Нравственное развитие ребенка психологический аспект
психологические аспекты духовно-нравственного
развития ребенка.
Педагог-психолог Грушко Н.А.
Есть такая наука – нравственная психология, которая объясняет психологию поведения человека исходя из его нравственного развития. Нравственность – это собственно и есть жизнь человека. Это то, что движет его внутренними поступками, определяет его чувства, характер мыслей. Нравственность человека можно корректировать, развивать. Личность ребенка развивается под воздействием того общества, в котором она находится. Влияя на внутренние убеждения, корректируя внутренние установки можно добиться изменений в поведении человека
Вопросы нравственного становления личности, в разное время, интересовали многих ученых исследователей.
Колберг выделил три уровня развития морального сознания человека.
Первый уровень (возраст 4-10 лет) — доморальный.
Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий. Ребенок стремится быть послушным, только чтобы избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию
Ближе к 9-10 годам – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными.
Второй уровень (возраст 10-13 лет) – общепринятой морали.
Происходит осознание правила поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов. Ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.
осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.
Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали.
личность формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще.
Мораль – это соблюдение внешних законов общества. По мнению Колберга, только единицы достигают высшей стадии морального совершенства. Почему? Многое зависит от интеллектуального развития, а еще больше от тех душевных сил, которые заложены в каждом из нас с рождения.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Существует периодизация нравственного развития человека, которая начинается с внутриутробного развития.
0 – запечатление духовных и душевных сил матери.
0-3 г. время душевного развития. Запечатление способов общения людей, особенно родителей.
К 3г. девочки схватывают женский тип поведения, мальчики- мужской.
3-5лет возраст обретения взрослых смыслов жизни, взрослых поступков. В сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Магазин», «Транспорт» дети ухватывают то , чем взрослые живут, причем самую суть. Интересен тот факт, что дети, не игравшие в возрасте 3-5 лет, не способны играть и в 7 и в 16 лет.
5-7 лет этап воспитания трудолюбия и послушания. Если этот возраст проведен в праздности, в беззаботных играх и занятиях, около телевизора или с планшетом в руках, то душевных сил на труд у ребенка не будет на всю последующую жизнь. И в подростковом возрасте они спокойно могут часами слушать музыку, с трудом отзываются на трудовые просьбы. В том случае, если ребенок 2/3 свободного времени находится в трудовом действии, то в его душе запечатлевается способность трудиться.
На 5 лет приходится пик проявления своеволия и здесь необходимо срочно вводить его в рамки послушания родителям. Если в возрасте 5-7 лет ребенок научился послушанию, то в возрасте 14-17 лет он легче будет слушать советы родителей. И еще один положительный момент – послушание родителям до 7 лет переходит в почитание и уважение взрослых. Поступая в школу, такие дети переносят почитание и уважение на своего учителя.
7-10 лет в душе ребенка запечатляется образ учебного действия. Если ребенок первые 3-4 года обучения прошел с радостью, то он всю жизнь будет способен учиться и даже в старости может взяться за учебники. Если ребенок в 1 классе теряет интерес к учению, то в 8 у него уже не будет душевных сил учиться.
10-12 лет происходит активизация всех способностей : спортивных, творческих, конструкторских и т.д.
12-14 лет формируются отношения между мальчиками и девочками. Запечатление отношений родителей между собой, когда ребенок был еще маленьким, сказывается на поведении подростков: благородные, дружеские отношения или грубые и безнравственные.
15-17 лет активизируется интеллектуализация, направленность на научение.
Таким образом, впечатления детства откладываются в душе ребенка на уровне бессознательных рефлексов, поэтому имеют глубину и большую устойчивость.
Становятся понятными слова, сказанные Сухомлинским об исключительной важности закалки духовных сил уже в младшем возрасте: «Упустите младший возраст – упустите всё».
Знания закономерностей психологического развития морали и нравственности человека хорошее подспорье в построении воспитательной работы с детьми.
Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем
Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.
Советы ребятам начальных классов.
Простые правила общения:
Почаще говори: давай дружить, давай играть.
Играй честно.
Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.
Начав одно дело, доводи его до конца.
