О домашнем развитии ребенка инвалида
Галина Некрасова. Сегодня я могу больше, чем смела мечтать. И знаю, зачем живу
Дети-инвалиды имеют особенности, каждый — свои. Полноценное развитие ребенка-инвалида практически невозможно, если не учитывать эти особенности. И дело даже не в том, что причины инвалидности различны. А в том, что любой ребенок имеет врожденные психологические свойства, по которым он отличается от других детей.
О проблемах детей-инвалидов писать не этично, если не знаком с темой изнутри. Пишут мамы, пишут врачи, пишут психологи; я хотела бы раскрыть эту тему со стороны детей-инвалидов, одним из которых когда-то была и я сама. И что это такое, я знаю не понаслышке.
Когда я родилась, моим родителям в очень известном институте сказали: «Мы не знаем, сколько она проживет, но взрослых людей мы таких не видели».Это звучало безнадежно. Но сегодня мне 53 года, и качество моей жизни лучше, чем оно было в моем далеком детстве. Благодаря моим родителям и Системно-векторной психологии, которая помогла мне обрести почву под ногами.
Ощущение защищенности и безопасности
Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что каждый человек рождается с группами желаний и свойств для их реализации. Эти группы желаний и свойств называются векторами. Врожденные желания необходимо реализовывать. Но задано — не значит обеспечено. Для того чтобы человек смог реализовать заданное от природы, сначала ему необходимо развитие. Обеспечить развитие ребенка-инвалида гораздо легче, если понимать эти врожденные желания и свойства, с которыми ребенок рождается.
Что успеете развить, с тем ему потом жить. И чем более развиты его свойства, тем легче и счастливее будет его жизнь. Более того, чем лучше развиты векторальные свойства, тем больше шансов на большую продолжительность жизни. А вот процесс развития ребенка-инвалида, как, впрочем, и любого другого ребенка, ограничен во времени. Любой человек развивается только до окончания пубертата.
Для оптимального развития ребенку необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое могут дать родители. Для развития ребенка-инвалида это условие является решающе важным и в большой степени зависит от психологического состояния матери, от отношений в семье. От того, как отец относится к матери. От того, как мать переживает болезнь ребенка. Даже в неполной семье именно переживания матери являются критическими, а не отсутствие отца.
Мне с родителями очень повезло. Они образованные, читающие, непьющие, реализованные и социально активные люди. Конечно, мама не могла не испытывать страхов за мою жизнь. Уж слишком неутешительный ей дали прогноз. Но она не знала, как влияет психологическое состояние матери на состояние ребенка. А если бы и знала, то вряд ли смогла бы сознательно изменить свое состояние. Мамины страхи могут не только тормозить развитие ребенка-инвалида, но и способствовать развитию болезни у родившегося здоровым ребенка. В те времена об этом вообще никто не знал.
Тем не менее мама не бросила работу и состоялась как личность и профессионал. Ей не надо было реализовывать свои свойства за мой счет. И потому она не замучила меня сверхзаботой. Меня отдали в садик, а потом в школу, где я получила навыки социализации. Развитие детей-инвалидов, как и других детей, не может быть полным без общения со сверстниками. Нередко родители считают, что развитие ребенка-инвалида возможно только на дому, что это обезопасит его. Переводя ребенка на домашнее обучение, родители тем самым лишают его одного из самых главных навыков социализации — адаптации к социуму. И, к счастью, мама не пошла у меня на поводу.
Увы, и мои родители по незнанию тех психологических особенностей, с которыми я родилась, совершали ошибки. Это было неизбежно, и в том нет их вины, поскольку не было еще системно-векторной психологии.
Хотя мама моя была специалистом по дошкольному воспитанию с правом преподавать психологию. Я, через много лет после школы, также училась на психолога в надежде понять себя. А по сути – чтобы избавиться от страхов. Но это мне не помогло.
