О каких особенностях развития ребенка его характера вы хотели бы сообщить педагогам
Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.
Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.
Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.
Понятие характера и темперамента
Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.
Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:
- наследственность;
- воспитание в семье (личностный пример родителей);
- общение вне семьи (детский сад, школа).
С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.
Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.
Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды. Дети 4—5 лет трепетно относятся к советам родителей. С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.
Виды темперамента
Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:
- Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
- Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
- Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
- Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.
Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.
Виды характера
Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.
- Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.
Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.
- Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.
Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.
- Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.
Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.
- Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.
Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.
Формирование характера
Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.
Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.
Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5—6 лет требует другого отношения, чем малыш 2—3 лет.
Главная определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя. Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей. И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.
- Игра. Первые годы жизни состоят из игр, поэтому нет определенного времени для игры и для воспитания. Сами игры вырабатывают нрав малыша. Поиграв в кубики или машинки, можно предложить убрать технику в гараж, как делают взрослые люди. Предложить ухаживать за цветами, ведь в одном из них жила Дюймовочка. А вдруг она вернется? Цветы должны ждать хозяйку. Так в игре можно сформировать чистоплотность, трудолюбие.
- Установление границ. Едва научившись ползать, малыш начинает проверять границы своего мира: что можно делать, а что — нельзя. Он тянется к розеткам, пытается дотянуться до стеклянной вазы, засовывает в рот все игрушки, которые находит. Не всегда нарушение границы безопасно для малыша. Поэтому важно своевременно ему объяснить и показать: что можно и что нельзя делать. Установленные правила следует неукоснительно соблюдать. Очень часто ограничения, запреты оберегают детей от неприятных последствий и облегчают им жизнь.
- Занятия в кружках и секциях. Отличный способ формирования характера — записать ребенка в секцию или кружок. Для посещения занятий потребуются дисциплинированность, ответственность. Для достижения результатов формируется целеустремленность, ответственность. Самостоятельность будет сформирована, когда ребенок начнет сам, без сопровождения взрослых посещать занятия.
- Групповое воспитание. Общаясь и взаимодействуя с детьми во дворе, в детском саду, ребенок формирует новые способности характера. Умение дружить и делиться, коммуникабельность или замкнутость — все это проявляется в группе. Задача взрослых — направить малыша на путь верного воспитания. Простые правила общения в таких группах станут основой для формирования таких черт как ответственность, решительность.
- Создание условий для формирования черт характера. Чтобы выработать и сформировать характер ребенка, устойчивые черты поведения, необходимо помнить, что навыки закрепляются только при постоянном повторении. Стоит постепенно добавлять нагрузку для лучшего закрепления положительных черт: не единожды убрать игрушки, а делать это постоянно.
Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.
Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.
[mrp postnumb=4]
Источник
Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.
Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок развивался активно; своевременно и правильно начал общаться с взрослым, и в особенности разговаривать. Развитие речи является непрерывным процессом начинающимся с самых первых этапов взаимодействия пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым, а также различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Чем бы ни занимался взрослый совместно с ребенком — от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане формирования его собственной речевой активности.
Позиция родителей «сытый – одетый – здоровый» когда-то казалась самой правильной по отношению к своему ребенку. Но времена меняются, меняются и многие приоритеты. Современные родители хотят видеть своих детей физически крепкими и интеллектуально развитыми. Но не все знают и учитывают возрастные особенности психического развития ребенка. Наша цель помочь им в этом.
Одной из основных задач умственного воспитания ребенка раннего возраста, является развитие речи. Участие родителей в решении этой задачи имеет большое значение. Поэтому с приходом ребенка в группу, мы стараемся убедить взрослых в том, что именно их роль в этом вопросе значима и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Мы объясняем родителям, что речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован – собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова, Такое общение можно себе представить как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не, только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями (речь с ярко выраженной интонацией, отдельные звуки). Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и ребенок мог привлекать внимание к себе или какому либо объекту с помощью доступных ему средств коммуникации — жестов, мимики, вокализации Произнесение звуков при такого рода инициативном общениЕ имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) реакции и ее активна* направленность на другого человека. (Именно отсутствие подобной направленности обращения на другого человека является для нас показателем проблем общения.)
Для более близкого знакомства с семьёй ребенка и её традициями проводим анкетирование (анкета-знакомство). Обобщив опыт прошлых лет, мы пришли к выводу, что такая анкета необходима, в ней родители отвечают на такие вопросы как:
* О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы хотели бы сообщить?
* Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь? Куда?
*Любимая игрушка?
*Читаете ли ребенку сказку перед сном? Какую?
*Какую помощь вы бы хотели получить от педагога? По результатам анкетирования и индивидуальных бесед с родителями, мы определяем основные направления по развитию активного и пополнения пассивного словаря.
Рассказываем о том, каким образом можно вызывать активную речь у ребенка, чтобы ему это было и интересно, и необходимо.
Отвечаем на вопрос о необходимости и образовательной пользе праздничных мероприятий для малышей. Чем деятельность детей раннего возраста на праздниках отличается от деятельности старших детей, и в чем тогда должна проявляться помощь родителя.