Разговаривая, умей слушать и понимать.
Не перебивай в разговоре
Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.
Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.
Источник
Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» писал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле». [47]
В результате сложного развития, представления человека о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.
Нравственные чувства – это переживания человека своего отношения к действительности к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.
Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека.
В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.
С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства…
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. [12]
Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. В старшем дошкольном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей. В развитии коллективизма большую роль играет начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления об явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой.
Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое поведение, являются “преодоление препятствий”, состояние напряжения, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия в собственном смысле слова – это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. По мнению В.К. Котырло, “можно полагать, что именно усилие и есть тот феномен, которое обуславливает специфику волевого действия”. [19]
В развитии волевых действий старшего дошкольника, можно выделить три взаимосвязанные стороны – это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменения мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими менее значимыми мотивами. [51]
С.В. Петерина отмечает, что мотив еще не поступок. Мотив – это та причина, которая побуждает к деятельности.
Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым.
Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей.
Среди нравственных мотивов поведения большое место занимают общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6 -7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.
Источник
Психологический аспект нравственного развития школьников
Педагог-психолог: А.А. Бекмухамбетова
Основы нравственного развития детей
Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что воспитанник постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем.
К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» писал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».
В результате сложного развития, представления человека о хорошем и плохом, о должном и недолжном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.
Нравственные чувства – это переживания человека своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.
В системе современного воспитания очень актуален вопрос формирования чувства толерантности у подрастающего поколения, педагоги копируют западные дидактические образцы. В российской православной и социальной образовательной системе есть аналогичные, а может быть, даже более емкие и точные понятия, чем термин «толерантность». Это совокупность понятий, явлений, которые были общественной нормой в православной России и советском государстве: «милосердие», «дружба», «взаимовыручка», «патриотизм», «коллективизм», «взаимопонимание, которые и являются деятельностным выражением толерантности.
Значение чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. Важнейшим условием передачи нравственных ценностей школьникам является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Логика присвоения ценностей выстраивается так: эмоциональное приятие ценности (пробуждение адекватных эмоций), ее осознание (акцентирование ценности) и включение в систему ценностных ориентаций ребенка (ценностных сопоставлений).
Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребенок не может совершить волевое усилие. Чувства одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. Основным критерием сформированности эмоционально-волевой сферы личности являются волевые качества. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные или базовые волевые качества личности. Несколько позже, в единстве с характером, развиваются такие качества, как решительность, смелость, самообладание. Наконец, самый высокий уровень развития волевых качеств личности связан с морально-ценностными ориентациями человека. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность.
Источники:
1.Корчуганова Е.В. Интериоризация нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младшего школьника. [Электронный ресурс]: https://school2100.com/upload/iblock/dbc/dbcfe9a23db190757b008be82b98da1e.pdf
2. https://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200902003
Методы и средства развития нравственных чувств и эмоционально-волевой сферы школьников на различных возрастных этапах
Младший школьный возраст
В 1-2 классах на развитие нравственных чувств большое влияние оказывают чтение и драматизация сказок народов мира. У каждого вида сказки есть свои художественные особенности, свой эмоциональный мир. Мир сказок великолепен и интересен для младших школьников. Их захватывает острый захватывающий сюжет сказок, оригинальность обстановки, в которой развертываются события; притягивают герои – храбрые, сильные, находчивые, удалые люди и сказки подкупают своей идейной тенденцией: добрые силы всегда побеждают. Какую сказку ни взять, каждая воссоздает обычное – чаще всего быт и жизнь крестьянской семьи, но в каждой истории жизнь наполнена невероятными событиями и приключениями, необыкновенными делами и поступками людей. Такими историями сказочники приучали детей видеть мир особенными глазами. Они не внушали ложных представлений о мире — очень скоро дети сами начинали воспринимать, что сказка — вымысел, но след обаяния сказочным чудесным образом оставался, как оставалась и привычка рассуждать, выходя за границы реально существующего. Без воображения, без вольного соединения причин и следствий, без умения заглядывать дальше факта из ребенка не вырастал хороший работник.
