Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте анкета
Результаты проведенной работы.
В период с октября 2012 года по ноябрь 2013 года в МДОУ Д/С N21 был активизирован процесс духовно – нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.
Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, исследовательские проектов, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
Работа в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно – нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.
Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.). Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние два года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно-нравственного воспитания проводится в начале и по окончании учебного года. Вначале было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного воспитания в современный период времени.
Опрос педагогов показал – все уверены (100%), что духовно-нравственное воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста.
Начальные итоги анкетирования родителей показали, что вначале учебного года они не придавали большого значения развитию духовности детей, но потом ответы родителей изменились в положительную сторону. Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники : Пасха, Масленица и др.
Итоги анкетирования родителей в начале учебного года
- Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
- Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ
- Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________
6. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?
а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________ ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________
Итоги анкетирования родителей в конце учебного года
- Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
- Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ
- Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________
6. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?
а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________ ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________
В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности.
Разработан мониторинг уровня духовно-нравственного развития дошкольников (старшая-подготовительная группы).
Уровни духовно-нравственного развития дошкольников
(октябрь 2012г. – октябрь 2013г.)
Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.
Итоги мониторинга детей говорят о следующем:
- Область «Социализация» Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.
- У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
- Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.
- Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.
- Область «Познание» Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного села
- Область «Музыка». Дети с удовольствием поют песни о родном селе.
- Область «Художественное творчество» Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному селу.
- Область «Физическая культура». Все дети старшего возраста знают народные подвижные игры.
- Область «Чтение художественной литературы» Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.
В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию детей произошло следующее:
- Повышена компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста.
- Оптимизировано взаимодействию с родителями, произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
- Произошло расширение связей ДОУ с социумом.
- Оформлен пакет документов для распространения опыта в других ДОУ нашего района.
Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста..
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 21«Радуга» начинает работу по внедрению основ христианской культуры в практику работы с дошкольниками. Жизнь детского сада может строиться не только согласно светского, но и православного календаря. Использование национальной культуры, основанной на православных ценностях, формирует у детей христианское отношение к родителям, близким, родному краю, природе, Родине.
Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный смысл которой состоит в свободе вероисповедания. Никто не может заставить ребенка верить или запретить познавать основы религии. Лишь по желанию родителей ребенок имеет право изучать или не изучать религию. Православный уклад жизни ребенка, организованный в семье, нуждается в поддержке и духовном насыщении. Надеемся, что Вы выскажете мнение по поводу участия ребенка в православных праздниках и целесообразности внедрения основ христианской морали в образовательный процесс детского сада.
АНКЕТА
1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это
становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования
духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ _________________________________________________
3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ ______________________________________________
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________
6. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?
а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________ ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________
Благодарим за искреннее участие!
Анкета для педагогов
«Актуальность духовно-нравственного воспитания»
1. Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема духовно – нравственного воспитания в развитии дошкольника ( физическом, познавательном, социально – нравственном, художественно – эстетическом)?
А)Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника
Б)Основное место указанной проблемы – в задачах социально – нравственном развития дошкольника
В) Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника
Г) Вопрос духовно – нравственного воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника
2. Испытываете ли Вы затруднения в вопросах духовно – нравственного воспитания детей ? Если да, то какие?
А) Да
Б) Нет
3. Что для Вас означает духовно – нравственное воспитание?
А) Устойчивая характеристика человека, выражающая в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Б) Значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
4. Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель духовно нравственного воспитания современного дошкольника?
А) Воспитание нравственных качеств
Б) Контроль
5. В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач по духовно – нравственному воспитанию?
А)Наиболее эффективными являются традиционные формы работы
Б)Эффективны нетрадиционные формы работы
6. В какие средства работы с детьми наиболее эффективны для решения задач по духовно – нравственному воспитанию?
А)Традиционные педагогические поощрения и наказания
Б)Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций
В)Общение с людьми высокой духовной культуры
Г)Создание окружающей среды в семье и детском саду на основе духовно – нравственного содержания (литература, фильмы, изобразительное искусство).
Д)Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций; Общение с людьми высокой духовной культуры
7. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ._______________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»
- Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?
А)Да
Б) Нет
В) Не знаю
- Считаете ли Вы возможным проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ?
А)Да
Б) Нет
В) Не знаю
- Готовы ли Вы сотрудничать с ДОУ в решении данного вопроса?
А)Да
Б) Нет
В) Не знаю
- Какие качества, Вы считаете, особенно необходимы педагогу для осуществления духовно – нравственного развития детей?
А) доброта отзывчивость любовь, понимание
Б) доброта, трудолюбие, душевная чуткость
- По вашему мнению, показателем духовно – нравственного развития человека является?
А) Доброта, отзывчивость, любовь, понимание, стремление прийти на помощь
Б) Любовь, отзывчивость, понимание
- Обучаете ли Вы детей правильному поведению в общественном транспорте, обществе и т. д. ?
А)Да
Б) Нет
- Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
« Проблемы современной семьи, имеющей детей дошкольного возраста»
Анкета для родителей.
Просим Вас принять участие в исследовании проблем современной семьи, имеющей детей дошкольного возраста.
Прежде чем ответить, внимательно ознакомьтесь с содержанием вопроса. Затем обведите кружком (обозначьте другим цветом) тот вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением. Если Вам не подходит ни один из имеющихся вариантов, впишите свой ответ в пустой строке. Вопросы о ребенке относятся к Вашим детям до 6 летнего возраста.
