Нравственное развитие ребенка в игре

Нравственное развитие ребенка в игре thumbnail

Ольга Муркаева
Игры для развития социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРА «ВОЛШЕБНИК»

Цель — развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.

Ход игры. Дети встают в круг, у края которого изнутри ставят стул.Вместе с воспитателем идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорее появись,

На волшебный стул садись!

Тот. Кто оказывается рядом со стулом, садится на него и становится «волшебником». По его приказу остальные дети могут «превращаться» в зверей или птиц,изображать разные предметы: машины, самолеты.Музыкальные инструменты или сказочных героев: великанов, лилипутов, гномов и пр. Затем игра повторяется, и новый волшебник придумывает новые роли для детей. На «волшебном» стуле может оказаться и воспитатель. Он предлагает веселые и шуточные задания для мальчиков и девочек, поддерживает общую веселую, непринужденную игровую атмосферу.

Эту игру можно использовать для поздравления с днем рождения. Сидя на «волшебном стуле», именинник выслушивает от других детей добрые слова и пожелания, а затем выполняют все игровые задания.

ИГРА «КАК НАШИ ДЕВОЧКИ ПОШЛИ ЗА ЦВЕТАМИ»

Цель. Укрепить дружеские отношения между мальчиками и девочками, приучать мальчиков оберегать девочек и помогать им.

Ход игры. Девочки идут в лес за цветами. Они изображают, как собирают на полянке цветы,произносят текст:

Мы цветочки собираем,

Мы букеты составляем:

Вот цветочек голубой,

Вот цветочек золотой,

Здесь цветут ромашки,

Расцвели тут кашки.

Все цветы мы соберем,

В детский сад их принесем!

В это время слышится шум, недовольное рычание. На полянку выходит «медведь»: «Кто шумит тут, кто поет, спать спокойно не дает?»

Девочки в страхе убегают, «медведь» гонится за ними. Девочки идут к мальчикам и просят их защитить от «медведя» Вместе с воспитателем мальчики сначала потихоньку подкрадываются к «злому медведю»(он их не замечает, «ест малину»). Подойдя ближе, мальчики начинают топать ногами и пугать «медведя». «Медведь» убегает.Воспитатель хвалит мальчиков за смелость:

Вот какие молодцы,

Вот какие храбрецы!

Нас смогли вы защитить

И медведя победить!

Девочки благодарят мальчиков за спасение и помощь. Затем игра повторяется. Мальчики придумывают, как еще можно защитить девочек и не позволить «медведю» помешать им «собирать цветы» или как незаметно подобраться к «медведю» и поймать его.

ИГРА «Мы едем, едем, едем в далекие края»

Ход игры. На одном фланелеграфе находится изображение поезда с тремя вагонами. На другом расположены вперемешку фигурки людей (детей и взрослых) и животных в двух эмоциональных состояниях – радости и злости. Дети должны отправить в путешествие на поезде только радостных путешественников. Они делают по очереди свой выбор и заполняют веселыми путешественниками «вагон веселых взрослых», «вагон радостных детей» и «вагон веселых животных». А злые и сердитые персонажи остаются без приглашения. Их возьмут в путешествия, когда они перестанут злится. Игра заканчивается исполнением «Песенки веселых друзей» (музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова).

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

Цель — уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

Содержание игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть «волшебные» очки, в которых можно разглядеть только хорошее. Что есть в человеке. Для примера воспитатель, надев «волшебные» очки.Смотрит на няню и подчеркивает ее достоинства: «Она трудолюбивая, добрая, симпатичная». Потом, подойдя к кому-нибудь из детей, называет его положительные черты.Затем воспитатель говорит детям: «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом». Дети по очереди надевают «волшебные» очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто затрудняется, воспитатель помогает ему.

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА»

Дети разбиваются на пары.Воспитатель предлагает передать жестами и мимикой разные состояния или просьбы: «Там злая собака, я боюсь, проводи меня», «Мне очень холодно, помоги мне!», «Мне весело, у меня новая машинка, давай поиграем!», «Посмотри, какой красивый у меня котенок», «У меня в кармане спрятано что — то интересное, догадайся, что это!»

ИГРА «ВСПОМНИМ ДОБРЫЕ СЛОВА»

Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы.

Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.

1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем.

2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем.

3. когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу.

4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я.

5. Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то я говорю.

6. Когда взрослые разговаривают, а мне нужно сказать что -то очень важное, то я.

7. Когда я встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю.

8. При прощании я всегда говорю.

9. Когда я получаю подарок, то говорю.

10. Когда я обращаюсь за помощью, то говорю.

Отдельные фразы повторяются воспитателем несколько раз, и детям нужно найти новый вариант ответа, не повторяя уже произнесенных другими.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОПРЕДЕЛИ ПО ГОЛОСУ, КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ У РОБОТА»

ЦЕЛЬ – учить детей внимательно вслушиваться в интонацию речи и соответственно реагировать на это.

Описание. За ширмой раздается голос робота, он произносит набор звуков(«ба-ба-ба», «турли-мурли-бу», «тутери-тумети-тувери» и т. п.)с разными интонациями: угрожающей, ласковой, печальной, веселой и др.

Дети слушают и называют настроение робота и выбирают из предложенных картинок изображение соответствующей эмоции. Можно также использовать записи фрагментов спектаклей для детей в исполнении артистов. Желательно также обсуждать вопросы типа «Как вы думаете, что может вызвать такое настроение? Почему бывает такое настроение у вас? Как помочь, если кто-то обижен (печален, сильно взволнован, испуган?»

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МИШКА – ТОПТЫЖКА ЗНАКОМИТСЯ С РЕБЯТКАМИ»

Цель – развивать интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников, способствовать сближение детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умений действовать согласованно в игре.

Описание.Воспитатель приносит мишку: «Дети, это Мишка-Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть». Дети подходят к воспитателю.Он говорит за Мишку: «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но не знаю как вас зовут. Ну-ка назовите мне свои имена! (дети называют). А еще громче, посмелее (дети отвечают хором). Ой, как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя свое назлвет, тот мне лапку пожмет».Воспитатель поясняет: «Вот как Мишка- Топтыжка задумал: он по кругу пойдет; кто своё имя назовёт, тот ему лапочку пожмет». Мишка шутками обходит детей. Услышав имя ребенка,он повторяет его вслух и добавляет: «Какая хорошая девочка Оля! Какой веселый мальчик Сережа!» и пр.После знакомства Мишка- Топтыжка говорит:

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети улыбаются друг другу. Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под бубен и пение, вызывая их в круг по именам; остальные дети хлопают в ладоши. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.В заключении Мишка-Топтыжка прощается с детьми:

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свиданья, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой: «До свиданья, Мишка! Возвращайся поскорей к нам!»

Для укрепления положительных взаимоотношений и эмоционального развития младших дошкольников воспитателем используются совместные образные игры – имитации.

«СМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ».Например: кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова,а дети слушают их и выполняют соответствующие действия: «засыпают», «просыпаются», «Прыгают», «ловят» и тп.

«СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ». Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья; солнышко входит и садится, цветок растет, тянется к солнышку, распускается и улыбается; Солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

СИТУАЦИЯ «Куклы поссорились»

Цель: учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, находить причину ссоры, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор; развивать доброжелательность к сверстникам.

Читайте также:  Родительское собрание развитие памяти ребенка

Описание. В уголке Воспитатель незаметно высаживает двух кукол спиной друг к другу.Воспитатель говорит: «Посмотрите, что это с нашими куклами? Почему-то они отвернулись друг от друга, смотрят в разные стороны. Всегда они так хорошо сидели рядышком на диванчике, а теперь даже не смотрят друг на друга, не разговаривают! Как вы думаете, что случилось?»

Дети высказываются.

Выслушав разные мнения воспитатель говорит: «Да,вы правильно поняли: наши куклы поссорились, отвернулись друг от друга, не хотят вместе играть. А почему же они поссорились (дети задумываются). Вспомните, почему у нас иногда бывают ссоры?»

Дети отвечают: толкнул., не давали. и т. д

Воспитатель: «Да, было у нас такое. Но потом все дети помирились, никто не толкается, не кусается, все ребятки делятся игрушками. Вы у нас добрые и дружные. А почему же наши куклы поссорились? Посмотрите на них внимательно».

Если дети не догадываются,воспитатель предлагает посмотреть в карманы на фартучках кукол: в кармане у одной куклы лежат 4 маленьких яблочка, а другой карманчик пустой! Дети догадываются о причине ссоры и высказываются.

