Нравственное развитие ребенка по водовозовой
Содержание
Введение
Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) – ученица
и последовательница К.Д. Ушинского. Педагогическая
деятельность Е.Н. Водовозовой, основные
произведения. Е.Н. Водовозовой были направлены
на рассмотрение вопросов о цели воспитания,
о подготовке детей к школьному обучению,
о народности воспитания, о средствах
физического воспитания, о взаимосвязи
умственного и нравственного воспитания,
об организации трудового воспитания
детей, об организации занятий с детьми,
об эстетическом воспитании. Основным
ее трудом считается написанная в 1913 году
статья «Умственное и нравственное воспитание
детей от первого проявления сознания
до школьного возраста»
Определяя содержание воспитания,
Е.Н. Водовозова обращает внимание на то,
что воспитание должно идти от структуры
личности, психологических и физиологических особенностей
ее развития и должно быть направлено
на здоровье, интеллект и нравственность воспитанников,
их ценностное сознание, развитие чувств
и личных качеств ребенка, в которых сочетаются
общечеловеческие и индивидуально-личностные
воспитательные ценности, такие как: гражданственность,
любовь, доброта, милосердие, честность,
трудолюбие, воля, самодисциплина, толерантность,
справедливость, любознательность, великодушие,
стойкость.
Ребенок представлял
для нее цельную личность, у которой физические, духовные
и нравственные качества должны развиваться
во взаимной связи. Детство рассматривается
как самоценность. Е.Н. Водовозова проявила
себя как хороший знаток детской физиологии,
психологии. Ей принадлежат идеи о необходимости
изучения ребенка, его психофизических
особенностей и потенциальных возможностей,
устранение психотравмирующих воздействий,
препятствующих формированию социально-ценных
свойств личности.
Эти идеи перекликаются
с современными требованиями личностно-ориентированного подхода к воспитанию, который
обусловлен возрастающим интересом к
личности, индивидуальности, и человеку
как субъекту социальных процессов, постоянно
стимулирует поиски возможностей индивидуализации
воспитания, разработки содержания воспитания,
обращенного к личности, а не идущего только
от общественных требований к человеку.
1. Умственное развитие детей
Еще в 1913 году Водовозова
Е.Н. обращала большое внимание на умственное
развитие детей. Одна из глав основного сочинения Е.Н.
Водовозовой называется «Воспитание ума».
Под умственным воспитанием дошкольников
автор понимал «умение понимать… материал,
пригодный для разнообразных занятий
ребенка, для игр, упражнений и усовершенствования
органов внешних чувств, а также для развития
его наблюдательности над окружающей
природой».
Она писала, что «идеал воспитания
– создать здорового человека с твердою
волею, с сильным и великодушным характером,
умственно и нравственно развитого. Для
этого необходимо развивать здоровые
способности, задерживать болезненные
и вредные наследственные склонности,
пробуждать живой интерес к окружающему,
стремление к личному самоусовершенствованию,
к постоянному расширению умственного
кругозора и внедрить в душу воспитываемого
неутомимую жажду деятельности на пользу
ближнего. Самое неотразимое влияние воспитание
оказывает на развитие и направление привычек,
обусловливающих весь склад характера
человека, на его деятельность, здоровье,
нравственность, состояние его умственных
способностей, наконец, даже на душевное
настроение».
Самобытностью отличаются идеи Е.Н. Водовозовой
об умственном развитии и воспитании ребенка
через организацию всей его жизнедеятельности.
Е.Н. Водовозова тщательно разработала
методику воспитания органов чувств. Сенсорное
воспитание рассматривалось ею как органически
связанное развитие органов внешних чувств
и познавательных процессов, как формирование
восприятий в единстве с развитием памяти,
мышления и речи, как совершенствование
системы чувственного познания мира в
процессе осмысленной интеллектуальной
и практической деятельности ребенка.
Ценностными основами умственного воспитания
она считала развитие памяти, внимания,
наблюдательности, любознательности и
речи.
Для умственного развития
детей Е.Н. Водовозова дает обширную
программу наблюдений за явлениями
природы. Уделяя много внимания ознакомлению
с природой как средству умственного развития,
она включила в его содержание знакомство
с окружающей жизнью, с трудом и бытом
народа. В своем труде «Умственное и нравственное
воспитание детей от первого проявления
сознания до школьного возраста» Е. Н.