Развитие детей-инвалидов. Влияние страхов и обид
В школе я училась плохо, но не в силу недостатка способностей, а потому, что часто болела. Как рассказывает мама, неделю после болезни я училась хорошо, а через неделю скатывалась на тройки, а потом снова заболевала. Считалось, что организм не выдерживал ни школьного стресса, ни нагрузок. Возможно, так и было, но был еще один нюанс, который очень влиял на мою утомляемость, а значит, и успеваемость.
Врачи настоятельно рекомендовали мне первую смену, считая, что для развития ребенка-инвалида это оптимально. Увы, ни они, ни мама не знали ничего о звуковом векторе. Они не понимали, что вторая смена не была бы для меня утомительной. Напротив, я бы лучше высыпалась. Уже с детских лет я плохо спала по ночам. Поскольку все спали, мне приходилось делать вид, что и я сплю. На самом деле я читала с фонариком под одеялом. И утром вставать и идти в школу было для меня очень тяжело.
Моя заторможенность вызывала раздражение у учителей и насмешки одноклассников, в конце концов это превратилось в травлю. Так иногда бывает со звуко-зрительными детьми. Это усугубляло страхи, присущие зрительному вектору. Страхов у меня и так было много, ведь с первых дней я слышала шепотки о своей ранней смерти. Дети во время ссоры могли еще и намеренно громко позлорадствовать на эту тему.
Конечно, страхи испытывала и мама. Но все могло быть хуже, если бы мама оставила работу. О психологической связи матери и ребенка говорят давно, а системно-векторная психология это убедительно доказывает через результаты: тренинг проходит мама, а у ребенка улучшается состояние как физическое, так и психологическое.
Помимо врожденного заболевания, появились и психосоматические проблемы. У меня с детских лет были сильнейшие приступы головной боли. А ноги выкручивало так, что от боли я порой срывалась на крик.
Простуды, вирусы были почти постоянными… А в школе было так плохо, что в конце концов я научилась еще и симулировать, только бы не ходить в школу, но мама даже не догадывалась об этом…
Воспитание
Никто не вправе давать прогнозы на будущее ребенка и этим ограничивать его желания, ибо если желания есть, значит, они могут быть реализованы. Именно это важно понимать родителям.
Воспитание детей-инвалидов не должно исключать физическое воспитание. Конечно, это очень индивидуально. Необходимо наблюдать, дозировать нагрузки, но не исключать их полностью. Мне их запрещали категорически. Сегодня уверена, что зря.
Я очень хотела учиться в музыкальной школе, но врачи и мама считали, что школьная нагрузка для меня и так достаточно высока. Если бы родители и врачи знали о моих векторальных особенностях, они бы рекомендовали занятия в музыкальной школе еще и как средство реабилитации, а не только развития ребенка-инвалида со зрительным и звуковым векторами.
Трудно желать лучшего для ребенка с этими векторами, даже если это аутизм или синдром Дауна.
Музыкальное образование способствует развитию сосредоточения, психологической устойчивости, и уже вторично — сострадания, которое, к тому же, естественным образом вытесняет страхи. А ведь именно страхи нередко приводят к развитию многих психосоматических заболеваний.
Мое трудовое воспитание сводилось в целом к работе по дому. Я рано научилась готовить и во время болезни, пока родители были на работе, готовила еду на всю семью. В школе меня освобождали от работ по уборке класса, но в сборе макулатуры и металлолома я участвовала на равных. Должна сказать, что это было моим собственным желанием. Вряд ли я тогда могла объяснить это необходимостью сопричастности к жизни в стране, но я действительно хотела этого сама. К счастью, мне этого не запрещали. А еще в 5-летнем возрасте я попросила маму научить меня вязать. Это здорово облегчило мне жизнь и на какое-то время стало единственным способом заработка.
Проблемы детей-инвалидов во взрослом возрасте
Родителям, имеющим ребенка-инвалида, важно понимать, что с теми способностями, которые они помогут ребенку развить, ему придется жить всю оставшуюся жизнь. Ибо если развитие происходит только до окончания пубертата, то реализация — это постоянный процесс. Вне социума человек не может быть счастлив.
На меня очень негативное влияние оказывали даже сами формулировки проблем со здоровьем: инвалидность, ребенок-инвалид. Это было для меня как клеймо позора. Из-за этого я долго обижалась на родителей и даже упрекала их в каких-то грехах.
