Нужно ли раннее развитие для ребенка

Нужно ли раннее развитие для ребенка thumbnail

Взято на просторах интернета, я полностью согласна с этим. Но сначало немного о нас)

Когда сыну было 1,3 я как хорошая мама пошла с ним в развивающий центр, отзанимались мы с декабря и до лета, а потом уехали отдыхать к бабушке. Сыну нравилось там рисовать, лепить, клеить, занятия по развитию речи были мягко сказать никакими, на музыкальном занятии хороводы мы не водили, сын не любил и песни не пел). Сейчас нам 2,4 мы ни куда не ходим и сын счастлив, мы гуляем, играем, рисуем и лепим в свое удовольствие, на улице наблюдаем за птицами, машинами, как капает вода, знаем что лед скользкий и тд., учимся правильно переходить дорогу) И теперь я понимаю, что не нужно ребенку раннее развитие, теперь мы развиваемся по заложенному природой плану.

-Моя уже буквы пытается в слоги складывать. Думаю, надо бы с ней вплотную чтением заняться!
-Да? А у нас уже читает давно! Но мы же с ним с пеленок по специальной методике занимались, — вот и результат!

Вы, наверное, очень удивитесь, когда узнаете, что это диалог двух мам малышей полутора лет.

Сравнивать достижения своих детей родители начинают с самого рождения. Когда повернулся, пошел, заговорил? Зачастую, все разговоры молодых родителей только и крутятся вокруг умений и успехов своих малышей. Разумеется, складывается впечатление, что если вы не занимаетесь со своим ребенком по какой-то методике, не используете специальный развивающий материал или не читаете ему в 2 года энциклопедии, то вы упускаете что-то очень важное и в чем-то безнадежно отстаете от других ровесников. И конечно, первое желание заботливых родителей — срочно все наверстать!
Развитие развитию — рознь

«Я, наверное, Сашу в другой развивающий центр буду отдавать. Как-то раз прихожу его забрать пораньше, а они там просто играют! Ну это же не дело! Поиграть он и потом сможет, а там учиться надо!», — возмущается мама 4-летнего Саши.

Действительно, как можно играть, если надо учить буквы и цифры? Ведь игра — это так… Пустое развлечение…

А так ли это на самом деле, когда речь идет о дошкольнике? И действительно ли так уж необходимо учиться чему-либо за партой в столь юном возрасте, вместо беготни, прыжков, догонялок и кукол с кубиками?
Попробуем разобраться

Когда речь заходит о раннем развитии, первый вопрос, на который стоит ответить родителям — зачем? Нужно ли развивать что-то у ребенка именно «рано»? Каждый малыш развивается по своему собственному графику и в своем темпе. Поэтому сравнивать между собой детей в плане умений, попросту бессмысленно.

Зачастую, можно видеть картину, когда один ребенок начинает говорить в полтора года, а другой — только в три. Но вдруг к четырем годам выясняется, что речь последнего гораздо более развита, нежели у первого: шире словарный запас, более грамотные и сложные речевые конструкции.

Не стоит забывать о том, что есть определенные медицинские нормы развития ребенка, на которые и стоит ориентироваться. Если, к примеру, родители замечают, что ребенок отстает по какому-то показателю развития, то, конечно, стоит проконсультироваться у специалиста и уделить этому вопросу повышенное внимание.

Но вот гнаться за успехами других детей — дело совершенно неблагодарное. Важно сравнивать малыша с самим собой: есть ли прогресс в развитии, новые умения и навыки, с интересом ли ребенок относится ко всему новому? На это родителям действительно стоит обращать внимание и внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, а не гнаться за мнимыми рекордами и успехами.

Это, конечно, не значит, что малыш должен быть предоставлен сам себе. Общение со взрослым и сверстниками, совместные игры, чтение литературы, подходящей по возрасту, прогулки и подвижные игры — все это не пустая трата времени, а самое настоящее и необходимое развитие для дошкольника!

Всему свое время. Уроки, упорное повторение материала, заучивание — все это еще ждет впереди вашего ребенка в школе. Вот только он уже будет к этому готов и такое развитие принесет и пользу, и свои плоды.
Воспитать гения?

Действительно, в возрасте до 3 лет мозг ребенка воспринимает и усваивает информацию с повышенной эффективностью. Малыш с ходу запоминает и повторяет многое, бурно развивается речь, ребенок как губка впитывает все что видит и слышит. И развивать ребенка в этом возрасте на самом деле очень и очень важно. Вот только развивать правильно. Самое лучшее, что могут сделать родители и близкие люди ребенка — это не отбить у него врожденную любознательность, интерес к окружающему миру и ко всему новому.

