Нравственное развитие ребенка в классном коллективе

Нравственное развитие ребенка в классном коллективе thumbnail

 «Развитие нравственных качеств у учащихся как основа успешной деятельности классного коллектива»

Зеткина Ю.А., учитель начальных классов

2017-2018 уч. год

        Духовно-нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно-нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. По определению духовно-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно-нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (учащегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно-нравственного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям.

         Аспекты, влияющие на развитие духовно-нравственного здоровья человека (учащегося):

1) Семья.

2) Взаимоотношения в школьном коллективе.

3) Отношение учащихся со сверстниками во внеурочное время.

4) Понятие здорового образа жизни (вредные привычки).

5) Средства массовой информации.

       Конечно, все аспекты являются важными для развития нравственного здоровья учащихся, но  хотелось  бы подробнее рассмотреть взаимоотношения в школьном коллективе и отношения учащихся со сверстниками в целом. Можно отметить, что иногда в  классе возникают различные споры, обиды, жалобы, агрессии и даже вражда между мальчиками и девочками, проскальзывают обзывательства с обеих сторон. И поэтому, приоритетным направлением для развития нравственного здоровья учащихся начинать надо с выстраивания межличностных отношений в своём классе.

       Процесс включения ученика в систему коллективных отношений очень сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Школьники члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, традициями, которыми придерживается их семья и т.д.

        Основной деятельностью классного руководителя будет является миссия–сплочения ученического коллектива: «как воспитать каждого и целиком всех».

        Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив – пожнёшь личность».

        Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс

       Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) – это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

       Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность (Это участие в спортивных соревнованиях и уборка пришкольной территории, и совместная подготовка к различным мероприятиям). Без этого не образуется настоящий коллектив. Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

       Нравственное воспитание учащихся включает в себя сплочение детского коллектива и создание условий на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом учащихся и родителей.

  • Взаимоотношения с классным коллективом способствует лучшему осознанию учащимся самого себя, своих достоинств, недостатков, возможностей; обучает контролю над негативными проявлениями (агрессией, гневом, тревогой); создает предпосылки для личностного роста; развивает ощущение принадлежности к коллективу, развивает чувство ответственности за других людей, альтруистические тенденции, эмпатию, искренность и уважение к товарищам; дает возможность развить навыки социально приемлемого поведения.
  • Большое внимание необходимо уделить отношению учащихся со сверстниками во внеурочное время. Это могут быть занятия в секциях, кружках, в учреждениях дополнительного образования; пребывание в различных группах по интересам, молодежных движениях и т.д. Данный вид отношений способствует самораскрытию, повышению уверенности в себе; снижает барьеры деструктивной психологической защиты; облегчает выражение эмоций, обучат навыкам преодоления депрессий, уменьшения стресса. Но здесь важно наличие базовых нравственных понятий такого уровня, при котором у ребенка или подростка не возникнет желание совершать безнравственные поступки. И главное – научить себя любить таким, какой он есть; любя исправлять в себе все негативные качества, которые мешают жить и быть счастливыми, не делая при этом несчастными окружающих.

Можно отметить основные направления работы по сплочению детского коллектива.

  1. Организация совместной деятельности учащихся
  2. Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.
  3. Создание органа внутри коллективного самоуправления.
  4. Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.
  5. Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.
  6. Установка традиций класса.
  7. Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.
  8. Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций.

Рекомендации для сплочения школьного коллектива:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

   Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

– Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

– Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

– Какие традиции есть в нашем классе?

– Назови твои “можно” и “нельзя” в классе.

– Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий ( праздники, коллективно-творческая деятельность)

    Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

3. Если в классе имеются так называемые отвергнутые дети, то им следует уделять как можно больше внимания:

– Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

– Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

– Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Использование на классных часах психологических игр на сплочение

коллектива для детей.

       Отметим какие основные задачи выполняют психологические игры на сплочение класса.

  1. Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.
  2. Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.
  3. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.

          Важность игр на сплочение детского коллектива сложно переоценить. Это именно о тех играх, которые способствуют на сплочение коллектива.

Ты мне нравишься.

     Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна проходить эта игра.

    Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика (лучше  выбрать самого озорного). Примером комплимента может служить фраза: «Саша, ты мне нравишься за  жизнерадостность, улыбку и доброту».

   Также в конце игры можно провести своего рода рефлексию.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игры на развитие доверия

   Эти игры помогают ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему.

«Сделай молча»

     Ученики становятся в хаотичном порядке в одну линию, затем учитель предлагает построится по росту от самого маленького до самого высокого ученика, но это нужно сделать это молча (задания могут варьироваться- построиться по дням рождения, от самого светлого цвета волос темному, от светло-голубых глаз до карих и т.д).

Психологический смысл данного упражнения

    Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим. Сензитивность – это чувство, ощущение.

Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. комплекс неполноценности).

    Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

Ритуал прощания «Подсолнух».

    Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Вывод.

     Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни.

Источник

 «Развитие нравственных качеств у учащихся как основа успешной деятельности классного коллектива»

Кузнецова В.И, учитель начальных классов

2018-2019 уч. год

        Духовно-нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно-нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. По определению духовно-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно-нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (учащегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно-нравственного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям.

         Аспекты, влияющие на развитие духовно-нравственного здоровья человека (учащегося):

1) Семья.

2) Взаимоотношения в школьном коллективе.

3) Отношение учащихся со сверстниками во внеурочное время.

4) Понятие здорового образа жизни (вредные привычки).

5) Средства массовой информации.

       Конечно, все аспекты являются важными для развития нравственного здоровья учащихся, но  хотелось  бы подробнее рассмотреть взаимоотношения в школьном коллективе и отношения учащихся со сверстниками в целом. Можно отметить, что иногда в  классе возникают различные споры, обиды, жалобы, агрессии и даже вражда между мальчиками и девочками, проскальзывают обзывательства с обеих сторон. И поэтому, приоритетным направлением для развития нравственного здоровья учащихся начинать надо с выстраивания межличностных отношений в своём классе.

       Процесс включения ученика в систему коллективных отношений очень сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Школьники члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, традициями, которыми придерживается их семья и т.д.

        Основной деятельностью классного руководителя будет является миссия–сплочения ученического коллектива: «как воспитать каждого и целиком всех».

        Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив – пожнёшь личность».

        Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс

       Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) – это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

       Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность (Это участие в спортивных соревнованиях и уборка пришкольной территории, и совместная подготовка к различным мероприятиям). Без этого не образуется настоящий коллектив. Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

       Нравственное воспитание учащихся включает в себя сплочение детского коллектива и создание условий на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом учащихся и родителей.

  • Взаимоотношения с классным коллективом способствует лучшему осознанию учащимся самого себя, своих достоинств, недостатков, возможностей; обучает контролю над негативными проявлениями (агрессией, гневом, тревогой); создает предпосылки для личностного роста; развивает ощущение принадлежности к коллективу, развивает чувство ответственности за других людей, альтруистические тенденции, эмпатию, искренность и уважение к товарищам; дает возможность развить навыки социально приемлемого поведения.

  • Большое внимание необходимо уделить отношению учащихся со сверстниками во внеурочное время. Это могут быть занятия в секциях, кружках, в учреждениях дополнительного образования; пребывание в различных группах по интересам, молодежных движениях и т.д. Данный вид отношений способствует самораскрытию, повышению уверенности в себе; снижает барьеры деструктивной психологической защиты; облегчает выражение эмоций, обучат навыкам преодоления депрессий, уменьшения стресса. Но здесь важно наличие базовых нравственных понятий такого уровня, при котором у ребенка или подростка не возникнет желание совершать безнравственные поступки. И главное – научить себя любить таким, какой он есть; любя исправлять в себе все негативные качества, которые мешают жить и быть счастливыми, не делая при этом несчастными окружающих.

Можно отметить основные направления работы по сплочению детского коллектива.

  1. Организация совместной деятельности учащихся

  2. Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.

  3. Создание органа внутри коллективного самоуправления.

  4. Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.

  5. Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.

  6. Установка традиций класса.

  7. Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.

  8. Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций.

Рекомендации для сплочения школьного коллектива:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

   Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

– Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

– Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

– Какие традиции есть в нашем классе?

– Назови твои “можно” и “нельзя” в классе.

– Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий ( праздники, коллективно-творческая деятельность)

    Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

3. Если в классе имеются так называемые отвергнутые дети, то им следует уделять как можно больше внимания:

– Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

– Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

– Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Использование на классных часах психологических игр на сплочение

коллектива для детей.

       Отметим какие основные задачи выполняют психологические игры на сплочение класса.

  1. Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.

  2. Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.

  3. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.

          Важность игр на сплочение детского коллектива сложно переоценить. Это именно о тех играх, которые способствуют на сплочение коллектива.

Ты мне нравишься.

     Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна проходить эта игра.

    Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика (лучше  выбрать самого озорного). Примером комплимента может служить фраза: «Саша, ты мне нравишься за  жизнерадостность, улыбку и доброту».

   Также в конце игры можно провести своего рода рефлексию.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Игры на развитие доверия

   Эти игры помогают ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему.

«Сделай молча»

     Ученики становятся в хаотичном порядке в одну линию, затем учитель предлагает построится по росту от самого маленького до самого высокого ученика, но это нужно сделать это молча (задания могут варьироваться- построиться по дням рождения, от самого светлого цвета волос темному, от светло-голубых глаз до карих и т.д).

Психологический смысл данного упражнения

    Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим. Сензитивность – это чувство, ощущение.

Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. комплекс неполноценности).

    Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

Ритуал прощания «Подсолнух».

    Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Вывод.

     Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни.

Источник