Воспитатель: «Правильно! Наверное, кукла Маша попросила у своей подружки Кати яблочко, но Катя ее не угостила. А у нее в кармане много яблок и она могла бы угостить свою подругу Машу. Что же надо было Кате сделать? (Дети отвечают). Давайте поможем куклам. Правильно,надо было улыбнуться и сказать : «Угощайся, Маша, вот тебе яблочко!» Давайте поможем куклам помириться.

Воспитатель поворачивает кукол друг к другу и обращается к детям: «Подскажите кате, что ей сказать»(Угощайся, Маша, пожалуйста).Маша «берет» яблочко,кладет в карман и говорит: «Большое спасибо, Катя!»

Воспитатель: «Вот как хорошо подружки помирились, теперь они вместе будут сидеть на диванчике, улыбаться друг другу и кушать яблочки. А мы будем радоваться за них. Мы тоже не будем ссориться и всегда будем делиться всем со своими друзьями. А если вдруг кому-то захочется поссориться,мы вот так зацепимся пальчиками и скажем: «Мирись-мирись и с друзьями поделись».

Давайте покажем куклам, как надо мириться. Дети начинают делать «замочки»– цепляются пальчиками и произносят: «Мирись — мирись и с друзьями поделись!»

Источник

Игры для развития нравственных качеств дошкольника

Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют игры, развивающие нравственные качества ребенка.

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

«Беседа за чаем»

Сделайте одной из ваших семейных традиций ежедневные беседы за чаем. Каждый вечер вы завариваете душистый чай и садитесь рядышком на уютный диван или большое кресло и обсуждаете прошедший день. Что каждый из вас делал утром? Что вы видели на прогулке в парке? С кем играли? Пока ребенок маленький, он будет слушать ваш рассказ, поощряйте его желание участвовать в разговоре. Через какое-то время вы будете делиться каждый своими воспоминаниями о прошедшем дне. Ни в коем случае не ругайте ребенка за его поступки, о которых он вам рассказывает, а терпеливо объясняйте, что он сделал неправильно. При таком подходе ваш малыш расскажет всё, что случилось с ним за день, не боясь наказания за не очень хорошие поступки.

«Ночной дозор»

Ночной мир кажется ребенку необычным и волшебным. Спланируйте ночной поход вместе с ребенком. Возьмите фонарики и отправляйтесь на мало освещенную улицу, когда стемнеет. Обязательно держитесь за руки. В то время как взрослый освещает дорогу, ребенок пусть смотрит, что происходит вокруг, при помощи своего фонарика. Время от времени останавливайтесь, выключайте фонарики и смотрите на луну и звезды. Расскажите ребенку все, что вы знаете о звездах, найдите Большую медведицу. Оживленно беседуйте друг с другом и не заходите далеко от дома.

«Угадай настроение»

Сядьте с ребенком друг напротив друга, и скажите, что сейчас вы будете показывать настроение, а он должен его угадать. Сначала показываете, а малыш отгадывает. Потом поменяйтесь ролями. Перед тем как поменять выражение лица, закройте лицо ладонями или листком бумаги. Можно изобразить на лице различные настроения и чувства: радость, злость, удивление, скуку, счастье, усталость, робость, смущение и т. д. Можете пригласить других членов семьи и устроить соревнование по отгадыванию.

«Все наоборот»

Сегодня возьмем да и перевернем весь день вверх дном! Заранее вечером обсудите с ребенком эту идею и разработайте план. Все что происходит обычно в начале дня, сегодня будет происходить вечером, и наоборот. Начните день со сказки на ночь и ванны. Ужин будет утром, завтрак в обед, а обед вечером. Пофантазируйте вместе с ребенком, что еще можно сделать наоборот?

«Мешочек для гнева»

У вашего малыша бывает плохое настроение, когда его все раздражает и злит. Надо научить его справляться с этими чувствами. Для этого в вашем доме должен появиться специальный «волшебный мешочек». Расскажите ребенку, что туда он будет складывать свое плохое настроение и злость. Для этого объясните, что в этот мешочек нужно громко покричать или побурчать. Раз в неделю опустошайте мешочек в мусоропровод. Постепенно ваш ребенок научится таким образом справляться со своими негативными эмоциями.