Водовозова раскрывает роль наблюдения
как наиболее доступного средства ознакомления
маленьких детей с предметами и явлениями
окружающей природы. По ее мнению, наблюдения
дают богатую пищу для развития детского
ума и эстетических чувств. Впервые в русской
педагогике Е.Н. Водовозова определила
круг явлений и предметов природы, с которыми
следует знакомить ребенка при наблюдении
во время прогулок и экскурсий. Она разработала
программу ознакомления дошкольников
с природой и разделила материал по возрастам.
«При развитии ребенка в первом
возрасте мы больше всего останавливаем
его внимание на животных, так в
это время ребенка особенно занимает
все живое и движущееся».
Знакомство с животным миром, по
мнению педагога, должно проводиться наглядным
путем, сопровождаться оживленным разговором,
беседой или кратким рассказом о том, что
ребенок видит. Все наблюдения необходимо
пояснять, их назначение в том, чтобы помочь
ребенку осознать видимое, уточнить его
представления, развить речь, обогатить
его словарь, а также приучить детей с
раннего возраста быть внимательными
к животным.
Е.Н. Водовозова предупреждала, что
детям необходимо показывать живые,
характерные стороны предмета, искусно
закрывая в то же время то, что
понять им не под силу. Она считала огромной
ошибкой со стороны воспитателя указывать
младшему дошкольнику на детали предмета
или рассказывать о том из жизни животных
или птиц, чего в данную минуту нет перед
глазами.
Е.Н. Водовозова указывала, что ребенку
надо дать живой конкретный видимый образ
или ему останется чуждой та жизнь природы,
при наблюдении которой мало-помалу развивались
бы в нем ум, находчивость, сочувствие
к окружающему его миру. «Вам следует сначала
все показать ему в той живой, занимательной
картине, которую представляет действительность,
чтобы потом он на самом деле приобрел
основательные знания».
По мере развития ребенка, его внимание
нужно привлекать к более широкому
кругу природных явлений: деревья,
растения, цветы, бабочки, птицы; бывать
в саду, в поле, в лесу. Рассматривая
деревья – показать лиственные и хвойные,
сравнить листья и хвою; посмотреть эти
деревья зимой. Е.Н. Водовозова считала
полезным для развития ребенка держать
(в зимнее время) в доме двух-трех животных
(кошку, собаку, морскую свинку, ежа, черепаху,
рыбку). Детей нужно привлекать к уходу
за ними и бороться с проявлениями жестокости
по отношению к животным.
Круг представлений о растениях
и животных должен определяться местными
природными условиями. Необходимо знакомить
детей только с самыми известными
породами деревьев и растений, наиболее
известными животными, «находящимися
на русской почве».
Богатейшие возможности для
старших детей (6-7 лет) дает сад, луг,
река, лес. «Тут и различные деревья,
кустарники, папоротники, мхи, грибы, ягоды,
цветы, трава, насекомые, муравьиные кучи.
Тут и конца нет для бесед». По мнению Е.Н.
Водовозовой, пусть ребенок осматривает
гнезда птиц, замечает их форму, материал,
из которого они сделаны, где они свиты
и какой птицей. Пусть прислушивается
к писку птенчиков, смотрит, как мать кормит
их. Необходимо воспитывать заботливое
отношение к каждой птичке, зайчику, белке,
кролику, а также и к домашним животным,
показать, как нужно приручать животных.
Желательно посещать скотный двор,
птичник, рыбную ловлю… на берегу реки,
озера или моря ребенок должен наблюдать
течение воды, ее цвет, волны, собирать
камешки, ракушки. Детей следует познакомить
с тем, что растет в поле, на лугу, посмотреть
сельскохозяйственные работы. Наблюдения
в природе следует проводить в разное
время года и обращать внимание на происходящие
сезонные изменения.
Е.Н. Водовозова показывала детям явления
природы в статике и динамике:
знакомила с развитием насекомых,
земноводных, растений. Она рекомендовала
педагогам осуществлять это наглядным
путем в естественных и специально
созданных условиях.
Е.Н. Водовозова рекомендовала устроить
для детей 6-7 лет «маленький естественноисторический
кабинет» (в современном понимании
– уголок природы). Он должен служить
местом для разнообразных систематических
наблюдений и опытов. В нем следует сосредоточить
все необходимое и ценное в воспитательном
отношении: растения, цветы, посадки, распускающиеся
ветки с почками и листьями, банки с водяными
животными, садки с насекомыми, ежа, рыбку
и др. Ребенку можно разрешить собирать
в свой «кабинет» все интересующие его
природные объекты и приучать его их охранять.