Анкета является анонимной, подписывать ее не надо. Полученная информация будет использована только в обобщенном виде для научных целей.
Заранее благодарим за участие в исследовании.
1. Сколько детей в Вашей семье? ____
2. Из них дошкольного возраста? ____
3. Возраст вашего ребенка (год, месяц) _____
4. Имеете ли Вы педагогическое, психологическое образование?
1. Да 2. Нет
5. Какие качества вы цените в Вашем ребенке? (Напишите 5 качеств)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Какие качества вас раздражают в Вашем ребенке? (Напишите 5 качеств)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7. Чем нравиться заниматься вашему ребенку больше всего?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
8. Любимая игрушка вашего ребенка ____________________________
9. Как развит Ваш ребенок?
- Лучше сверстников
- На одном уровне
- Хуже, чем его одногодки
10. Кто в семье в основном занимается воспитанием ребенка? ________
11. Принимает ли участие в воспитании ребенка ваш супруг (супруга)?
- Да, больше, чем я
- Да, в равной мере со мной
- Да, эпизодически
- Не принимает
12. С кем чаще ребенок
С мамой | С папой | С другими членами семьи или няней | Один | |
Гуляет на улице | 1 | 2 | 3 | 4 |
Играет дома | 1 | 2 | 3 | 4 |
Читает | 1 | 2 | 3 | 4 |
Рисует, лепит | 1 | 2 | 3 | 4 |
Капризничает | 1 | 2 | 3 | 4 |
Делает зарядку | 1 | 2 | 3 | 4 |
Балуется | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Все ли члены Вашей семьи поддерживают Ваш метод воспитания?
- Да, у нас не возникают разногласия по вопросам воспитания
- Да, поддерживают, даже если не согласны
- Нет, каждый пытается воспитывать по-своему
14. С кем чаще всего Вы советуетесь по вопросам воспитания ребенка? (только 1 ответ)
- Со своими родителями
- С друзьями, у которых есть дети такого же или старшего возраста
- Обращаемся к специалисту (детскому психологу, педагогам и тд)
- Ищем ответы в специализированной литературе
- Не советуемся, вопросы не возникают или решаются самостоятельно
- Другое ___________________________________________
15. Основной источник информации по воспитанию детей?
1. Газеты и журналы для родителей
2. Информация из Интернета
3. Специализированные книги
1. Слушаем (смотрим) передачи по радио и телевидению;
2. Посещаем лекции для родителей;
3. На основе рекомендаций педагогов;
4. Используем жизненный опыт
5. Другое____________________________
16. Посещаете ли Вы с ребенком развивающие центры (кружки, секции)?
- Да 2. Нет
17. Как Вы считаете, основной задачей данных учреждений является: (не более 2 вариантов ответа)
- Подготовка ребенка к школе
- Всестороннее развитие
- Физическое развитие
- Адаптация к другим людям, коллективу
- Обучение отстающих в развитии детей
- Другое_______________________
- Затрудняюсь ответить
18. Знаете ли Вы какие-либо методики, программы развития детей
1. Да, знаю и использую
2. Да, знаю, но не использую
3. Нет, не знаю
19. Проводите ли Вы с ребенком обучающие игры, тематические занятия? Если да, то, как часто?
- Ежедневно
- Несколько раз в неделю
- Раз в неделю
- Не провожу, т.к. считаю, что в саду (центре) ребенок получает достаточно информации
- Не провожу
20. Метод семейного воспитания
- Убеждения (объяснение, внушение, совет)
- Поощрение (похвала, подарки, перспектива)
- Совместная практическая деятельность (совместный труд, отдых)
- Принуждения (наказание, лишение удовольствий)
- Другое _____________________________
21. Какими видами наказания пользуетесь Вы? (возможно несколько вариантов ответа)
- Могу не сильно ударить по попе (по губам, рукам)
- Ставлю ребенка в угол,
- Увожу в другую комнату, изолирую от себя, семьи
- Лишаю удовольствия (конфеты, игрушки)
- Лишаю своего внимания; игнорирую ребенка
- Наругаю, накричу
- Пригрожу отдать Бабе-яге, милиционеру, отвести в сад и тд
- Буду сравнивать с другими детьми, высмеивать или стыдить
- Другое ___________________________________
- Не наказываю
Анкета по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей и педагогов.
1. Считаете ли вы свою семью православной? __________________________
2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание? ___________
3. Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? _________________________________
4. Посещаете ли Вы православный Храм? ______________________________
5. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников:Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ
6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями? ____________________________________________________
7. Знаете ли Вы историю, традиции своего города? _____________________
8. Какие цели должны быть реализованы в МБОУ по духовно-нравственному воспитанию (необходимое подчеркнуть):
а) Знакомство с национальными обрядовыми праздниками
б) Знание народных обычаев и примет
в) Приобретение практического духовного опыта
г) Формирование нравственных чувств
9. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки? ________________________________________________________________
10. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства? _________________
11. Что вы предпримете, если ребенок совершит:
— плохой поступок? _______________________
— хороший поступок? _______________________________________________
12. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? __________________________
13. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры? ______________________
14. Хотели бы Вы, чтобы в МБОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях? __________________
15. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Источник