«Как много я умею»

В эту игру лучше играть, когда к вашему малышу пришел в гости другой ребенок. Попросите детей закрыть глаза и вспомнить все, что они умеют делать сами. Теперь можно открыть глаза и начать игру. По очереди дети называют, а по возможности и показывают свои умения (быстро бегать, громко кричать, хлопать в ладоши, читать стихи и т.д.). Каждое умение можно называть только один раз. Если кто-то из детей не может вспомнить свое умение, постарайтесь помочь ему. В конце игры обсудите, как много умеют делать дети.

«Хорошие дела»

Возьмите красивую коробку (ее можно обклеить красивой бумагой или раскрасить). Объясните ребенку, что это его личная копилка хороших поступков. Сложить туда хорошие поступки можно, если ребенок откроет крышку и расскажет о них. Хорошо, если это станет ритуалом, например, он каждый вечер открывает крышку и рассказывает, что он сегодня сам оделся, помог бабушке подмести пол, или поделился конфетами с сестрой. Когда коробка наполнится, а это определите вы, малыш найдет в коробке сюрприз.

«Ковер примирения»

Если ваши дети часто ссорятся, дерутся, предложите им разрешать все их конфликты на «ковре примирения». Для этого возьмите небольшой коврик, который будете использовать только для разрешения споров. Посадите детей на него, а сами устройтесь рядом. Расскажите им, что на этом ковре нельзя драться и ссориться, ведь это «ковер примирения», а можно договориться. Ваша задача помочь найти им решение их проблемы и научить решать конфликты миром.

Читайте также:  Техники для развития памяти у ребенка

hello_html_m5e033070.png

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

hello_html_12aaf8e5.jpg

ПАМЯТКА

«Игры для развития нравственных качеств дошкольника»

Подготовила:

педагог-психолог

Аллаярова Г.С.

Источник

Собирайся скорей

Цель: прививать детям самостоятельность, аккуратность, проявление инициативы, учить заботливому и внимательному отношению к близким.

Оборудование: 3 плоские картонные коробки с откидывающимися крышками. Карточки с изображением мужской, женской и детской одежды, обуви и головных уборов.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель показывает детям коробки-чемоданы и предлагает собрать вещи членов своей семьи для поездки на курорт. В первом варианте игры семья едет в южном направлении, во втором выбирается северное направление. Дети из стопки предложенных карточек выбирают нужные предметы, аргументируя свой выбор. Игру можно разнообразить, используя образ героя-неумейки, например Незнайки.

Вот идет Рассеянный по улице Бассейной

Цель: развивать чувство юмора, умение играть в коллективе, сохранять тайну.

Оборудование: 3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: педагог произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.

Дети, разбившись на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: «Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?». Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку.

У нас порядок

Цель: научить детей быстро и аккуратно складывать вещи по своим местам, приучать ребенка к самоконтролю, бережному отношению к вещам и игрушкам, научить достижению результата как своими силами, так и с помощью товарищей.

Оборудование:

1-й вариант: кукольный домик с мебелью и всевозможными вещами.

2-й вариант: картинки с изображением предметов мебели (шкафов, буфетов, полок, тумбочек, антресолей) и картинки, изображающие вещи домашнего обихода).

3-й вариант: обстановка реального дома или группы детского сада.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в игре могут принимать участие взрослый и ребенок, взрослый и команда детей, две команды, три команды. В ходе игры необходимо заметить как можно больше вещей, лежащих не на своих местах, и как можно быстрее убрать их. За каждую убранную вещь дается 1 очко, дополнительные очки начисляются за бережливость.

Команды складывают вещи по очереди, давая объяснение своим действиям. Например, участник одной команды говорит: «Я кладу книгу на полку в книжный шкаф» (он зарабатывает для своей команды очко). Участник второй команды говорит: «А я вешаю полотенце около умывальника». Дети из третьей команды дружными усилиями подвинули лавочку к окну, так как она стояла посередине группы и всем мешала выполнять задания. Они получают сразу 1 очка: за доброе дело и за проявленную заботу. Игра продолжается до полной победы над беспорядком.

Примечание: игрой можно воспользоваться перед тихим часом для наведения порядка.

Лесная тропинка

Цель: развитие активности детей, преодоление нерешительности, скованности, развитие способности быстро принимать решение, умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Возраст: от 4-х лет.