Несомненно, основной навык, ради которого ребенок посещает группу раннего развития – социализация. То есть умение общаться, прежде всего, с другими детьми. Как делиться игрушками, как соблюдать очередность, если хочется постучать по барабану, как сказать так, чтобы тебя понял другой малыш? Быть может, взрослым все вышесказанное покажется неважным. А для полуторагодовалого – карапуза данные навыки бесценны Объясняем родителям, что не менее важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения, без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка. А также необходимо способствовать развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого (радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.
Из опыта: В одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет желания листать книги, рассматривать картинки.
Для решения этой проблемы, мы подготовили: во-первых, рекомендацию «Какую книгу выбрать малышу?»; во-вторых, пересмотреть имеющиеся в доме, детские книги соответствуют ли они возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т.д.), в третьих, предложили приносить детские книги в группу для совместного чтения и просмотра с детьми; в четвертых, не вынуждать ребенка слушать сказку, постараться заинтересовать и вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации.
Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские книжки и внимательно слушает при рассказывании, чтении детских произведений. Отметили эти изменения и родители.
Мы также обращаем внимание родителей что, общение, разговор – это двухсторонний процесс, его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. При любом общении необходимо соблюдение очередности (диалогичность общения, речи). Младенческий возраст — идеальная пора для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, совершении действий или в простых играх. Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий ребенка и взрослого. Происходит расширение лексической стороны речи (накопление пассивного и активного словаря) и формирование связной речи. Хорошо развитое подражание, диалогичность общения и достаточный уровень понимания речи обеспе чивает в норме быстрый рост словарного запаса. Постепен но в составе словаря ребенка появляются не только суще ствительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).
Говоря о характерном для ребенка качественном и количес твенном росте словаря можно выделить три последователь ных уровня усвоения слов (названий предметов, действий, качеств и т. п.).
1)ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2)называет предмет в конкретной ситуации;
3)понимает и правильно использует слово в различных ситуациях.
Занимаясь развитием и расширением словарного запаса ребенка, мы учитываем не только уровень «владения» словом, но и то, насколько хорошо ребенок знаком с объектом, действием или качеством, так как именно от этого зависит понимание и использование в речи соответ ствующего слова.
С целью увеличения словарного запаса с учетом уровней понимания и овладения словом, используем не только различные приемы и методы речевой работы с ребенком (объяснения, комментирование действий и т. п.), но игрушки и игровые материалы. Едва ребенок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка это не только забава и развлечение, но и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков, формирование речи детей. Поэтому помогаем родителям в выборе, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку раннего возраста для стимуляции и развития его общения со сверстниками и взрослыми и самостоятельной (экспрессивной) речи. Из опыта: В группу поступил не говорящий ребенок и совершенно не владел навыками самообслуживания. Во время индивидуальной беседы, мы услышали от родителей: «Мы привели ребенка в сад, чтобы вы его всему научили». Мы пытались убедить родителей: «да, это наша работа, но положительных результатов мы достигнем только при совместных усилиях». Подготовили консультацию «Какие виды деятельности развивают речь ребенка?» В этой консультации подробно рассказали как в повседневной жизни: играя, читая, гуляя, общаясь со взрослыми, сверстниками у детей развивается понимание речи: дети осваивают названия окружающих предметов; учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых и у них интенсивно развивается активная речь; дети отвечают на простые вопросы, используют речь как средство общения. Предложили родителям специально подготовленные рекомендации по развитию мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Но родители оставались безучастными к нашим советам, считая, что у мальчиков речь развивается позже, чем у девочек (старший ребенок в семье девочка). Мы вместе с учителем — логопедом обсудили эту проблему, и нам удалось, убедить родителей обратиться к специалисту (логопеду). Родители получили некоторые рекомендации, но в летний период ребенок не посещал детский сад. При возвращении уже в дошкольную группу родители увидели проблемы в речи ребенка на фоне других детей. Время было упущено, самим с этой проблемой не справиться, обратились к дефектологу. Ребенок начал проговаривать, повторять слова, пытается строить предложения.
Во взаимодействии с родителями мы используем различ ные формы работы такие как: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, памятки, советы, рекомендации, фотовыставки, родительские собрания. Ежегодно, в начале учебного года проводим родительское собрание, в ходе которого, знакомим родителей с предмет но -развивающей средой группы. Подробно рассказываем о практической, сенсорной зоне, зоне развития речи. О том, что во время свободной деятельности дети показывают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи; виды транспорта; домашних и диких животных и их детенышей; описывают цвет, форму, величину, вкус, температуру предметов, то есть пополняется активный словарь детей и начинает формироваться связная речь.
Используя в своей работе такие формы взаимодействия с родителями как: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, памятки, советы, рекомендации, фотовыставки, родительские собрания. Мы поняли, что с приходом «сложных» родителей (педагогически неграмотных, пассивных, порой агрессивных) необходимо ко всем имеющимся формам работы включить дополнительно:
-привлечение родителей к совместной деятельности (в адаптационный период (участие в режимных моментах)); проведение нетрадиционных форм работы (круглый стол;
деловая игра; день открытых дверей; праздник любимой книги, сказки); разработка индивидуальных памяток для родителей: «По развитию познавательно-речевого развития ребенка»; «Играйте с детьми»; «Показатели развития бытовых
навыков с 1,5 до 3 лет»;
-выпуск мини-журнала «Кроха»;
-своевременное привлечение специалистов (психолога,
учителя-логопеда) при возникновении проблем.
Источник