В 3-4 классах и далее значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских мультфильмов и кинофильмов.
В качестве критериев отбора мультфильмов с точки зрения их пригодности для использования как средства нравственного воспитания детей выделяют следующие аспекты:
– эмоциональную насыщенность и богатство нравственной проблематики кинопродукции;
– соответствие структуры текстов возможностям детского восприятия и понимания, со- отнесенность их с детским опытом и пережитыми событиями;
– динамизм фильма, остроту и экспрессивное развитие сюжета, увлекающие ребенка события, побуждающие к мысленно-чувственному включению в ситуацию фильма и одновременно ставящие перед нравственны ми проблемами, ситуациями выбора и принятия решения;
– красочность, оригинальность, экспрессивность и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов, яркость и эстетичность проявления их характерологических черт;
– убедительную демонстрацию полезных привычек, благородных поступков, идей дружбы, единения и взаимопомощи, пробуждающих включение механизма идентифика ции с героем.
Фильм может выступать как средство нравственного воспитания ребенка, если при его просмотре, восприятии, обсуждении со сверстниками и взрослыми возникают условия для усвоения нравственных представлений, понятий, норм, отношений, оценок и привычек. Методисты, исследуя различные возможности создания такого рода условий, выделяют ситуации контакта ребенка с мультипликационным фильмом, которые целенаправленно создаются педагогом с целью усиления и расширения нравственно-эстетического потенциала кинопродукции.
Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания происходящего на экране, воспитания так называемого вер бального восприятия.
Ситуация выделения нравственного содержания фильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев.
Ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям.
Ситуация, побуждающая ребенка задавать вопросы, направленная на актуализацию потребности в диалоге со взрослым о нравственных проблемах.
Ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах героев мультфильма, которые аналогичны событиям из его собственного опыта.
Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте, совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения. Это наиболее сложная в психолого-педагогическом плане ситуация.
В развитии волевых качеств в современной практике отдают предпочтение восточным единоборствам. На сегодняшний день существует немало исследований, подтверждающих роль приобщения детей к Дзюдо в формировании волевых качеств.
Подростковый возраст
В подростковом возрасте высока значимость участия детей в общественной, волонтерской деятельности, что позволяет подросткам проявлять чувства эмпатии и эмоциональной отзывчивости. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее.
Что испытывает подросток, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы? Возможно. Но главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку. Совершая добрые поступки, подросток понимает, что мир вокруг него меняется к лучшему. Волонтерство для подростков – это стиль современной жизни. Это пример для других. Помогая другим, они помогают себе!
Уроки ИЗО, музыки вносят большой вклад в нравственное развитие школьников.
Старший школьный возраст
Нравственное развитие старшеклассника идет в единстве с социализацией. Социализация старшеклассника проходит на фоне развития мировоззрения, самосознания, формирования отношения к действительности, характера, личностных и коммуникативных качеств, становления социально-психологического опыта, приобретения самостоятельности, уверенности в себе, устойчивости к стрессам и т.п. Средством социализации старшеклассника являются проблемные ситуации, где необходимо сделать нравственный выбор.
Под нравственным выбором понимают любой выбор между противоположными категориями, т.е. сам процесс самоопределения нравственных ценностей.
Источники:
https://ped-kopilka.ru/blogs/mila-kuzmina/-volonterskoe-dvizhenie-v-shkole.html
Дедушка А. Психологический выбор: нравственные аспекты: интерактивные игры для старшеклассников / А. Дедушка. – Волгоград: Учитель, 2011, – 125 с.
Мазкина О.Б. Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-nravstvennyh-chuvstv-podrostkov-s-razlichnymi-aktsentuatsiyami-haraktera
Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] file:///C:/Users/User/Downloads/multiplikatsionnyy-film-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1.pdf
Сказка как средство нравственного воспитания младших школьников. Международный мир науки. № 3, 2016. [Электронный ресурс] нfile:///C:/Users/User/Downloads/skazka-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov.pdf
Формирование нравственных чувств, взглядов, убеждений, нравственного поведения обучающихся. Электронный ресурс: https://gigabaza.ru/doc/105637.html
Источник