Нравственное воспитание основа духовного развития ребенка
«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».
Виссарион Григорьевич Белинский
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.
Я начала работать по данному вопросу с детьми с первой младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.
В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:
- обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
- создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
- приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
- учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
- приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.
Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.
Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок для животных, которые остались без дома.
Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».
В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:
1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;
2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;
3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»
4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).
Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.
Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.
Также ведется ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.
Проводится работа с родителями: различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых родители познакомились с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.
В родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».
Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников – это основа гармоничного развития личности ребенка»
Источник
Нравственное воспитание – основа духовного развития младшего школьника
Тарасян М.А., учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 с. Крым Мясниковского района Ростовской области
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сейчас, когда в нашей жизни встречаются жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен в своей деятельности уделить этой проблеме особое внимание.
Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. (Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский –М.: Просвещение,-1998-479с.)
В наше время перед каждым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этого – смена ценностей общества. Изменения в жизни оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей и подростков. У подрастающего поколения еще не сформированы ценностные ориентиры, и поэтому оно, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношения детей, в процессе чего ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет сделать нашу землю еще лучше.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова. («Этическое воспитание младших школьников» Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с)
Во – первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.
Во – вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит как в процессе специальных запланированных беседах, так и в процессе обучения. Как известно, ведущий принцип организации всей учебно-воспитательной работы с детьми в школе – принцип воспитывающего обучения, а основная форма работы – урок. Следовательно, в любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно должен проявляться. Но воспитательные возможности учебных предметов различны. Для нравственного воспитания младших школьников особенно благоприятные условия создаются на уроках чтения – классного и внеклассного. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в своих оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость. И действительно, воспитательные возможности литературы, в частности детской, чрезвычайно велики. Писатели в доступной детям художественной форме выражают истины, которые каждому следует усвоить и принять на всю жизнь.
Детские книги вводят ребенка в ситуации, которых он, как правило, пока не переживал и которые, казалось бы, должны предварять его ограниченный личный опыт более цельным и полным опытом, накопленным человечеством.
На уроках литературного чтения нравственное просвещение детей представлено системой знаний, основным стержнем которой являются понятие о Родине и представления о человеке-гражданине в его отношениях с другими людьми. Соответственно, дети получают представления и о чувствах, которые испытывает хороший или плохой человек в разных ситуациях, о поступках, которые он может совершать или не совершать.
Дело в том, что, обучая младших школьников читать, учитель должен постоянно помнить об опасности, которую таит в себе «книжное знание жизни»: произнесение значительных слов, переживания «за героев», не подкрепленные практикой собственного поведения, чреваты подменой поступка словом, причем, чем дальше, тем все более легкой.
Конечно, слова, сказанные или не сказанные в особых случаях, – это тоже поступки. Человек подавил в себе страх или ложное чувство товарищества и сказал какие-то слова, которые ему могут повредить, но послужат на общую пользу. Это, разумеется, поступок. Или, напротив, человек поборол зависть, обиду, заставив замолчать самолюбие, не произнес несправедливых слов, и кому-то достойному стало хорошо. Это тоже поступок. И в том и в другом случае человек оплатил слова (или молчание) глубокими личными переживаниями, преодолев себя во имя общей цели. И потому приобрел опыт нравственного поведения. А в школе на уроках чтения нередко бывает обратное: слова произносятся детьми бойко и даже выразительно, с пафосом, а личного опыта нет никакого. Такие ситуации безнравственны, аморальны по своему существу, особенно для маленьких детей. Их ни в коем случае нельзя допускать и тем более поощрять.
Надо твердо помнить: основной критерий нравственности – единство слова и дела. Надо продуманно создавать систему каждодневных мелких дел и ситуаций, в которых ребенок учился бы совершать реальные нравственные поступки для одноклассников, для окружающих.
Всем нам известен рассказ В. А. Осеевой «Хорошее». В этом крошечном рассказе автору удалось схватить и передать очень типичную для детей ситуацию, о которой надо постоянно помнить учителю: стремление ребенка к самовыявлению, тяга к добру и в то же время отсутствие привычки утруждать себя делом, испытывая от этого радость.
“В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья” («Азбука нравственного воспитания» Пособие для учителя. / Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой – М.: Просвещение, 1997-17с.)
Источник
На чтение 9 мин.
От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.
Духовно-нравственное развитие – основа воспитания в России
Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Значение слов «дух», «духовный»
Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.
Что такое духовная личность
Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.
Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.
Значение слов «нравственность», «нравственный»
Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.
Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.
Что такое нравственность
Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»
- Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
- Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.
Основы духовно-нравственного воспитания
Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.
Что такое духовно-нравственное воспитание
Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.
Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.
Раскраски как иллюстрация к тексту
Цель духовно-нравственного развития и воспитания
Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:
- духовно здорового;
- творческого;
- компетентного;
- инициативного;
- трудолюбивого;
- ответственного;
- самостоятельного;
- способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
- патриота;
- высоконравственного;
- в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.
Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень
Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.
Направления духовно-нравственного воспитания и развития
В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:
- религиозное;
- семейное;
- творческое;
- патриотическое;
- социальное.
Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.
Религиозное направление
Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.
Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания
Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.
Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:
- Библию;
- историю Православия;
- традиции христианской православной культуры;
- духовное и историческое наследие своего народа;
- высшие духовные образцы национальной культуры.
Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.
Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность
Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.
Семейное направление
Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:
- отношение к семье, как основе общества;
- потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
- способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
- доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.
Семья – основа духовно-нравственного воспитания
Творческое направление
Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.
Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания
Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.
Патриотическое направление
Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:
- национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
- веру в Россию;
- стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
- уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.
Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны
Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.
Социальное направление
Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:
- открыто выражать свои взгляды;
- противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
- нести ответственность за свои поступки;
- осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.
Народные игры – один из методов социального развития
Итоги
Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.
Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.
Источник