Нравственное развитие ребенка в разных культурах
В каждой стране существует своя система воспитания детей, основанная на национальных традициях. До сих пор нет единой точки зрения на то, что значит правильно и что значит неправильно воспитывать детей. Но в любом случае, познакомившись с взглядами на этот вопрос немцев, французов, американцев и японцев, можно будет что-то почерпнуть и для себя…
Немецкое воспитание
Немцы подходят к появлению детей очень ответственно и не торопятся в этом вопросе. Первый ребенок у них появляется где-то после 30 лет и только при условии, что для этого создана вся необходимая материальная база. Предусмотрительные немцы ещё задолго до рождения малыша обустраивают детскую комнату, игровую площадку и подыскивают няню. Возможно, именно из-за такой педантичности Германия стоит на одном из самых последних мест в мире по рождаемости детей. До трех лет большинство детей находятся дома с нянями, реже – с мамами. В Германии не принято оставлять малышей бабушкам или соседкам. Если родителям надо куда-то пойти – они всегда берут ребенка с собой. Мама не будет жить только для ребенка. Детям сразу дается понять, что у каждого человека есть свои интересы и желания. После трех лет ребенка начинают выводить в свет, в «игровую группу», в которой он продолжает пребывать вместе с мамой или няней, и заодно учится общаться со сверстниками. Чуть позже ребенок начинает ходить на полдня в детский сад. Каждому немецкому ребенку объясняют его права. Детей в Германии нельзя бить, обижать, кричать, наказывать. Здесь нет авторитарного и подавляющего воспитания, но есть правила и традиции. С малолетства детей приучают к порядку, пунктуальности и обязательности. Их приучают все делать самим: упал – вставай, разлил чашку – вытирай. В своей комнате дети могут делать все, что хотят, – это их территория, но в самой квартире нужно вести себя прилично, нельзя трогать мамины и папины вещи без разрешения. Прогулки, просмотр телевизора, гости – всё это по негласному внутрисемейному расписанию. В детском саду дети много играют в игры, которые учат их самостоятельно мыслить и принимать решения. На общих собраниях, посвященных разным темам (уборка игрушек, помощь взрослым, плохое поведение и т.д.) дети свободно высказывают свои мнения и принимают решения, а в дальнейшем следят за их выполнением.
Французское воспитание
Во Франции отпуск по уходу за ребенком длиться всего 10 недель. Поэтому многие француженки в скором времени после рождения ребенка вынуждены вновь выходить на службу, дабы не потерять свое рабочее место. А их трехмесячные дети отправляются в ясли, потом в детские сады, а с шести лет в начальную школу. Именно в коллективе, как считают французы, дети и постигают азы общения, намного быстрее развиваются, учатся играть, читать, считать, писать, рисовать, приучаются к порядку, дисциплине, самостоятельности. Школьники могут сами ходить в школу и магазины. Если в семье появляется второй или третий ребенок, то в большинстве случаев мама уже оставляет работу и сама занимается воспитанием и развитием своих детей: читает книжки, рассматривает картинки, играет в игры, водит на кружки и секции, которых во Франции довольно много. Если мама не работает, то её ребенка не возьмут в государственный детский сад. Во Франции неприемлемы телесные наказания детей, в крайнем случае, мама может прикрикнуть на ребенка. Дети растут в доброжелательной обстановке. В случае провинности их лишают какого-нибудь удовольствия, а чтобы поощрить, дают деньги. С самого раннего возраста малышам внушают правила: надо вести себя хорошо, надо слушаться взрослых, нельзя капризничать и драться. В дальнейшем такие внушения помогают им адекватно вести себя в коллективе. Бабушек и дедушек ребенок, как правило, видит только по праздникам или на каникулах.