Е.Н. Водовозова большое место отводила
опытам и наблюдениям в уголке природы.
«Пусть ребенок сам вырастит цветок, который
потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь
насекомое или другое животное, чтобы
подмечать его свойства».
Таким образом, дети самостоятельно и
естественно познакомятся с характерными
признаками предметов; позднее в
школе они смогут сделать выводы
из накопленных наблюдений, а не
только заучивать обобщающее правило.
Особая ценность взглядов
Е.Н. Водовозовой проявилась в разработанной
ею программе и методике использования
произведений народного творчества
в умственном и нравственном воспитании,
в обосновании игры как важного
воспитательного средства развития творческой активности, раскрытие
педагогических возможностей игры.
В своей педагогической
системе Е. Н. Водовозова последовательно
проводила принцип народности, сформулированный
К. Д. Ушинским. Подбор игр и планирование
занятий она осуществляла так, чтобы жизнь
детей была интересной и содержательной,
строилась в духе русских традиций, пробуждала
и удовлетворяла интерес к окружающему.
Этой цели служили рекомендованные ею
программы прогулок, экскурсий, наблюдений
творческой деятельности, физических
упражнений, подвижных народных игр, посильного
труда детей. Причем все занятия были расположены
в постепенно усложняющейся системе.
Е.Н. Водовозова рекомендовала
следующие методы и формы ознакомления
дошкольников с природой: наблюдения,
экскурсии, прогулки, организацию живых уголков, детский
огород и цветник, беседы, художественный
рассказ педагога, использование картин
художников, календаря природы. Из них
она справедливо отдавала предпочтение
непосредственному общению ребенка с
природой. Ею были верно учтены при выборе
этого пути особенности мышления ребенка,
его стремление к активности.
Очень высоко Е.Н. Водовозова
ценила в воспитательном отношении
труд детей в природе. «Это должно
быть, — писала она, — чуть ли не
главной задачей воспитания». Вот
почему она требовала, чтобы ребенок ни минуты
не был без дела и чтобы «даже в раннем
детстве наслаждался отдыхом только после
труда».
Воспитание трудолюбия
должно начинаться с приучения детей
к самообслуживанию, привлечения
к огородным работам (выращивание
овощей и цветов), по уходу за животными.
Она рекомендовала обращать
внимание ребенка во время прогулок
на яркие, живописные картины природы:
красивый пейзаж, блеск солнца, его
закат, вид безбрежного моря, его
могучие волны, игра в них солнечных
лучей; «…не пропускайте без внимания ни дерево, ни
кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки,
ни красивой божьей коровки, ни протекающего
ручейка, ни капли дождя на листьях, когда
они дрожат, как алмазы, и переливаются
множеством цветов».
Умственное развитие
Водовозова Е.Н. тесно связывает с нравственным,
физическим, трудовым воспитанием, здоровьем,
вкусами, склонностями, привычками и волей
ребенка и отмечает, что «не только для
здоровья, но и для умственного развития
ребенка вредно, если его вкусы, склонности
и привычки исключительно направлены
к труду в сфере умственной. Такое одностороннее
развитие рано или поздно дает себя чувствовать.
Воспитание можно назвать разумным только
тогда, когда оно направлено сообразно
с природою человека, то есть когда физические,
моральные и интеллектуальные силы ребенка
развиваются равномерно…».
«Физический труд есть не
только лучшее средство для физического
развития ребенка, но столь же необходим
он для развития умственного и
нравственного. Дух и тело связаны
между собой самым неразрывным образом…»
2. Нравственное воспитание
детей
Е.Н. Водовозовой принадлежит
идея о том, что воспитание нравственности
является самой важной задачей в
процессе становления личности. Цель
воспитания Е.Н. Водовозова видела в гармонично
развитой личности, поэтому в ее педагогических взглядах
четко прослеживается отношение к содержанию
воспитания как деятельности по укреплению
здоровья, развитию умственных способностей,
развитию и укреплению нравственности, трудолюбия,
гражданственности, развитию волевых
качеств личности и эстетических чувств.
Е.Н. Водовозова, отстаивая вслед за К.Д. Ушинским принцип
народности, выдвигает идеал воспитания
человека-гражданина – здорового человека
с твердой волей, с сильным и великодушным
характером, умственно и нравственно развитого,
стремящегося к самосовершенствованию.
Смысл жизни она видит в служении народу.
