Нужна ли школа раннего развития для ребенка
На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года
Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще “ходить” в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?
Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.
Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно “заниматься”. И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.
В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :
6 месяцев ????
Я спросила администратора: “А не рано ли?” Мне ответили: “Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите”.
Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:
3 месяца ????
Вот скриншот:
Раннее развитие: с какого возраста водить в детский клуб и стоит ли. О вреде занятий для малыша. Наш личный опыт ????
Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?
Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.
Самый лучший возраст для посещения клуба – после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.
Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: “А вы ходите на развивашки?” И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом “покрасоваться” перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:
- Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
- Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
- Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети “пресытились” знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
- Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
- Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.
Какой вывод я делаю для себя:
До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.
Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.
Источник
Есть история о двух монахах, которые решили вырастить по деревцу. Они посадили семечки, ухаживали, дождались всходов. Один монах продолжал ухаживать за ростком, как обычно, а второй не только ухаживал, но и подтягивал росток руками, чтобы росло быстрее. Думаю, чем закончился эксперимент, все догадались. Нечто подобное сейчас происходит и с желанием родителей заниматься ранним развитием своего ребенка. Для начала определимся, что понимается под этим словосочетанием.
Обычно в это словосочетание вкладывают идею о том, что ребенка нужно развивать, чем раньше, тем лучше. Что мозг ребенка нужно максимально стимулировать, а память максимально «забить» информацией.
Все это надо успеть сделать до школы, а еще лучше до 3 лет, иначе будет поздно, и наверстать что-то будет сложнее или невозможно. Тем более, завораживают обещания различных методик сделать ребенка гением. Но лично у меня от фразы: “Читать раньше, чем ходить” становится не по себе. Я все же за гармоничность и последовательность развития. Если человечество, столько, сколько оно себя помнит, сначала начинало ходить, а уж потом читать, то, видимо, в этом была своя логика. И, в самом деле, все чаще и больше появляется материала о том, как применение несвоевременных занятий может неоднозначно сказаться на развитии ребенка. Все чаще это отрицательные примеры. Примеры самые разнообразные, начиная с того, что ребенок просто перевозбуждается от обилия информации, и, заканчивая тем, что нарушается нормальный ход развития ребенка в целом. Например, ребенок научился “читать” (а я бы сказала, что угадывать и узнавать слова), а развитие речи задерживается. Конечно, не все родители сильны в познаниях анатомии и психофизиологии, чтобы знать, когда и как нужно развивать ребенка, чтобы не навредить ему. Но для этого достаточно сделать шаг “вперед в прошлое”.
Человечество в очередной раз убедилось, что опыт прошлых поколений, не только в уходе, но и в развитии и воспитании, был верным и не имел столько побочных эффектов, как нынешние идеи. Вспомните, в чем заключалось раньше развитие ребенка. Присутствие ребенка во всех делах матери. Не мир вокруг ребенка, а ребенок в мире. Ребенок являлся простым наблюдателем предметов, действий, событий, традиций. Просто нося ребенка с собой, можно уже развивать его. Благодаря этому можно сэкономить на мобиле и развивающем коврике.Они нужны, если ребенок все время в кровати или манеже. Ребенок, находясь на матери, развивается не только интеллектуально, но и физически. У него развивается вестибулярный аппарат, крепнет мускулатура, в позе лягушки идет хорошая растяжка. Прекрасный вариант сэкономить на ходунках, которые, кстати, тоже имеют неоднозначную репутацию. Далее, потешки, пестушки, пальчиковые игры (ладушки), слушание сказок. Тренируется память, внимание, усидчивость. Кстати, раньше сказки воспринимались исключительно на слух, никаких картинок и уж тем более мультиков. Ребенку важно научиться понимать и воспринимать речь на слух, раньше, чем он начнет учить, что звук может иметь символ. Не потому ли у многих детей сейчас проблема просто слушать речь без использования визуальных “костылей” в виде картинок, анимации и прочего? Конечно, картинки и мультики могут быть, но после того как ребенок научится понимать и концентрировать внимание исключительно на речи.
Для полноценного развития мышления важно хорошее развитие воображения. А развитие воображения происходит именно в игре, а не в обучающей игровой ситуации. Что лучше? Или ребенок выучит предложенную манипуляцию с предметами или же будет уметь нестандартно решать поставленные задачи? Если хочется последнего, то важно давать ребенку играть природными материалами и замещающими объектами. Ребенок дойдет до этого сам, схватив веник или пластиковый контейнер, ваша задача просто не отбирать. Важно, чтобы у ребенка было время играть и придумывать себе занятие.
В раннем детстве важно также развивать эмоциональную сферу ребенка. Учите его обозначать и проговаривать чувства, эмоции. Замечать, как реагируют другие. Опять же читать, рассказывать истории, самим восхищаться природой, музыкой.
И самое главное: формирование моральных качеств. Про это вообще, кажется, все забыли. Но что проку от семи пядей во лбу при скверном характере? Поэтому хорошая воскресная школа, лично для меня, важнее самого крутого центра развития. Кстати, такие школы часто бесплатны, в отличие от центров, а вклад от них неоценимо больше.