Пойдя с ребенком на прогулку, обратите его внимание на все происходящее вокруг. Вот снег тает, сосульки капают, солнышко стало пригревать — значит пришла весна. Пусть кроха потрогает пальчиком талую воду, нальет ее в ведерко, подует на бумажный кораблик в ручейке.

Потом можно посчитать машины и обсудить какого они цвета, большие или маленькие? Можно покормить птиц, побегать по лужам, повозить на грузовике снег…

Все эти незамысловатые, по мнению взрослого, занятия помогают ребенку думать, фантазировать, анализировать и обобщать. Вот только происходит все это весело, эмоционально, в игре. А значит и запоминается лучше всего. Ну подумайте сами, для чего малышу в три года знать назубок столицу Австрии и уметь считать до 100 без запинки? Как он сможет применить свои знания на практике? Что они ему дают?

В лучшем случае — окажутся бесполезными, а в худшем — могут серьезно навредить. Ведь чрезмерная, непосильная и никому не нужная нагрузка в столь раннем возрасте может привести к перегрузке и срыву неокрепшей нервной системы малыша. А это влечет за собой целый ряд последствий, начиная от неконтролируемого поведения, и заканчивая серьезными медицинскими диагнозами.

Многие современные исследования и опыт, уже доказали, что дети, которых специально усиленно развивали по какой-либо особой методике раннего развития, не стали ни вундеркиндами, ни даже просто людьми с выдающимися способностями. К определенному возрасту такие дети выровнялись со своими ровесниками в уровне знаний и развития и ничем не отличались от них.

Поэтому пусть детство остается детством! Главное, любите и принимайте своего кроху таким, какой он есть, позвольте ему быть самим собой, а не придуманным мамой и папой маленьким гением!

Источник

Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.

Что же такое раннее развитие?

«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Какие методики существуют?

Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.

Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.

Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.

  • Вальдорфская школа

Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.

  • методика Глена Домана

Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.

  • методика Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.

  • система Сесиль Лупан

Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.

«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»

Сесиль Лупан

В чем же плюсы раннего развития ребенка?

  • В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
  • Всестороннее развитие ребенка.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
  • Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
  • Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.

В чем минусы?

  • Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
  • Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
  • Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
  • Перегрузка нервной системы.
  • Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.

Так развивать или нет?

Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.

Советы;

  • В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
  • Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
  • Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
  • Создать разнообразную доступную предметно – пространственную среду.
  • Развивать детей необходимо всесторонне.
  • Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
  • Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
  • Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
  • Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
  • Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития

А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!

Источник

Молодые мамы, ожидая первого ребёнка, нередко строят планы, как они будут развивать своего кроху, причём буквально с первых месяцев его жизни. А потому заранее запасаются всевозможными методиками, чтобы малыш развивался, к двум начал читать, к трем — складывать и отнимать… Есть ли смысл в «раннем развитии»? На эту тему рассуждает Ася Штейн, педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, мама троих детей.

Раннее развитие для самых маленьких

Ася Штейн. Фото: desnitsky.ru Раннее развитие

Ася Штейн. Фото: desnitsky.ru

— Насколько, на ваш взгляд, необходимы разные развивающие методики для самых маленьких?

— Есть очень много всевозможных методик, которые преследуют разные цели. И есть очень разные дети. Мне кажется, речь должна идти не о раннем, а о своевременном развитии.

Что значит своевременное? Это когда конкретный ребенок, а не какой-то среднестатистический, оговорённый стандартами,  физически и психологически готов, дозрел до восприятия данного конкретного навыка или какой-то информации. Не так важно, чем при развитии этого навыка пользоваться —  кубиками, карточками, рамочками, традиционными игрушками и традиционными азбуками. Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, чтобы то, что он видит вокруг себя, чуть-чуть опережало будущие потребности.

Например, возможно, скоро ребёнок дозреет до того, чтобы начать спрашивать про буквы. Но он станет про них спрашивать, если будет знать что это такое, понимать, например, что с их помощью читают книжки.

Если этих букв или любого другого развивающего материала ребёнок видеть не будет, он просто не сможет начать осваивать какой-то навык тогда, когда будет к нему готов. То есть, я бы  говорила не о каком-то стимулировании развития, а о создании активно развивающей среды.

— Как понять, что ребёнок готов получать навык? Родители боятся опоздать, например, с  тем же чтением.  

