О разработке индивидуальных планов развития и жизнеустройства ребенка
Государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Бирский детский дом Республики Башкортостан
Доклад на тему:
«Ведение индивидуального плана развития воспитанника».
Выступила: социальный педагог
Муллагалимова А.А.
Бирск
2017
Одной из основных технологий, применяемых в ходе реализации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, является технология составления и реализации индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет, а орган опеки и попечительства утверждает индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка (далее ИПРиЖ).
ИПРиЖ – это персональный путь развития, жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, целью его является обеспечение и защита прав и законных интересов, в том числе право жить и воспитываться в семье, социальная адаптация в обществе.Психолог, педиатр, социальный педагог, логопед, воспитатель работают одновременно, они выявляют личные ресурсы, проблемы и потребности ребенка, составляют план коррекционной развивающей работы и рекомендаций.
Структура ИПРиЖ состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей. Логика работы по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка состоит из 4-х этапов (см. Рис.1):
Рис.1 Этапы работы по ИПРиЖ воспитанника
На этапе диагностики выявляются личные ресурсы ребенка, его интересы, определяется сфера успешности, возможные причины травм и проблем. После диагностики проводится педконсилиум, на котором выносится заключение и определяется, каких специалистов нужно привлечь для работы с ребенком. С опорой на ресурсы специалисты ставят цели, которые выполняются на этапе реализации. Осуществляется психолого-медико-педагогическая работа с ребенком, которая включает в себя комплексную реабилитацию, работу по преодолению последствий психологической травмы, формированию позитивного образа семьи, представлений о семейных ценностях, желания воспитываться в семье. С учетом промежуточных результатов при необходимости корректируютсязадачи и подводится общий итог работы.
На данный момент структура ИПРиЖ воспитанников детского дома состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей.
Базовая часть плана включает в себя информацию, в которой содержится основные сведения о ребенке (Рис.2).
Рис.2. Базовая часть ИПРиЖ воспитанника
Информацию, необходимую для заполнения базовой части, специалисты заполняют по документам, с которыми ребенок прибыл в учреждение. В случае, когда ребенок прибывает без документов (например, без паспорта или медицинской карты, ИНН и т.п.), тогда восстановление документов, оформление запросов в различные инстанции – это уже задачи деятельности конкретного специалиста (соцпедагога) в плановой части.
Затем фиксируется состояние здоровья ребенка и выносится коллегиальное заключение ПМПк, даются рекомендации по сопровождению, определяется наставник (либо сотрудник учреждения, либо привлеченный). Наиболее важно определить и зафиксировать в плане потребности и ожидания ребенка. Ведь без самого ребенка трудно за него простроить план его жизнеустройства, а ИПРиЖ по своей сути является социально-педагогической технологией и направлен на активное включение выпускника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей). На период выпуска из детского дома ИПРиЖ должен быть фактически договором между ребенком и специалистами, в котором четко указывается роль и ответственность каждого участника и, соответственно, он является открытым документом для выпускника, в котором фиксируется его согласие на реализацию плана.
Далее заполняется история жизни ребенка, с самого рождения до поступления в учреждение. Данные о ребенке изложены в хронологическом порядке в виде таблицы. Это очень важный момент. Если к нему подойти формально, то и организация реабилитационной, коррекционной работы будет организована формально. История жизни – это не просто констатация фактов, это пусковой механизм процесса. Он дает нам информацию о том, был ли у ребенка опыт проживания в семье или продолжительного общения с близкими взрослыми; сколько раз приходилось переживатьрасставание/утратуотношений; по каким причинам ребенок покидал ту или иную семью, учреждение и возможность поддержания связи со значимыми взрослыми. Этот опыт влияет на развитие ребенка и способность устанавливать эмоциональные связи с другими людьми. Знание особенностей ребенка поможет в установлении и поддержании связей воспитанника с братьями, сестрами, биологическими родителями и другими родственниками, а так же даст возможность предоставить данную информацию замещающим родителям.Поэтому, если такой информации нет, то необходимо, сделать запросы: где был, где и с кем жил и т.п.Исходя из этих данных в дальнейшем ведется работа по установлению и поддержанию связи между ребенком и его родственниками.Поэтому нужно указывать всех родственников, с которыми возможно общение подопечного. Так же это делается для того, чтобы замещающая семья могла получить полную информацию о родственниках ребенка. Если же возможно восстановление родителей в правах в ближайшее время – важно также указать данную информацию в примечании.
