Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация

Слайд 1

Нравственное развитие в дошкольном возрасте Отделение дошкольного образования преподаватель Жаринова Е.Г.

Слайд 2

Особенности нравственного развития в младенческом возрасте: предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совместным действиям, доброжелательность, потребность во внимании; выделение положительных способов поведения у малыша происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым; вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормозящую и побуждающую функции; на основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения.

Слайд 3

Чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов!!! Иначе он их забывает, путает и в результате не понимает, что можно делать, а что нельзя. Важно не только указать малышу на те действия, которые нежелательны, но обязательно показать то, что можно. Ребенок должен знать, где не запрещается проявлять активность.

Слайд 4

Понимание правила и нормы поведения основано на собственном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка. В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность.

Слайд 5

Положительные поступки малыш выполняет по побуждению взрослого: помочь маме донести продукты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой. Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нарушает запреты. Ни в коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом запрещено!!!

Слайд 6

Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к окружающим создает предпосылку для нравственных проявлений.

Слайд 7

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве: нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения ко взрослому; выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов со взрослым; выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создает основу для нравственного развития малыша; требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности; нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

Слайд 8

у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим; нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое; формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности; создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Слайд 9

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Слайд 10

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы: моральных знания, суждения, представления. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия.

Слайд 12

В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.

Слайд 13

Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается. Главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет…

Слайд 14

Не случайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность.

Слайд 15

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Читайте также:  Развитие ребенка 2 года 2 мес 2 года

Слайд 16

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.

Слайд 17

А.В. Запорожец, изучал восприятие дошкольниками сказки, и выделил следующие особенности: Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу.

Слайд 18

Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший», но уже могут дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков.

Слайд 19

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

Слайд 20

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих. Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролировать сверстника.

Слайд 21

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Слайд 22

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль, это способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.

Слайд 23

В 4-7 лет у детей наблюдаются шалости, мотивом которых является вопрос «Что получится, если…?» (открыть кран и закрыть пальцем струю воды). Их источником выступает познавательное отношение у ребят к окружающему и стремление его исследовать. Такие шалости чаще встречаются у инициативных детей, в их основе лежат положительные черты формирующейся личности: активность, инициативность, любознательность.

Слайд 24

На протяжении всего дошкольного детства заметны шалости, мотивированные вопросом «Что же я могу?». Их источником выступает развитие самостоятельности. Такие шалости граничат с озорством. А протекают они по такой схеме: ребенок нарушает правила и ждет реакции взрослого. Так он проверяет свою силу, утверждает свое «я», пытается как бы очертить круг дозволенного.

Слайд 25

Наиболее распространенные причины детской лжи – страх перед наказанием и отрицательный пример взрослого. Характерно, что ложь всегда имеет какой-то корыстный мотив, мотив утилитарной выгоды, чем и отличается от детской фантазии. Стремление переживать и действовать в воображаемой ситуации, потребность в самостоятельности, самоутверждении, притязание на признание приводят к детским фантазиям, в которых малыш преувеличивает свои возможности, например рассказывает о том, как он побывал в разных странах, спасал людей от наводнения и прочее.

Слайд 26

Драчливость чаще всего возникает у гиперактивных детей, которые не находят иного применения своей энергии в каких-либо занятиях, играх. Драчливость является следствием того, что ребенок не умеет общаться, установить положительные отношения с товарищами, и тогда возникает стремление обижать других. Такую форму поведения ребенок начинает распространять не только на своих обидчиков, но и на маленьких, слабых, беззащитных. Он находит удовольствие в том, что его боятся.

Слайд 27

Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка детский сад 121

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной – разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие.

Слайд 28

Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть: объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать; ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в глазах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

Слайд 29

дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку; систематичной, а не даваться от случая к случаю; включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.

Слайд 30

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Слайд 31

Составление перечня действий воспитателя в процессе реализации принципов воспитания в группе дошкольников ФГОС ДО 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

Слайд 32

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд 33

Спасибо за внимание

Источник

Слайд 1

Нравственное воспитание Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Механизм нравственного воспитания Знания и представления Мотивы Чувства и отношения Навыки и привычки Поступки и поведение Нравственное качество

Слайд 2

На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством (мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству (социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации (поведение).

Слайд 3

– воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей. Задачи нравственного воспитания – формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Слайд 4

единства и целостности воспитательного процесса (установление преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания на всех этапах возрастного развития); воспитания детей в коллективе (педагог постепенно формирует группу детей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимопомощи); требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности (уважение к личности воспитанника означает веру в его силы, проявление доброжелательности, чуткости; Принципы нравственного воспитания дошкольников

Слайд 5

в каждом ребенке нужно находить положительные качества и опираться на них в воспитании); учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, учитывать темперамент, черты характера, жизненный и нравственный опыт ребенка, особенности эмоциональной сферы); единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей (требует комплексного подхода к ребенку при выборе средств и методов нравственного воспитания); систематичности и последовательности; единства требований к детям в детском саду и семье. Принципы нравственного воспитания дошкольников

Слайд 6

Условия нравственного воспитания дошкольников моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные качества: педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, заниматься искусством;

Слайд 7

осуществление нравственного воспитания в процессе всей педагогической работы с дошкольниками. Средствами нравственного воспитания являются: художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения); окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью); Условия нравственного воспитания дошкольников

Слайд 8

программно-методическое обеспечение (например, парциальная программа Р. С. Буре «Дружные ребята» и др.); организация предметно-развивающей среды. организация совместного образа жизни детей; организация работы на занятиях и в повседневной жизни (игры, беседы, создание проблемных ситуаций и пр.); комплексное использование методов нравственного воспитания. Условия нравственного воспитания дошкольников

Читайте также:  Влияние хорового пения на развитие ребенка

Слайд 9

Классификация методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста Методы формирования нравственного сознания Убеждение в форме разъяснения – воздействие на сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования положительных нравственных качеств (осуществляется в форме разъяснения). Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее …»). Этическая беседа – беседа на нравственные темы. Чтение художественной литературы Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).

Слайд 10

Методы стимулирования чувств и отношений Пример – воздействие поступков на чувства, сознание и поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей, героев художественного произведения). Поощрение Наказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре). Принуждение – воспитатель действует силой своего авторитета, чтобы заставить ребенка подчиниться требованиям (строгий взгляд, замечание).

Слайд 11

Приучение Упражнение Руководство деятельностью Наблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают). Методы формирования нравственного поведения

Слайд 12

Основные направления нравственного воспитания дошкольников Воспитание гуманных чувств и отношений Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя .

Слайд 13

Воспитание коллективизма Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

Слайд 14

Воспитание дружеских взаимоотношений Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.

Слайд 15

Воспитание культуры поведения Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Компоненты культуры поведения: Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам).

Слайд 16

Культура общения – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи (наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон). Культурно-гигиенические навыки – опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура еды.

Слайд 17

Воспитание дисциплинированности – это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться. Воспитание трудолюбия – это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.

Слайд 18

Воспитание патриотизма Патриотизм в современном ДОУ – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле , своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране .

Слайд 19

Воспитание веротерпимости и толерантности Толерантность (от лат. – терпение) – это способность терпимо относиться к другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе – признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам своей страны – верующим различных конфессий посредством ознакомления с предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии культивируют общечеловеческие ценности – истину, добро, красоту.

Слайд 20

Воспитание интернационализма и этики межнационального общения Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения – это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, т.е. воспитание у детей

Источник