Нужно ли водить ребенка в группу раннего развития

На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года

Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще “ходить” в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?

Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.

Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно “заниматься”. И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.

В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :

6 месяцев ????

Я спросила администратора: “А не рано ли?” Мне ответили: “Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите”.

Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:

3 месяца ????

Вот скриншот:

Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?

Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.

Самый лучший возраст для посещения клуба – после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.

Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: “А вы ходите на развивашки?” И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом “покрасоваться” перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:

  • Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
  • Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
  • Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети “пресытились” знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
  • Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
  • Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.

Какой вывод я делаю для себя:

До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.

Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.

Источник

Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине – вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым “развивашки” действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.

Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.

Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? – спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.

Читайте также:  Музыкальная деятельность в психическом развитии ребенка

И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями – это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на “развивашки” водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время – то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.

Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!

Развитие или коррекция?

Что касается детей с каким-либо нарушением развития – им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие – это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция – это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.

Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на “развивашки” где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….

И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются – вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное – упущенное время!!!

Важный вопрос – качество занятий.

Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.

Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)

В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?

В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой “развивашки” справляются на “ура”.

Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом “развивашки” имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.

Согласны со мной?

Больше полезных статей о детском развитии – на моем канале

Источник

Как выбрать подходящее дело для ребенка

Нужно ли малышей отдавать в группы раннего развития

ГЕРАСИМЕНКО Анна

Как выбрать подходящее дело для ребенка, рассказывает детский психолог «Школы для пап и мам» Ольга Годлевская.

Я всегда старалась заниматься с дочкой дома – рисовать, лепить, аппликации из кусочков бумаги и ткани клеить, стишки читать, песенки петь. Но в какой-то момент, когда Машке было около 3 лет, мне показалось, что ребенку скучно. Тогда мамашки во дворе посоветовали записаться в группу развития для малышей.

Группы для малышей, школы раннего развития, детские клубы, группы временного пребывания – все это возможность для крохи и развиваться, и общаться со сверстниками.

Занятие в группе развития проходит примерно так (у всех по-своему, но смысл один):

– поздоровались – встали в круг и, перебрасывая мячик друг другу, назвали каждый свое имя;

– попели песенки;

– танцы или веселые зарядки в игровой форме под музыку (по полянке побежали ежики, попрыгали лягушки, пошли гуси, кошка выгнула спинку, собака повиляла хвостиком и т. д.);

– рисование: детки работают с красками, изучают цвета, выражают собственные эмоции с помощью рисунков;

– развивающие игры – деток учат играть вместе, в командах, например, одна команда показывает что-то без слов, а другая команда угадывает, что изображают ребята;

– игры на внимание (например, детям показывают несколько предметов, потом один предмет убирают – что исчезло из волшебного сундучка?), игры на осязание (что лежит в мешочке, определи на ощупь);

– подвижные игры – кошка бегает за мышками, отбирая у них хвостики-шнурки, волк ловит гусей и т. д.;

– снова занятия за столом – лепка из пластилина, глины, поделки из мелких бусинок, круп, аппликация;

– в некоторых группах есть театральные занятия, когда детки рассказывают сказки с помощью игрушек или устраивают театр теней.

ПОЧЕМУ ТАКИЕ УРОКИ НУЖНЫ?

Читайте также:  Анна уханова развитие эмоций и навыков общения у ребенка читать онлайн

В какой-то степени это альтернатива детскому саду.

Очень важно, что группа развития – это первое взрослое и самостоятельное дело вашего карапуза. Он ходит не за вами, а сам. Это его первые учителя, его первые друзья. Он учится общаться, играть вместе, выяснять отношения, разруливать конфликты. Это очень важное и нужное общение со сверстниками.

С точки зрения развития в таких группах все рассчитано и сбалансировано:

– детки лепят, делают аппликации, перебирают крупу – развивают мелкую моторику;

– учат стишки, потешки и поговорки – развивают речь;

– поют песенки – развивают музыкальный слух и память;

– бегают-прыгают – развивают координацию;

– отнимают «хвосты» у «мышек» – развивают ловкость;

– рисуют – развивают воображение, фантазию, выражают эмоции.

Занятия нужны еще и родителям, чтобы осознать, что их малыш уже самостоятельный и многое может сам. А еще мамы-папы в группе посмотрят, как разговаривают, поют и двигаются другие дети, что в развитии вашего драгоценного чада лучше, чем у других, а что недотягивает.

КОГДА НАЧИНАТЬ?

Группы развития для самых маленьких принимают деток с 1 – 1,5 года.