Не менее важной является заключительный параметр базовой части: особенности травматического опыта ребенка.Указывается,известныли факты того, что ребенок подвергался любому виду насилия или был свидетелем жестокого обращения с окружающими его людьми. Здесь необходимо учесть владеет ли специалист, воспитатель знаниями в данной области. Ведь нередко под этим понимается только физическое или сексуальное насилие. При этом пренебрежение основными нуждами ребенка, эмоциональное (психическое) угрозы, оскорбления, унижение и т.п. также является насилием и имеет серьезные последствия для человека.Данная информация позволяет понять причины психологического и физического состояния воспитанника, какие реакции мы можем ожидать от ребенка и учесть это при планировании работы по его реабилитации и жизнеустройству.
Считаем, что чем тщательнее будет проработана базовая часть, тем более конкретной будет плановая часть.
Рис.3
II. ПЛАНОВАЯ ЧАСТЬ
Комплексное сопровождение воспитанника
на первое полугодие
План социального сопровождения
п/п
Направление
Содержание
Ответственный
Сроки
«Результат/Изменения»
Планпедагогического сопровождения
п/п
Направление
Содержание
Ответственный
Сроки
«Результат/Изменения»
План воспитательного сопровождения
п/п
Направление
Содержание
Ответственный
Сроки
«Результат/Изменения»
План медицинского сопровождения
п/п
Направление
Содержание
Ответственный
Сроки
«Результат/Изменения»
Следующая часть ИПРиЖ- плановая (Рис.3).Планирование деятельности логично вытекает из базовой части. Каждый специалист заполняет свой раздел, где указывает направления работы, содержание и результаты (например, раздел социального сопровождения, педагогического сопровождения, медицинского сопровождения и др.). Отражаются только те направления, по которым нужно работать с конкретным ребёнком. Они должны вытекать из потребностей, возможностей и ресурсов ребёнка, а также из его травмирующего опыта, тех проблем, которые были обозначены.В содержании пошагово прописываются те мероприятия, которые планируем проводить с воспитанником. Ключевая цель индивидуального плана – найти ребенку замещающую семью (помочь кровной семье в реабилитации и воссоединении с ребенком) либо организовать социализацию ребенка в других формах (например, гостевой режим, в т.ч. в семью кровных родственников). Поэтому помимо лечения ребенка или правовых мероприятий план должен описывать конкретные шаги по налаживанию контактов с родственниками либо по поиску замещающей/гостевой семьи. Указываем ответственных и сроки проведения каждого мероприятия.В графе «Результат/Изменения» подробно указываем, какие результаты достигнуты или не достигнуты, как изменился ребёнок по каждому направлению и почему. Результат не должен дублировать содержание.
Анализ опыта специалистов по процессу заполнения плановой части выявил ряд проблем. В частности, это формальное заполнение документа. При заполнении первых планов шло перечисление одних и тех же мероприятий для всех воспитанников, без учета индивидуальности. Конкретизация просматривалась лишь частично у специалистов. Например, социальный педагог в мероприятиях чётко прописывает: взыскание алиментов с родителей или оформление пенсии по потере кормильца, постановка на учёт по жилью или сохранение жилья и т.п. Но и здесь есть недочеты, особенно у психологов, логопедов, дефектологов– это употребление специфических формулировок, не понятных другим. При планировании работы ощущаетсянехватка и знаний и умений в области грамотного анализа личностного развития ребёнка с ОВЗ, инвалидов, детей с серьёзными травмами.
Рис.4
III. РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Динамика развития и жизнеустройства ребенка за 1 полугодие
Воспитатель:
Психолог:
Социальный педагог:
Учитель – логопед:
Воспитатель__________________________________
Психолог____________________________________
Социальный педагог___________________________
Учитель-логопед______________________________
Врач-педиатр ________________________________
Все итоги проделанной работы фиксируются в результативной части (Рис.4).Каждый специалист прописывает результат своей работы с ребёнком за полугодие. Указывается,как развивается ребёнок, какие особенности, интересы, склонности или трудности у него были выявлены, какие результаты достигнуты. В этой части мы также столкнулись с трудностями правильной оценки изменений в воспитаннике. Оценивать ли личностные изменения воспитанника с точки зрения развития, формирования метапредметных компетентностей или фиксировать в форме отметки действий, включенности ребёнка и т.п.? Вопрос пока открытый.
