Нравственное развитие ребенка по герберту

Нравственное развитие ребенка по герберту thumbnail

«Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса в учении Иоганна Фридриха Гербарта».

Малышева Надежда Викторовна. МКОУ Бобровская СОШ №2

В современном обществе всё чаще поднимается вопрос о нравственной деградации молодёжи. Неуважительное отношение к старшему поколению, пренебрежение к своему образованию и развитию, подмена культурных ценностей, атрофия чувства ответственности, гордость, благородство, честь утратили всякое значение. Таким образом, вырисовывается патологическая картина духовного мира современного молодого человека. Для эффективного решения этой проблемы стоит обратиться к многовековому накопленному опыту философов и педагогов. Одной из крупных философских концепций, которая уделяла внимание этой проблеме, является концепция немецкого философа-идеалиста, педагога и психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) , который в своих трудах репрезентирует педагогику как совокупность обучения, управления и нравственного воспитания. С последним он тесно связывал представление о непрестанном движении человечества вперёд: «без надежды на юношество человеком овладел бы леденящий ужас при мысли, что мир останется навеки таким, каков он есть».

Значительной фигурой гербартианской концепции нравственного воспитания является преподаватель, которого автор наделяет практически неограниченными правами (вплоть до применения телесных наказаний), но призывает «…не воспитывать слишком рьяно, воздерживаться всюду, где это возможно от применения той власти, которая порой гнетёт, подавляет настроение и нарушает радость»1. В качестве средств воспитания Гербарт указывал: одобрение и порицание, строгий распорядок дня, отвлечение внимания детей от всего, что могло бы подействовать на них возбуждающе, соблюдение раз и навсегда установленных правил поведения. Но в тоже время воспитателю предъявляются высокие требования. Человек, которому доверяется взращивание в детских душах нравственности, должен быть чутким, отзывчивым, эрудированным. «От воспитателя я требую науки и силы мышления»2 . Доктор педагогических наук, профессор А.Н. Джуринский отмечает, что согласно Гербарту «овладение педагогикой как наукой и искусством принципиально необходимо для наставника, ибо он всегда, «даже против своей воли… влияет в хорошую или дурную сторону»3. Авторитет воспитателя, который достигается только умственным и нравственным превосходством, должен быть абсолютным. Воспитанник не должен ценить никакого другого мнения, кроме мнения воспитателя. В своей работе «Об эстетическом представлении о мире как главной задаче воспитания» Гербарт подчёркивает, что воспитатель принимает нравственность как факт, природное явление, которое «уже случайно проявилось в душе ребёнка небольшой своей частью и лишь в исключительные мгновенья, но должно сказаться во всём своём объёме, стать постоянным…»4. Задача воспитателя заключается в правильном выявлении закономерностей хода этих явлений и в нахождении путей их модификации. Но подъём до сознающей себя личности должен совершаться в душе воспитанника (в терминах автора «питомца») посредством его же деятельности. Ребёнок должен сознавать себя выбирающим добро и отвергающим зло. Данный процесс Гербарт именует воспитанием характера, воли. А воля, которой овладел практический разум (а не эгоизм), получает название нравственности.

Воспитание же нравственности представляет собой восходящую градацию, где по мере взросления воспитанника, происходит его переход к самовоспитанию, к свободе, к приобретению твёрдого и определенного мнения. Но, как понятно из всего вышеописанного, на каждой ступени этой градации решающую роль философ-идеалист отводит абсолютному авторитету воспитателя. Гербарт разработал шесть путей, иллюстрирующих картину постепенного углубления и расширения нравственного воспитания:

  1. Удерживающее воспитание. На данном этапе задача воспитателя – культивировать послушание, удерживать ребёнка от дурных поступков, установить границы поведения. Здесь активно используются методы управления.

  2. Определяющее воспитание. Воспитатель должен добиваться, чтобы ребёнок старался устанавливать своё поведение на основании своего собственного опыта, а не только по указке учителя.

  3. Воспитание на основе установленных правил поведения, которые вводятся воспитателем только тогда, когда воспитанник становится существом размышляющим, самостоятельным. Данные правила должны быть разъяснены воспитаннику, они должны быть осознаны и поняты «питомцем».

  4. Воспитание путём поддержания в душе воспитанника спокойствия и ясности. Воспитатель должен не допустить развития страстей в воспитаннике, должен укрощать проявление необузданных порывов. Гербарт призывает на данном этапе широко использовать художественное воспитание, заставлять ребёнка заниматься посильным физическим трудом (работа в саду, собирание растений, занятие столярным ремеслом), ограждать от азартных игр, от непригодных для воспитания книг и картин.

  5. Морализирующее воспитание. Предполагается, что на данном этапе воспитанник уже усвоил нравственные принципы, осознал основы правильного и неправильного поведения. Цель воспитателя – укреплять в воспитаннике достижения нравственного воспитания путём одобрения или порицания.

  6. Увещевающее воспитание. Нравственный характер «питомца» в основном сформирован. Деятельность воспитателя постепенно должна начать уступать место самовоспитанию. Он только напоминает воспитаннику о моральных обязанностях, указывает на промахи и помогает в их исправлении, ведь на данном этапе нравственный характер воспитанника уже сформирован.

