Нравственное развитие ребенка в системе образования

Нравственное развитие ребенка в системе образования thumbnail



Проблема духовно-нравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств. Число беспризорников и сирот превышает показатель трудных послевоенных лет.

Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека — идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться, в первую очередь в семье. Процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях называется социализацией, а каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации, называются агентами социализации. Первым коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей личности, первичным агентом социализации является его семья, далее следуют агенты вторичной социализации, такие как церковь, детский сад, школа, высшие учебные заведения, армия, рабочий коллектив. В момент первичной социализации, родители осуществляют процесс опеки и ухода за ребенком, приобщают его к социальной жизни, поведение родителей является наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

Далее значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях. Местом общения становится школа, где дети испытывают дружбу, первую влюбленность и вражду. Происходит адаптация и для становления подростка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Ключевой особенностью стандарта является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие учащихся.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Источниками нравственности являются: наша страна Россия, ее многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, человечество, природа. На воспитание, обучение и развитие личности направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ. Особая роль отводится школе, так как она — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Каждый учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой задаче важнейшую роль в своей деятельности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению личности ученика.

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — это воспитание ответственного, инициативного, компетентного и духовно развитого гражданина России.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте лекция

Первым естественным местом воспитания благочестия должна быть родная семья, а первыми воспитателями — родители. Если ребенок будет с младенчества воспитан в благочестии, он будет знать и стараться исполнять нравственные нормы. Одной из причин появления «трудных» детей А. С. Макаренко считал ненормально сложившиеся отношения между детьми, молодежью и взрослыми — в семье, в школе; и с ним нельзя не согласиться. Все усилия общества были направлены на то, чтобы дети успешно овладевали «суммой знаний». В нашей стране в последние годы были приняты все важнейшие документы об образовании, которые ориентируют на сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Перед общеобразовательной школой сегодня стоят следующие задачи:

‒ помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

‒ научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

‒ создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

‒ поощрять самовыражение и уверенность в себе.

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе, каждую неделю реализуется благодаря труду классного руководителя и проводимого им классного часа, а также школа реализует свои возможности нравственного воспитания через Программы воспитания и социализации, имеющие комплексный характер и осуществляемые по пяти направлениям:

  1. Урочная деятельность (содержание учебных предметов носит воспитательный характер);
  2. Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубы и другие формы дополнительного образования);
  3. Внешкольная деятельность (внешкольные мероприятия такие как экскурсии, благотворительность, экологические акции);
  4. Семейное воспитание;
  5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Программ воспитания и социализации может быть восемь: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество.

Важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников. Оценка личностных достижений учащихся в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. В нем осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей.

В последнее время происходит возрождение детско-юношеских организаций. Данный процесс способствует объединению учащихся, развитию в них патриотизма и самоидентичности.

Взаимодействие с подростками в процессе социализации должно:

‒ основываться на принципах духовно-нравственного воспитания агентами первичной и вторичной социализации совместно (такая работа будет успешной при условии, что будет проводится как со стороны педагогического коллектива, так и в родительской среде, и только тогда совместными усилиями будет достигнут необходимый результат.

‒ представляться целенаправленно и на всех ступенях образования.

Большое социализирующее воздействие на подростка оказывают: группы сверстников, всевозможные неформальные молодежные организации, средства массовой информации и электронной коммуникации, ведущие разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения.

В настоящее время самым главным источником проблем в социализации подростков является замена нравственных ценностей и трудность адаптации к условиям современной жизни без веры к стремлению найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения. А также неправильное воспитание или ошибочный стиль семейного воспитания, наличие семейной разобщённости. Нерадостны будут плоды такого воспитания, когда семейные ценности подвергаются крушению и молодежь делается своенравной, дерзкой, гордой, расточительной, беспечной, в семьях происходит нарушение порядка, царит непослушание, дети спорят о правах с родителями и выходят из естественных условий своей жизни.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка учителя дефектолога

Семья и педагоги должны совместно предпринять немалые усилия и не дать сбиться детям с достойного пути, сохранить единство нашей страны, нашего народа, хранить базовые и объединяющие нас ценности классической русской культуры и укреплять её духовный первоисточник — православную веру.

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Сайт издательства «mosmetod.ru». [Электронный ресурс] URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
  2. Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе // Сайт издательства «www.verav.ru». [Электронный ресурс] URL: https://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=11

3. Проблемы социализации подростков // Сайт издательства «mirznanii.com». [Электронный ресурс] URL: https://mirznanii.com/a/211055/problemy-sotsializatsii-podrostkov

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание, ребенок, семейное воспитание, семья, ценность, школа, вторичная социализация, многонациональный народ, Россия.

Источник

Псковская область, г. Остров,

МБОУ «СШ №1» муниципальное образование «Островский район»,

учитель начальных классов Тимофеев Кирилл Валентинович.

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Я.А. Коменский

1. Национальный воспитательный идеал:

  • средние века: защитник Православия и Святой Руси.

  • XVIII век: человек государственный, слуга царю и Отечеству.

  • Советский период: всесторонне развитая личность, подчиняющая свою жизнь партии и народу.