Рис.5
IV. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рекомендации по развитию и жизнеустройству ребенка
Активы и пассивы ребенка:
Сильные стороны ребенка
(способности, качества, таланты, умения)
Слабые стороны ребенка
(особые потребности, трудности, проблемы)
Рекомендации для работы с ребёнком: _________
Рекомендуемая семья:
Критерии
Рекомендации
Наличие опыта воспитания приемных детей
Желаемый возраст приёмных родителей
Особенности семейной структуры
(Состав семьи, количество членов семьи)
Готовность принять на воспитание братьев/сестер
Наличие кровных и приемных детей, их возраст
Жилищные особенности и возможности
Трудовая занятость
Возможность обеспечить учебные потребности ребенка
Доступ к медицинской помощи
Доступ к учреждениям дополнительного образования, спортивных секций
Возможность оказывать долгосрочную родительскую поддержку после 18 -летия ребенка
Прочее
Рекомендации специалистов для семьи: __________
Хотелось бы заметить, что рекомендательная часть (Рис.5) – этосвязующее звено между детским домом и семьёй или учреждением, куда пойдёт выпускник учиться и получать профессию. Здесь мы указываем активы и пассивы ребёнка, т.е. сильные и слабые стороны. Заполняем в первый месяц пребывания ребёнка в учреждении, затем дополняем по мере наблюдений, диагностики, изменений.В рекомендациях для работы с ребёнком специалисты указывают, каким образом корректировать слабые стороны и развивать сильные.
В рекомендательной части составляем примерный портрет семьи, которая подходит именно этому ребёнку. Он составляется по критериям, которые важно учитывать при подборе семьи. Специалисты дают рекомендации для семьи, в которых указывают конкретные и точные действия, которые необходимо или недопустимо совершать по отношению к ребёнку для его развития.
В работе с ИПРиЖ важно учитывать некоторые риски, которые могут помешать получить желаемый положительный результат. Если это оставить без внимания, тогда ИПРиЖ может стать планом не развития воспитанника, а документом для отчёта в опеке.
Индивидуальный план разрабатывается в отношении каждого ребенка, поступившего в детский дом в течение 1 месяца. При разработке необходимо учитывать ряд обязательных условий. В разработке ИПРиЖ принимают участие все специалисты организации. Мы прекрасно понимаем, что если за процесс отвечают все, это равнозначно тому, что никто, поэтому нужно чётко определить держателя, главного в этом процессе, у нас это воспитатель. Так как он наиболее значимое лицо для ребенка в детском доме, именно воспитатель проводит больше всего времени с ребенком: он будет обсуждать план с ребёнком, он и будет курировать план.
Следующее не менее важное условие: места согласования. В первую очередь это встречи воспитателя со специалистами для выбора места, времени, формы взаимодействия адекватной конкретному ребенку, с учетом всех его особенностей. Во-вторых, это педконсилиум, он проводится после комплексной диагностики и прохождения ребенком периода адаптации. На нём составляется заключение междисциплинарной группой специалистов и планируется дальнейшая работа. Затем план передается на согласование и утверждение в ООиП. По окончанию полугодового периода реализации ИПРиЖ, процедура повторяется для оценки эффективности, корректировки и планирования дальнейшей деятельности.
ИПРиЖ в детском доме ведётся в электронном варианте, в сетевом режиме, это очень удобно, т.к. так как все участники могут отслеживать всю картину в целом. В отдел опеки план передается на согласование в печатном варианте.
Источник
Утверждаю
Начальник отдела опеки и попечительства
над несовершеннолетними
МО «Гусевский городской округ»
___________ Т.Ф.Баринова
«___» _________ 20___ г.
Утверждаю
И.о. главного врача
ГБУЗ «Специализированный дом ребенка КО №2»____________ Н.П.Тростянская
«___» _________ 20___ г
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
ВОСПИТАННИКА ГБУЗ «Специализированный
дом ребенка КО №2»
________________________г.р.
- Общие сведения:
Ф.И.О. ______________________________
Дата рождения: ___________ г.
