Нравственные основы развития одаренности ребенка

Нравственные основы развития одаренности ребенка thumbnail

К. В. Копанова

Учитель английского языка МБОУ «Лицей №1» г.о. Ступино

Особенности духовно-нравственного воспитания одаренных детей

Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих. И эта проблема в последние десятилетиявызывает все больший интерес как во всем мире, так и в родном отечестве. Об этом свидетельствует открытие специализированных школ, целенаправленная разработка обучающих программ для одаренных детей, появление многочисленных публикаций по данной тематике и т.д.

Детский возраст – это период становления личности, способностей, происходящих бурных интегративных процессов в психике ребенка. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, и кто будет рядом с ним, во многом будут определены его способности к образованию. «Что такое одаренность? Как она проявляется? Кто такие «Одаренные дети»? Сколько их? Как с ними работать? – эти вопросы задает себе любой учитель, несмотря на то, что у каждого, скорее всего, есть свое внутреннее представление о таком явлении, как одаренность.

Эта проблема волновала человечество еще несколько десятков и даже сотен лет тому назад, в то время как понятие «одаренность» учеными трактовалась по-разному. Так, в толковом словаре В. И. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный. Способный человек – умственно одаренный или развитой; способный к математике» [1, c. 490] .

Известный психолог Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»

[3, c. 134].

Забота об одаренных людях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, образования и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких людей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.

На сегодняшний день учеными разработаны методики обучения одаренных детей, учебные программы, осуществляется специальная подготовка учительских кадров [3, c. 135].

Одним из ключевых направлений в работе с одаренными детьми является их духовно-нравственное воспитание, которое должно проводиться комплексно: это формирование морально-нравственных и социально-значимых качеств ребенка в семье и при получении образования. В решении этого комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, несомненно, принадлежит школе [2, c.59].

В ней проявление одаренности происходит в определенной возрастной последовательности. В раннем детском возрасте, обычно, проявляется способность к рисованию, музыке, театру, то есть одаренность в искусстве возникает раньше, чем в научной области. При реализации образовательного процесса легко проследить проявление одаренности в точных и гуманитарных науках. Огромное значение при формировании духовно-нравственных ценностей одаренных детей имеет творческая деятельность, которая дает возможность ребенку экспериментировать, иметь собственное мнение, оценивать свою работу и право на ошибку.

Воспитание чувств одаренного ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Учеными доказано, что ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у одаренного ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, чему они его учили и как его воспитали [4, c.5].

Традиционными ценностями и источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, любовь и верность, труд и творчество, наука, искусство и литература, традиционные российские религии, природа, человечество. Эти группы ценностей имеют особо важное педагогическое значение. Каждая из вышеперечисленных групп базовых ценностей педагогически оформляется в целевую программу воспитания и социализации школьников [2, c.60].

Главной проблемой духовно-нравственного воспитания одаренных детей является отсутствие у них проводников – подготовленных к такой работе учителей и родителей. К сожалению, большинству учителей просто некогда заботиться об одаренном ребенке, а иногда ученики с поражающими познаниями и не всегда понятной умственной активностью им даже мешают. Таким образом, одаренные люди испытывают значительные трудности в социализации и адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, и даже приводит к дезадаптации [3, c. 76].

Педагог, работающий с одаренными детьми должен, в первую очередь, руководствоваться принципом «не навреди», так как ошибки в педагогике наносят вред личности ребенка. Учитель должен работать в двух направлениях: осуществлять как урочную, так и внеурочную деятельность. Если формирование духовно-нравственных ценностей происходит в процессе обучающей деятельности, необходимо приобщать детей к этим ценностям путем ежедневного примера педагога, иллюстрирующего неприятие им компромиссов в нравственной сфере, честность и в отношении себя, и своих учеников, признание собственных ошибок [5, c. 4].

Одаренный ребенок выступает как развивающийся субъект нравственности, строит в соответствии со своими ценностями отношения с миром и другими людьми. Его духовно-нравственное развитие определяется миром взрослых, сверстниками и им самим. Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития необходимо создание благоприятной образовательной среды, в которой закладываются цели и ценности жизни человека, способствующие реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка. Эта среда должна содержать в себе развивающие образовательные программы, методы поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала, созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию, состраданию, радости успехам другого человека [5, c.7].

Задачи педагога при духовно-нравственном воспитании школьников носят многоуровневый характер: формирование мировоззрения, гражданской позиции, семейных ценностей, нравственных ориентиров. Исходя из этого, в состав программы духовно-нравственного воспитания одаренных детей могут входить следующие виды деятельности: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики); познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок); творческая деятельность (живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями); литературно-музыкальные вечера, концерты, совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы). Только благодаря подобным мероприятиям, воспитывающим нравственность и духовность, одаренным школьникам будет легче понимать и воспринимать реальность, а также делать попытки изменить ее к лучшему [4, c.77].

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в эмоционально личностном развитии

Все вышесказанное свидетельствует о том, что одаренные дети нуждаются в особой помощи взрослых, педагогическом сопровождении, и в особых условиях жизни, обучения и духовно-нравственного воспитания для развития и реализации своих способностей. Общество должно осознавать, что одаренные дети – это прежде всего духовное и экономическое богатство и будущее страны. Примечательны слова советского поэта Льва Озерова: «Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…».

Список использованной литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО изд. «Астрель», 2001.

  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. – 2009. – №4.

  3. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: изд-во «Москва», 1982.

  4. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике – М.: ПЕР СЭ, 2000.

  5. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты под ред. А.М. Матюшкиной – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.

Источник

Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности.

Бояркина Ж.В.

Бояркина Ж.В., учитель английского языка

п. Октябрьский Белгородской области,

МОУ «Октябрьская СОШ им. Ю.А. Чумака»

e-mail: janna26@mail.ru, тел.: +7(919)220-23-27

Современный мир становится все более сложным, динамично развивающимся и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, креативных личностей, от высокой активности человека, зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития одаренных детей. Выявление и развитие одаренности детей, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования.

Феномен одаренности представляет собой комплексную проблему. Само по себе понятие одаренности – сложное явление, имеющее свои положительные и отрицательные проявления.

К положительным относятся: любознательность, собранность, внимательность, настойчивость в поиске ответов, склонность к размышлениям, широкий круг познавательных интересов, абстрактность мышления, сильная воля, постоянная готовность к обучению, большая работоспособность; к отрицательным: нестабильность интересов, повышенная нетерпимость (могут выражать нетерпение и презрение к детям, ниже их в интеллектуальном развитии), [3] требовательность, ощущение неудовлетворенности, сверхчувствительность, повышенная тревожность, различные страхи, перфекционизм, психосоциальная чувствительность.

Такие дети критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. Стремление ставить перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, приводит к переживаниям, которые могут привести к моральным травмам.

Выявление одаренности зависит от множества факторов. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддерживать и развивать их. Первостепенной задачей является – создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка, а также воспитание и помощь в нравственном становлении личности. Данное направление предполагает изучение и развитие индивидуальных, личностных качеств ребенка, а также создания благоприятной обстановки для дальнейшего развития. Прежде всего, необходимо обеспечить доброжелательность со стороны педагогов, предоставить детям возможность задавать вопросы, поощрять высказывать свою точку зрения, не сдерживать инициативу ребенка, создавать стимулы с целью развития любознательности, создавать все условия для развития творчества, предъявлять одинаковые требования, как в школе, так и в семье.

Проблема выявления одаренных детей тесным образом связана с уровнем профессиональной подготовки педагогов и психологов. Поэтому важным аспектом в работе с одаренными детьми является самообразование и саморазвитие педагога.

Одной из проблем является и то, что в работе с одаренными детьми необходимо не только делать акцент на развитие способностей детей, но и  помощи в социально-психологической адаптации. Педагоги должны осознавать и принимать особенности поведения такого ребенка, его индивидуальность и миропонимание. Таким образом, необходима совместная практическая деятельность детей, родителей и школы. Прежде всего, в семье необходимо создать благоприятные условия для раскрытия и совершенствования способностей детей. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. Своим личным примером, поведением мы должны подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей. 

Безусловно, нам педагогам необходимо правильно организовать учебный процесс – это и нестандартные уроки, вовлечение детей в исследовательскую деятельность (является возможностью максимально раскрыть свои способности, получить больше знаний, раскрыть достигнутый результат при защите работы) решение нестандартных задач, различные выставки и конкурсы, опережающие задания творческого плана.

 В школе основным критерием выявления одаренности у детей служит победа в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Участие и победы во  Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» для среднего звена и Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в ХХI веке» для старшеклассников интеллектуальных играх «British Bulldog», «Рыжий кот», «Английский лев», «Познание и творчество» является для детей большим стимулом к развитию и совершенствованию. Это и есть создание для детей ситуации успеха и уверенности. Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие в их «становлении» одаренных взрослых. Ведь именно от предприимчивых, одаренных людей зависит дальнейшее развитие нашего государства, его место в мире. В связи с этим возникает необходимость выработки методов и механизмов помощи и поддержки одаренных людей не только в период детства и подросткового возраста, но и на этапе перехода в самостоятельную, взрослую, профессиональную жизнь.

Читайте также:  Генетическая эпистемология учение об интеллектуальном развитии ребенка

Список литературы:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей / Белова Е.С. – М.: Московский психологический институт: Флинта, 1998. – 144 с.

2. Лебедева, В.П. Учителю об одаренных детях [Текст]: пособие для учителя/ В.П. Лебедева, В.И.Панов.- М.: Молодая гвардия, 1997.- 354с.- (Одаренные дети).

3. Мисливец Н.А. Одаренность: виды, проявления, диагностика : Учебно-методическое пособие/ БегГу.-Белгород, 1999.- 60c.

4. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.1998.-256 c.

6. Сидоренко М.Т. К вопросу о социализации одаренных детей в общеобразовательном учреждении. Материалы 3 Всероссийского научно-методического семинара, г. Белгород 2009.-312 c.

7. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. – М. 1999

Источник



В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействии с духовно и нравственно одаренными детьми.

Ключевые слова: духовно-нравственная одаренность, личность, развитие, психолого-педагогическая работа.

У каждого взрослого, психологически-сформированного человека есть определенный ряд критериев, по которым он может разграничивать добро и зло, определять смысл жизни, назначение человека и его границы свободы. В современном мире все чаще случаются инциденты, связанные с аморальными, противозаконными, противоречащими нормам и правилам поступками. И этому есть определенный ряд причин.

Во-первых, урбанизация, то есть бурный темп развития города при котором духовная составляющая человека как личности запаздывает в развитии или формируется не в полной мере. Именно с увеличением численности населения образовательный процесс претерпевает существенные изменения, на него возлагается больший спектр обязанностей, а также возникает потребность в усилении духовной и ценностной ориентации подрастающего поколения.

Во-вторых, финансово-экономическое положение в мире, подталкивает людей на подавление своих моралей и ценностей. Современные люди на таких возрастных этапах как подростковый возраст, юность, зрелость подвержены в большей мере к социальной зависимости — зависимости к деньгам. Доказано, что в настоящее время только 1 % людей не зависит от денег. Основываясь на этом, можно утверждать, что материальное благополучие стоит на первом плане, что нельзя сказать о духовной составляющей личности.

В-третьих, СМИ играет большую роль в моральном, этическом и духовном становлении человека. К сожалению, в большинстве случаев, все то, что мы можем видеть сегодня по телевизору, нельзя назвать правильным с точки зрения формирования всесторонне развитой личности, потому что данное время препровождения не несет никакой смысловой нагрузки. Если старшее поколение, которое воспитывалось в советской системе образования, еще может дифференцировать поступающий поток информации, то современное поколение, в частности дети, не могут справиться с этой задачей. Причиной этому могут быть недостаточное внимание родителей по разным причинам, психологическая и физическая неготовность к данному процессу.

Поэтому, в современной России вопрос о моральном, ценностном и духовном развитии человека стоит очень остро. Государственная политика в области образования нацелена на развитие духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и державы.

Многие ученые считают, что в данном процессе большую роль играет духовно-нравственная одаренность [3]. Примером этого могут служить исследования Ф. Н. Козырева, в которых используется методика ОНИКС. Благодаря данной методике удалось определить способность школьников к нравственному суждению, и как следствие доказать наличие такого феномена как духовно-нравственная одаренность [2].

Анализируя научную литературу, можно утверждать, что духовно-нравственная одаренность — это способность личности, на протяжении всей жизни обладать высокими духовными, ценностными и моральными качествами, направленными на служение людям.

Данный вид одаренности был выделен сравнительно недавно, а ее направленность состоит в духовной составляющей жизни человека. Представителями в этой сфере неизменно остаются духовные деятели, практики, философы, которые оказывают существенное влияние на духовную жизнь общества, а также привнесшие в нее новые смыслы, новые способы осмысления реальности. Также стоит отметить, что в современном мире данный феномен изучен недостаточно [6].

Духовно и нравственно одаренные люди были всегда. На протяжении многих веков рождались дети, которые отличались от сверстников высоким уровнем духовно-нравственных суждений, кротостью, чистотой помыслов. Несомненно, большинство таких детей становились священниками, религиозными деятелями, авторитетами в духовных вопросах. Стоит вспомнить жизнь Сергия Радонежского, Павла Флоренского, Махатма Ганди.

На современном этапе становления российского государства, приоритетным направлением работы с молодежью является формирование нового движения, которое будет направлено на развитие духовных, этических и высоконравственных ценностей. По сути, духовно и нравственно одаренный человек это личность способная побороть в себе безнравственность, бескультурье и реализовать свой потенциал в добровольческом движении. В подтверждение этого высказывания В. В. Путин провозгласил 2018 год «Годом добровольца и волонтера». Несмотря на то, что 2018 год завершился, правительство намерено продолжить поддерживать волонтеров, добровольцев и уже разработало концепцию развития этой сферы до 2025 года [7].