Ход игры: игра начинается с движения детей по кругу друг за другом. По команде воспитателя: «Ямка!» каждый участник игры находит себе пару и, взявшись за руки, показывает ширину и глубину ямки. По сигналу воспитателя: «Кочка!» дети собираются в тройки, присаживаются на корточки, соединив руки всех участников над головами. По сигналу: «Горка!» один из трех ребят встает во весь рост, а остальные, присев, образуют склоны горки. Игра может происходить в медленном и быстром темпе, а также с музыкальным сопровождением.

Летучие мыши

Цель: преодоление нерешительности, страха перед неизвестным, развитие выдержки, ловкости, преодоление боязни темноты.

Оборудование: небольшие фонарики (один для каждой пары участников), затемненный игровой зал, кегли, мячи, маленькие стульчики, подушка.

Возраст: от 6 лет.

Ход игры: воспитатель объявляет, что сегодня дети будут играть в необычную игру. Зачитывает стихотворение Г. Граубина «Летучие мыши».

Летучие мыши мне спать не дают:

Все время над крышей снуют и снуют.

Я завтра же кошку летать научу,

И этих противных мышей проучу!

Считалкой выбирается водящий, он будет кошкой. Водящего усаживают в центре зала на подушку, он «засыпает». Летучие мыши зажигают фонарики и, сохраняя абсолютную тишину, стараясь не сбить и не задеть ни один предмет из стоящих на полу, пытаются найти загаданную и спрятанную в зале воспитателем игрушку. Если кто-то из детей зашумит или заденет и уронит какой-либо предмет, Кошка просыпается и ловит нерасторопных Мышат. Дети ищут спрятанный предмет и спасаются от Кошки в паре, не расцепляя рук. Кошка ловит Мышей, дотрагиваясь до плеча рукой.

Дотрагиваться до спящей Кошки нельзя, а проходить мимо и приближаться можно. Пойманные Мыши выбывают из игры, и игра продолжается, пока все Мыши не попадутся Кошке в лапы.

Кто в дупле живет?

Цель: воспитание у детей собранности, концентрации, уверенности в своих силах, ловкости.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: на земле или в зале чертятся круги-дупла на значительном расстоянии друг от друга. Их на один меньше, чем участников игры. Считалкой выбирается водящий. Он переходит от дупла к дуплу со словами:

В сосне дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле,

Уступи место мне!

Каждая Белка, не желая уступать дупло Водящему, отсылает его к другому дуплу, и, пока Водящий переходит, старается жестами, знаками, мимикой договориться об обмене «жилплощадью». За спиной Водящего Белки все время меняются дуплами. Водящий же должен стремиться занять освободившееся дупло. Если ему это удается, он становится Белкой, а «бездомная» Белка будет играть роль Водящего.

Детки в зоопарке

Цель: пробудить в ребенке альтруизм, желание принести пользу, доставить радость, проявлять гуманное отношение к слабым, беззащитным, опекать, помогать.

Оборудование: игрушки, изображающие животных большого и маленького размеров (мама и детеныш), рисунки хищных и травоядных зверей, обитающих в зоопарке, нарисованные на полу дорожки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает, что в зоопарке на площадке молодняка детеныши разных зверей остались без присмотра. Их нужно отвести к мамам, выбрав самую безопасную дорожку, самый короткий путь, самый медленный темп, соблюдая правила осторожного движения. Кто придет первым, тому достается игрушка.

Медведь в берлоге

Цель: развивать выдержку, настойчивость в достижении поставленной цели.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть. Дети выстраиваются в круг. Одного из детей при помощи считалочки выбирают на роль Медведя. Медведь садится в центре круга на стульчик и делает вид, что спит. Педагог предлагает детям запомнить слова стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег». Дети берутся за руки, ходят по кругу и произносят слова стихотворения:

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

(И. Токмакова)

После того как прозвучат последние слова стихотворения, дети останавливаются, расцепляют руки и замирают в любых позах. Медведь просыпается, он ходит по кругу, следит, не пошевелится ли кто-нибудь из детей. Медведь старается рассмешить детей. Ребенок, который пошевелился, улыбнулся или рассмеялся, попадает к Медведю в берлогу. Медведь не должен дотрагиваться до детей. Через некоторое время, примерно через 2–3 минуты игра считается законченной, дети выбирают нового Медведя и начинают игру заново.