Чтобы ребенок был готов к школе, у него должна быть хорошо развита речь, он должен уметь пересказывать текст или сказанное, анализировать ситуации (например, на картинке), иметь хорошую память, устойчивое произвольное внимание, силу воли (самостоятельно настраиваться на работу, концентрироваться на ней, даже если не все понятно или скучно). Уметь сравнивать, классифицировать, находить отличия. Уметь выполнять поручения, копировать рисунки, а следовательно уметь держать ручку, рисовать фигуры. Иметь хороший познавательный интерес. Он может чего-то не знать, но уметь искать информацию, рассуждать, любить читать и узнавать новое. При нормальном развитии ребенка всего этого можно достичь такими обыкновенными играми как мозаики, лото, конструктор, рисование, лепка, “диктант по клеточкам”. И, конечно, чтение, ответы взрослых на бесконечные “Почему?”, стремление заинтересовать ребенка окружающим миром, показать, как он интересен. На самом деле, ничего сложного.
Может, я кого-то утешу, может, наоборот, расстрою, но я говорю совершенно серьезно: все методики раннего развития однобоки и нуждаются в других дополнительных занятиях. Более того, вы ничего не потеряете, если не воспользуетесь вообще ни одной из известных методик. Идти ли в центр развития? Если сильно засиделись дома и очень хочется в коллектив, то сходите. Но настройтесь тогда на процесс общения и нахождения в группе, а не на достижение результата. Ищите центры более творческие, музыкальные, танцевальные, центры народного творчества.
Источник
Под ранним развитием подразумевается работа над ребенком с рождения и до 6 лет. Психологи считают, что в этот период малыш получает гораздо больше информации, чем в последующие периоды своей жизни.
Благодаря природе, с самого рождения он способен легко и хорошо обучаться, впитывать большое количество знаний и навыков, воспринимать зрительные образы, звуки, ощущения.
Для чего нужны и возрастное деление
Школы раннего развития призваны дать основные понятия об окружающем мире, развить творческие способности, привить культуру физического воспитания, а также обучить элементарным навыкам самообслуживания и поведения в коллективе.
Они имеют хорошую базу для всестороннего воспитания малыша. Работа ведется по специально разработанным методикам и программам врачей, психологов и педагогов, имевших большой опыт работы с детьми. Как правила, весь персонал имеет педагогическое образование, что немаловажно для молодых мам, беспокоящихся за своих малышей.
В наличии таких учебных пособий имеются развивающие материалы:
- рамки Монтессори, кубики Зайцева;
- таблицы, цифры, буквы;
- образцы природных материалов.
Для физической подготовки имеются спортивные объекты:
- комплексы;
- бассейны;
- беговые дорожки.
Для занятий существуют 3 возрастных категории детей:
- от 0 до 6 месяцев;
- от 5 до 10 месяцев;
- от 9 до 1,5 лет.
Несмотря на возрастные ограничения каждой группы, однозначного ответа на то, когда лучше начинать занятия, нет. Родителям необходимо самим решать, как лучше поступить.
Виды занятий
Проведение учебного процесса бывает разным по времени и продолжительности. Лучшим вариантом проведения занятий являются утренние часы, когда ребенок активнее запоминает информацию. Также работают группы выходного дня.
Виды обучения:
- индивидуальные (преподаватель и ребенок «один на один»);
- индивидуальные с мамой и ребенком (если дитя отстает в развитии и есть проблемы со здоровьем);
- групповые (2 педагога и группа малышей);
- «мама и ребенок» – общие занятия с родителями и детьми.
Преимущества
В методиках обучения школ раннего развития существует много положительных моментов.
Во-первых, они имеют большой выбор развивающих материалов, ориентированных на большое количество детей с разными интересами, уровнем развития и возрастом. Практически весь учебный процесс проходит в игровом варианте, что развивает способность запоминания информации. Так как дети не могут долго концентрировать внимание на одном объекте, в занятиях присутствуют музыкальные и физкультурные переменки. Чтобы учебный процесс не надоедал, занятия проходят в различных направлениях.
Во-вторых, в процессе обучения малыш не только получает много знаний, но и привыкает к процессу учебы. До 6 лет для любого ребенка с нормальным развитием этот процесс будет происходить легко и непринужденно, что является хорошим стартом к школе.
В-третьих, приобретается самостоятельность. Малыш в коллективе с детьми и взрослыми приобретает способности и навыки общения с ними. У себя дома такая возможность отсутствует, так как его окружают только взрослые, горячо любящие члены семьи.
Недостатки
Но, помимо этого, есть и не очень положительные стороны.
Во-первых, стоимость обучения в таких учреждениях достаточно высокая, так как государство не финансирует эти школы. Они находятся в статусе самоокупаемости. Это говорит о том, что родители должны заплатить за аренду здания, покупку оборудования, труд педагогов и т. д.