Американское воспитание
Решившись стать родителями, а происходит это после 30 лет, американские семьи заводят сразу двоих-троих детей подряд. Они считают, что растить детей-погодок намного легче: у них одинаковые интересы, а игры и общение проходят на одном уровне. Но если в семье пока один ребенок, то мама может выйти на работу, а ребенок будет находиться с няней.В Америке запрещено оставлять ребенка до 12 лет одного дома или на улице. Американские родители не хотят отказываться ради детей от своей личной жизни. Поэтому если им хочется куда-то пойти, они просто берут с собой своих детей, и это никому не мешает. В общественных местах всегда есть, где переодеть и покормить малыша. Из-за такого подвижного образа жизни, дети рано перестают спать днем, зато вечером ложатся пораньше. Спят, кстати, дети почти с самого рождения одни в своих комнатах, таким образом, приучаясь к самостоятельности. Семья для американцев – святое. К детям у них особое почтительное и равноправное отношение, правда, иногда граничащее с попустительским. У ребенка полная свобода личности и действий. Если малыш хочет шлепать по лужам, смотреть целый день телевизор или ходить зимой без шапки, то ему никто не запретит, так как это его опыт, и пусть сам учится на своих ошибках. Детей в семье уважают, но того же требуют и от ребенка по отношению к окружающим. Детей учат терпимости, дабы избегать конфликтных ситуаций. Но в тоже время дети должны уметь отстаивать свою точку зрения и стремиться к лидерству. На занятиях детей не нагружают знаниями, а учат их применять. Как правило, воспитанием детей занимаются мамы, а папы зарабатывают деньги. Но выходные принято проводить в кругу семьи. В последнее время папы стали более активными участниками воспитательного процесса. Нередки случаи, когда мама работает, а папа сидит дома с детьми. А у разведенных пар часто практикуются ситуации, когда половину недели ребенок живет с матерью, а вторую – с отцом. В Америке бабушки и дедушки всегда живут отдельно от своих внуков и видятся с ними лишь изредка.
Японское воспитание
Многие наверно слышали, что в Японии с ребенком до 5 лет обращаются «как с королем»: его никогда не ругают, не наказывают и всё позволяют, единственное – могут предостеречь; с 5 до 15 лет обращаются «как с рабом»: в этом возрасте ребенок приходит в общество, где сталкивается с множеством запретов и правил; а после 15 лет «как с равным»: подросток уже сам знает, как надо поступать в той или иной ситуации и обязан подчиняется этим правилам. Безусловно, такой резкий перепад из счастливого детства в жизнь под давлением не самым лучшим образом отражается на неокрепшей психике ребенка. В Японии очень важно общественное мнение. Самый действенный способ утихомирить слишком расшалившегося малыша – это сказать ему, что над ним все будут смеяться или с ним никто не будет дружить. Японцы знают, что если пойдешь против общества и общественного мнения, то станешь изгоем и не сможешь найти себе достойную работу. У японцев есть два основных правила «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой» и «кто на родителей косится, тот в камбалу превратится». Раньше молодые японки уже в 16 лет выходили замуж, рожали детей и занимались только домом. Женщина могла рассчитывать на положение в обществе, только став матерью, а мужчина, обретя наследника. Сейчас японская женщина предпочитает сначала делать карьеру, а затем выходить замуж за уже состоявшегося мужчину. В своё время в японских семьях было трое-четверо детей, теперь один-два. Но после рождения детей женщина все-таки в основном посвящает себя домашним обязанностям. Для японской женщины очень важен эмоциональный контакт со своими детьми. Мамы постоянно носят малышей на руках, спят с ними и кормят грудью. Отдать ребенка в сад мать может только после трех лет, иначе её сочтут слишком эгоистичной. В детском саду детей учат правильно вести себя в коллективе, избегать ссор и соперничества. Если ребенок не ходит в сад, то он посещает кружки. Отцы в основном занимаются своей работой, но выходные посвящают детям и жене. Современные японские мамы хотят идти в ногу со временем. Они посещают выставки, театры или возвращаются к работе. В результате их дети зачастую оказываются предоставленными самим себе и страдают от одиночества.
Источник
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством ознакомления с культурой разных народов.