Лучшим фундаментом нравственного воспитания является ясное и тщательно организованное знание. По мнению Гербарта, нет обособленного процесса обучения и такого же обособленного процесса воспитания. Он объединяет эти два понятия в единый сложный процесс – воспитывающее обучение, ведь попытки воспитывать только путём «встряски чувств» обречены на провал. Основной задачей обучения Гербарт ставит развитие многостороннего интереса, который подразделяется на шесть видов (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный, религиозный). Процесс познания осуществляется двумя путями: натуралистическим и историческим. Преподаватель не должен упрощать и облегчать процесс получения знаний, он должен заинтересовать воспитанника, пробудить в нём желание самостоятельно искать информацию по тому или иному предмету. Прежде всего, Гербарт уделял внимание изучению языков и математике. Языки являются воспитывающим средством, ибо преподавание языков ведёт в область «сочувствия» людям. Математика же – высшая школа добродетели, так как именно она дарует нравственности очевидность и ясность, точность и чёткость.

Читайте также:  Картинки для развития речи ребенка скачать в картинках

Также в процессе нравственного воспитания не последнюю роль играет религия. По мнению Гербарта, религия выводится из чувства зависимости от высшего существа, она требует и порождает «чувство смирения», религия и церковь – одни из важнейших устоев и факторов в жизни человека и общества. Религиозное воспитание должно начинаться рано. Учитель должен пресекать всякое проявление неуважения к религии и церковному культу, даже если это выражается в том, что воспитанник нашёл противоречие между религией и наукой и желает получить разъяснение.

В своей статье, посвящённой И.Ф. Гербарту, А.Ф. Музыченко пишет, что «идеально нравственная личность сообразует все свои действия с требованиями пяти нравственных идей, приближение к которым мы испытываем как красоту воли, нравственную красоту»5. Их всего пять, а именно: идея внутренней свободы, которая делает человека цельным, не имеющим душевного разлада; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая внутреннюю гармонию; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, которая применяется в случае конфликта нескольких воль, и идея справедливости, которая служит руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Эти идеи, по мнению идеалиста и метафизика Гербарта, являются незыблемой основой всеобщей морали. Правильно воспитанный человек, осознавший их, не станет вступать в конфликт с окружающим, у него не возникнет идеи изменить существующий строй, ведь «нравственный вполне и всецело смиренен». Таким образом, «нравственное воспитание, предлагаемое Гербартом, служило, прежде всего, интересам правящих классов и неудивительно, что гербартианство стало чуть ли не официальной педагогикой второй половины XIX века»6.

Осуществление на практике многих пунктов данной концепции в современной общеобразовательной школе могло бы привести к более продуктивному осуществлению процесса нравственного воспитания. В первую очередь, учитель должен начать с себя: насколько он компетентен в своей области преподавания, насколько знаком с искусством педагогики и психологией ребёнка, насколько широк его познавательный кругозор. Именно от авторитета преподавателя зависит и процесс обучения, и процесс воспитания. Со своей стороны родители должны меньше поощрять своё чадо, пресекать всяческие капризы и дурные поступки, контролировать выполнение домашних заданий, должны ограничить доступ к интернету. Ведь следует не забывать, что огромные потоки информации искажают представление ребёнка о мире. Учителю трудно исправить, изменить то, что уже находится в душе ученика и что подкрепляется изо дня в день путём посещения социальных сетей, просмотра телевизора. Только при совместной упорной работе педагога, родителей и самого ребёнка возможно приблизиться к тому идеалу нравственной личности, которую изобразил в совей концепции Иоганн Фридрих Гербарт.

Литература.

  1. Музыченко А. Ф. Иоганн Фридрих Гербарт и его школа // Очерки по истории педагогических учений. – М.. 1911.

  2. Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г. П. Вейсберга. – М, Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940г.

  3. История педагогики/Под ред. Джуринского А.Н. – Москва. «ФОРУМ» – «ИНФРА-М», 1998 г.

  4. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России/ Васильева З.И., Седова Н.В. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 г.

  5. Педагогическая энциклопедия/ под ред. Каирова И.А., Петрова Ф.Н. – М, «Советская энциклопедия», 1964 г.

1 И.Ф. Гербарт. Избранные педагогические сочинения. Т.1./ Под ред. Вейсберга Г.П.-М., 1940. С.168.

2 Там же. С.152.

3 История зарубежной педагогики/Под ред. Джуринского А.Н. – М.: «ФОРУМ»-«ИНФРА-М», 1998.

4 И.Ф. Гербарт. Избранные педагогические сочинения. Т.1./ Под ред. Вейсберга Г.П.-М., 1940. С. 135.

5 Музыченко А.Ф. Иоганн Фридрих Гербарт и его школа// Очерки по истории педагогических учений. – М, 1911. С.152.

6 Педагогическая энциклопедия/Под ред. Каирова И.А., Петрова Ф.Н. – М.: «Советская энциклопедия», 1964.