Но какими же качествами должен обладать духовно и нравственно одаренный человек, какие ценности должны преобладать в его жизнедеятельности и насколько он должен быть готов делиться с другими людьми теми самыми знаниями в духовной, ценностной и нравственной области? На этот вопрос можно найти ответ, анализируя высказывание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который сформулировал ценностные приоритеты современной России, а именно: «Вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Кроме перечисленных, это мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода — не как единственная или главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных ценностей».

Читайте также:  Развитие зрения ребенок 3 месяца

Одна из главных и актуальных задач педагога-психолога — это помочь духовно-нравственно одаренным детям донести до своих сверстников те самые ценности, которые были упомянуты ранее, при помощи актуальных символов и речевого воздействия в соответствии с возрастными потребностями в этом. Именно творческая деятельность, в большей мере, дает возможность ребенку экспериментировать во многих областях его жизнедеятельности, тем самым формируя духовно-нравственные ценности одаренных детей [1].

В настоящее время понятие нравственного идеала переживает значительный кризис, что в большей мере отражается на воспитании одаренных детей. Для России важным остается формирование в умах детей потребности в остроте чувств при сознании ложных ценностей и лицемерия окружающих, нравственности, патриотизме, гуманизме которые должны соответствовать духовным составляющим общества. Наряду с этим, ребенок нуждается в положительных образах для развития духовно-нравственной одаренности, которые могут, проявляется в личном примере взрослого, жизненном пути духовно и нравственно одаренного человека. Одаренный ребенок более четко определяет ложность декларируемого равенства ребенка и взрослого, авторитетность последнего необходимо для духовно-нравственного воспитания.

Специфика работы педагога-психолога с духовно-нравственными одаренными детьми состоит в установлении приоритетов, взглядов при воспитании на определенном возрастном этапе развития и критериев определения сформированности духовно-нравственных качеств. Также крайне важно организовать условия, при которых воспитание нравственной позиции личности сможет разграничивать добро и зло, быть готовым к действию с позиции милосердия, мотивировать ребенка к такому поведению, при котором будет выражаться сочувствие, защита, взаимопонимание по отношению к другим людям [5].

Существует ряд принципов, придерживаясь которых педагог-психолог способен эффективно провести свою педагогическую и психологическую работу по развитию духовно-нравственной одаренности. Прежде всего, необходимо руководствоваться принципом «не навреди», так как при определенных педагогических ошибках дальнейшая жизнь ребенка может изменить кардинально и, причем не в лучшую сторону. Следующим шагом в развитии духовно-нравственной одаренности является личный пример педагога, который заключается в неприятии компромиссов в нравственной сфере, честности по отношению к себе и другим людям, принципиальности и категоричности при оценке безнравственных проступков, признании собственных ошибок. Наряду с вышеуказанными принципами, педагог должен руководствоваться тремя основными взаимодополняющими друг друга принципами, такими как природосообразности, культуросообразности, гуманности [4].

Ребенок является развивающимся субъектом нравственности. Основываясь на своих ценностях, он строит не только отношения с отдельными людьми, но и с обществом в целом. Основа духовно-нравственного развития определяется миром взрослых, сверствников и личным. Для того что бы полноценно обеспечить духовно-нравственное развитие необходимо создать адекватную образовательную среду, в которой основополагающими являются цели и ценности жизни человека. Данное образовательное пространство должно способствовать реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка, при этом избегая односторонности развития, опасности искажения личностного развития, а также чрезмерности психической нагрузки. Эта среда должна включать определенные образовательные программы и методы поддержки детства направленные на гармонизацию отношений ребенка с миром, другими людьми и с самим собой; оптимизацию его духовного потенциала; создание детского игрового пространства для нравственного развитие личности ребенка; формирование таких чувств как общность, способность к сопереживанию и состраданию, радость успехам другого.

Литература:

  1. Джишкариани Т. Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т. Д. Джишкариани. — Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. — 151 с.
  2. Козырев Ф. Н. Оценка способности к нравственному суждению с помощью диагностического комплекса «ОНИКС»: апробация и первые результаты // Вопросы образования. — 2012 — № 3–141–164 с.
  3. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Созонова В. В. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — 362–364 с.
  5. Чухин С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 113 с.
  6. Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии [Текст: учебное пособие / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. — 197 с.
  7. Распоряжение от 27 декабря 2018 года № 2950-р. Концепцией развития добровольчества (волонтёрства) в России до 2025 года предусматривается развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтёров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. https://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственная одаренность, ребенок, большая мера, одаренный человек, ценность, адекватная образовательная среда, духовно-нравственное развитие, духовное развитие человека, современная Россия, современный мир.

Источник