Гражданство: ___________
Дата устройства под надзор: ________________________________
Место нахождение (жительства): ___________________________________________
Сведения о родителях:
Мать – _____________________________________________________________
Отец – _____________________________________________________________
Сведения о близких родственниках:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о праве на получение пенсии/пособия/алиментов/материнского капитала, получает алименты:
____________________________________________________________________________________.
Сведения о круге общения, привязанностях: ___________________________________________
Сведения о состоянии здоровья: ребенок с ОВЗ
II. Основные направления деятельности:
Мероприятие | Сроки | Ответственный | Отметка о получении |
| |||
Воспитывается и развивается в ГБУЗ «Спец. доме ребенка» по специальной программе развития ребенка со сложной структурой дефекта» По заключению областной ПМПК | |||
| |||
1.Консультирование по медицинским вопросам | |||
2.Проведение диспансеризации | |||
3.Организация летней оздоровительной кампании | |||
| |||
Комплексная диагностика социальной ситуации развития, а именно сложившейся социально-психологической атмосферы; | |||
Диагностика уровня социального развития ребенка; | |||
Коррекционные индивидуальные и групповые занятия в соответствии с возрастными, медицинскими особенностями ребенка согласно заключению ПМПК (развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов с использованием здоровосберегающих технологии), сетевое взаимодействие с другими педагогами. | |||
Работа по установке эмоционального контакта с взрослыми людьми, детьми группы (по рекомендации ПМПК) | |||
| |||
1.Поддержание родственной связи с сестрой, бабушкой, дедушкой | |||
2.Консультироование по внутрисемейным отношениям | |||
3.Содействие в поддержание родственных связей с сестрой, бабушкой, дедушкой | |||
| |||
1.Сбор документов для постановки на очередь для получения льготного жилья | |||
| |||
1.Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье; | |||
2.Просвещение принимающей семьи: социально-психологические особенности семьи на разных этапах развития, задачи, стоящие перед семьей в кризисные периоды, возрастно-психологические особенности развития личности ребенка, возможность получения дополнительной помощи других специалистов; Разработка рекомендаций по адаптации ребенка в замещающей семье с учетом его возрастных, личностных и его индивидуальных особенностей | |||
3.Консультирование по проблемам адаптационного процесса для ребенка и принимающей семьи. | |||
4.Индивидуальные занятия с педагогом – психологом о роли семьи в обеспечении потребностей развития ребенка с принимающей семьей | |||
5.Организация совместной работы с ребенком и принимающей семьей (Организованные встречи, прогулки) | |||
6.Подготовка ребенка к расставанию с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Ритуал расставания) | |||
7.Содействие в общении с кандидатами в приёмные родители |
III. Итоги реализации плана ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Период реализации плана:
Специалисты, осуществляющие реализацию плана развития и жизнеустройства ребёнка:
Дефектолог:
Психолог: Специалист по социальной работе:
Отметка о реализации: ____________________________________________________________
И.о. главного врача ГБУЗ «Специализированный дом ребенка КО №2» Тростянская Н.П.
Дата: «____» ________________ 20___ г.
Источник
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Государственное казённое учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»
Выступление на тему: ИПРЖ воспитанника: Принципы разработки, требования к содержанию
Провел
Социальный педагог
Н.С. Параскева
Январь 2020 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет, а орган опеки и попечительства утверждает индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка (далее ИПРиЖ).
ИПРиЖ – это персональный путь развития, жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, целью его является обеспечение и защита прав и законных интересов, в том числе право жить и воспитываться в семье, социальная адаптация в обществе. Психолог, педиатр, социальный педагог, логопед, воспитатель работают одновременно, они выявляют личные ресурсы, проблемы и потребности ребенка, составляют план коррекционной развивающей работы и рекомендаций
Ведение индивидуальных планов обеспечивает применение в работе с воспитанниками следующих подходов:
а) индивидуальный подход – планирование и осуществление работы с воспитанником исходя из выявленных ресурсов, индивидуальных проблем и потребностей в реабилитации, воспитании, развитии и социальной адаптации, семейном воспитании;
б) комплексный подход – в целях оптимальной реализации индивидуального плана и согласованной работы в обеспечении индивидуального подхода объединение ресурсов организации для детей-сирот и внешних ресурсов (органов государственной власти, общественных организаций, волонтеров);
в) конкретное планирование – соответствие запланированных мероприятий индивидуального плана критериям, обеспечивающим реалистичность достижения задач в поставленные сроки, возможность измерить и оценить результат, направленность мероприятий на решение конкретных проблем и обеспечение индивидуальных потребностей воспитанника;
г) обеспечение преемственности – в целях непрерывного сопровождения и поддержки воспитанника передача информации о достигнутых результатах и поставленных задачах реабилитации, воспитания, развития и социальной адаптации в ситуации возвращения ребенка в кровную семью, передачи под опеку или попечительств либо в приемную семью .