«Воспитатель должен
употреблять все усилия, чтобы внушить
ребенку веру в свои силы, надежду на то,
что он все поймет, все сделает, если только
захочет, добросовестно отнесется к предпринятому
труду и усидчиво поработает над ним. Эта
вера в свои силы делает человека настойчивым
в достижении своей цели, одушевляет энергию
к труду и укрепляет .его волю…»
Источник
Елизавета-Николаевна Водовозова (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского, внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Она была известной детской писательницей, создала замечательные для своего времени очерки и рассказы о природе, о жизни народов России и западноевропейских государств. Е. Н. Водовозов — автор интересных мемуаров, в которых нашли яркое освещение быт и нравы мелкопоместного дворянства, крепостническая система воспитания, существовавшая в России в 40— (; 0-х годах XIX в., обстановка жизни и воспитание “благородных девиц в Смольном институте и др.
На формирование взглядов Е. Н. Водовозовой огромное влияние оказал К. Д. Ушинский, бывший во время ее учебы is Смольном институте инспектором классов, а также приглашенные им молодые учителя, в частности ее будущий муж, друг К. Д. Ушинского—Василий Иванович Водовозов (1825— 1880), известный талантливый методист русского языка и литературы. Окончив Смольный институт, Е. Н. Водовозова решила идти по пути своего учителя и стать педагогом.
Е. Н. Водовозова помогала мужу в организации в Петербурге воскресной школы, давала частные уроки, участвовала ii заседаниях С. -Петербургского педагогического собрания.
В 1863 г. Е. Н. Водовозова написала статью по поводу романа Н. Г. Чернышевского “Что делать? под названием “Что женщине мешает быть самостоятельною?”. Эта статья была голосом русской женщины, искавшей пути “духовного освобождения от крепостного гнета, предрассудков, суеверий, желавшей вступить на путь общественного служения.
В конце 60-х годов XIX в. Е. Н. и В. И. Водовозовы предприняли заграничную поездку для изучения опыта детских садов, школ, а также семейного воспитания. В 1871 г. Е. Н. Водовозова издала свой главный труд по дошкольной педагогике “Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста”, получивший в то время высокую оценку в печати. Книга предназначалась для воспитателей и матерей и состояла из следующих частей: в первой освещались принципиальные вопросы нравственного и умственного воспитания (гл. I—IV); во второй раскрывалось значение системы Фребеля, его игр и занятий (гл. V); в третьей содержание и методика воспитания детей по отдельным возрастам (1—4 года, 4—6 лет, 6—8 лет); четвертая представляла собой обзор “наиболее развивающих детских игрушек”, в книге было приложение (таблицы ручных занятий, песни с нотами). В последующие издания Водовозова включала новые разделы, в которых она освещала и подвергала критике систему Монтессори и теорию “свободного воспитания (7-е издание вышло в 1913 г.).
Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой
Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это “воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества”.
Вслед за К. Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей Е. Н Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором “Если что последнее осмыслено, основано не только на педагогическом такте, но и на серьезных научных данных, то оно дает гораздо более плодотворные, верные и точные результаты, чем то воспитание, которое дает человеку природа и обстоятельства”. Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания.
Е Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. Воспитание ребенка — живое, творческое. дело; без педагогических знании”, без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным , утверждала она.
Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: “Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов”
Воспитание, указывала Е. Н. Водовозова, должно начинаться с колыбели. “Все наши неудачи в воспитании происходят от того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда характер уже сложился, а ум, привыкший к бездействию, принял известное направление”, писала она и доказывала, что пренебрежение к воспитанию и подготовительному учению детей в дошкольном возрасте влечет за собой, особенно в первые годы учения, страдания школьников, приносит много огорчений и новых забот родителям.
Следуя указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать “разумную подготовку детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению. Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства Е. Н Водовозова сокрушалась о том, что “до сих пор не выработано по этому предмету совершенно твердой системы”
В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала. “Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно”. Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине.
Исходя из идеи народности воспитания, Е. Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора — в этом ее большая заслуга.
Е. Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. В то время писали главным образом об уходе за ними (сон, пища, воздух, внешняя обстановка и т. д.) и часто недооценивали свободные, естественные движения детей как средство физического воспитания. Водовозова же обращала особенное внимание именно на эти средства, разработала практические указания для родителей и воспитателей о том, как можно развивать моторику ребенка. “Чем свободнее упражняет ребенок свои мускулы,— писала она,— тем скорее крепнет его организм и он становится смелым и самостоятельным”. Постепенно движения ребенка становятся осмысленными; у него растет потребность в коллективных подвижных играх, которые особенно полезны и которые дают ему веселье и радость, упражняют все его силы. Подвижные игры, однако, считала Водовозова, не должны проводиться по команде, как это делалось в фребелевских детских садах. Воспитатели не должны подавлять детского (подчас и шумного) веселья, а должны стремиться к тому, чтобы дети, веселясь, не переходили положенных границ.
Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста. Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка “большей частью — верное зеркало его умственного кругозора”. Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений.
Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нравственного воспитания человека с общественной стороны. Организованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспитателям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побуждениям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу. Е. Н. Во-довозова была решительной противницей телесных наказаний. Однако она не отрицала необходимости в отдельных случаях использовать, в плане теории “естественных последствий Руссо, личный опыт и его последствия с тон целью, чтобы научить детей поступать в другой раз более обдуманно.
Она придавала большое значение постановке трудового воспитания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них “теплое участие ягорячую привязанность к ближнему”, писала она. “Необходимо указать детям образцы трудовой жизни, которой живут миллионы людей. Детям, приученным с первых лет презирать праздность, любить и уважать простой труд, не придется объяснять того, что и под сермягой труда и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном”.
Родители и воспитатели должны также возможно раньше приучать детей к посильному труду. “Это должно быть чуть ли не главной задачей воспитания,— утверждала Водовозова.— Строго наблюдать, чтобы ребенок ни минуты не был без дела и чтобы даже в раннем детстве наслаждался отдыхом только после труда”. Водовозова разработала разные виды детского труда в природе (выращивание растений, цветов, овощей и др., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом ремесленников, крестьян, с орудиями их труда, чтобы дети проникались бы любовью и уважением к простому народу.
Следуя учению К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозова выявляла психологические основы умственного воспитания. Одной из составных частей умственного воспитания Водовозова считала своевременное и правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями. Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей. Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблюдательность, возбуждать их любознательность и приучать замечать признаки и качества предметов. Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общественной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда.
Е. Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам. Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи. Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года), серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей.
Е. Н. Водовозова не связывала нравственное воспитание с религией, она совершенно не касалась в своей работе “Умственное и нравственное воспитание… вопросов религиозного воспитания детей дошкольного возраста.
Е. Н. Водовозова, как и многие другие русские педагоги, критиковала фребелевскую, систему дошкольного воспитания. Она писала: “Не Фребель внес в сознание общества понятие о том, что для детей дошкольного возраста необходима деятельность, соответствующая их силам. Идея дошкольного воспитания, содержание и методы его разрабатывались исстари целым рядом педагогов”. Она указывала, что Фребель не был первым, кто создал основы первоначального воспитания и обучения детей дошкольного возраста; еще Песталоцци обосновал важнейшие принципы воспитания и обучения, в частности наглядность, показал важную роль труда и ручных работ, и все это было использовано Фребелем при разработке системы дошкольного воспитания. Водовозова отмечала религиозный мистицизм, “туманные философские принципы”, символизм, сентиментализм, формальную систематизацию, механистичность и педантизм в теории дошкольного воспитания Фребеля, устаревшее психологическое обоснование методики рекомендованных им игр и занятий детей, чрезмерное увлечение занятиями по изучению детьми геометрических фигур.
Заслугой Фребеля она считала то, что он собрал из жизни народа и из природы Германии самый обыденный, распространенный в детских, играх и занятиях дидактический материал, придумал многие игры и занятия и всему этому придал систему, создал свою методику игр и занятий.
Е. Н. Водовозова считала, что сам по себе дидактический материал, предложенный Фребелем (глина, кубики, палочки, бумага и т. д.), дает возможность бесконечно разнообразить работы детей, создавать в процессе занятий множество предметов детского ручного труда. Родители и воспитатели должны использовать на занятиях с детьми дидактические материалы Фребеля, его методические разработки игр и занятий, указывала Водовозова, причем стремилась показать, как можно использовать в семейном воспитании детей дошкольного возраста дары Фребеля I! его ручные работы из разных дидактических материалов. Примерные занятия с дарами (она называла их “сидячими занятиями”) Водовозова предлагала сопровождать специально подобранными народными сказками, песнями, поговорками, загадками, а также беседами, рассказами и вопросами, наводящими детей на размышления и уточняющими их представления.