Читайте также:  Двигательные качества в развитии личности ребенка

Примечание: По желанию детей попавшие в берлогу к Медведю дети могут выполнить какие-нибудь задания, которые им придумают остальные игроки в наказание за нетерпеливость.

Плыви, кораблик!

Цель: развивать альтруизм, умение радоваться за другого, желание доставлять радость.

Оборудование: полированная гладкая поверхность (например, стол), бумажные кораблики разных цветов.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: ребята разбиваются на пары, каждый участник берет себе кораблик. Цвета корабликов в паре не должны совпадать. Кораблики ставятся на стол. По команде ведущего дети начинают дуть на кораблики, стремясь отправить кораблик своего товарища как можно дальше. Отставший кораблик выбывает из игры.

Примечание: педагог должен следить, чтобы дети не дули на кораблики слишком сильно и долго (не дольше 10 секунд), чтобы не закружилась голова.

День рождения кота Леопольда

Цель: развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого, учиться помогать друг другу, уметь делиться.

Возраст: от 5 лет.

Ход игры: собираясь на день рождения кота Леопольда, участники игры посещают три магазина: магазин одежды, магазин подарков и кондитерский магазин. В первом дети выбирают самый лучший наряд, но не для себя, а для товарища. Во втором – самый лучший, самый полезный подарок для именинника. А в кондитерской – самый вкусный торт. Только выбрать этот торт нужно всем вместе, договорившись между собой.

Шеф-повар

Цель: развивать у детей умение самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, находить компромиссное решение, заинтересовывать своей идеей других детей, аргументировать свою точку зрения, уметь отстаивать ее в споре.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: считалкой выбираются шеф-повар и капризные клиенты ресторана. Помощники шеф-повара разбиваются на две команды, они втайне друг от друга готовят первые блюда, горячие блюда, десерт. Для этого они рисуют совместными усилиями цветное меню. Шеф-повар предлагает капризным клиентам на выбор блюда каждой команды. Участники команды активно уговаривают Клиента попробовать принесенное блюдо, расхваливая его питательную ценность и вкус. Побеждает та команда, у которой заказали наибольшее количество блюд.

Блюда команд, предлагаемые Клиенту, не должны совпадать по названию и рецептуре. Нельзя давать негативную оценку блюду соперников.

Пойдем гулять

Цель: развитие артистичности, преодоление скованности, стеснения, учить терпеливости.

Возраст: 4–6 лет.

Ход игры: дети сидят на стульчиках, ожидая приглашения поучаствовать в игре. Ведущий подходит к любому ребенку и говорит: «Пойдем гулять?» Ребенок соглашается: «Пойдем!» Ведущий продолжает диалог: «Вставай!» «Встаю», – отвечает ребенок и поднимается со стульчика. Ведущий: «Одевайся!» Ребенок: «Одеваюсь», при этом он имитирует движения одевающегося человека. Ведущий: «Умойся!» Ребенок отвечает: «Умываюсь!», показывая, как он это делает. Ведущий: «Вот теперь пойдем гулять!» Далее ведущий и выбранный ребенок, держась за руки, подходят к следующему ребенку. Диалог продолжается. Когда все участники игры готовы пойти гулять, все вместе говорят:

Дружно мы гулять идем,

Песню звонкую поем!

Робинзоны

Цель: развитие фантазии, находчивости, практических навыков, умения помочь в трудную минуту, поделиться, ободрить словом и делом, придти на помощь.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: с потерпевшего кораблекрушения судна на необитаемый остров попадают взрослые и дети. Они отсылают в бутылке записку с просьбой о помощи. Далее существуют две версии игры.

1. На остров с корабля попадают некоторые вещи. Нужно помочь робинзонам придумать новое применение известных вещей.

2. Собрать для робинзонов посылку, сложив в нее оптимальный набор вещей, с помощью которых они смогли бы построить себе жилище, охотиться, готовить пищу и т. п.

Приключение в космосе

Цель: развитие воображения, учить детей управлять своим поведением, считаться с чужим мнением, быть не только командиром, но и подчиненным, не бояться трудностей, твердо идти к намеченной цели.

Возраст: 6–7 лет.

Оборудование: обручи, стульчики.

Ход игры: выбираются два ведущих, один – Конструктор, он будет строить ракету, собрав себе команду помощников, другой – Командир космического корабля, он полетит в космос, собрав себе достойный экипаж. На первом этапе игры из стульчиков, установленных спинками наружу, строится космический корабль, устанавливаются приборы управления, обручи – иллюминаторы. На втором этапе экипаж корабля, договорившись друг с другом о маршруте движения, летит в космос. Экипаж и Конструкторы постоянно поддерживают связь, так как полет осложняется внезапным метеоритным дождем, отказом техники, солнечным затмением и тому подобными непредвиденными обстоятельствами. Игра заканчивается с возвращением экипажа на Землю.

Кот и мышки

Цель игры: развитие выдержки, умения управлять своим поведением, развитие волевых качеств личности.

Оборудование: детские стульчики с прорезями на спинках, шапочка-маска кота.

Возраст: 4–7 лет.

Ход игры: Дети, спрятавшись за спинки стульчиков, хором декламируют стихи:

Мышки в норочках сидят,

Мышки корочки едят,

Мышки в норочках сидят,

Мышки в щелочки глядят,

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут!

Выходит ребенок, одетый в маску кота, он заглядывает в «мышиные норки» через щелочки в спинках стульчиков.

Ведущий: «Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький, зубы у кота – острая игла!»

Дети-Мышки терпеливо ждут ухода Кота, ничем не выдавая своего присутствия. Они сидят, замерев, притаившись в своих норках. Беспокойную Мышку Васька забирает собой. Если же Васька не заметил ни одной Мышки, он уходит, а ведущий говорит такие слова:

Васька мышек не нашел

И за печку спать ушел.

Глазки закрываются,

Спит иль притворяется?

Мышки выбегают из своих норок и резвятся. По команде ведущего: «Кот идет!» дети занимают свои норки – прячутся за спинками стульчиков.

Игра продолжается пока Кот не поймает всех Мышек.

Маскарад

Цель: развить у детей командный дух, творческие способности, чувство взаимопомощи друг другу.

Оборудование: маски животных или костюмы обезьянки, куклы, собачки и иных – по количеству детей (от 10–15 до 20–25 человек). Обязательны костюмы персонажей какой-либо сказки, например сказки «Волк и семеро козлят» (Волка, Козы, Козлят), серпантин, шары, конфетти и другие атрибуты праздника.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: Педагог говорит: «Мы собрались на маскарад, вас здесь всех видеть каждый рад. Мы будем петь и веселиться, плясать, играть, не будем злиться».

Играет веселая музыка, и педагог предлагает детям взяться за руки и побегать «змейкой» по комнате. Дети берутся за руки и по ходу движения «змейки» вовлекают все больше играющих за собой. Если кто-то не хочет играть в «змейку», им предлагают потанцевать или побросать серпантин. Педагог постепенно приглушает музыку, и начинается викторина «Кто быстрее найдет друга».

Педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем. Кто быстрее найдет друга, те получат призы». Дальше педагог объясняет, что нужно встать в две шеренги друг напротив друга (общее число детей должно быть в этой игре четным).

Педагог: «А теперь повернитесь спиной одна шеренга к другой».

В это время педагог проводит прямые (если игра проводится впервые, а если несколько раз, то можно усложнить изогнутыми, волнистыми линиями) линии мелом от одного ребенка к другому.

Педагог объявляет: «А теперь, дети, повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом (дети поворачиваются). Вы видите много линий. Каждая линия начинается около ваших ног. Внимательно меня слушайте: все, кто стоит в левой шеренге (показывает рукой), идут по своим линиям до конца, пока не встретят своего друга или подружку (важно внимательно смотреть, чтобы дети не толкали друг друга, уступали места, особенно мальчики – девочкам, если линии пересеклись в этих местах). Кто первый найдет пару, поднимает руку».

Призом служат воздушные шары. Игру можно повторить. Тогда движения начинает другая шеренга, и дети должны встать иначе.

Желуди

Цель: развитие ловкости, внимания, терпения, сосредоточенности, стремления к победе, волевых качеств личности.

Возраст:7 лет.

Оборудование: 5 желудей или небольших округлых камушков.

Ход игры: ребенок берет 5 желудей (камушков) в руку и раскладывает их на столе. Далее берет один из 5 желудей, подбрасывает его вверх и ловит. Потом подбрасывает его опять и, пока он летит, берет со стола другой желудь, не забывая поймать подброшенный. Снова подбрасывает один из желудей и быстро добавляет новый желудь к тому, который уже зажат в ?