Кириллова Ольга Николаевна
заместитель – заведующего по учебно-
воспитательной работе
МБДОУ №36 «Яблонька»
г.Сургут., Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра, Тюменская обл.
Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается интеллектуальный и духовный базис будущей личности – отношение к миру, к сверстникам и взрослым; формируются познавательный интерес к происходящим событиям и эмоционально-нравственная сфера.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в §1 «Общие положения» п. 1.6. говорится, что «стандарт направлен на решение нескольких задач, одна из которых – «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей».
Культура межнационального общения – это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
Все народы различаются происхождением, языком, культурой, обычаями, традициями, особенностями быта. Большинство из них являются коренными, для которых Россия – основное или даже единственное место проживания.
Главной гордостью нашего государства являются люди. И не важно, кто ты по национальности, какому народу принадлежишь, если ты любишь свою родину и стремишься к ее процветанию.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Понятие духовно-нравственного воспитания многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны и культуре других народов, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества.
Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель нашего дошкольного учреждения – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.
Многонациональный состав России, а в частности нашего Ханты – Мансийского автономного округа и г. Сургута со всей очевидностью требует особого подхода в воспитании культуры межнационального общения. Обучение и воспитание, обусловленные культурными и этническими различиями, – одно из приоритетов многонациональной отечественной «школы».
Педагоги ДОУ учитывают национальные (этнические) различия, а также включают множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Как можно воспитать в детях уважение к своему народу и традициям не воспитав в них уважения к традициям и культуре других народов.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без привлечения и активного участия родителей воспитанников.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении трех лет реализуется проект «Дружат дети всей Земли». Целью проекта является – раскрыть средства и методы воспитания у детей любви к Родине, национального самосознания и доброжелательного отношения к людям разных национальностей. Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Уважать культуру, традиции и обычаи разных народов.
Отмечу, что объединяет участников проекта – это заинтересованность родителей и педагогов в воспитании культуры межнационального общения подрастающего поколения уважения к традициям и обычаям разных народов.
Для качественного осуществления данного проекта разработано тематическое планирование, которое включает в себя: чтение художественной литературных разных национальностей, народные игры, межкультурные праздники с песнями и танцами, продуктивные виды деятельности: рисование орнаментов, узоров, изготовление национальных кукол, оберегов и т.д.
Работа по воспитанию культуры межнационального общения детей, на наш взгляд, должна проводиться преимущественно, е акцентируя внимания детей на внешних отличиях этносов. Уважение к чужой национальной культуре, убеждение об одинаковых правах людей с разным цветом кожи, глаз и волос в ребенке появляются через познание собственной национальной принадлежности и родной культуры. Методы сравнения разных этносов и соревнования между ними не должны допускаться в многонациональные дошкольные учреждения в связи с негативными результатами соперничества между детьми.
Чувство национального самосознания ребенка начинается в семье и переходит в умение ценить себя и других людей. Необходима специальная работа с родителями в этом направлении.
Систематически в ДОУ проводятся круглые столы с родителями на тему «Мы вместе», «Когда мы едины, мы непобедимы», «Семьей единой», «Урок толерантности», «Я – семья – род – народ» и т.д.
Ежегодно в дошкольном учреждении проводится фестиваль национальных культур «Соцветие».
Усилиями родителей и педагогов создан и функционирует музей национальных культур, в котором собраны атрибуты быта разных национальностей.
Закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различия.
Планомерная работа с воспитанниками дошкольного возраста по воспитанию культуры межнационального общения закладывает фундамент будущей личности, гражданина своей страны, который любит свою родину, родной край, родную природу, историю и традиции своего народа.
Используемая литература:
1. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей. – уч. пособие. – М. – 2011 г.
2. Белоцерковец Н.И. Педагогика межнационального общения. – уч. пособие. – 2008 г.
3.Жукова Р.А. Правовое воспитание. Издательско-торговый дом «Корифей». – 2008 год , 112с.