Индивидуальный план жизнеустройства составляется в 2-х экземплярах, согласовывается с руководителем отдела социальной защиты населения и состоит из следующих частей: базовой, плановой, результативной и рекомендательной.
Уполномоченный специалист не позднее 3 дней с момента поступления воспитанника в организацию для детей-сирот назначает из числа специалистов организации (в том числе воспитателя, психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача-педиатра) ответственного исполнителя и соисполнителей по составлению индивидуального плана.
Индивидуальный план пересматривается организацией не реже одного раза в шесть месяцев. При пересмотре индивидуального плана составляется новый индивидуальный план.
Не позднее 35 дней до истечения шестимесячного срока действия индивидуального плана специалистами центра(воспитателем, психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, врачом-педиатром) заполняется результативная часть индивидуального плана.
Не позднее 11 дней до истечения шестимесячного срока действия индивидуального плана разработанный новый индивидуальный план направляется ответственным исполнителем на согласование в орган опеки и попечительства.
На каждого воспитанника индивидуальные планы формируются в виде отдельного документа и приобщаются к личному делу воспитанника последовательно по мере составления.
Структура ИПРиЖ состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей. Логика работы по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка состоит из 4-х этапов
На этапе диагностики выявляются личные ресурсы ребенка, его интересы, определяется сфера успешности, возможные причины травм и проблем. После диагностики проводится педконсилиум, на котором ,выносится заключение и определяется, каких специалистов нужно привлечь для работы с ребенком. С опорой на ресурсы специалисты ставят цели, которые выполняются на этапе реализации. Осуществляется психолого-медико-педагогическая работа с ребенком, которая включает в себя комплексную реабилитацию, работу по преодолению последствий психологической травмы, формированию позитивного образа семьи, представлений о семейных ценностях, желания воспитываться в семье. С учетом промежуточных результатов при необходимости корректируются задачи и подводится общий итог работы.
На данный момент структура ИПРиЖ воспитанников состоит из базовой, плановой, результативной и рекомендательной частей.
Базовая часть плана включает в себя информацию, в которой содержится основные сведения о ребенке .
Информацию, необходимую для заполнения базовой части, специалисты заполняют по документам, с которыми ребенок прибыл в учреждение. В случае, когда ребенок прибывает без документов (например, без паспорта или медицинской карты, и т.п.), тогда восстановление документов, оформление запросов в различные инстанции – это уже задачи деятельности конкретного специалиста (соцпедагога) в плановой части.
Затем фиксируется состояние здоровья ребенка и выносится коллегиальное заключение ПМПк, даются рекомендации . Наиболее важно определить и зафиксировать в плане потребности и ожидания ребенка. Ведь без самого ребенка трудно за него простроить план его жизнеустройства, а ИПРиЖ по своей сути является социально-педагогической технологией и направлен на активное включение воспитанника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей).
Далее заполняется история жизни ребенка, с самого рождения до поступления в учреждение. Данные о ребенке изложены в хронологическом порядке в виде таблицы. Это очень важный момент. Если к нему подойти формально, то и организация реабилитационной, коррекционной работы будет организована формально. История жизни – это не просто констатация фактов, это пусковой механизм процесса. Он дает нам информацию о том, был ли у ребенка опыт проживания в семье или продолжительного общения с близкими взрослыми; сколько раз приходилось переживать расставание/утрату отношений; по каким причинам ребенок покидал ту или иную семью, учреждение и возможность поддержания связи со значимыми взрослыми. Этот опыт влияет на развитие ребенка и способность устанавливать эмоциональные связи с другими людьми. Знание особенностей ребенка поможет в установлении и поддержании связей воспитанника с братьями, сестрами, биологическими родителями и другими родственниками, а так же даст возможность предоставить данную информацию замещающим родителям. Поэтому, если такой информации нет, то необходимо, сделать запросы: где был, где и с кем жил и т.п. Поэтому нужно указывать всех родственников, с которыми возможно общение подопечного. Так же это делается для того, чтобы замещающая семья могла получить полную информацию о родственниках ребенка. Если же возможно восстановление родителей в правах в ближайшее время – важно также указать данную информацию в примечании.