Однако методические разработки Е. Н. Водовозовой, изложенные в ее книге “Умственное и нравственное воспитание…”, были подвергнуты острой критике со стороны русских педагогов, в частности со стороны Е. И. Конради, которая справедливо указывала, что на строго регламентированных “сидячих занятиях и подражательных подвижных играх убивается самостоятельность ребенка. Конради правильно указывала, что многие “сидячие занятия”, по существу, отгораживали детей от жизни, давали скудные сведения — самые элементарные понятия о форме, о количестве, о цвете, о разнице и сходстве различных предметов, которые легко могут быть усвоены самими детьми в повседневной жизни: “Все эти понятия ломятся в ум ребенка бесчисленным множеством дверей”. Родители и воспитатели детских садов, по существу, “законопатят все другие двери для получения знаний, если будут проводить дидактические занятия по методике Фребеля, несколько измененной Е. Н. Водовозовой, утверждала Конради.
“Сидячие занятия”, особенно длительные и однообразные, она образно называла “заковыванием детской мысли в колодки произвольно предначертанной программы”.
Как и К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных. Но она рекомендовала выбирать их обдуманно: “Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы или где описываются простые, понятные детям семейные отношения”. Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию. Но сказки надо умело объяснять, считала Водовозова, иначе они могут принести более вреда, чем пользы; при отсутствии объяснения дети останавливают свое внимание на их фантастической форме, могут увлечься одной игрой воображения. В книге “Умственное и нравственное воспитание… Водовозова дала целую серию народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста.
Большой воспитательной ценностью, указывала Е. Н. Водовозова, обладают также басни, для которых характерна простота слога, тщательная художественная отделка, остроумие. Однако, предупреждала она, необходим опять весьма обдуманный выбор их, так как тонкая сатира многих басен недоступна детям дошкольного возраста. При чтении басен следует объяснять детям предметы и явления, которые более всего заняли их воображение, а также объяснять непонятные слова и выражения.
Заслуживают быть особо отмеченными высказывания Е. Н. Водовозовой о методике проведения игр детей. Как и К. Д. Ушинский, она отделяла игру от занятий, считала ее самостоятельной деятельностью детей, содействующей всестороннему развитию.
Е. Н. Водовозова правильно указывала, что благодаря творческому воображению детей различные дидактические материалы, в частности строительные, кубики, лучинки, палочки и т. д., в играх, могут превращаться в игрушки, которые предоставляют детям полную возможность каждый день строить новые конструкции и предметы и играть с ними.
Не отрицая пользы готовых детских игрушек, Водовозова выступала против того, чтобы давать детям слишком много игрушек, так как это рассеивает их внимание. В своей книге она дала обзор наиболее развивающих детских игрушек, употреблявшихся в летнее и зимнее время в играх русских детей.
Мы уже говорили, что Е. Н. Водовозова придавала огромное значение подвижным играм и рекомендовала широко использовать их в процессе воспитания детей. Ею разработаны следующие ценные указания по методике проведения подвижных игр детей: 1) подвижная коллективная игра должна уничтожить сословный, узко семейный элемент, присущий индивидуальным играм детей в семье; 2) в подвижных играх не должно быть повода к азарту; 3) подвижные игры должны сопровождаться развитием находчивости, сообразительности, фантазии, чтобы потом дети сами могли изобретать игры; 4) главное условие при проведении подвижных игр — дать детям как можно более разнообразия, свободы.
Е. Н. Водовозова. занималась и вопросами, эстетического воспитания детей. Она указывала, что пение является одним из средств эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста, развивает его слух, способствует развитию речи. Необходим тщательный отбор детских песен: “По возможности надо выбирать народные песни или написанные в народном духе правильным русским языком на какой-нибудь обыденный предмет, на известное явление детской жизни”. В книге “Умственное и нравственное воспитание… Водовозова предложила 35 детских русских народных песен с нотами, а впоследствии выпустила сборник детских песен, одобренный художественным советом Петербургской консерватории.
Рисование Водовозова рассматривала не только как средство эстетического воспитания, но и как одно из средств подготовки детей к письму. Особо важное значение она придавала рисованию по сетке, которое при условии хорошего выполнения рисунка дает детям много наслаждения. Оно приучает их глубже вникать в форму предметов, в соотношение его отдельных частей, подготовляет к свободному рисованию. Рисование содействует и умственному развитию детей. При рисовании ребенок должен наблюдать форму срисовываемых предметов, приучать глаз к различению световых оттенков, развивать способность живо воспроизводить представление о виденном, т. с. развивать память и воображение, а также развивать навык четко передавать все очертания линий.
Е. Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста главным образом в условиях семейного воспитания.
Источник