Нравственное воспитание основа развития личности ребенка

 Тема:  Нравственное воспитание – приоритетное

          направление в формировании личности.

         Нравственное воспитание является одной из важнейших задач формирования личности, его приоритетным направлением.

В.А. Сухомлинский писал: «Нравственный облик человека, в огромной мере, зависит от того, что приносит ему слезы и что приносит смех в годы детства.

Пусть будут слезы сострадания, но не слезы жадности и зависти!»

         Многие дети, живущие в детских домах – агрессивны, конфликтны. Они

не умеют прощать обид, слушать, понимать друг друга. Многие подростки не умеют анализировать жизненные ситуации, принимать правильные решения, отличать добро от зла, противостоять отрицательному влиянию извне. У них

нет чувства уверенности в себе, в своих действиях, они не испытывают чувства ответственности за свои дела и поступки, не способны к сознательному выбору своей судьбы.

         Никто не сможет уберечь детей от растления, если нет иной цели в жизни, кроме наслаждения, доставляемого любыми способами. При таком жизненном кредо бессильны рассуждения о том, почему «… вы, дети должны быть хорошие!»

         Нужна серьезная, целенаправленная работа по формированию нравственного сознания личности, которая включает в себя нравственные убеждения, нравственные чувства и соответствующие формы поведения. Поэтому считаю, что при планировании воспитательной работы (и не только в детских домах, а и в других воспитательных учреждениях) необходимо нравственному воспитанию отводить одно из центральных мест.

          В работе по нравственному воспитанию очень важно учитывать возрастные особенности ребят. Для детей 5 – 6 классов беседы (встречи) должны быть ориентированы, прежде всего, на эмоциональное восприятие детей, учитывать конкретность их мышления, тяготение к образованности. Нельзя увлекаться назиданиями, поучениями, призывать и убеждать ребенка быть хорошим. Лучше, если это будет проходить через игру, инсценирование, творческие задания, которые показывают ребятам, что моральные нормы необходимы в человеческом общении, что следовать им не сложно и приятно. Результат радостен, как для самого человека, так и для окружающих. В связи с этим ваша беседа (встреча) превращается в живой и увлекательный для ребенка процесс, включения его в совместные действия, диалог с педагогом, ребятами, сказочными и вымышленными героями.

          Подростки 7-8 классов в большей мере подготовлены к восприятию этических категорий, серьезных этических проблем жизни. Поэтому беседы по нравственному воспитанию усложняются. Они предполагают глубинное проникновение во внутренний мир подростка, призваны помочь им в самоопределении, выборе жизненных позиций, осознании своих отношений с окружающим миром. Беседы могут быть в форме дискуссий, диалога между педагогами и детьми, педагогом и отдельным подростком, между подростками. В процессе общения подростки могут «увидеть», «открыть» не осознававшие ранее процессы своего «я», определить пути к нравственному взрослению и осмыслению самого себя как личности. В ходе диалога-общения вкрапляются педагогические ситуации и задачи, решения которые помогают осмыслению своего «я», игровые приемы; способствующие правильному нравственному выбору подростка; психологические тесты, углубляющие познание внутреннего мира; творческие приемы, помогающие подростку определиться в различных жизненных ситуациях.

           Подростки лучше усваивают нравственные принципы и нормы в том случае, если сами решают ту или иную нравственную задачу, сами анализируют, оценивают проблемные моральные ситуации. Очень хорошо использовать такие методы, как анализ ситуаций, художественный текст и решение педагогических задач.

           Одна из особенностей подросткового периода – повышение интереса к мнению сверстников, а не взрослых. Поэтому рассуждения других ребят делают содержание разговора более убедительным. Очень важно, чтобы подростки смогли понять и почувствовать другого человека, его проблемы, попытаться помочь их решить, обогащая при этом свой нравственный опыт. Дети учатся наблюдать за настроением, душевным состоянием своих товарищей, приобретают навыки рефлексии. В детском коллективе накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У ребят формируется привычка оценивать собственные поступки с позиции доброжелательности и уважение к другому. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений человека к человеку, обществу, труду, природе, Отечеству, самому себе.

Резюме: Вместо бесед о нравственности — используйте различные игровые формы на ту же тему, да и результат значительно выше. Дети очень любят играть, т.к. в игре ребенок формируется, как личность, он опробует свое видение жизни, приобретает дополнительный жизненный опыт.

Игры по нравственному воспитанию.

          Все игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезное обсуждение. В игре ребенок чувствует себя комфортно. Предлагаемые игры помогают детям задуматься над проблемами повседневной жизни, окружающего мира, почувствовать себя индивидуальной личностью, учат анализировать и ставить цели.

1.Игра  « Коснуться счастья».

  Цель –  помочь детям обратить внимание к самому себе,

 оценить себя, развить эмпатию к себе  и другим  людям.

         На доске крупными буквами написать слово СЧАСТЬЕ и попросить детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, теплым, веселым. Затем включить спокойную музыку и представить, что все могут прикоснуться к  «счастью». Предложить детям описать свои ощущения от этого чувства, сочинить небольшую сказку. Из рисунков и описаний сделать стенд «Я коснулся счастья». Таким же образом можно провести игры о любви, радости и других понятиях.

         Итог – обсуждение:

– Трудно ли вам было сочинить сказку?

-Что вызвало трудности, а что помогло?

2. Игра   « Ледяной осколок».

Цель – развитие эмпатии и рефлексии к себе и

 окружающим, развитие нравственных норм.

          Дети делятся на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые растопили бы ледяной осколок  Кая. Слова записать.

         Итог – обсуждение:

– Трудно ли было подобрать добрые слова?

– Часто ли вы произносите добрые слова?

3. Игра  « Я хороший»

Цель – научить детей красиво говорить комплименты,

формировать понятие о нравственных нормах.

         Один ребенок выходит из комнаты. Сидящие в комнате, по кругу, говорят в адрес вышедшего какой-либо комплимент. Все комплименты записываются. Зовем ребенка, и все записанное читаем ему. Посредством игры можно дать почувствовать детям важность для каждого человека приятных слов, возможность приучить детей говорить друг другу хорошее.

          Итог – обсуждение:

– Приятно ли было услышать о себе хорошее?

– Что легче говорить или принимать комплименты?

– Какие комплименты новые вы запомнили?

Использованная литература:

1. «Игры: обучение, тренинг, досуг п/р Р.В. Петрусинского, М. 2005г.

2. Никитин А.Ф. «Граждановедение», М.2007г.

3. Петрова В. «Азбука нравственного образования», М.2009г.

4. «Творческие игры, задание и тесты» п/р Дудко В.И., Донецк 2005г.

5. Турнер Д. «Ролевые игры», Питер:2008г.

6. Тылашенко О.А. «Твое совершенство», «Либерия», 2007г.

Читайте также:  Развитие ребенка в животе в картинках по неделям живот

7. Яковлев С.А. «Проектирование педагогом культурной среды как фактор воспитания персональной системы ценностей» «Смоленск» 2006г.

Источник

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».

Виссарион Григорьевич Белинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.

Я начала работать по данному вопросу с детьми  с первой  младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.

В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  • приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.

Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.

Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения  произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок  для животных, которые остались без дома.

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка  плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат  уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар  ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как  «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах  подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.

Также ведется  ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

Проводится  работа с родителями:  различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых  родители познакомились  с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей  младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.

Читайте также:  Скачать программу для развития ребенка 5 лет

В  родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников – это основа гармоничного развития личности ребенка»

Источник

  «Духовно-нравственное воспитание –  основа формирования личности »

Нравственность – основа всех человеческих ценностей

(А. Эйнштейн)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной темы не был случайным.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15 млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.                                       Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.                                         Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Принципы воспитания:

  • гуманистической направленности;
  • природосообразности;
  • культуросообразности;
  • эффективности социального взаимодействия;
  • ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.                                                                Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Духовно-нравственное воспитание молодежи – неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

Общечеловеческие ценности:

  • любовь к матери;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине;
  • свобода воли;
  • добро и зло;
  • самовоспитание;
  • добродетель;
  • совесть;
  • надежда;

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
  • в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

  • во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства;
  • во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах;
  • в-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей
Читайте также:  Условия развитие ребенка это определение

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.  В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется педагог, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.

Традиционными источниками нравственности являются:

  1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;
  2. социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;
  3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания;
  4. семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших; продолжение рода;
  5. труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость;
  6. наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание;
  7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  9. человечество — мир во всем мир, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.

Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее – наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Каждодневную жизнь школьников, развитие их отношений необходимо организовывать так, чтобы они основывались на самых высоких нравственных нормах и требованиях. Целесообразно, начиная с младшего школьного возраста, учить детей умению анализировать ход и результаты совместной с другими деятельности.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.

В этом направлении работа ведется, но не достаточно. Не все учащиеся знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края в школе необходимо организовать факультативные занятия, и внеурочную деятельность по более глубокому изучению истории родного края, малой родины.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, – являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Источник