Во-вторых, есть возможность получить инфекцию от других детей или взрослых. Если кто-то из малышей заболел и не долечился дома, то в коллективе произойдет заражение ребенка со слабым иммунитетом.
В-третьих, если школа находится далеко от адреса проживания, при отсутствии автомобиля, для ребенка проезд в общественном транспорте может стать большим испытанием. Врачи рекомендуют находиться максимум 20 минут в таком режиме.
В-четвертых, нельзя перекладывать на преподавателя полную ответственность за малыша. У других родителей дети могут делать большие успехи, чем ваши. Дома также необходимо уделять внимание своему чаду: устраивать беседы, прогулки, делать зарядку, просто играть.
Итог
Но, в целом, школы раннего развития внесут свою положительную лепту в формирование личности ребенка. Он постигнет развивающие игры, направленные на повышение интеллекта, пройдет математические основы, разовьет свою речь, получит начальные азы чтения, разучит ритмичные движения под музыку, получит неплохое физическое воспитание. Что позволит ребенку быстрее адаптироваться в первом классе. Также он будет развивать в положительном направлении свою психику под наблюдением психолога, а при помощи творческой деятельности выстроит волшебный замок фантазии и воображения.
Источник
И это понятно. Люди связывают будущее своих детей с качественным образованием. И этим пользуются предприимчивые «учителя», желающие подзаработать на тщеславии родителей. Если раньше на каждом углу плодились частные стоматологии и салоны красоты, то теперь их теснят всевозможные центры раннего развития ребёнка, куда берут буквально с 8-9-месячного возраста. Родители гордятся, когда их чадо в 3-4 года уже умеет читать, писать и говорить по-английски. Однако школьные учителя и психологи уверены, что услуги беби-центров – это просто обман и отъём денег у родителей.
Дрессируют, а не учат
«Мы проводили анализ нескольких подобных детских центров, – говорит Ирина Бурлакова, завкафедрой дошкольной педагогики МГППУ.
– Программы обучения, которые в них используются, обычно рекламируют сами же мамочки в соцсетях. Разработал некий психолог, педагог или тот, кто себя таковым считает, новую методику или обновил чьи-то забытые – и продвигает. Но какие отсроченные последствия это может иметь для ребёнка, никто не знает. Нередко разработанная для школьников программа механически переносится на малышей. А это совершенно недопустимо! Да, краткосрочные результаты нередко очень хорошие – ребёнок в 5-6 лет многое схватывает на лету. Но какой ценой? В моей практике были дети, которые занимались в центрах раннего развития, а в школе, жаловались родители, «переставали соображать». Более того, зачастую бесполезное, чрезмерное и не по возрасту интеллектуальное напряжение приводит к усталости, апатии, неврозам, головным болям у ребёнка. Думаю, большинство таких детских клубов заботит больше не качество, а зарабатывание денег».
Кому доверили?
«Первый вопрос, который возникает: а кто работает в этих центрах? Тот, кто не смог найти работу в школах и детсадах? – говорит Марина Думина, учитель начальных классов московского лицея № 1502. – В свете последних событий с сошедшей с ума няней я бы не стала доверять своего ребёнка людям, которые не прошли реальную проверку, кустарным конторам, не имеющим лицензии. Мы, учителя, регулярно проходим полное обследование, начиная от нарколога и заканчивая всеми остальными врачами. Частник тоже может предъявить вам справки от медиков, но, поверьте, я знаю, как их делают – просто вложив купюру в медкнижку. Конечно, в этой сфере наверняка есть люди достойные, но их меньшинство. И скажу честно: всегда знаю, кто из моих первоклашек «грешил» такими центрами: их почти всегда приходится переучивать правильно держать ручку, произносить звуки и буквы и т. д.
Главное – родителям совершенно нет нужды тратить деньги на такое обучение. Достаточно уделять ребёнку хотя бы полчаса в день – поиграть, почитать, пораскрашивать картинки, не глядя при этом в телевизор или телефон. Надо больше разговаривать с малышом, петь песни, обратить внимание на развитие речи, а не смеяться и умиляться над тем, как он коверкает слова и искажает звуки. Если такое сохраняется после 5 лет, надо срочно бежать к логопеду. Если родители правильно занимались с ребёнком, то даже дошкольные подготовительные курсы в школе ему бывают не нужны».
Когда и чему нужно учить ребенка?
4-5 лет. Должна быть сформирована родная речь: богатый словарный запас (3,5-7 тыс. слов), правильное использование предлогов, прилагательных, глаголов и т. д., умение задавать вопросы и отвечать на них, пересказывать мультик, составлять рассказ по картинкам.
5-6 лет. Умение пересчитать предметы в пределах 5-6 и соотносить с соответствующей цифрой; различать звуки в словах, рисовать их графическое обозначение и, если есть интерес, можно научить читать; освоение простых двигательных движений (крупная моторика) на координацию рук и ног – прыжки на двух ногах или поочерёдно на одной и другой, подвижные игры с мячом.
6-7 лет. Начало логического мышления: умение сравнить, найти различия, выделить главную деталь или главное качество.
Источник