Не менее важной является заключительный параметр базовой части:особенности травматического опыта ребенка. Указывается, факты того, что ребенок подвергался любому виду насилия или был свидетелем жестокого обращения с окружающими его людьми. Здесь необходимо учесть владеет ли специалист, воспитатель знаниями в данной области. Ведь нередко под этим понимается только физическое или сексуальное насилие. При этом пренебрежение основными нуждами ребенка, эмоциональное (психическое) угрозы, оскорбления, унижение и т.п. также является насилием и имеет серьезные последствия для человека. Данная информация позволяет понять причины психологического и физического состояния воспитанника, какие реакции мы можем ожидать от ребенка и учесть это при планировании работы по его реабилитации и жизнеустройству.
Считаем, что чем тщательнее будет проработана базовая часть, тем более конкретной будет плановая часть.
Следующая часть ИПРиЖ- плановая .Планирование деятельности логично вытекает из базовой части. Каждый специалист заполняет свой раздел, где указывает направления работы, содержание и результаты (например, раздел социального сопровождения, педагогического сопровождения, медицинского сопровождения и др.). Отражаются только те направления, по которым нужно работать с конкретным ребёнком. Они должны вытекать из потребностей, возможностей и ресурсов ребёнка, а также из его травмирующего опыта, тех проблем, которые были обозначены. В содержании пошагово прописываются те мероприятия, которые планируем проводить с воспитанником. Ключевая цель индивидуального плана – найти ребенку замещающую семью (помочь кровной семье в реабилитации и воссоединении с ребенком) либо организовать социализацию ребенка в других формах (например, гостевой режим, в т.ч. в семью кровных родственников). Поэтому помимо лечения ребенка или правовых мероприятий план должен описывать конкретные шаги по налаживанию контактов с родственниками либо по поиску замещающей/гостевой семьи. Указываем ответственных и сроки проведения каждого мероприятия
Анализ опыта специалистов по процессу заполнения плановой части выявил ряд проблем. В частности, это формальное заполнение документа. При заполнении первых планов шло перечисление одних и тех же мероприятий для всех воспитанников, без учета индивидуальности. Конкретизация просматривалась лишь частично у специалистов. Например, социальный педагог в мероприятиях чётко прописывает: взыскание алиментов с родителей или оформление пенсии по потере кормильца, постановка на учёт по жилью или сохранение жилья и т.п. Но и здесь есть недочеты, особенно у психологов, логопедов, дефектологов – это употребление специфических формулировок, не понятных другим. При планировании работы ощущается нехватка и знаний и умений в области грамотного анализа личностного развития ребёнка с ОВЗ, инвалидов, детей с серьёзными травмами.
Все итоги проделанной работы фиксируются в результативной части. Каждый специалист прописывает результат своей работы с ребёнком за полугодие. Указывается, как развивается ребёнок, какие особенности, интересы, склонности или трудности у него были выявлены, какие результаты достигнуты. В этой части мы также столкнулись с трудностями правильной оценки изменений в воспитаннике. Оценивать ли личностные изменения воспитанника с точки зрения развития, формирования метапредметных компетентностей или фиксировать в форме отметки действий, включенности ребёнка и т.п.?
Индивидуальный план разрабатывается в отношении каждого ребенка, поступившего в учреждение в течение 1 месяца. При разработке необходимо учитывать ряд обязательных условий. В разработке ИПРиЖ принимают участие все специалисты организации. Мы прекрасно понимаем, что если за процесс отвечают все, это равнозначно тому, что никто, поэтому нужно чётко определить ответственного, главного в этом процессе.
Следующее не менее важное условие: места согласования. В первую очередь это встречи воспитателя со специалистами для выбора места, времени, формы взаимодействия адекватной конкретному ребенку, с учетом всех его особенностей.
Во-вторых, это педконсилиум, он проводится после комплексной диагностики и прохождения ребенком периода адаптации. На нём составляется заключение междисциплинарной группой специалистов и планируется дальнейшая работа. Затем план передается на согласование и утверждение в ООиП. По окончанию полугодового периода реализации ИПРиЖ, процедура повторяется для оценки эффективности, корректировки и планирования дальнейшей деятельности.
Источник