— В норме дети начинают читать в возрасте от четырёх до девяти лет, в зависимости от типа восприятия, от особенностей личности, от уровня двигательной активности и еще от очень многих причин. Если у ребенка нет логопедических проблем, он все равно научится читать. Причем, научится именно тогда, когда будет к этому готов, даже если с ним специально не занимались.

Опоздать или не опоздать – эти категории сюда не подходят. Если вы читаете ребенку книги, он видит, что есть буквы, и в какой-то момент просто начнет спрашивать: «Что там написано?» Этот вопрос будет свидетельствовать о том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться читать. Опять-таки, обучение может идти в разной форме и очень разными темпами. Я знаю массу детей, которые научились читать сами, безо всякой посторонней взрослой помощи. Просто сидели, смотрели и научились. А есть дети, которые совершенно не воспринимали кубики Зайцева и прочие методики, зато отлично учились читать с бабушкой по классическому букварю. А кому-то действительно очень помогли те же самые кубики Зайцева, которые, в общем-то, — неплохое пособие, если им правильно пользоваться. Просто нет никакой волшебной палочки, чтобы сделать ребенка суперумным.

С другой стороны, если активно предлагать ребенку освоить какой-то навык раньше времени, раньше, чем он будет готов, то, скорее всего, он его освоит, потому что у детей очень пластичная психика. Но это произойдет за счет чего-то другого. То есть, в тот момент, когда ребенок будет, предположим, раньше, чем он к этому готов, учиться читать, у него могут запасть какие-то другие важные функции.

В лучшем случае, поскольку дети хорошо защищены, ребёнок будет не столько активно учиться читать, и все обойдется. Но, если всё-таки родителям удастся победить и научить ребёнка раньше времени читать, закрашивать рамочки, складывать головоломки и так далее, то он  не освоит то, что ему надо было бы освоить. Условно говоря, не научиться  прыгать на одной ножке, кататься на велосипеде и завязывать шнурки.

Раннее развитие. За и против

В свое время Мария Монтессори ввела такое понятие, как «сенситивный возраст», то есть возраст, когда мозг ребенка максимально готов к освоению того или иного навыка. Если ребенок в своем развитии проскакивает этот возраст, то он потом всё-таки освоит этот навык, но с гораздо большими затратами и потерями.

Нельзя учить ребенка читать в два года, вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому, что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.

Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего,  он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.

Правда, иногда родители успевают так надоесть с «обучением», что дети начинают испытывать отвращение к процессу самостоятельного чтения. Я знаю много детей, чьи родители увлекались ранним развитием и которые в итоге не любят читать.

Каждый день — новое открытие

— Порой мамы хотят, чтоб каждый день их малыша был наполнен открытиями, интересными делами и потому придумывают ежедневно новое и новое дело для него. Насколько это полезно и для мамы, и для ребёнка?

— Что бы ребенок ни делал с мамой,  ему это только на пользу. Не важно, новое это или старое занятие. На самом деле, дети любят повторения. Если ребенку хочется осваивать что-то новое и у мамы есть  на это время, то замечательно. Но, если мама всю свою жизнь будет тратить исключительно на то, чтобы лепить с детьми из соленого теста, то это не совсем правильно: она должна реализовываться не только в детях, и детям на самом деле нужна успешная и реализованная мама, которая потом не будет попрекать: «Я  с тобой все детство лепила из соленого теста и играла в кубики и не защитила диссертацию, не нашла работу!»

Если мама чувствует, что реализуется дома – замечательно.   Играть с ребенком полезно. Маме может надоедать играть в одно и то же, и чтобы ей самой было интересно и весело, она может придумывать новые занятия. Только вот если мама будет всё время придумывать что-то новое, не давая повода для развития фантазии ребёнка, то эта фантазия и не разовьётся.

Но важно помнить, что ребенок не должен играть все время только с мамой. На самом деле ребенок развивается вовсе не тогда, когда его развивают взрослые. Он развивается в своей собственной спонтанной игре. Одним из признаков успешного развития считается  умение ребенка самостоятельно играть в ролевые игры: в школу, в магазин, в больницу, в семью. По тому, насколько сложна, продолжительна игра ребенка оценивают его эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие.

Раннее развитие ребенка

— С какого возраста ребёнок готов играть самостоятельно?

— Здесь тоже всё индивидуально.  Есть дети, которые с года играют сами, а есть,  которые начинают с трёх лет. Но в любом случае до трёх лет им надо показывать, как играть, нужно  вовлекать их в игру: покупать всевозможные  игровые наборы, самим что-то делать. Главное – предлагать детям прикоснуться к этому «миру понарошку» с помощью тех же кукол, мишек и так далее.

Обычно считается, что первые зачатки ролевой игры в среднем начинаются после полутора лет, когда ребенок переходит от манипулирования предметами к выстраиванию игровой ситуации. Но, в принципе, когда девочка или мальчик даёт мишке свою соску – это уже ролевая игра.

— Если мама не успевает подолгу играть с ребёнком, как не дать образоваться комплексу «я плохая мать»?

— Есть известное выражение, что важно не количество, а качество времени, проведенного с ребенком. И не обязательно придумывать чего-то новое и сложное. Можно рассказать сказку, поиграть в куклы, зайку переодеть – всё, что угодно!

Желательно, чтобы каждый день родители какое-то время посвящали  только ребенку, чтоб ни компьютер, ни телефон, ничего не могло отвлечь их. Тогда ребенок понимает,  что это полностью его время, и мама или папа занимаются только им.

Понятно, что у всех разная ситуация. Кто-то дома с утра до вечера с одним ребенком и может посвящать ему целый день. А кто-то работает или у кого-то – многодетная семья и сложно провести с каждым ребёнком много времени. Но  если удастся уделять каждому ребёнку безраздельно хотя бы 15 минут, это замечательно. Причем это время не должно  тратиться на занятия,  на нравоучение, на какие-то гигиенические процедуры. То есть, если мы моем ребенку голову, стрижем ногти или выполняем логопедические упражнения, обсуждаем его недолжное поведении —  это не время, проведенное с ребенком.

Подготовка к школе с трёх лет

— Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.

— Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия — неплохо. Причём  совершенно неважно чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева. Главное, что получает ребёнок — социализация. Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить  свою жизнь с жизнью других людей. Ничего плохого в этом нет.

Если ребенку  нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы. То есть, если рядом есть хорошо оборудованная Вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала Вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются и то, пространство, в котором всё происходит.

Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.

Раннее развитие

Фото: zapiskiprofana.ru

— Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?

— Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться. В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле  он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных  действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития. Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.

Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники. Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов  к предлагаемой  модели обучения, к модели отношения между учителями и учениками.  Притом, что он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным  просто потому, что еще – маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношении с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.

Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.

Раннее развитие: да или нет?

— Если подвести итог: стоит специально заниматься ранним развитием ребёнка?

— Если маме хочется, то почему бы нет. Если маме не хочется, если она этим тяготится, ей скучно, трудно, у нее на это нет времени, сил и так далее, то ничего ужасного не произойдет, если она не будет этого делать.  Вообще не развивать ребенка нельзя. Но если это делать при помощи обычных консервативных занятий, или водить его в какую-то группу, где этим будут заниматься специалисты, — вполне приемлемо.

То, без чего нельзя обойтись дома —  ролевая игра ребёнка: у него должна быть возможность играть с игрушками – с тематическими, качественными, с большими, маленькими, с конструкторами, посудками, машинками. И у него должно быть место, где он может это делать один, где ему никто не сможет мешать, не будет контролировать, что он делает с паровозиком или с кубиками.

И ещё дома обязательно ребенку должны читать.

Фото: educattivamente.com/

Фото: educattivamente.com/

А всё остальное – как сложится. Бывают такие деятельные мамы, которые находятся дома, и им невыносимо хочется заниматься с ребенком  чем-то сложным. Это  прекрасно. Есть мамы, которые сидят дома, но при этом что-то делают: работают,  занимаются и другими детьми, учатся и им не хватает времени каждый день придумывать развивающие игры. В этом ничего катастрофического нет. Если мама с ребенком проводит хотя бы эти 10- 15 минут в день, занимаясь только им, не важно, что они делают вместе —  читают, рисуют, вышивают бисером — это тоже хорошо.

Тут скорее лучше не додать этого суперразвития, чем пережать и отбить у ребенка интерес.

Плохая мать – не та, кто не придумывает каждый день что-то новое, а та, которая вначале усиленно занимается с ребенком, забывая про себя,  а потом начинает всю дальнейшую жизнь чего-то добиваться от него: школьника, подростка, взрослого, постоянно акцентируя,  что он должен поступать именно так, потому что она столько для него сделала!

Читайте также

  • В чем опасность раннего развития
  • Дима Зицер: «Раннее развитие» – просто способ зарабатывания денег
  • Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка

Раннее развитие. О методе Монтессори

Источник