Планирование деятельности логично вытекает из базовой части. Каждый специалист заполняет свой раздел, где указывает направления работы, содержание и результаты (например, раздел социального сопровождения, педагогического сопровождения, медицинского сопровождения и др.). Отражаются только те направления, по которым нужно работать с конкретным ребёнком. Они должны вытекать из потребностей, возможностей и ресурсов ребёнка, а также из его травмирующего опыта, тех проблем, которые были обозначены. В содержании пошагово прописываются те мероприятия, которые планируем проводить с воспитанником. Ключевая цель индивидуального плана – найти ребенку замещающую семью (помочь кровной семье в реабилитации и воссоединении с ребенком) либо организовать социализацию ребенка в других формах (например, гостевой режим, в т.ч. в семью кровных родственников). Поэтому помимо лечения ребенка или правовых мероприятий план должен описывать конкретные шаги по налаживанию контактов с родственниками либо по поиску замещающей/гостевой семьи. Указываем ответственных и сроки проведения каждого мероприятия

Анализ опыта специалистов по процессу заполнения плановой части выявил ряд проблем. В частности, это формальное заполнение документа. При заполнении первых планов шло перечисление одних и тех же мероприятий для всех воспитанников, без учета индивидуальности. Конкретизация просматривалась лишь частично у специалистов. Например, социальный педагог в мероприятиях чётко прописывает: взыскание алиментов с родителей или оформление пенсии по потере кормильца, постановка на учёт по жилью или сохранение жилья и т.п. Но и здесь есть недочеты, особенно у психологов, логопедов, дефектологов – это употребление специфических формулировок, не понятных другим. При планировании работы ощущается нехватка и знаний и умений в области грамотного анализа личностного развития ребёнка с ОВЗ, инвалидов, детей с серьёзными травмами.

Все итоги проделанной работы фиксируются в результативной части. Каждый специалист прописывает результат своей работы с ребёнком за полугодие. Указывается, как развивается ребёнок, какие особенности, интересы, склонности или трудности у него были выявлены, какие результаты достигнуты. В этой части мы также столкнулись с трудностями правильной оценки изменений в воспитаннике. Оценивать ли личностные изменения воспитанника с точки зрения развития, формирования метапредметных компетентностей или фиксировать в форме отметки действий, включенности ребёнка и т.п.?

Индивидуальный план разрабатывается в отношении каждого ребенка, поступившего в учреждение в течение 1 месяца. При разработке необходимо учитывать ряд обязательных условий. В разработке ИПРиЖ принимают участие все специалисты организации. Мы прекрасно понимаем, что если за процесс отвечают все, это равнозначно тому, что никто, поэтому нужно чётко определить ответственного, главного в этом процессе.

Следующее не менее важное условие: места согласования. В первую очередь это встречи воспитателя со специалистами для выбора места, времени, формы взаимодействия адекватной конкретному ребенку, с учетом всех его особенностей.

 Во-вторых, это педконсилиум, он проводится после комплексной диагностики и прохождения ребенком периода адаптации. На нём составляется заключение междисциплинарной группой специалистов и планируется дальнейшая работа. Затем план передается на согласование и утверждение в ООиП. По окончанию полугодового периода реализации ИПРиЖ, процедура повторяется для оценки эффективности, корректировки и планирования дальнейшей деятельности.

Источник