Обиды на судьбу и на родителей также являются тормозом для развития и реализации того, что развито.
Более того, очень плотно засело в голове – «А зачем?» Зачем учиться, если с инвалидностью меня не возьмут на работу, зачем тратить время и силы на учебу, если я скоро умру, — зачем, зачем, зачем?..
Вот только жизнь продолжалась. И нередко она была не слишком-то радостной. Прогнозы врачей еще и лишали шансов на эту радость в дальнейшем. Мои страхи и неуверенность в себе цвели пышным цветом. На работу меня не брали. Учиться, куда хотела, медкомиссия не пропускала, да и уровень образования не позволял. Я это понимала, но наверстывать не стремилась. Причиной тому был все тот же вопрос «зачем?».
Но больше всего мешали именно страхи и отсутствие жизненных перспектив.
Боялась я и отношений. Конечно, как любая девушка, я их хотела, но кто не слышал поговорки «больная жена никому не нужна». И я выбирала таких, кому смогу быть нужна — не слишком состоявшихся в жизни. Конечно, страхи мешали мне раскрыться в этих отношениях. И отношения неизбежно рушились, добавляя новые психологические травмы.
Мне было около 30 лет, когда в очередном известном институте мне дали новый прогноз на продолжительность жизни — не более двух лет. Какое-то время я жила в состоянии тихой истерики в ожидании смерти, которая не спешила. Но то мое существование, в котором я прозябала, жизнью назвать было сложно.
Врачи не знали, что со мной делать, и я занялась самолечением. Живя на даче у родителей, потихоньку стала делать зарядку, обливаться холодной водой. Мне было нечего терять, и это очень помогло. Если бы с детства меня приучали к зарядке, то моя выносливость могла бы быть больше. А это, в свою очередь, улучшает качество жизни и повышает возможности.
На решение заняться собой повлияли усталость и отчаяние, которое я сформулировала так: «ни жизни нет, ни смерть не идет». Когда я услышала на тренинге «Системно-векторная психология» про людей со зрительным вектором — «ни жить, ни умереть», — я была в шоке от того, что я не одна такая, и что так себя ощущают даже родившиеся здоровыми.
Но это было много позже. А тогда стимулом к действию стали другие люди, которых я увидела в институте.
Впервые подумала о том, что кому-то тяжелее, чем мне. Воспитание детей-инвалидов должно снимать с них значимость их собственной болезни. Это возможно, если они научатся сострадать другим.
Проведите совместный досуг с ребенком, помогая тем, кому плохо. Деткам в детдоме, старенькой бабушке.
Если ребенок совсем ничего не может – обязательно читайте ему книги на сострадание, вовлеките его в чтение. Юрий Бурлан утверждает, что книги – это лучшая защита от плохой судьбы. Уверена, что если бы не книги, моя судьба могла сложиться более драматично.
Несмотря на то, что группа инвалидности у меня не рабочая, я иногда работала: то групповодом в туристической сфере, то смотрителем в музее, периодически проводя экскурсии, то принимала участие в предвыборной компании. Положа руку на сердце, все мои знания были весьма поверхностными. И углубляться в какую-либо тему мне мешало пресловутое «зачем». И даже полученный в конце концов диплом так и остался невостребованным. Для своих знакомых я была примером преодоления трудностей и жизнестойкости, меня ставили в пример, я и сама гордилась этим. Но если быть совсем честной, то, скорее, я оправдывала себя своей болезнью за то, что не решалась жить. Жить не получалось.
На одном из первых бесплатных занятий онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан сказал, что сделает из нас лучший вариант из возможного при том уровне развития, который у нас есть на данный момент. Это было смелое заявление.
Я бесконечно благодарна Юрию Бурлану за то, что сегодня, когда мне 53 года, у меня есть такая реализация, о которой я даже мечтать не смела ни в детстве, ни в юности. Для родителей вопрос моей реализации вообще не стоял. У них были другие цели. Сегодня я понимаю их как никогда раньше и даже не могу вспомнить, за что обижалась на них. Низкий им поклон, в другой семье я могла вообще не выжить.