В два года, а некоторые детки и в три года еще не готовы к самостоятельным занятиям в группах, они могут испугаться остаться без родителей. Для таких малышей существуют занятия с мамами. Но после 4 лет важно, чтобы малыш оставался на занятиях один, то есть с другими ребятами и учителями, но был уверен в том, что мама ждет его и никуда не потеряется – встретит около двери после урока.

Для деток постарше – пяти-, шестилетних – есть занятия по подготовке к школе.

ВАЖНО!

– Занятия за столом должны быть разбавлены подвижными играми, ведь деткам тяжело подолгу сидеть на одном месте. Чтобы все было в радость, нужна постоянная смена деятельности.

– Не должно быть завышенных требований со стороны педагогов – не пролей, не испачкай, сделай, как у меня… Это лишь отпугнет малыша, отобьет у него охоту заниматься.

– Во время рисования, лепки и т. д. педагоги не должны делать все сами за малыша, «чтобы получилось красиво». Пусть будет неровно и размазано, но малыш делает все сам!

– Важно, чтобы группу не превращали в школу и не мучили малышей обучением чтению, счету, письму.

– Деток должны учить говорить о себе в первом лице: «Я», а не в третьем: «Маша».

– Очень важный человек – учитель. Он должен нравиться малышу, тогда он будет с удовольствием бежать на занятия. Если отношения у крохи с учителем не сложились, если малыш боится педагога, стоит поискать другую группу.

– Поинтересуйтесь образованием тех, кто ведет уроки. Важно, чтобы у учителя было психологическое или дошкольное педагогическое образование и группу не вела «просто хорошая тетенька». Здорово, если в школе есть еще и музыкальный работник – живой звук и песни под пианино очень нравятся деткам.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Дочь стала более общительной

Моя дочка Машка ходит в группу развития с 3 лет. Сначала она вела себя на уроках тихо, следила глазами, чтобы я была неподалеку. А теперь, спустя полгода, занятия – самое важное в жизни ребенка. Она выучила все дни недели, чтобы знать, когда же наконец наступит четверг и мы пойдем в группу. Она наряжается с утра, ждет встречи с подружками и друзьями. А две учительницы – Варя и Нина – теперь главные товарищи и авторитеты. Нам повезло с группой. Учителя – психолог и художник-музыкант – действительно потрясающие женщины, и, на мой взгляд, именно на их профессионализме, умении удержать внимание и заинтересовать ребят держится все занятие. Они никогда ни к чему не принуждают детей, мастерски улаживают конфликты и успокаивают расстроенных. Когда малыши рисуют, их не одергивают: малюют – пусть малюют!

Машка стала более общительной, более самостоятельной. Когда мы приходим домой после занятий, дочь надевает мои туфли на каблуках и со словами: «Давай, теперь я буду учительницей Варей» – начинает обучать нас, родителей, всему, что освоила на занятии.

А когда на детской площадке мы встречаем товарищей по занятиям, подружки и друзья обнимаются и играют в свои любимые игры. Наверное, это начало настоящей дружбы!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Детские истерики – что делать?

Источник

Как выбрать подходящее дело для ребенка, рассказывает детский психолог «Школы для пап и мам» Ольга Годлевская.

Я всегда старалась заниматься с дочкой дома – рисовать, лепить, аппликации из кусочков бумаги и ткани клеить, стишки читать, песенки петь. Но в какой-то момент, когда Машке было около 3 лет, мне показалось, что ребенку скучно. Тогда мамашки во дворе посоветовали записаться в группу развития для малышей.

Группы для малышей, школы раннего развития, детские клубы, группы временного пребывания – все это возможность для крохи и развиваться, и общаться со сверстниками.

Занятие в группе развития проходит примерно так (у всех по-своему, но смысл один):

– поздоровались – встали в круг и, перебрасывая мячик друг другу, назвали каждый свое имя;

– попели песенки;

– танцы или веселые зарядки в игровой форме под музыку (по полянке побежали ежики, попрыгали лягушки, пошли гуси, кошка выгнула спинку, собака повиляла хвостиком и т. д.);

Читайте также:  Занятия на развитие логики у ребенка

– рисование: детки работают с красками, изучают цвета, выражают собственные эмоции с помощью рисунков;

– развивающие игры – деток учат играть вместе, в командах, например, одна команда показывает что-то без слов, а другая команда угадывает, что изображают ребята;

– игры на внимание (например, детям показывают несколько предметов, потом один предмет убирают – что исчезло из волшебного сундучка?), игры на осязание (что лежит в мешочке, определи на ощупь);

– подвижные игры – кошка бегает за мышками, отбирая у них хвостики-шнурки, волк ловит гусей и т. д.;

– снова занятия за столом – лепка из пластилина, глины, поделки из мелких бусинок, круп, аппликация;

– в некоторых группах есть театральные занятия, когда детки рассказывают сказки с помощью игрушек или устраивают театр теней.