  • Современность: высоконравственный, творческий, компетентный, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

2.Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания:

  • В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  • Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  • Образование без воспитания не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

  • Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

3. Новый стандарт: ориентирован на ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ + ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

4. Социальный заказ общества:

требуется компетентная личность: креативный, готовый принимать решения, умеющий работать в коллективе, способный к поиску, преобразованию, анализу и использованию информации, готовый к повышению квалификации и самообразованию, воспитанный, образованный, умный, культурный, здоровый, творческий, высоконравственный гражданин.

5.Цели и задачи духовно-нравственного воспитания:

  1. Готовность к духовному развитию.

  2. Способность к реализации творческого потенциала.

  3. Укрепление нравственности.

  4. Развитие совести, как нравственного ориентира личности.

  5. Принятие базовых национальных ценностей.

  6. Трудолюбие и бережливость, жизненный оптимизм.

  7. Свободолюбие в сочетании с ответственностью.

  8. Укрепление веры в Россию.

6. Современный национальный воспитательный идеал:

1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

2. Правовая культура.

3. Политическая культура.

7. Существует проблема:духовно-нравственному воспитанию в ОУ уделяется большое внимание, но результат не всегда удовлетворителен.

8. Пути решения: уход от подхода учрежденческого (когда единственным и основным институтом образования является образовательное учреждение) к созданию единого образовательного социализирующего пространства, формирующего социальную инфраструктуру детства; интеграция усилий различных социальных институтов.

9. Единое социализирующее образовательное пространство: СЕМЬЯ + ШКОЛА + ОБЩЕСТВО + СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ТВ, ИНТЕРНЕТ) + РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

10. Ступени развития гражданина:

1. В семье.

2. Традиции и ценности малой родины;

3. Этнокультурные традиции.

4. Российская гражданская идентичность.

11. Духовно-нравственное развитие и воспитание:

СЕМЬЯ → Личностная успешность. Социальная успешность. Профессиональная успешность.

ОБЩЕСТВО → Безопасность и здоровье. Свобода и ответственность. Социальная справедливость. Благосостояние.

ГОСУДАРСТВО → Национальное единство. Безопасность. Развитие человеческого потенциала. Конкурентоспособность.

12. Базовые национальные ценности:

  • Патриотизм, любовь к Родине.

  • Социальная солидарность.

  • Гражданственность.

  • Семья.

  • Труд и творчество.

  • Наука.

  • Традиционные российские религии.

  • Искусство и литература.

  • Природа и человечество.

Читайте также:  Неблагополучная семья как фактор риска в развитии ребенка

13. В педагогически организованном процессе должны восприниматься обучающимися следующие ценности:

  • Семейной жизни.

  • Культурно-регионального сообщества.

  • Культуры своего народа.

  • Российско-гражданской нации.

  • Мирового сообщества.

14. Основа воспитательной деятельности учителя:

1. Нравственный пример.

2. Социально педагогическое партнерство.

3. Индивидуально-личностное развитие.

4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

5. Социальная востребованность воспитания.

15.Профессиональное мастерство современного учителя:

Проектирование учебного процесса:

  • тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,

  • проектирование «учебных ситуаций»;

Организация работы обучающихся:

  • в группах и парах,

  • в мобильных группах,

  • индивидуальная поддержка детей,

  • организация проектной деятельности;

Оценочная деятельность.

16. ИКТ-компетентность современного учителя:

Общепользовательские инструменты:

  • текстовый редактор,

  • редактор презентаций,

  • динамические таблицы, базы данных.

Мультимедийные информационные источники.

Инструменты коммуникации:

  • электронная почта,

  • Интернет.

ИКТ-средства:

  • системы управления учебным процессом,

  • интерактивная доска,

  • цифровое и мультимедийное учебное оборудование.

17. В нашей школе реализуется курсы: «Основы религиозных культур и светской этики в 4-х классах по двум модулям из шести: «Основы православной культуры» и Основы светской этики», в 5-х классах – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» как элективный курс и как включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания в рабочие программы учебных предметов учителей среднего звена.

Так же в начальной школе ведётся кружковая работа Федоровой Л. В. И Трохимец Г. А. по основам Православия.

18. Система нравственного воспитания включает:

1. Понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

2. Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

3. Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

19. Уровни сформированности результатов воспитания и социализации:

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Для выявления результатов воспитания обучающихся предлагаются следующие критерии оценки уровней их сформированности. Условно эти уровни воспитания и социализации можно представить таким образом: ПОНИМАЮ – приобретение социальных знаний, СТРЕМЛЮСЬ – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ДЕЛАЮ – получение опыта самостоятельного общественного действия.

Критерии достижения 1 уровня: устойчивость нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых.

Критерии достижения 2 уровня: умение предвидеть нравственные последствия своих поступков.

Критерии достижения 3 уровня: проявление внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

20. Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьника:

  • Сформированность идентичности гражданина России на основе принятия базовых ценностей российского общества.

  • Патриотизм гражданина российского общества.

  • Рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодежи.

  • Укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государственным и общественным организациям.

  • Социальная и духовная консолидация российского народа.

  • Приобщение к ценностям и традициям российской семьи, как основы российского общества.

  • Укрепление и совершенствование правового государства.

  • Укрепление национальной безопасности.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

В. А. Сухомлинский

Источник