Как побочный эффект осознания себя и других после прохождения тренинга, здоровье улучшилось — у меня прошли все приобретенные в течение жизни заболевания.И даже то, врожденное, по поводу которого у меня инвалидность, уже несколько лет в состоянии компенсации. Да, мне бывает тяжело. Да, я устаю быстрее, чем другие. Пока не все психологические проблемы осознаны. И все-таки сегодня я могу больше, чем смела мечтать. И знаю, зачем живу. И уже только одно это заставляет меня встать, когда бывает плохо. Мне еще так много хочется успеть.
Родители, имеющие детей-инвалидов, благодаря знаниям, полученным на тренинге «Системно-векторная психология», могут обеспечить развитие ребенка-инвалида на качественно ином уровне. И главными критериями являются психологическая устойчивость и способность к адаптации в нашем быстро меняющемся мире. От родителей зависит и более ранний старт, и гораздо более счастливая судьба, чтобы дети могли жить, реализовывать заданное и развитое по максимуму, не тратя годы жизни на борьбу со страхами, обидами, болезнями. Даже будучи ребенком-инвалидом можно жить и наслаждаться жизнью. И для этого совсем не нужен вопрос «зачем?».
Галина Некрасова
Раздел: Истории из жизни
7 Июл, 2018
Комментариев:
9
Просмотров:
1369
Источник
Особый ребенок. Как помочь родителям детей-инвалидов развить основы восприятия и внимания в домашних условиях.
Проблема семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, находится сейчас в центре интересов государства и общественных организаций. Реализация данного направления предполагает разработку новых способов развития психических процессов детей-инвалидов, в которых семье отводится особая роль.
Читать статью >>
Общие рекомендации
Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей-инвалидов. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение
Читать статью >>
Читать далее>>>
Общение ребёнка с расстройством аутистического спектра. Узнайте об этом больше. Выясните, что нравится и что не нравится вашему ребенку. Когда Вы знаете, что любит ребенок, Вы знаете, что будет мотивировать его к общению.
Читать статью >>
Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. У детей с отклонениями в развитии обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они, прежде всего, нуждаются в достаточной продолжительности сна. От 1 года до 3-4 лет ребенок должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности ЦНС этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться
Читать статью >>
Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста (информация для родителей). Первые элементы речевого развития возникают в период новорожденности и проявляются в виде реакций, неотделимых от жизненно важных физиологических функций. Начальным проявлением голосовых реакций является крик. Если новорожденный и ребенок первых месяцев жизни не кричит, даже когда он очень голоден, если его не удается разбудить, это может иметь место при выраженной общей заторможенности, апатии
Читать статью >>
Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться с профессионалами – педагогом и врачом-психоневрологом, чему, в первую очередь, учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза
Читать статью >>
Как сделать развивающие занятия наиболее эффективными. Многие родители, занимаясь с ребенком, допускают ряд ошибок, которые могут свести на нет все усилия. В статье описаны ошибки, которые, возможно, мешают Вам и Вашему ребенку достигнуть желаемых результатов
Читать статью >>
Детские истерики. Истерика у детей – это реакция на ограничения, на несбывшиеся ожидания. Если ребенок не может что-то сделать или ему не разрешают что-то – он сердится. Очень сердится! На вас, на других людей, на эти запреты. Именно этот гнев ребенка и приводит его в состояние истерики
Читать статью >>
Учимся играть
Обучение игре. Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера
Читать статью >>
Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда является очень важной составляющей в развитии и воспитании личности ребенка с ОВЗ.