4.Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – 2004 год.
5.Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. – 2008 год.
6.Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников; Дошкольное воспитание – 1990 год – №6.
7.Т.Н. Вострухина «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения», Москва, 2011..
Источник
Татьяна Милованова
Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций
Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.
В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.
Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.
Глава 3. Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов – авторитета,
достойно завоёванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать
о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д. С. Лихачёв.
В многовековой истории России можно увидеть много примеров тяжелых испытаний на прочность нашей государственности, попыток изменить нашу культуру, традиции, завоевать и истребить русский народ. Но мы смогли победить и выстоять. Россия всегда гордилась сплоченностью народа, крепостью русского духа, широтой русской души. Лишь политика смены культурных приоритетов смогла нанести ощутимый вред и внести смятение в умы и души русских людей.
Самый ближайший пример испытаний и глубоко врезавшийся в память это момент распада Советского Союза и начало американизации и свободы нравов. Именно тогда, почему – то и кто – то решил что все русское не модно и неправильно. Шла пропаганда всего западного. Увы, наша страна осталась без основы, фундамента, что привело к потере целого поколения молодежи 90-х годов.Сменились приоритеты: если ранее ценились доброта, щедрость, взаимовыручка, толерантность, воспитанность, уважение к старшему поколению, то в 90 – е стали цениться и ставиться во главу материальные блага, связи и все зарубежное. Молодежь смеялась и порицала людей живущих по принципам нравственности и морали, не забывавших русскую культуру. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», – слова А. С. Пушкина. Нравственность, духовность, мораль – это как якори, которые помогают держаться и не уплыть по течению пороков, жестокости, зла, ненависти. Как нельзя лучше об этом сказал Белинский В. Г.: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, – ничего, чем человек есть человек». Отказ от своего культурного наследия привел к потере и деморализации целого поколения молодежи 90-х годов.
Отрадно видеть, что мы, россияне, снова повернулись навстречу гуманности, нравственности и духовности. Наконец, поняли важность сохранения национальной культуры и традиций, как основы процветания нашей нации. Очень важно, что и политика правительства помогает укреплению позиций народности в культуре, образовании. Это видно из слов Президента РФ В. В. Путина.
«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.
В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.
На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.
Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.
Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2012г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»).
Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.
Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.
Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации,каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.
Конечно, это – консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию. (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2013г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»)
Опора на национальную культуру, исторические корни и традиции помогут россиянам встать, как и раньше крепкой, дружной нацией. Именно нравственно-патриотическое воспитание в народных традициях подрастающего поколения является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Фольклор, древние пласты культуры, традиции в целом, это как неисчерпаемый источник воспитания и развития в ребенке нравственных качеств, положительных моральных приоритетов, патриотизма и гордости за свою страну, национальность. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт и мудрость, просеянные через сито веков, духовный мир, мысли, чувства, наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», – писал В. Г. Белинский.
В дошкольном возрасте весь мир ребенка окрашен в яркие эмоции, которые помогают понимать ему других людей, переживать и давать понять взрослым о своем эмоциональном состоянии. Произведения устного народного творчества легки для восприятия, эмоциональны, веселы, образны и несут много знаний об окружающем мире. Фольклорные праздники и развлечения полны играми, песнями и хороводами, что очень близко детям дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. К 4-5 годам ребенок уже может управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Особенности эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста обуславливают использование элементов фольклора в воспитании и образовании детей.Поэтому актуальна в наши дни тема: «Нравственное воспитание дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе».
Цель работы: Обобщение опыта работы по формированию общей культуры, развитию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций.
Задачи работы:
– показать теоретическое обоснование формирования общей культуры и развития нравственных качеств личности детей в дошкольном возрасте на основе национальных традиций;
– раскрыть организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного пространства детского сада;
– познакомить с формами, методами и приемами ознакомления с элементами народной культуры, воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста;
– познакомить с формами работы с родителями детей дошкольного возраста.
Источник