ПОЧЕМУ ТАКИЕ УРОКИ НУЖНЫ?

В какой-то степени это альтернатива детскому саду.

Очень важно, что группа развития – это первое взрослое и самостоятельное дело вашего карапуза. Он ходит не за вами, а сам. Это его первые учителя, его первые друзья. Он учится общаться, играть вместе, выяснять отношения, разруливать конфликты. Это очень важное и нужное общение со сверстниками.

С точки зрения развития в таких группах все рассчитано и сбалансировано:

– детки лепят, делают аппликации, перебирают крупу – развивают мелкую моторику;

– учат стишки, потешки и поговорки – развивают речь;

– поют песенки – развивают музыкальный слух и память;

– бегают-прыгают – развивают координацию;

– отнимают «хвосты» у «мышек» – развивают ловкость;

– рисуют – развивают воображение, фантазию, выражают эмоции.

Занятия нужны еще и родителям, чтобы осознать, что их малыш уже самостоятельный и многое может сам. А еще мамы-папы в группе посмотрят, как разговаривают, поют и двигаются другие дети, что в развитии вашего драгоценного чада лучше, чем у других, а что недотягивает.

КОГДА НАЧИНАТЬ?

Группы развития для самых маленьких принимают деток с 1 – 1,5 года.

В два года, а некоторые детки и в три года еще не готовы к самостоятельным занятиям в группах, они могут испугаться остаться без родителей. Для таких малышей существуют занятия с мамами. Но после 4 лет важно, чтобы малыш оставался на занятиях один, то есть с другими ребятами и учителями, но был уверен в том, что мама ждет его и никуда не потеряется – встретит около двери после урока.

Для деток постарше – пяти-, шестилетних – есть занятия по подготовке к школе.

ВАЖНО!

– Занятия за столом должны быть разбавлены подвижными играми, ведь деткам тяжело подолгу сидеть на одном месте. Чтобы все было в радость, нужна постоянная смена деятельности.

– Не должно быть завышенных требований со стороны педагогов – не пролей, не испачкай, сделай, как у меня… Это лишь отпугнет малыша, отобьет у него охоту заниматься.

– Во время рисования, лепки и т. д. педагоги не должны делать все сами за малыша, «чтобы получилось красиво». Пусть будет неровно и размазано, но малыш делает все сам!

– Важно, чтобы группу не превращали в школу и не мучили малышей обучением чтению, счету, письму.

– Деток должны учить говорить о себе в первом лице: «Я», а не в третьем: «Маша».

– Очень важный человек – учитель. Он должен нравиться малышу, тогда он будет с удовольствием бежать на занятия. Если отношения у крохи с учителем не сложились, если малыш боится педагога, стоит поискать другую группу.

– Поинтересуйтесь образованием тех, кто ведет уроки. Важно, чтобы у учителя было психологическое или дошкольное педагогическое образование и группу не вела «просто хорошая тетенька». Здорово, если в школе есть еще и музыкальный работник – живой звук и песни под пианино очень нравятся деткам.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Дочь стала более общительной

Моя дочка Машка ходит в группу развития с 3 лет. Сначала она вела себя на уроках тихо, следила глазами, чтобы я была неподалеку. А теперь, спустя полгода, занятия – самое важное в жизни ребенка. Она выучила все дни недели, чтобы знать, когда же наконец наступит четверг и мы пойдем в группу. Она наряжается с утра, ждет встречи с подружками и друзьями. А две учительницы – Варя и Нина – теперь главные товарищи и авторитеты. Нам повезло с группой. Учителя – психолог и художник-музыкант – действительно потрясающие женщины, и, на мой взгляд, именно на их профессионализме, умении удержать внимание и заинтересовать ребят держится все занятие. Они никогда ни к чему не принуждают детей, мастерски улаживают конфликты и успокаивают расстроенных. Когда малыши рисуют, их не одергивают: малюют – пусть малюют!

Машка стала более общительной, более самостоятельной. Когда мы приходим домой после занятий, дочь надевает мои туфли на каблуках и со словами: «Давай, теперь я буду учительницей Варей» – начинает обучать нас, родителей, всему, что освоила на занятии.

А когда на детской площадке мы встречаем товарищей по занятиям, подружки и друзья обнимаются и играют в свои любимые игры. Наверное, это начало настоящей дружбы!

Источник