Читать далее >>
Обучение навыкам самообслуживания
Учим детей самостоятельности. Хотите ли вы выработать у своего ребенка жизненно необходимые умения и навыки? «Что за странный вопрос?» – ответите вы. Какие родители не желают видеть своего ребенка самостоятельным? Вас, вероятно, неоднократно тревожила мысль – что для этого нужно сделать и как. На это есть ответ: обучение детей с ограниченными возможностями должно строиться таким образом, чтобы они могли преодолевать определенные трудности, умели справляться с ними
Читать статью >>
Развитие у ребенка навыков самообслуживания. Очень важно для воспитания и социализации больного ребенка развитие у него навыков самообслуживания. Поскольку у всех детей с отклонениями в развитии с трудом формируются тонкие ручные навыки, которые необходимы при самообслуживании, для их развития требуются специальные занятия, проводимые в несколько этапов. На самом первом их этапе ребенка надо обучить умению произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразмерять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов
Читать статью >>
Обучение малыша навыкам опрятности. Всех детей с отклонениями в развитии независимо от тяжести их состояния следует обучать навыкам опрятности. Но это потребует очень большого терпения и настойчивости. Развитие навыков опрятности у детей с отклонениями в развитии обычно представляет определенные трудности, что связано как со спецификой их заболевания, так нередко и с ошибками воспитания. Многие родители, чрезмерно беспокоясь о будущем своего ребенка, начинают слишком рано прививать ему навыки опрятности, другие, напротив, жалея ребенка, не уделяют этому вопросу в первые годы жизни никакого внимания
Читать статью >>
Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Привить ребенку навыки самообслуживания – значит, научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Существуют специальные способы обучения ребенка самостоятельному приему пищи. Прежде всего, кормите его чайной или десертной ложкой. При этом лучше используйте кашеобразные блюда
Читать статью >>
Обучение трудовым навыкам
Рекомендации для родителей по обучению детей трудовым навыкам. В семье, где взрослые привлекают детей к изготовлению игрушек и других полезных предметов из дерева, интерес к ручному труду у детей развивается, и постепенно формируются навыки работы с инструментом. Чтобы родители правильно организовали дома работу детей по дереву и тем самым правильно осуществляли трудовое воспитание своего ребенка, предлагаются некоторые рекомендации по руководству этим видом детской и юношеской деятельности
Читать статью >>
Ребенок с ДЦП в семье
Рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей с детским церебральным параличом. Если у ребенка насильственные движения очень сильные, необходимо кровать снабдить сеткой, покрытой мягкой материей, изготовить удобное кресло, которое должно быть устойчивым, иметь подставку для стоп, ремни для фиксации туловища и ног. Ребенку необходим столик для занятий, при необходимости – головодержатель.
Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела
Читать статью >>
Синдром Дауна
Из статьи родители смогут узнать, как развиваются дети с синдромом Дауна, какого уровня развития они могут достичь, как воспитывать такого ребенка и на какие особенности его здоровья следует обратить повышенное внимание.
Читать статью >>
Родителям о ринолалии
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.
Читать статью >>
Нарушения слуха
Знаете ли вы, как развивается общение у слышащего и глухого младенца? С первых минут появления малыша на свет мать начинает общаться с ним как с понимающим разумным человечком. Когда младенец кричит, издает звуки, улыбается, смотрит на нее, она думает, что он обращается к ней, и отвечает ему. Постепенно он действительно начинает обращаться к ней.
Читать статью >>
Нарушения зрения
Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка. Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь
Читать статью >>
Применение адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура является областью общей физической культуры. В процессе занятий формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развиваются основные физические и психические качества, повышаются функциональные возможности различных органов и систем, развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.
Инструктивно – методические материалы для родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья № 1 (общая физическая подготовка, легкая атлетика, бочче)
Инструктивно – методические материалы для родителей (законных представителей) по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья № 2 (лыжные гонки, снегоступинг)
Дополнительные материалы
Функции семьи в выполнении комплексной программы реабилитации детей дошкольного и школьного возраста с отклонениями в развитии
Читать статью…
Материал взят с сайта Министерства социального развития Новосибирской области https://www.msr.nso.ru/
Программа психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Читать далее>>>
Программа развития адаптивной физической культуры и спорта среди семей, воспитывающих детей-инвалидови детей с ОВЗ
Читать далее>>>
Технология «Реабилитационный досуг (социально-психолого-педагогическое обслуживание детей на базе учреждения социального обслуживания населения)»
Технология «Формирование реабилитационной среды для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»
Источник