Источник

Немецкий философ, педагог, психолог, математик Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841) стал первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку. Закончив университет, Гербарт читал лекции по философии и получил звание профессора. Его основные педагогические труды: “Первые лекции по педагогике” (1835), “Общая педагогика” (1806). Воспитание нравственности является системообразующим элементом всей педагогической системы Гербарта и его представлений о гармоническом развитии сил и способностей личности.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 7 лет характеристика

· По Гербарту, цель воспитания может быть обозначена лишь одним словом – “добродетель”. Педагог сформулировал пять этических идей, которые являются основой всеобщей морали:

идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая “внутреннюю гармонию”;

идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль;

идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

· Важную роль в нравственном воспитании Гербарт отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от “высших сил”.

· Основой воспитания И.Ф. Гербарт считал нравственное развитие и становление воли и характера воспитанника. В нравственном развитии ребенка педагог выделял четыре ступени.

Первая ступень – “память воли”, на которой вырабатывается твердый характер по отношению к внешним условиям;

вторая ступень – “выбор”, когда личность учится осознавать положительные и отрицательные стороны того, к чему она стремится;

третья ступень – “принцип”, здесь происходит выработка самосознания, определение принципов, лежащих в основе мотивов поведения;

четвертая ступень – “борьба”, на этой ступени “выстраивается” нравственное сознание.

В результате нравственное развитие должно привести к свободе и создать гармонию между волей и интересами воспитанников.

К нравственному воспитанию в теории И.Ф. Гербарта тесно примыкает управление, задача которого состоит в выработке внешней дисциплины и приучении детей к порядку.

· Основными средствами управления педагог называл надзор, приказание, запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка.

· Вспомогательную роль в управлении он отводил авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь – матери.

· Ключевым понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающее обучение, направленное на развитие многостороннего интереса. Педагог был убежден, что постоянно возбуждаемый и поддерживаемый “энергичным преподаванием” многосторонний интерес создает перспективу для всестороннего развития личности.

· Излагая мысли о воспитывающем обучении, Гербарт старался отграничить логику воспитания и логику обучения. Это не единый процесс: специфические по своим функциям, обучение и воспитание взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Обучение лишь тогда будет иметь воспитывающий характер, когда опирается на интерес ученика.

· возможная классификация интереса в его взаимодействии с познавательной деятельностью. Гербарт выделил шесть видов интереса:

эмпирический – к окружающему миру;

спекулятивный (умозрительный) – к причинам вещей и явлений;

эстетический – к прекрасному;

симпатический – к близким людям;

социальный – ко всем людям; религиозный.

· Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

· По мнению И.Ф. Гербарта, обучение становится развивающим, когда оно организовано особым образом.

· Педагог выделял несколько ступеней обучения:

Ясность(первоначальное ознакомление учащегося с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности);

Ассоциация(установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы);

Система(связь между изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов);

Метод(у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике) которые должны строго следовать друг за другом. Эти ступени составляют четырехкомпонентную структуру традиционного урока.

· основные формы преподавания И.Ф. Гербарт выделял описательное, аналитическое и синтетическое.

· Педагог считал, что развитию мышления учащихся способствуют такие предметы, как древние языки и математика, которые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум.

· Гербарт считал, что ребенок в своем развитии повторяет путь, пройденный человечеством, отсюда он сделал вывод, что ребенку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников. В связи с этим педагог настаивал на необходимости до 14 лет обучать детей в основном языку, литературе и истории античного мира, а также математике и географии.

Дата добавления: 2016-12-04; просмотров: 1886 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Управлениеимеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Первое средство управления — это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако и самый строгий надзор может не дать нужного результата: надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает.

Читайте также:  Мультик развития ребенка 2 года мальчик

Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным. Авторитет и любовь Гербарт считает вспомогательными средствами управления. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.

Обучение.Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает.

Гербарт неправомерно подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияний социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он неправильно считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.

Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие — общественной жизни.

Большое внимание уделял Гербарт проблеме интереса как важнейшему условию и средству успешного обучения. Отвечая на вопрос, как возбудить и поддержать в учениках интерес к учебному материалу, он указывал: «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается». Гербарт считал необходимым так вести преподавание, чтобы навстречу новым впечатлениям, сообщаемым учителем, в душе ученика поднимались вереницей уже имеющиеся у него представления. Усвоение новых представлений на основе имеющегося у учащихся предшествующего опыта он называл апперцепцией. Он придавал ей большое значение в процессе обучения и тесно связывал с ней интерес и внимание.

Гербарт различал следующие виды внимания. Детям сначала присуще примитивное внимание, которое является первым видом непроизвольного внимания. Оно направляется на предмет независимо от воли человека, благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука. Вторым видом непроизвольного внимания является апперцептивное внимание, которое как бы высылает подходящие представления, нужные для усвоения и закрепления новых. От непроизвольного внимания он отличал произвольное внимание, которое зависит от заранее принятого намерения, от усилий самого ученика. Гербарт указывает, что развитие у учащихся произвольного внимания, стремления сосредоточивать серьезные усилия на том, что надлежит выучить, является задачей не только обучения, но также управления и нравственного воспитания.

Нравственное воспитание. Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина — это и условие, и результат воспитания.

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.

В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую».

Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник